Похожие презентации:
Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия
1.
Магнитогорский государственный технический университетим. Г.И. Носова
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Индо-буддийский тип культуры:
проблема религиозного
взаимодействия
НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорск, 2017
1
2.
ПЛАН:1. Материальная и духовная культура индобуддийского Востока: общая характеристика
2. Религия в индо-буддийской культуре
3. Этика в индо-буддийской культуре
4. Особенности искусства индо-буддийского
Востока
2
3. 1. Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика
1. Материальная и духовная культура индобуддийского Востока: общая характеристика• По своим
размерам Древняя
Индия
превосходила
другие
древневосточные
государства и
отличалась
разнообразием
природных
условий,
благоприятным
для земледелия
климатом.
3
4. Древняя Индия: климатические условия
На значительной части территории числоосадков достигало 700 мм в год и позволяло
выращивать без искусственного орошения
даже хлопок и такие влаголюбивые культуры,
как рис, сахарный тростник и джут.
4
5. Древняя Индия: хлопкоткачество
Индия, вероятно, была первой страной, освоившейхлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии
предметом экспорта на протяжении нескольких
тысячелетий.
5
6.
• Кроме земледелия широкое развитиеполучили ремесла и торговля. На это
указывает большое число гирь, найденных
при раскопках.
6
7. Древнеиндийские города
• Данныеархеологических
раскопок
свидетельствуют о
том, что
древнеиндийские
города достигали
больших размеров,
население могло
доходить до 100 тыс.
• Застройка городов
производилась скорее
всего по плану: улицы
были параллельные и
пересекались под
прямым углом.
Хараппа
7
8.
• По архитектурездания довольно
просты, но вполне
благоустроены.
• Так, система
городской
канализации в
Мохенджо-Даро
является одной из
самых совершенных
на Древнем Востоке.
Хараппа
8
9. Мохенджо-Даро
910. Особенности застройки древнеиндийских городов
• При домах имелись специальныеотстойники, откуда вода через подземные
каналы, выложенные кирпичом, выводилась
за пределы города.
• В городах находились административные
здания: дом правителя, крытый рынок,
культовые сооружения и др.
10
11. Мохенджо-Даро
1112.
• Различия в уровнеблагоустройства жилых
домов, а также разница
между богатыми и
бедными
захоронениями
свидетельствуют о
значительном
социальном
расслоении.
• Хорошо налаженная
городская жизнь,
которой могла
руководить лишь
сильная администрация,
говорит о
существовании мощного
государства с развитым
аппаратом управления.
12
13. Становление государства
• К середине I тыс. дон.э. на территории
Индии образуется
несколько десятков
государств,
большинство из
которых
монархические или
олигархические
республики. Во главе
стоял царь (раджа) –
верховный
распорядитель
государственного
имущества, в первую
очередь земли.
Он же командовал войском и считался главным
защитников дхармы (правил добродетельной жизни).
Власть царя передавалась по наследству и носила
13
сакральный характер, однако не была деспотичной.
14. Раджасабха
• Даже в эпоху империиМаурьев при царе
существовал совет
Раджасабха, куда
входили крупные
сановники и знатные
горожане.
Особенностью всех
древневосточных
обществ было
сословное деление,
но в Древней Индии
оно отличалось
особой жесткостью и
прочностью.
14
15.
1516. Древняя Индия: кастовый строй
• Это находило свое выражение в деленииобщества на варны – сословия, имеющие
кастовый характер.
Всего было четыре варны:
– брахманы – члены жреческих родов,
– кшатрии – воины,
– вайшьи – рядовые свободные
общинники,
– шудры – относящиеся к нижнему слою
общества.
16
17.
1718.
• Принадлежность к варнам определяласьрождением и наследовалась.
• Браки между членами различных варн не
считались законными, в особенности если мужчина
принадлежал низшей варне, а женщина – к
высшей.
• Особенностью кастового деления общества в
Древней Индии было противопоставление
первых трех высших варн четвертой,
состоявшей из чужаков, пленников, а также
лишившихся земли и помощи сородичей
общинников.
• Шудры подвергались ряду ограничений в
религиозном культе (им запрещалось читать Веды
и даже слушать их), а также в общественной
жизни.
18
19. Социальное расслоение
1920. Кастовое деление общества
Кастовое деление общества представлялособой систему социального и
внеэкономического принуждения,
обеспечивавшую:
сохранение привилегий высших варн,
сословную солидарность,
организационную структуру при всех
возможных колебаниях в соотнесении
сил при политических изменениях в
условиях этнической пестроты.
20
21.
2122. Слой общинного крестьянства
• Характерным для общественного строяИндии было существование на протяжении
всего периода древности многочисленного
слоя общинного крестьянства.
Это был слой свободных тружеников.
• В наиболее освоенных районах Индии
земля была частной собственностью,
хотя община контролировала ее
использование.
22
23. Культивирование риса
2324. Мировосприятие и религиозные верования
• Как и другие народы древности, индийцыполагали, что жизнь природы и человека
зависит от богов (дэвов) – существ,
подобных людям, но превосходящих их
могуществом.
• Наряду с дэвами признавались и другие
божества – асуры, игравшие меньшую
роль.
24
25. Асуры и дэвы
2526. Учение о карме
• В ведической религии одним из основополагающихбыло учение о карме.
• По представлениям древних индийцев, тело
смертно, душа вечна, после смерти она
переселяется в другое тело, в зависимости от
поведения человека в прошлой жизни.
• Понятие карма («действие») означает не
только поведение, но и воздаяние, с которым
оно составляет единство.
• Душа добродетельного человека возрождается
среди более высоких людей, а греховного – среди
низших.
• Главный путь к хорошей карме – строгое
соблюдение ритуала и своего места в системе
варн, так как эта система божественного
происхождения подробно представлена в Ведах –
сборнике религиозных гимнов, ритуалов.
26
27. Веды
2728. Священные тексты
• Наряду с Ведами существовали и другиесвященные тексты, содержащие сведения,
необходимые для понимания отношений
между богами и людьми.
• Это эпические поэмы «Махабхараты» и
«Рамаяна».
28
29. Эллора, храм Кайлаш, сцены из «Махабхараты»
2930. Пещерный храм Эллоры. Демон Равана трясет гору Кайлас
3031. Веды и Упанишады
• Веды были своеобразной формой религиозномифологического осмысления мира и содержали многиемифы и сказания о происхождении вселенной, человека,
возникновении варн, государства.
В более поздней литературе, особенно в Упанишадах,
комментариях Вед, содержатся попытки переосмыслить
религиозные верования, свести их в единую религиозную
систему – брахманизм.
• Упанишады ищут ответ на вопрос о том, каково же начало,
от которого родятся все вещи, чем они поддерживаются и
куда возвращаются.
Этим начальным принципом является Брахман –
интуитивно постигаемая действительность, а
всякая бесконечно изменчивая картина мира – майя,
самовыражение Брахмана.
• Человек как отдельная личность должен стремиться к
освобождению из рабства чувственного и индивидуального,
31
чтобы слиться со всеобщим и изначальным.
32. Упанишады
3233. Религиозно-философские школы
• Таким образом, начав сосмысления отношений
между богами и людьми,
древние индийцы пришли
к рассуждениям о
соотношении между
природным и
сверхприродным,
духовным и
материальным, т.е.
вышли на определенный
уровень абстрактного
мышления, что должно
было неизбежно привести
к появлению религиознофилософских школ,
затрагивающих
различные стороны
мировоззренческого
отношения человека к
миру.
• К этим школам
относятся: Санкхья,
Веданта, Йога, Ньяя,
Вайшешика, Миманса.
33
34. 2. Религия в индо-буддийской культуре
• Ведизм – древнейшая религия в СевернойИндии, предшествовавшая брахманизму и
положившая наряду с ним начало индуизму
(её догматы, риторика, символика и т. п.
изложены в «Ведах»).
34
35. Характерные черты ведизма
• Характерная черта ведизма– обожествление сил
природы, часто в
мифологических образах, а
также генотеизм (термин,
введенный в употребление
Максом
Мюллером,обозначает
такое состояние
религиозного сознания, при
котором из пантеона
многочисленных богов или
божеств почитается или
выделяется один самый
могущественный, Бог).
• Большое значение имеют
магические обряды.
• Была хорошо развита
ритуалистика,
существовали различные
типы жрецов.
35
36. Веды
• Веды (санскр. वेद, véda – «знание», «учение») – сборниксамых древних священных писаний индуизма на санскрите.
• Веды относятся к категории шрути («услышанное»),
и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и
используются в различных религиозных ритуалах.
Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр,
к которым примыкают брахманы, араньяки, упанишады –
тексты, являющиеся комментариями к ведийским
самхитам.
• На протяжении многих веков Веды передавались устно в
стихотворной форме и только гораздо позднее были
записаны. Индуистская религиозная традиция считает
Веды апаурушея – несотворёнными человеком, вечными
богооткровенными писаниями, которые были даны
человечеству через святых мудрецов. Существует четыре
Веды:
Ригведа – «Веда гимнов»;
Яджурведа – «Веда жертвенных формул»;
Самаведа – «Веда песнопений»;
Атхарваведа – «Веда заклинаний».
36
37. Иллюстрация 1
3738. Ведийский пантеон
• Наиболее почитаемыми богами ведийскогопантеона были Варуна, Индра, Агни и
Сома. Объективное изучение ведизма в
чистом виде практически невозможно.
• Единственным документом для изучения
ведийской религии являются ранние части
Вед.
Чёткой иерархии богов также не существует.
38
39. Агни
• Агни – бог огня,доставлявший жертву
небесным богам. В силу
важности для ритуалов,
занимал центральное
место в ведийских
гимнах.
• Огненные
жертвоприношения
(хома, агни-хотра и др.)
играли ключевую роль в
ведийской религии.
39
40. Индра
• Индра – богвоитель.Важное место
в Ригведе
занимает
мотив
космического
подвига Индры
– убийства
змея Вритры,
«сковавшего
воды».
40
41. Пуруша
• Пуруша – гигантскийпервочеловек.
• Пуруша был принесён в
жертву богами древности
(садхьями), а из частей его
тела была создана
Вселенная.
• Поэтому основа ведического
культа – жертвоприношения,
сопровождавшиеся сложным
ритуалом, который
выполнялся брахманами.
41
42. Пуруша
4243. Варуна
• Варуна –бог нижнего
мира и
правосудия,
карающий за
грехи.
43
44. Митра
Митра – брат Варуны, солнечный богдоговора и дружелюбия.
44
45. Сома
• Сома – божество,равное Агни.
• Бог-напиток,
приготовленный из
сока растения.
Подобный
опьяняющий
напиток
возливается в огонь
в процессе
жертвоприношения.
45
46. Яма
• Яма – солнечныйбог смерти.
Первый умерший
человек,
проложивший путь
в царство мёртвых
и ставший его
царём. Обитает в
жилище из света,
куда после смерти
попадают
праведники и сами
становятся
богами.
46
47. Брахманизм
• Брахманизм – древнеиндийская религия,сложившаяся IX – VIII вв. до н.э., признающая трёх
верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.
47
48. Брахма
4849. Вишну
Вишну лежит на змее Шеша (Аманта)49
50. Шива
анцующий бог Шива, бронза50
51. Эллора, храм Кайлаш, Шива
5152. Брахман
• Название получил от сборника ритуальных текстов– Брахман.
• В основе вероучения брахманизма лежало представление
об одушевлённости природы и о перевоплощении всех
живых существ.
• Возрождение души в той или иной новой телесной
оболочке происходит как воздаяние (карма) за
добродетельность или греховность предшествующей
жизни; в первом случае душа возрождается в теле
человека более высокого общественного положения или
даже небожителя, во втором – низкого обществ, положения
или даже в животном или растении.
• Критерием оценки поведения человека было выполнение
или нарушение им дхармы – определённого образа жизни,
установленного якобы Брахмой для каждой варны.
• Брахманизм освящал общественное неравенство,
объявляя деление общества на варны установлением
52
богов.
53. Варны
5354.
В брахманизме решающее значение
придавалось обрядам – сложному
ритуалу жертвоприношений богам,
поминальных приношений предкам и
т.д.
Точное исполнение ритуала чтения
священных текстов на непонятном для
народа языке (санскрите) требовало
длительного обучения; это
способствовало росту значения
брахманов (духовного сословия).
Весьма стойким было представление о
ритуальной чистоте, нарушение которой
требовало обязательных очистительных
обрядов.
Брахманизм развивал представление о
способности человека посредством
аскетических подвигов добиться
благоволения богов и приобретения
сверхъестественных способностей.
В борьбе с буддизмом и под его
влиянием Б. в I тысячелетии н. э.
трансформировался в индуизм.
54
55. Индуизм
• Индуизм – одна из наиболеераспространённых религий в Индии,
сложившаяся на основе идей ведизма и
брахманизма.
• Индуизм возник в Индии в период времени
между I и V вв. н.э. В индуизме существуют
разные конфессии и разные боги в них
почитаются как верховные. Но ни в одной из
них верховным богом не считается Брахма.
• Непризнание Брахмы верховным богом
составляет главное отличие индуизма от
55
брахманизма.
56. Четыре основных положения индуизма
• В вероучении индуизма можно выделить четыреосновных положения:
– о священных книгах,
– о сверхъестественных существах,
– о душе,
– о загробной жизни.
• В индуизме в качестве священных почитается большое
количество книг-томов, которые делятся на две группы.
• Первая группа называется шрути («услышанное»),
вторая – смрити («запоминаемое»).
• Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в
особом смысле: книги-шрути никто не создавал, они
возникли сами собой вместе с возникновением богов.
Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые
находились в головах богов.
• Боги чудесным образом передали эти знания риши
56
(мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.
57. Священные книги индуизма
По своему содержанию книги делятся насемь групп:
• 1. Веды («Знание»);
• 2. Брахманы («Отражение воли
Брахмы»);
• 3. Араньяки («Лесные книги»);
• 4. Упанишады («Тайное учение»);
• 5. Пураны («Древние предания»);
• 6. Махабхарата («Сказание о великих
потомках Бхараты»);
• 7. Рамаяна («Сказание о Раме»).
57
58. Боги и демоны
• Индуисты верят в существованиедвух групп сверхъестественных
существ: богов и демонов.
• Демоны делятся на три вида: асуры
(«небоги»), ракшасы («те, кого
сторонятся»), пишачи (перевод
неизвестен).
• Асуры – противники богов, а
ракшасы и пишачи – противники
людей.
• Ракшасы вредят людям всеми
возможными способами, а
пишачи – главным образом через
болезни, которые они насылают
на людей. Но среди демонов
встречаются и такие, которые
совершают отдельные добрые
поступки. Главного демона зовут
Бали. Он вместе со многими
другими демонами живёт в
подземном царстве.
Асур
58
59. Равана – царь ракшасов
5960. Пуджа в индуизме
• В священной литературе в разных местахуказывается разное количество богов: и 33,
и 333, и 3306, и 3339.
• Практически наиболее почитаемыми во всех
конфессиях являются 9 богов.
• Боги требуют поклонения, которое
обозначается словом «пуджа».
• Пуджа включает в себя пробуждение богов
утром музыкальными звуками перед их
изображениями (например, звоном
колокольчиков), приношение изображениям
богов цветов, воды и продуктов, молитвы
и др.
60
61. Обряд пуджа в Варанаси
6162. Девять богов индуизма
• Девять наиболее почитаемых боговможно разделить на три тройки.
• 1. Верховные боги. Два из них сейчас
почитаются как верховные боги (Вишну и
Шива), один как верховный бог почитался в
прошлом, в брахманизме, в предыдущей
религии (Брахма).
• 2. Их жёны (Лакшми, Парвати,
Сарасвати).
62
63. Парвати и Шива
6364. Лакшми и Вишну
6465. Брахма и Сарасвати
6566. Третья группа богов
• 3. Боги хотя и неверховные, но
очень
уважаемые
индусами
(Брахма,
Ганеша, Кама).
66
Кама
67. Кама
• Кама («Чувственное желание», «Любовь»)– бог любви.
• Его изображают как юношу с луком и
стрелами в руках.
• Лук у него сделан из сахарного тростника,
тетива лука – из живых пчёл, стрелы – из
цветов.
• Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов
или людей, то они возбуждают в них жгучую
любовную страсть.
67
68. Брахма
6869. Ганеша
6970.
• Ганеша («Начальник свиты») – сын Шивы иПарвати, бог удачи и предпринимательства,
начальник свиты своего отца (свита состоит из
богов низшего разряда).
• Верующие воры и мошенники в Индии считают
Ганешу также и своим покровителем, богом
воровской удачи.
• Ганеша изображается в возрасте подростка с
четырьмя руками и с головой, похожей на голову
слона.
• Это единственный бог в индуизме, у которого
вместо носа – хобот.
• Индуисты стремятся иметь дома скульптурное
изображение Ганеши. Ни одно дело они не
начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы
особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему
70
живот.
71. Ганеша и Кама
• Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны.Но есть два исключения. Первым исключением
является Ганеша, а вторым – Кама.
• Кама умер, испепелённый огненным лучом
разгневанного Шивы. Но потом по просьбе
Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился
второй раз.
• Именно с именем бога Камы связан
древнеиндийский текст «Камасутра»,
опирающийся на многочисленные труды в области
камашастры – науки о каме.
• Автор текста – Ватьсьяяна.
• Полное название этого произведения –
«Ватьсьяна кама сутра» («Наставление о каме,
принадлежащие Ватьсьяяне»). Полагают, что
автор жил в III – IV вв. н. э., вероятно, в эру Гуптов.
71
72. Храмовый комплекс Кхаджурахо
7273. Загробная жизнь
• Индусы большое внимание уделяли как земной,так и загробной жизни.
• Загробная жизнь имеет два этапа.
• Первый этап называется сансарой.
• Второй – выходом из сансары.
• Буквальный перевод слова «сансара» с санскрита
звучит как «странствование».
• Наряду с санскритским термином «сансара» для
обозначения первого этапа загробной жизни в
литературе используются также французское
слово «реинкарнация» и русское –
«перерождение».
• По своей сущности это переселение души из
одного тела (после его смерти) в другое.
73
74. Колесо сансары
7475. Сансара и карма
• Механизмом сансары является карма («поступок»,«деяние»).
• Карма – это закон перерождения, согласно которому при
преобладании хороших поступков человек получает
хорошее перерождение, при преобладании плохих –
плохое перерождение.
Индуисты в связи с эти говорят: какова карма – такова
и сансара.
• Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара.
Хорошее перерождение – это тело здорового, богатого
человека со счастливой судьбой.
• Плохое перерождение – это тело или растения, или
животного, или человека больного, бедного и несчастного.
• По воззрениям индуистов преступник в одной из
следующих жизней становится жертвой того
преступления, какое он совершил.
• Вор будет обворован, насильник изнасилован, убийца
75
убит.
76. Индуистский храм Айратешвара, Дарашурам, штат Тамил Наду, южная Индия
7677.
• Специфичными этапами сансары являетсяпребывание душ людей в раю (для праведников)
или в аду (для грешников). После временного
блаженства или временных мучений души
возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается
термином «нарака». Считается, что ад имеет
несколько отделений (называют следующие
цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще
всего называется цифра 7, и в этой связи
сторонники индуизма говорят и пишут о «семи
кругах ада». В каждом последующем отделении
77
ада мучения становятся более сильными.
78.
• Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки снечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают
на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части,
варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом
несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать
мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их
плохой кармой. В какое именно отделение направить душу
умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка
царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для
грешников – это попадание в последнее (чаще всего: в
седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в
последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда
направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих
отделений ада души грешников рано или поздно, но
возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения
возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца «дня
Брахмы» а с наступлением «ночи Брахмы» уничтожаются.
78
79.
• Второй этап загробной жизни для особозаслуженных праведников
обозначается термином «мокша»
(«избавление», «освобождение»).
Мокша по своему существу – это
слияние душ особо заслуженных
праведников с душой Брахмана. Это
слияние означает выход из сансары и
понимается как высшее и вечное
блаженство.
79
80. Буддизм
• Буддизм –одна из
мировых
религий,
основанная
на учении о
«четырёх
благородны
х истинах».
80
Великий будда в храме Тодай-дзи
81. Статуя Будды из Сарнатхе, IV в. н.э.
8182. Четыре благородные истины
Четыре благородные истины (чатур арья
сатьяни):
1. Истина о страдании: жизнь есть страдание
(дуккха);
2. Истина о причине страдания: причина страданий
– наши желания (дуккха самудая);
3. Истина о прекращении страданий: хочешь
избавиться от страданий – избавься от желаний
(дуккха ниродха);
4. Истина о пути: путь к избавлению от страданий
называется восьмеричный (марга).
О достижении нирваны говорит Четвертая
Благородная Истина – истина о пути (марга),
ведущем к прекращению страданий, то есть о
Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга
марга).
82
83. Дайбуцу или Великий Будда. Камакура, Япония
8384. Этап мудрости
• Весь буддийский путь делится на три большие этапа:этап мудрости (праджня), этап нравственности или
соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения
(самадхи), то есть психопрактики. Первый этап
включает в себя две ступени, остальные – по три, всего
восемь ступеней.
• I. Этап мудрости.
• 1) Правильное воззрение.
• На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре
Благородные Истины и другие базовые положения
буддизма, внутренне пережить их и сделать основой
мотиваций своих поступков и всего своего поведения.
• 2) Правильная решимость.
• Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на
путь, ведущий к освобождению, руководствуясь
принципами буддийского учения.
84
85. Статуя Будды Майтрейи в Лэшане, Китай
8586. II. Этап нравственности
• 3) Правильная речь. Буддист должен всяческиизбегать лжи, клеветы, лжесвидетельства,
брани и распространения слухов и сплетен,
питающих вражду.
• 4) Правильное поведение. Миряне-буддисты
принимают минимальное количество обетов,
способствующих накоплению благой кармы.
• Они таковы: ненасилие, непричинение вреда
живым существам; неприсвоение того, что
принадлежит другому; отказ от воровства;
правильная сексуальная жизнь (в том числе и в
смысле «не прелюбодействуй»); отказ от
употребления опьяняющих напитков, делающих
сознание мутным, а поведение трудно
86
поддающимся контролю.
87. Статуя Будды в Анг Тонг, Тайланд
8788. Правильный образ жизни
• 5) Правильный образ жизни.• Буддист (как монах, так и мирянин) должен
воздерживаться от занятий любой формой
деятельности, несовместимой с правильным
поведением.
• Он должен воздерживаться, например, от торговли
живыми существами, людьми и животными, от
торговли оружием (вместе с тем буддизм не
запрещает мирянам служить в армии, поскольку
армия рассматривается как средство защиты
живых существ в случае агрессии, тогда как
торговля оружием провоцирует конфликты и
создает предпосылки для них), от
распространения алкоголя и наркотиков, от
занятий проституцией и любыми профессиями,
связанными с обманом (гадания, предсказания
судьбы, составление гороскопов и тому подобное).
88
89. Статуя Будды в Уси, Китай
8990. Этап сосредоточения
• III. Этап сосредоточения.• 6) Правильное усердие.
• Данный этап и все его ступени предназначены в
основном для монахов и заключаются в
постоянных занятиях буддийской йогой.
• Слово «йога» означает концентрацию,
сосредоточение, связывание в один пучок всех сил
для достижения цели.
• Этим словом в Индии издревле называли
различные весьма сложные системы
психофизического тренинга («психопрактика»,
«психотехника»), направленного на изменения
сознания и перехода из профанного, мирского,
сансарического состояния в сакральное состояние
90
«бессмертия и свободы».
91. Статуя будды Амитабхи, Япония
9192. Правильное памятование
• 7) Правильное памятование.• Контроль над всеми психоментальными и
психофизическими процессами.
• Главные методы здесь – шаматха
(успокоение) и випашьяна (созерцание,
предполагающее культивирование благих, с
точки зрения буддизма, и отсечение
неблагих состояний сознания).
92
93. Статуя Будды Шакьямуни, Мьянма
9394. Правильное сосредоточение, или правильный транс
• 8) Правильное сосредоточение, или правильныйтранс.
• Достижение собственно самадхи, предельной формы
созерцания, при которой исчезают различия между
созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и
процессом созерцания. Буддийская традиция описывает
многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не
ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном
итоге приводит монаха к освобождению, и он становится
архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова
«победитель врагов», то есть аффектов – клеш, не
является филологически корректной).
• Говоря о Благородном Восьмеричном Пути, следует
отметить, что слово, которое переводится как
«правильный» (самьяк), точнее означает «полный»,
«целостный» «всеохватный». Таким образом, оно, с одной
стороны, указывает на правильность, то есть на собственно
предписанный буддийской традицией характер практики, а
с другой – на целостность и органичность этой практики,
которая в идеале должна охватить все стороны и уровни
94
человеческого существа.
95. Будда Весеннего Храма, Лэшань, Китай
9596. Джайнизм
• Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. и
сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм,
запрещение убийства и причинения вреда любому живому
существу.
Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь
перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары
(мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любой форме
её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым
существам – ахимса.
В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения
души для каждого человека.
В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть
зло и страдание – таковой является лишь дурная жизнь.
Отсюда нирвана в джайнизме – это достижение душой вечного
блаженства. В этом джайны видят смысл человеческой жизни.
С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить
в своих пророков и строго соблюдать их предписания.
96
97. Джина Махавира
9798. Постулаты джайнизма
• Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала ибудет существовать. Джайны не отрицают бытия богов, но в общей
схеме мироздания отводят им весьма скромное место.
• Бесконечные изменения мира не связаны с каким-либо божественным
вмешательством.
• Поэтому, с точки зрения джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают
доверия и не имеют ценности как источник знания.
• Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся
восходящие и нисходящие циклы развития, каждый из которых
продолжается не поддающееся счету число лет.
• Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.
• В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара («перевозчика через
океан бытия»), 12 главных императоров и 64 великих человека.
• В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, жизнь
его становится дольше, отсутствует необходимость в законах или
собственности, поскольку все потребности человека могут быть
удовлетворены.
• В период упадка уменьшаются размеры человеческого тела, снижается
его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока сам он
не превращается в слабовольное существо.
• Сейчас человечество живет в эпохе упадка, потому что последний из
24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его.
98
99.
99100. Анекантавада
Важной отличительной особенностью джайнизмаявляется анекантавада – учение о
множественности или многосторонности
видения объектов и феноменов разными
наблюдателями.
• Реальность находится по ту сторону
ограниченного разума; все наши суждения о ней
преходящи и условны.
• Любая вещь может рассматриваться с 350-ти
различных точек зрения, поэтому невозможно быть
уверенным ни в каком знании.
• Самый лучший метод суждения – это метод
возможного: на каждое утверждение отвечать
лишь: «может быть – может не быть» или «да –
нет».
100
101. Джина Махавира
101102. Джива и аджива
• Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделениямира на джива (духовные, живые вечные существа) и
аджива (неживая природа).
• Джива действует и способна к познанию; аджива имеет
атомистическую природу и не сознает себя. Любой
материальный объект имеет по крайней мере одну
адживу; растения и деревья имеют две адживы,
животные – три и более.
• Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две
адживы (молоко, воду, фрукты, орехи и овощи). Есть пищу,
содержащую три адживы, категорически запрещено,
поскольку это нарушает основной закон ахимсы –
непричинения вреда.
• Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян,
занимающихся преимущественно торгово-ростовщической
деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы
делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка
земли может повлечь за собой убийство живых существ
102–
червей и насекомых).
103. 3. Этика в индо-буддийской культуре
• В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж ивлияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями
являются:
– самообладание, воздержанность, умеренность,
самоограничение;
– неприменение насилия, непричинение вреда живому,
всепрощение, смирение, терпение, правдивость;
– развитие трансцендентного знания, преданность
возвышенным мыслям.
• Ненасилие – одно из ведущих предписаний дхармы. Оно предполагает
ненасилие не только по отношению к человеку, но и к животным. Не
только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы ни возникала
ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его с
любовью». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы
– вегетарианцы.
Мораль требует всегда и везде совершать добрые дела, направленные на
освобождение живых существ от неведения и страданий. Стратегия
освобождения от страстей и желаний – желания нужно нейтрализовать,
а не подавлять.
• Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее
своеобразный индивидуализм.
• Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна
103
медитация, еда, танец.
104. Особенности этики индуизма
• Поскольку в индуизме предписания дхармы регламентированы всоответствии с кастовым устройством, главной добродетелью
считается следование предписаниям своей касты.
• «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти,
чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление
знания, вера – обязанности браминов...
• Могущество, великолепие, стойкость, одаренность,
храбрость в битве, щедрость, благородство –
обязанности кшатриев...
• Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности
вайшьев...
• Дело служение – обязанность шудр...
• Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает
совершенства».
• Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его
жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности,
пить воду, чистить зубы и т.д.
• Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом,
какими жестами сопроводить питье и т.д.
• Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано
104
утром и после полудня, готовить пищу на огне.
105. Путь к идеалу
• Общий путь к идеалу – добрые дела, влекущие за собойдругие добрые дела.
• Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в
индуизме провозглашаются:
– дхарма как праведность, добродетель;
– артха – материальная собственность,
процветание;
– кама – удовольствие любовь.
• Соответственно три составляющих человеческой жизни –
чувства, забота о хлебе насущном и добродетель.
Духовная добродетель – высшая цель, но жизнь облечена
в материальные рамки, которые нужно поддерживать
(артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша).
• Этические правила индуизма отражены во всех памятниках
ведической литературы. В частности, в сутрах –
метрических формулах-правилах, легких для запоминания.
Правила запечатлены в дхармической литературе,105
многочисленных артхашастрах.
106. Особенности этики буддизма
• В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи иповерхностно для мирян.
• Рекомендации для мирян даются в джатаках, в
комментаторской литературе, некоторых текстах
«Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.
• Пять благородных установлений (заповедей, основ,
заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не
прелюбодействуй, не пьянствуй.
• Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в
минимальном варианте.
• Для монаха существует 250 дополнительных мелких
запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на
удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не
употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный
цвет и т.д.
• Десять царственных добродетелей в буддизме: щедрость в
даянии, строгое следование этическим нормам, терпимость,
прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость,
непричинение зла живым существам, милосердие, стремление
не отвечать силой на воздействие силы.
106
107. Буддийский идеал – идеал просветленного
Духовная самореализация – полное прекращение обычныхфункций психики, состояние глубочайшей сосредоточенности,
полного бесстрастия, полная свобода от привязанности к
миру.
Буддийский идеал – идеал просветленного.
Идеал достигается на высшей ступени
самосовершенствования. Три ступени развития живых
существ:
– ступень имеющих желания,
– ступень имеющих чувственность (элементы желаний),
– ступень нечувственных (в сознании нет ни одного
чувственного элемента).
Высшая ступень находится за пределами норм морали.
Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий
просветленной сущностью»), будущем Будде в последнем
рождении до обретения просветления – бодхи.
107
108. 4. Особенности искусства индо-буддийского Востока
Первые известные нам произведенияиндийского искусства относятся к периоду
неолита.
Археологические находки, сделанные в долине
Инда, открыли древнейшие культуры,
восходящие к 2500 – 1500 гг. до н.э.; важнейшая
из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро
(в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к
бронзовому веку.
• Общество этого времени находилось на уровне
раннеклассовых отношений.
Найденные памятники свидетельствуют о
развитии ремесленного производства, наличии
письменности, а также и о торговых
отношениях с другими странами.
108
109. Древнеиндийские города
• Раскопками, начатыми в 1921 г., открытыгорода со строгой планировкой улиц,
которые тянулись параллельно с востока на
запад и с севера на юг.
• Города обносились стенами, здания
строились высотой в 2-3 этажа, из
обожженного кирпича, штукатурились
глиной и гипсом.
• Сохранились развалины дворцов,
общественных зданий и бассейны для
религиозных омовений; система
водостоков этих городов была самой
совершенной в древнем мире.
109
110.
110111. Печати из Мохенджо-Даро
• Большим мастерством исполнения отличаются предметыбронзового литья, ювелирного и прикладного искусства,
найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе.
• Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной
резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с
культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с
которыми, по-видимому, Древняя Индия была связана
торговыми отношениями.
111
112. Изображения на печатях
• Изображения, вырезанные на печатях, чрезвычайнонапоминают шумерийского мифологического героя
Гильгамеша, борющегося со зверями.
• С другой стороны, в них уже наметились многие
иконографические черты, развитые в дальнейшем в
искусстве Индии.
112
113. Иллюстрация
113114. Рисунки на печатях
• Так, на одной из печатейизображено трехликое божество,
голова которого увенчана круто
загнутыми кверху рогами.
• Вокруг него изображены олень,
носорог, буйвол, слон и другие
животные, считавшиеся
священными.
• Это многоликое божество
является прообразом
брахманского Шивы в одном из
его обликов покровителя зверей.
• Предполагается, что найденные в
раскопках женские фигуры
представляли богиню
плодородия, образ которой
впоследствии был связан с
брахманскими «якшини» –духами
плодородия.
114
115. Изображения животных на печатях
Изображения животных на печатяхвыполнены очень тонко и с большой
наблюдательностью: горный козел,
круто повернувший голову с длинными
рогами, тяжело ступающий слон,
величественно стоящий священный
бык и др.
• В отличие от животных изображения людей
на печатях условны.
• Характерны для древней художественной
культуры и две статуэтки, изображающие:
одна – по всей видимости, жреца (найдена в
Мохенджо-Даро) и другая – танцовщицу.
115
116. Скульптура Мохенджо-Даро
116117. Статуэтка жреца
• Статуэтка жреца,предназначенная, вероятно,
для культовых целей, сделана
из белого стеатита и выполнена
с большой долей условности.
• Одежда, закрывающая все
тело, украшена трилистниками,
представлявшими собой,
возможно, магические знаки.
• Лицо с очень крупными губами,
условно изображенной короткой
бородой, уходящим назад лбом
и продолговатыми глазами,
выложенными кусочками
раковин, по типу напоминает
относящиеся к этому же
периоду шумерийские
скульптуры.
117
118. Фигура танцовщицы из Хараппы
• Фигура танцовщицы изХараппы, сделанная из
серого шифера, мужской
торс из красного камня и
отдельные скульптурные
головы, найденные в
Мохенджо-Даро,
отличаются большой
пластичностью и
мягкостью моделировки,
передачей свободного и
ритмичного движения.
• Указанные черты
связывают искусство этого
времени с индийской
скульптурой последующих
периодов.
118
119. Керамические изделия Мохенджо-Даро
• Большим разнообразием отличаются найденные вМохенджо-Даро керамические изделия.
119
120. Орнамент керамических изделий
• Блестящиелощеные сосуды
покрывались
орнаментом, в
котором
сочетались
животные и
растительные
мотивы: условно
выполненные
изображения
птиц, рыб, змей,
коз и антилоп
среди растений.
Обычно роспись наносилась
черной краской по красному
фону.
Многоцветная керамика
120
встречалась реже.
121. Пещерные монастыри Западной Индии
• Строительство из кирпича и камня начинается, восновном, в послемаурийскую эпоху.
Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего,
с буддизмом (например, пещерные монастыри
Западной Индии).
121
122. Пещеры Эллоры
Пещеры Эллоры• Высеченные в скалах залы достигают площади примерно
500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее
оформление, воспроизводящее традиции деревянного
зодчества.
Пещеры Эллоры
122
123. Наземные постройки в Санчи
Из наземных построек самые значительныенаходятся в Санчи.
123
124. Описание Большой ступы в Санчи
• Здесь на вершине большого холма, невдалеке отважного политического центра послемаурийской
эпохи, был расположен огромный буддийский
монастырь. От самого монастыря и гостиницы для
паломников сохранилось немногое.
А главной достопримечательностью Санчи
является большая ступа, сооруженная во II – I
вв. до н. э.
• С четырех сторон света ее окружают резные
каменные ворота с изображением сцен из
буддийских легенд.
Каменные ступы являются непременной
принадлежностью и пещерных храмов, будучи
вообще самыми характерными памятниками
буддийской архитектуры.
124
125. Большая ступа в Санчи
125126. Большая ступа в Санчи (фрагменты)
126127. Колонны царя Ашоки
Едва ли не древнейшими памятниками индийскойкультуры (конечно, если не говорить о периоде
Индской цивилизации) являются колонны, на
которых высечены надписи Ашоки.
127
128. Колонны Варанаси
• Все колонны былиизготовлены из камня,
добытого в окрестностях
Варанаси, тщательно
отполированы и
доставлены в
отдаленные области
Маурийской державы.
Скульптура, венчающая
колонну, например
знаменитые львы,
обнаруживает известное
влияние персидского и,
возможно, греческого
искусства.
• Объясняется это,
очевидно, тем, что
индийские мастера в то
время еще не привыкли
работать по камню.
128