Похожие презентации:
Медицина в России в конце 19 – начале ХХ века
1. Медицина в России в конце 19 – начале ХХ века
2. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
В 1864 г. в России началась земскаяреформа, вводившая новые органы
самоуправления в сельской местности.
До 1864 года медицинская помощь
сельскому населению России практически
не оказывалась. Больницы были в
основном в губернских и уездных городах.
3. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
Земская медицина в России возникла, вместе свведением земского самоуправления в 34
центральных губерниях (1864 г.), т.е. пришла на
смену медицине приказов общественного
призрения.
Опасность возникновения эпидемий и высокая
смертность среди трудоспособного населения
представляли собой существенные проблемы,
стоявшие перед земскими администрациями.
Уездные земства стали приглашать врачей,
расходы на здравоохранение составляли до 40%
всех расходов земств.
4. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
В развитии земской медицины выделяются дваосновных периода.
Первый период (около 20 лет) - в оказании
медицинской помощи крестьянскому населению
преобладала разъездная система (в 134 уездах).
Радиус врачебного участка составлял около 39
верст; количество селений, обслуживаемых
одним врачебным участком - до 350;
численность населения на одном врачебном
участке – до 100 тыс. человек.
5. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
По меткому выражению профессорагигиены Казанского университета М.Я.
Капустина "... врач всегда везде, а
больные никогда не знают, где найти
врача".
Народ отрицательно относился к
больницам, к лечению. Он рассуждал так:
"... доктор -это барский лекарь: фельдшер
- это наш, мужицкий лекарь".
6. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
В это время в сельской местностигосподствовала система фельдшеризма оказание медицинской помощи крестьянскому
населению фельдшерами (так называемыми
ротными фельдшерами), не окончившими
фельдшерских школ, а приобретшими знания и
навыки на войне, т.е. санитарами.
Больницы называли "морилками", а врача бездушным чиновником и взяточником.
Ограничивала доступность медицинской помощи
сельскому населению платность лечения.
7. Основные задачи земской медицины
«... 1. Устранение причин заболеваний —общественная гигиена.
2. Доставление пособия заболевшим
—общественное врачевание.
3. Обеспечение существования
неимущих —общественное призрение».
(из доклада на съезде земских врачей представителя
Полтавского земства)
8. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
Постепенно разъезднаясистема через
промежуточную форму смешанную систему перешла на
стационарную систему,
(после 35 лет
существования земства).
Земские больница и
аптека.
Фото начала ХХ века.
9. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
Во второй период 138 уездов перешли насистему стационарных участков, тогда как
разъездная система сохранилась лишь в 2
уездах; радиус врачебного участка уменьшился
до 17 верст; количество селений,
обслуживаемых врачебным участком, снизилось
более чем в 3 раза ( до 105), а численность
населения на одном врачебном участке
уменьшилась почти в 3,5 раза (до 25- 28 тыс.
чел.).
Исчезал фельдшеризм - увеличилось число
врачей на селе.
В большинстве земств медицинские учреждения
оказывали помощь бесплатно.
10.
Был создан институт санитарных врачей иустановлено их число: один губернский и по
одному на уезд.
Первым земским санитарным врачом в России
стал И.И. Моллесон. в 1871 г. в Пермской
губернской.
Сначала санитарный врач в земстве, как
правило, выделялся из участковых врачей. Он
брал на себя в дополнение к основным
лечебным еще ряд организационных функций.
11. В функции земского санитарного врача входило:
1) составление к очередным земскимсобраниям отчетов о состоянии
медицинского дела в уезде и сто ближайших
задачах или подготовка материалов для этих
отчетов;
2) медико-статистическая обработка данных
о заболеваемости в уезде и обращении
населения за медицинской помощью;
3) разработка вопросов о строительстве
новых лечебных учреждений, оборудовании
их и т. п.
12. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
В начале 20века в земской медицинескладывается санитарная организация,
появляется санитарная статистика.
Проводится санитарное описание местности,
изучается заболеваемость населения (И.И. Моллесон,
Е.А. Осипов, П.И. Куркин),
описание условий жизни и труда населения (Н.И.
Тезяков, П.Ф. Кудрявцев),
создаётся организация по распространению
гигиенических знаний (А.П. Воскресенский, А.В.
Мольков).
В этот период времени городская и фабричнозаводская медицина отставали от земской.
13.
Одной из важнейших задач земской медициныявлялась борьба с эпидемиями. Необходимо
было собирать и обрабатывать сведения о
движении эпидемий, заболеваемости
инфекционными болезнями, строительстве
заразных бараков.
В 1894 г., по неполным официальным данным,
от оспы, скарлатины, дифтерии, кори, тифов и
дизентерии умерло 550 500 человек. Смерть от
инфекционных болезней составляла в разные
годы 30—40 % общей смертности.
14. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
Во второй период земской медицины начинаетсяспециализация врачей.
В земской медицине получила яркое выражение
передовая черта отечественной медицины санитарно-гигиеническая, профилактическая
направленность.
России принадлежит приоритет в создании
участкового принципа медицинского
обслуживания, а земская медицина
представляла в целом передовую форму
организации медицинского дела по сравнению с
состоянием медицины на селе в других странах.
15. РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ
Развитие промышленности и успехиестествознания способствовали развитию
экспериментальной гигиены.
Становление научной гигиены в России
проходило во второй половине XIX в. Её
основоположники - А.П. Доброславин и
Ф.Ф. Эрисман.
16. АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ДОБРОСЛАВИН (1842-1889)
В 1868 г он защитил докторскуюдиссертацию, а затем в течение
2-х лет работал в Германии в
лабораториях А. Виртца, М.
Петтенкофера и К. Фонта.
Возглавил первую в России
кафедру гигиены в
Петербургской медикохирургической академии (1871).
При кафедре была создана
первая экспериментальная
лаборатория.
17. АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ДОБРОСЛАВИН (1842-1889)
Он является автором первых в России учебниковгигиены: "Гигиена. Курс общественного
здравоохранения, (1882-1884) и "Курс военной
гигиены" (1885-1887).
Доброславин занимался изучением обмена
веществ, гигиеной питания и военной гигиеной.
В течение 10 лет был редактором научнопрактического журнала "Здоровье" (1874-1884).
18. ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ ЭРИСМАН (1842-1915)
Швейцарец попроисхождению, окончил
медицинский факультет в
Цюрихе, в 1869 г. приехал в
Россию.
В 1882 г. он создал в
Московском университете
вторую в России кафедру
гигиены.
19. ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ ЭРИСМАН (1842-1915)
В 1879 г. Московское земство приглашает Ф.ФЭрисмана для проведения углубленного
санитарно-гигиенического обследования фабрик
и заводов.
В течение 6-ти лет (1879-1885) он и его
сотрудники обследовали 1080 предприятий с
общим числом рабочих 114 000.
Результаты работы опубликованы в
"Материалах по Исследованию фабрик и
заводов Московской губернии" (1890) - 19 томов
на более чем 6 000 стр.
20. ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ ЭРИСМАН (1842-1915)
Ф.Ф. Эрисман писал: " ... я считаю гигиенусамостоятельной наукой, имеющей свои
собственные задачи и цели в нераздельной
связанной с медициной" и далее он говорил;
"Заявите, что гигиена не есть наука об
общественном здоровье… - и перед вами
останется призрак пауки, ради которого и
трудиться не стоит.
... Лишите гигиену её общественного характера,
и вы нанесёте ей смертельный удар, превратите
ее в труп, оживить который вам не удастся
никоим образом".
21.
Архиепископ Лука(в миру — Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий); 27
апреля (9 мая)
1877, Керчь — 11 июня 1961,
Симферополь)
22. Детство и юность.
Родился 27 апреля 1877года в Керчи в семье
провизора
После окончания
гимназии и Киевского
художественного училища
учился живописи в
Мюнхене в частной школе
профессора Книрра.
В 1898 году стал
студентом медицинского
факультета Киевского
университета
23.
Учился В.Ф.Войно-Ясенецкий в университете хорошо, успешносочетал учебу, самостоятельную исследовательскую работу по
топографической анатомии и хирургии и общественную работу
старосты группы.
Сокурсники решили, что он готовит себя к аспирантуре и
карьере ученого и уже на втором курсе пророчили ему скорое
профессорское звание.
Поэтому оканчивая университет осенью 1903 года, после
блестяще сданных выпускных экзаменов и получения диплома с
отличием Валентин страшно обескуражил сокурсников
заявлением, что его жизненный путь - это путь земского
врача.
24.
«Я изучал медицину сисключительной целью быть
всю жизнь деревенским мужицким врачом, помогать
бедным людям», - писал в
мемуарах святитель Лука.
25. Труд нелегкий в земских больницах.
Земский врач В.Ф. Войно-Ясенецкий проводит операцию.26.
В годы русско-японской войны работал хирургом всоставе медицинского отряда Красного Креста в
военном госпитале в Чите.
Там же женился на Анне Васильевне Ланской,
сестре милосердия — дочери управляющего
поместьем на Украине.
«Она покорила меня не столько своей красотой,
сколько исключительной добротой и кротостью
характера».
27. Супруга В.Ф. Войно-Ясенецкого Анна Ленская.
28.
Работал земским хирургом в г. АрдатовСимбирской губернии, в с. Верхний Любаж
Фатежского уезда Курской области, в городке
Фатеж,
В 1909 году В.Ф.Войно-Ясенецкий переехал из
Фатежа в Москву, где поступил экстерном сначала в
клинику профессора Дьяконова - основателя журнала
"Хирургия", а потом - и в Институт
топографической анатомии и оперативной
хирургии.
29.
В 1915году в Петербурге вышла первая книга В.Ф.Войно-Ясенецкого "Регионарная анестезия", которую
он представил и защитил в качестве докторской
диссертации в 1916 году, после чего получил степень
доктора медицины.
За эту книгу В.Ф. Войно-Ясенецкому была
присуждена крупная премия от Варшавского
университета с денежным вознаграждением 900
рублей золотом.
Но вознаграждения он, к сожалению, не получил по
чисто техническим причинам: "Не смог
предоставить в Варшавский университет
требуемого количества экземпляров" книги, которая
после опубликования мгновенно разошлась.
30.
После защиты диссертации В.Ф.ВойноЯсенецкий продолжал заниматьсяпрактической хирургией в с. Романовка
Саратовской области, а затем в г.
Переяславль-Залесский.
С марта 1917-го — главный врач городской
больницы Ташкента.
31.
В октябре 1919 года по ложному доносуслужителя больничного морга Валентин
Феликсович был арестован и едва не расстрелян.
Арест вызвал шок у тяжело больной жены,
которая через несколько дней скончалась в
возрасте 38 лет, оставив на руках мужа четырех
малолетних детей.
32.
В конце 1920 года Валентин Феликсовичприсутствовал на епархиальном собрании, на
котором он произнес речь о положении дел в
Ташкентской епархии. Это выступление произвело
большое впечатление на слушателей.
После собрания правящий архиерей - епископ
Ташкентский и Туркестанский Иннокентий отвел профессора в сторону и, восторгаясь глубиной
и искренностью его веры, сказал: "Доктор, вам надо
быть священником!"
33.
«У меня никогда и мысли небыло о священстве, но
слова Преосвященного
Иннокентия я принял как
Божий призыв
архиерейскими устами и,
минуты не размышляя,
сказал: "Хорошо, Владыко!
Буду священником, если это
угодно Богу!»
34.
В феврале 1921 года рукоположен в диаконы, ачерез неделю в священники.
Будучи священником, он оставался профессором
медицины и читал лекции по топографической
анатомии и оперативной хирургии в рясе и с
крестом на груди. Оставаясь главным хирургом
Ташкентской городской больницы, служил по
воскресеньям в соборе.
Перед операцией он всегда творил молитву
ставил на теле больного йодом крест и только
потом приступал к делу.
35.
31 мая 1923 года рукоположен во епископа сименем святого апостола Луки, а через
неделю арестован по обвинению "в связях с
оренбургскими казаками и в шпионаже в
пользу англичан через турецкую границу"
36. Пострижение Луки в епископы и Архиепископы.
Архиепископ Лука в окружении паствы37. Аресты и ссылки врача – богослова.
1937 год. Ведется следствие.Фотография
из следственного дела
38.
Прошёл по этапу Ташкент — Москва —Енисейск — Туруханск — деревня
Плахино (между Игаркой и Дудинкой).
В ссылке Владыка консультирует больных,
оперирует. Однажды он вернул зрение целой семье
слепцов, страдавших катарактой. Из семи человек
шестеро стали видеть. Но в "награду" за
бескорыстное служение народу городское начальство,
подстрекаемое завистниками-врачами, арестовало и
отправило епископа ещё дальше в деревню из восьми
дворов с названием Хая.
39.
В январе 1926 -го вернулся в Ташкент.6 мая 1930 года был снова арестован по
обвинению в выдаче "ложной справки о
самоубийстве" и этапирован в Архангельск.
Освобождён в мае 1933 года.
40.
Весной 1934 года заболеваетредкой болезнью,
сопровождавшейся отслоением
сетчатки глаза, после неудачной
операции он слепнет на один
глаз.
В этом же году, наконец,
удается издать "Очерки гнойной
хирургии", ставшие настольной
книгой для нескольких
поколений хирургов.
41.
24июля 1937 г. арестован в третий раз
по обвинению в шпионаже в пользу
иностранной разведки.
В тюрьме Владыку допрашивают
конвейером (13 суток без сна), с
требованием подписать протоколы. Он
объявляет голодовку (18 суток),
протоколов не подписывает.
42.
Послемногомесячных пыток и
издевательств в декабре 1937 года
епископа осудили и отправили в
пятилетнюю ссылку в Красноярский
край, село Большая Мурта. Там ему
дали возможность работать хирургом
в районной больнице, так как совсем не
было специалистов.
43. Последняя ссылка Архиепископа Луки. Деревня Большая Мурта.
44.
С марта 1940-го работает хирургом вссылке в Большой Мурте,
С октября 1941 года — консультант всех
госпиталей Красноярского края и главный
хирург эвакогоспиталя (в красноярской
школе №10, где располагался один из
госпиталей, в 2005 г. открыт музей).
В 1942 году читает курс лекций по военнополевой хирургии студентам Красноярского
медицинского института.
45. Великая Отечественная война.
Проф. Войно-Ясенецкий – хирург-консультант медицинскогоэвакуационного пункта 49
Красноярск
46.
Осенью 1942-го возведён в сан архиепископа иназначен на Красноярскую кафедру.
В начале марта 1943 года святитель добился
открытия маленькой кладбищенской церкви в
Николаевке, предместье Красноярска.
Из города до этой церкви пять-семь километров,
куда почти год он ходил пешком.
47.
1944 году — пишет монографию«О течении хронической эмпиемы»
и книгу «Поздние резекции
инфицированных огнестрельных
ранений суставов».
С февраля 1944-го архиепископ
Лука возглавляет Тамбовскую
кафедру. В феврале 1945-го
награждён патриархом Алексием I
правом ношения на клобуке
бриллиантового креста. Пишет
книгу «Дух, душа и тело» (впервые
опубликована в издательстве
«Жизнь с Богом», Брюссель, 1978).
48.
В 1946 году В.Ф.Войно-Ясенецкому была присужденаСталинская премия Первой степени за
опубликованные труды "Очерки гнойной хирургии" и
"Поздние резекции при инфицированных ранениях
больших суставов" с очень большим денежным
вознаграждением.
Сталинскую премию он почти полностью
пожертвовал сиротам и вдовам воинов, павших в
Отечественной войне.
В конце войны награжден медалью "За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
49.
Владыка Лука со значком Сталинской премии 1й степени.1946г.
50.
26мая 1946 года Преосвященный Лука,
несмотря на протесты тамбовской
паствы, переведён в Симферополь и
назначен архиепископом Крымским и
Симферопольским.
В Тамбове его именем названа Вторая городская
больница. При этой же больнице создан музей
архиепископа Луки и в 1994 году ему установлен
памятник.
51. Духовная жизнь и проповеди архиепископа Луки.
«А в служении Богу – вся моя жизнь,ибо глубока моя вера.»
Из письма свт. Луки сыну Михаилу.
Богослужение в кафедральном СвятоТроицком соборе г. Симферополя.
52.
Болезнь глаз прогрессировала, сначалаотказал один глаз, а в 1958 году наступила
полная слепота.
Однако даже такой недуг не мешал Владыке
совершать Божественные службы.
Ослепший архипастырь, также продолжал
управлять Симферопольской епархией в
течение трех лет и иногда принимать
больных, поражая местных врачей
безошибочными диагнозами.
53. Закат жизни Архиепископа Луки, профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Владыка Лука в день 80-летия.54. Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших..
Рака с мощами святителя Луки в Свято-Троицком соборе г.Симферополя.
55. Причисление Профессора медицины к лику святых.
56.
22 ноября 1995 г. архиепископ Симферопольский иКрымский Лука определением Синода Украинской
Православной Церкви причислен к лику местночтимых
святых. Канонизирован как местночтимый святой
Красноярской епархией.
В 1996 г. состоялось обретение святых останков
архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают
в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.
В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной
Церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме
новомучеников и исповедников Российских.
Почитается, как святой, и другими Церквями, в
частности, Греческой Православной Церковью.
57.
ОпределениемПоместного Собора
Русской православной
Церкви от 13-16 августа
2000 г. установлено
всероссийское почитание
памяти
Священноисповедника
Луки.
58. Бессмертное наследие архиепископа-хирурга по медицине и богословию.
Бессмертное наследие архиепископахирурга по медицине и богословию.Святитель Лука соединил в своей личности
несоединимое – веру и знание, религию и науку.