1.30M
Категория: ОбразованиеОбразование

Наука. Научная картина мира. Парадигма. Методология научного исследования. Методологическая характеристика исследования

1.

Основы научных
исследований
Курс лекций для студентов ФМИ МГИК,
2019/2020

2.

Лекция №4
Наука. Научная картина мира.
Парадигма. Методология
научного исследования.
Методологическая
характеристика исследования.

3.

Картины мира
Научная картина мира – создается
совокупностью всех наук
Философская картина мира – идеальная
модель мира
Религиозная картина мира – основывается
на вере
Художественная картина мира –
антропоцентрична, нравственно
ориентирована (в основе лежит решение
вечного вопроса о добре и зле)

4.

Парадигма
ПАРАДИГМА (от греч. παράδειλμα – «пример, модель,
образец») — совокупность фундаментальных научных
установок, представлений и терминов, принимаемая и
разделяемая научным сообществом.
ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность
ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых
в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции
в определенный период времени. Находит свое выражение в
научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п.
определенной группы исследователей со специализированной и
сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей
науки и объединенных научным этосом с определенными
нормативно-ценностными установками.

5.

Наука
Нау́ка — область человеческой деятельности,
направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о действительности.
Научные понятия —
это рациональное, выделяющее общее и
существенное в мире объектов.

6.

Критерии научности
Истинность — соответствие объективной
действительности.
Интерсубъективность — общезначимость,
общеобязательность для всех людей.
Системность — имеет строгую индуктивнодедуктивную структуру, взаимосвязанность,
взаимообусловленность всех компонентов.

7.

Предметный и объективный способ рассмотрения мира,
характерный для науки, отличает ее от иных способов
познания.
Г.В. Лейбниц характеризовал математику как науку о
возможных мирах.
В принципе эту характеристику
можно отнести к любой фундаментальной науке.
Постоянное стремление науки к расширению поля
изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним
возможностям их массового практического освоения,
выступает тем системообразующим признаком,
который обосновывает отличие науки
от обыденного познания.

8.

Научная революция
Научная революция (по Т.Куну) – процесс
смены парадигмы.
Научные революции:

9.

Причины научных революций
1. Появление новых объектов
исследования: революция в физике конца XIX века
началась как результат исследования
принципиально нового объекта – микромира.
2. Появление новых средств исследования:
изобретение микроскопа вызвало революцию в
биологии.
3. Появление новых методов исследования:
революция в естествознании XVII века
обусловлена появлением нового метода –
экспериментального.
Революции в науке связаны также с перестройкой
оснований науки (метатеорий).

10.

Научная картина мира
Научная картина мира –
это обобщенный образ
окружающего мира,
совокупность
представлений о
действительности,
объясняющая
реальность в виде
единого целого с точки
зрения взаимно
согласованных теорий.

11.

Научная картина мира – это мировоззренческометодологический синтез.
Методология — это знание о способах организации
деятельности.
Методологический подход – это система знаний,
методов, понятийно-методическая база
исследования, характеризующаяся определенным
аспектом рассмотрения проблем.
В рамках одного методологического подхода могут
существовать ряд разных теорий, взглядов,
положений, имеющих одну и ту же
концептуальную основу исследования.

12.

Исследовательские
(методологические) подходы
I
В первом значении подход рассматривается
как некоторый исходный принцип, исходная
позиция, основное положение или убеждение:
целостный подход,
комплексный подход,
функциональный подход,
системный подход,
личностно-ориентированный подход,
деятельностный подход,
аксиологический подход,
культурологический подход и т.д.

13.

Исследовательские подходы
II
2.Во втором значении исследовательский
подход рассматривается как направление
изучения предмета исследования и
классифицируются по парным категориям
диалектики, отражающим полярные стороны,
направления процесса исследования:
содержательный и формальный подходы;
логический и исторический подходы (логикоисторический и историко-логический
подходы);
качественный и количественный подходы;
феноменологический и сущностный подходы;
единичный и общий (обобщенный) подходы.

14.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ
ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ
В качестве центрального системообразующего
элемента (звена) теории могут выступать:
концепция, идея, единый исследовательский
подход, система аксиом или система
аксиоматических требований и т.д.

15.

Методологическая структура
исследования
ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ
ОБЩЕОТРАСЛЕВЫЕ ТРУДЫ
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩЕПРОБЛЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЧАСТНОПРОБЛЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

16.

Методологическая основа
исследования
В исследовании определяются его
метологически е основы–
философские, общенаучные (музыковедческие,
музыкально-психологические и др.) и
частнонаучные (музыкально-педагогические,
музыкально-исполнительские,
этномузыкологические и т.д.) представления,
служащие фундаментом обоснования концепции
работы.
При этом следует избегать формального подхода к
определению методологических оснований.

17.

Тема: «Предпосылки и психолого-педагогические условия
развития индивидуальных пристрастий учащихся в
процессе музыкального образования»:
-труды в области психологии музыкального восприятия
музыки
Д.К. Кирнарской, В.В. Медушевского,
Е.В. Назайкинского;
-работы в области цвето-музыкальной синестезии
И.Л. Ванечкиной, Б.М. Галева, М.С. Старчеус:
-исследования путей применения цвето-музыкальных
синестезий в области музыкотерапии М. Люшера,
В.И. Петрушина, С.В. Шушарджана, В.М. Элькина,
Б.П. Юсова;
-предположения о психологическом механизме воздействия
искусства и музыки на личность Б.Г. Ананьева,
Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, Е.П. Крупника,
А.В. Тороповой.

18.

Тема: Психолого-педагогические условия развития
внимания у младших школьников в процессе хоровой
деятельности на уроках музыки:
- труды в области общей психологии Е.И. Рогова,
Р.С. Немова;
- исследования в области возрастной психологии
Л.Ф. Обуховой, И.Ю. Кулагиной, В.И. Колоцкого;
- исследования по музыкальной психологии
Г.С. Тарасова;
- работы
в
области
теории
музыкального
исполнительства П.Г. Чеснокова, В.С. Попова,
В.Г. Соколова, А.В. Свешникова, В.Н. Минина;
- труды в области педагогики музыкального
образования О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной,
Н.Л. Гродзенской, Л.М. Жаровой, М.С. Осенневой,
В.С.
Попова,
А.С.
Пономарева,
Г.А.Струве,
П.В.Халабузарь.

19.

Пифагор
«Одним из важных
понятий этики Пифагора было
учение об эвритмии, под
которой понималась
способность человека находить
верный ритм во всех
жизненных проявлениях — не
только в пении, танце и игре на
музыкальных инструментах, но
и в мыслях, поступках, речах.
Через нахождение верного
ритма… античный человек мог
войти в ритм жизни своего
города, а затем и подключиться
к ритму мирового целого —
жизни Космоса, основанной
на законах Вселенской
гармонии» [2].

20.

Цитата:
«Музыка очень благотворно действует на здоровье, если
заниматься ею подобающим образом. Он часто прибегал к этому
важному виду очищения, и действительно этот вид очищения он
называл «лечением музыкой»… У них были мелодии,
сочиненные для разных душевных состояний. Одни мелодии
предназначались как самое действенное средство против уныния
и терзаний, а другие также против раздражения, гнева и против
всякого умственного помрачения разгневанной души; был также
и еще один род музыкального творчества, предназначенный для
ограждения желаний» [1. С. 158].
1. Ямвлих О Пифагоровой жизни [электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/yamvlih-piphagor.htm. (Дата обращения 25.09.2019)

21.

Цитата:
«Музыкальным инструментом у них была лира, потому что
Пифагор считал, что флейты имеют звучание резкое,
напыщенное и совершенно не благородное».
«Что касается его дел, то про Пифагора среди прочего
говорили, что он унял однажды спондеической мелодией,
исполняемой флейтистом, ярость пьяного юноши из
Тавромения, который ночью домогался своей любовницы
перед воротами соперника и намеревался их поджечь. Юноша
был возбужден и распален фригийским напевом флейты,
который Пифагор остановил как можно скорее (он в поздний
час занимался астрономией). Он убедил флейтиста перейти на
спондеический ритм, благодаря чему юноша, сразу
успокоившись, в пристойном виде отправился домой» [1].

22.

Платон
Цитата:
«Могущественность и сила государства напрямую зависят от
того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких
ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа
разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой
музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей
проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо
музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать
души людей сообразными им самим» [3].
3. Музыкальная педагогика и психология: курс лекций
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1742436/. – (Дата обращения
25.09.2019)

23.

Аристотель
Цитата:
«Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в
котором раскрывались представления о внутреннем мире
человека и способах воздействия на него при помощи
искусства. В теории мимесиса была
разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе
зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило
освобождение от болезненных аффектов» [3].
3. Музыкальная педагогика и психология: курс лекций
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1742436/. – (Дата обращения
25.09.2019)

24.

Демокрит и др.
«Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал
слушать музыку при инфекционных заболеваниях… надо было
обязательно слушать магические песни — считалось, что иначе
лекарство действовать не будет» [3].
«В Древнем Китае … «благородный муж» никогда не расставался с
музыкальными инструментами… Известно,
что Конфуций, например, играл на цине в минуты крайней
опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и
самообладание перед лицом смертельной угрозы» [3].
Фома Аквинский: «Известно, что гармония в собственном
смысле слова есть согласованность звуков» [4].
3.
4.
Музыкальная педагогика и психология: курс лекций [электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://studfiles.net/preview/1742436/. – (Дата обращения 25.09.2019)
Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/ сост.
В.П.Шестакова [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://earlymusic.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-25.htm. - (Дата
обращения 25.09.2019)
English     Русский Правила