1.21M
Категория: ИсторияИстория

Учебная картина на уроках истории. Приемы использования

1.

Подготовила ст.гр. И/б-17-1-о
Черткова Н.С.

2.

Учебная картина на уроках истории.
Значительное место среди изобразительной наглядности
занимают учебные картины — это наглядные пособия,
специально созданные художниками или иллюстраторами к
темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было
легко воспринимать с любого места в классе, тематические
коллекции картин делают достаточно большими и выполняют
яркими красками.
По меткому выражению советского методиста В.Н. Бернадского
«картина представляет собой параграф учебника, написанный
кистью».

3.

Учебная картина на уроках истории.
Наибольшую ценность для развития образности представляют картины
(репродукции).
Репродукция – «воспроизведение и размножение изображения (рисунка,
картины, чертежа, печатного текста) полиграфическими средствами или
фотографическим способом».
Демонстрируемые на уроке картины должны быть больших размеров и с
четкими изображениями. При отсутствии в школе таких репродукций
возможна демонстрация картин на экране (при наличии соответствующих
диапозитивов и диапроектора).
Картина используется на всех видах занятий. Выбор определяется тем,
насколько широк и глубок охват изображенных на ней исторических
событий, насколько изображение соответствует теме и будет способствовать
ее раскрытию.

4.

Учебные картины подразделяются на событийные,
типологические и культурно-исторические.
Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще
всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа.
Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление
Жанны д’Арк в Орлеан», Т.И. Ксено- фонтова «Бой Спартака с римским отрядом».
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические
факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время
такие картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе
князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести
к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь
рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции
католической церкви XVI в.
Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками
материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и
архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные
механизмы и принципы их работы.

5.

На уроке картина используется с различными
целями:
как исходный источник знаний или как зрительная опора в
рассказе учителя;
как иллюстрирование изложения рассказа или как средство
закрепления.
Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу
несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей
архитектурных памятников в разные периоды истории. Как
правило, изложению содержания новой для учеников картины
отводится основное время на уроке.

6.

А.А. Вагин выделил пять способов применения
картины на уроке истории: сюжетное изображение в
сочетании с рассказом, изучение деталей на картине,
анализ картины с целью серьезных обобщений,
эмоциональное воздействие на учащихся во время
просмотра, дополнительный информативный ряд.
Д.Н. Никифоров указывал на целесообразность
сочетания работы с картиной и документами,
художественной литературой, условно-графическими
средствами, иллюстрациями учебника.

7.

Учебная картина на уроках истории.
Методисты И.В. Гиттис, Н.В. Андреевская, А.А. Вагин определили
различные временные методические моменты в использовании картины на
уроках. Она может стать отправным моментом урока, его завязкой, тогда все
изучение нового материала строится вокруг нее.
Для иллюстрации и деталиции объяснения картина может быть включена в
процесс изучения нового материала по ходу изложения. Тогда она может
быть одномоментно продемонстрирована и вновь убрана. Также картина
может служить средством обобщения и закрепления материала, она
демонстрируется в конце урока или при закреплении новых знаний.

8.

Учебная картина на уроках истории.
Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению
рассказов и написанию сочинений. Другим вариантом работы с картинами могут
стать логические задания на анализ, сравнение, синтез материала картины.
Овладевая способами такой деятельности, ученики приобретают умение
рассматривать произведения живописи. Тогда возможны и творческие задания по
картине.
Методисты И.В. Гиттис, В. Н. Вернадский, А.А. Вагин описывают различные
приемы работы по картине. Учитель показывает картину, а учащиеся называют
все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных
элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и
инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было
раньше того момента, который изображен на картине, или позже.

9.

Вывод
Таким образом, при работе с картиной учащиеся приобретают
умение ее анализировать; извлекать из нее знания; использовать
картину в своем рассказе и самостоятельно строить до ней
рассказ.
Для отработки умений можно привлекать на урок несколько
картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного
материала, особенно впервые используемого, ослабит
интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы
перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.

10.

Список литературы:
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие
для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. —
176 с.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч.1. – 304 с.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
Учебник для ВУЗов.- М., ВЛАДОС, 2003. – 238 с.
English     Русский Правила