Тема лекции: Культура древних цивилизаций. Часть 2.
Культура Древней Индии
Периодизация истории и культуры Древней Индии:
Духовная культура Древней Индии
Веды (или ведический канон) – свод этических законов Индии.
Философские учения Древней Индии по отношению к ведическому канону делятся на
Индия. Дравиды.
Вишну
Шива
Брахма
Сарасвати – индийское божество.
Индуизм
Буддизм
Основные постулаты буддизма:
Основные понятия брахманизма:
В искусстве Древней Индии различают:
Архитектура и скульптура
Пещерные храмы
Монолитные храмы - произведение искусства ландшафтной архитектуры. Важнейшие сооружения этого рода – пять знаменитых монолитных храмов н
Архитектура и скульптура Древней Индии
Новобрахманское искусство с VIII века н.э. стало преемником буддийского искусства.
Культура Древнего Китая
Философско-этические учения Древнего Китая
Конфуцианство
Основы конфуцианства:
Конфуцианство
Инь-Ян
Даосизм – философское учение, обожествляющее силы космоса в самом себе (в личности), отрицающее культ предков. Основателем его считается л
Легизм
Художественная культура Древнего Китая
Контрольные вопросы
925.00K
Категория: КультурологияКультурология

Культура древних цивилизаций. Часть 2

1. Тема лекции: Культура древних цивилизаций. Часть 2.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Культура Древней Индии.
2. Культура Древнего Китая.

2. Культура Древней Индии

считается одной из самых духовных
в мире.
Сформировавшиеся здесь около 5
тысяч лет назад духовные ценности
практически не меняются.

3. Периодизация истории и культуры Древней Индии:

Индская цивилизация (III тыс. до н.э.);
Хараппская цивилизация (2500 – 1700 гг. до
н.э.);
Ведийский период (1700 – 600 гг. до н.э.);
Предмаурийский период и Эпоха Маурьев (600
– 185 гг. до н.э.) – Буддийский период.

4. Духовная культура Древней Индии

В Ведийский период
формировались философия,
мифология, основы индуизма
и мировой религии –
буддизма.
Санскрит (букв. означает
«доведенный до
совершенства») –
литературный язык древней
Индии, на котором была
написана большая часть
религиозно-философских,
научных, художественных
произведений.
Философские школы древней Индии:
«Локаята», «Вайшешика», «Йоги»,
школа Нагараджуны.
Веданта – религиозно-философское
учение Индии, проповедующее
единство человеческой души с
божеством, мировым духом.
Систематизировано в VIII – IX вв. н.э.

5. Веды (или ведический канон) – свод этических законов Индии.

Веды («знания») – древнейший памятник
мировой культуры, которому более 3 тысяч
лет.
Ведический канон делится на 4 части:
– Ригведа («книга гимнов», самая древняя из
Вед);
– Самаведа (сборник песнопений);
– Яджурведа («книга молитв»);
– Атхарваведа («книга заклинаний»).

6. Философские учения Древней Индии по отношению к ведическому канону делятся на

Ортодоксальные
Брахманизм
Этико-философские
школы (даршаны):
Веданта
Миманса
Санкхья
Йога
Ньяя
Вайшешика
Неортодоксальные
Буддизм
Джайнизм
Локаята-чарвака

7. Индия. Дравиды.

Хараппа
Древнейшие дравидские боги
(Южная Индия), которым
поклонялись люди до прихода
в Индию ариев: Вишну – бог
Солнца, Шива – бог
плодородия, Брахма –
верховный бог, которого
отождествляли с Единым.
ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
(ведическая религия) религия индоарийских
племен, один из ранних
истоков индуизма. Из
ведийской религии развился
брахманизм. Известна в
основном по текстам Вед.

8. Вишну

Божеством, оказывающим поддержку мирозданию
и направляющим духовную эволюцию на планете,
считался Вишну, также неоднократно
воплощающийся на Земле с различными целями.
Одним из воплощений Вишну считался
древнегреческий Бог Зевс, в образе которого
Вишну совершил немало подвигов. Индийские
легенды, в которых Зевс известен под именем
Парашурама, рассказывают, как он 21 раз побеждал
различных жестоких и властолюбивых царей на
Всей территории от Греции до Китая, а затем
вырыл на индийском поле Курукшетра пять
больших озёр и наполнил их вражеской кровью для
устрашения тех, кто не хотел подчиниться его
воле.

9. Шива

- один из трех верховных
Богов (наряду с Брахмой и
Вишну ) в брахманизме и
индуизме. По происхождению
доарийский Бог, «хозяин
животных». Изображается в
грозном виде, часто в
священном танце,
воплощающем космическую
энергию, или аскетом,
погруженным в созерцание,
также символически в виде
лингама.

10. Брахма

Брахма. Алебастр. 20 в.
- в брахманизме один из
3 высших богов, богсоздатель, творец
Вселенной и всего
сущего.
Культ Брахмы
практически отсутствует.
Обычно изображается
четырехликим,
четырехруким, сидящим
на лебеде.

11. Сарасвати – индийское божество.

Наиболее почитаемым и легендарным
Божеством у древних индусов была
Первозданная Мать-Прародительница
всего сущего. Это великая Деви с 1000
именами, снова и снова воплощающаяся на
Земле для защиты своего творения от
разрушительных сил. Ей поклонялись в её
различных ипостасях: как Парвати (дочери
царя Гималаев, супруге Шивы), как
Лакшми (хранительнице домашнего очага,
супруге Вишну), как Сарасвати
(покровительнице искусств, супруге
Брахмы), как Кали (великой воительнице,
разрушительнице демонизма) и др.

12. Индуизм

– одна из наиболее крупных современных религий
по числу верующих в мире. Возник в I тыс. до н.э. в
Индии в ходе развития ведического и брахманского
религиозных учений.
В основе индуизма лежит древнеиндийское учение о
перевоплощении душ (сансара), что происходит в
соответствии с законом воздаяния (кармой).
В данное время распространен в Индии, Бирме, на
Цейлоне, в Африке.

13. Буддизм

Статуя Будды со свастикой
– одна из трех мировых религий, наряду
с христианством и исламом.
Возник в I тыс. до н.э. в Индии.
Распространился на территории Тибета,
Китая, Японии, Кореи, Бурятии и др. В
самой Индии буддизм практически
растворился в индуизме.
В 250 г. до н.э. царь Ашока из династии
Маурьев возвел учение Будды в ранг
государственной религии, которая в ходе
активных завоеваний стала первой
религией в мире.
Буддой, что на санскрите значит
«просветленный», звали Гаутаму
Сиддхартха, который около 500 г. до н.э.
стал реформатором древнебрахманского
учения.

14. Основные постулаты буддизма:

1. Истинный просветленный праведник (Будда) стремится к
нирване – высшему блаженству, к полной остановке
перерождений (реинкарнация) и слиянию с духовный
первоначалом мироздания (Единое).
2. Достичь нирваны можно усвоив «4 благородные
истины»: жизнь – страдание; желания – источник
страдания; нужно избавляться от желаний;
«восьмеричный путь спасения» - средство избавления от
желаний.
3. Нравственный идеал – безучастный ко всему мудрец
(архат) или самоотверженный проповедник-монах
(бодхисатва).

15. Основные понятия брахманизма:

Карма (санскр. «действие и его результат») – центральное этическое понятие
в мировоззрении индусов - судьба, неизбежное возмездие, которое постигает
человека. Карма порождается «майей», в результате заблуждений. Человек
должен выполнить в жизни то, что ему предписано кармой. Наказующий бог
не нужен, его функцию выполняет карма.
Майя – учение о заблуждениях человека на пути к высшей реальности –
Единому. Добро и зло – свойства майи. Для слияния с Единым человек
должен обладать нравственными качествами: отрешенностью от суеты,
стремлением к истине, воздержанностью, незлобивостью, миролюбием.
Драхма – этическое понятие в мировоззрении индусов, которое обозначает
царящий над миром вечный моральный закон. Включает кодекс морали,
праведности, весь круг обязанностей и ответственности человека. Мир – зло.
Через добро человек освобождается от зла мира.
Сансара (санскр. «блуждание, круговорот») – древнеиндийское учение о
непрерывном круговороте жизней и смертей, что определяется кармой.
Инкарнация – учение о переселении душ, о воплощении после смерти.
Индусы придерживались концепции бессмертия души.
Реинкарнация – понятие в мировоззрении индусов, которое обозначает
многократное перерождение. Для индусов смерть – воссоединение, духовное
освобождение и пробуждение. Жизнь – состояние отчуждения от высшей
реальности – Единого.

16. В искусстве Древней Индии различают:

– древнебрахманское;
– буддийское;
– новобрахманское.

17. Архитектура и скульптура

С 250 года до н.э. известны индийские
художественные памятники каменного
зодчества: ступа, стамбха, чайтья, каменные
ограды с воротами вроде триумфальных арок и
с обильными украшениями (скульптуры
Будды), памятные столбы с надписями.
Самыми многочисленными и замечательными
памятниками древнеиндийского буддийского
искусства являются пещерные храмы.

18. Пещерные храмы

Остров Элефант.
Пещерный храм в
скале, связанный с
культом Шивы
Древнейший в Индии
пещерный храм

19. Монолитные храмы - произведение искусства ландшафтной архитектуры. Важнейшие сооружения этого рода – пять знаменитых монолитных храмов н

Монолитные храмы - произведение искусства ландшафтной архитектуры.
Важнейшие сооружения этого рода – пять знаменитых монолитных храмов на
морском берегу в Магавеллипуре и еще более знаменитая Каиласа в Эллоре.
Храмы выразили культ Шивы и Вишну, украшены фигурами богов и животных.
Черная пагода в Конараке в Ориссе – это конусообразная башня, сооружение из
горизонтальных рядов камня, выдвигающихся внутрь один над другим, образуя
купол.
Храм солнца в Конараке.
Каменные барельефы этого
храма

20. Архитектура и скульптура Древней Индии

Богиня красоты Шри (Лакшми)
характеризуются идеализацией,
фантастичностью,
сверхъестественностью, пышностью,
а также обилием орнамента, резьбы,
инкрустации.
Буддийско-индийская пластика
развита в скульптурных фигурах
Будды. Они воспроизводят самые
трудные и немыслимые движения
при полном отсутствии
индивидуальности изображаемой
личности.
«Целый ряд скорее искусственных,
чем естественных законов красоты
вскоре навел на индийских
скульпторов слепоту и заставил их
создавать схемы вместо живых
существ». (Вёймарн)
Для буддийского искусства
характерна также стенная живопись
в виде фресок и темперы.

21. Новобрахманское искусство с VIII века н.э. стало преемником буддийского искусства.

Созданы громадные храмы с
колоссальными
конусообразными или
пирамидальными башнями
(пагодами). Это
многочисленные
скульптурные изображения
чудовищных богов и богинь.
Дворцовая архитектура
новобрахманского искусства
испытывала влияние
мусульманской культуры.
Индийский каменнобалочный стиль был сменен
магометанским сводчатым
стилем (дворцы
Мадурайский и
Танджавурский в Южной
Индии).
В художественноремесленном искусстве
Индии выделяются работы
по металлу, покрытие
металла цветной глазурью,
ювелирные украшения.
Новобрахманское искусство
с VIII века н.э. стало
преемником буддийского
искусства.
Храм Кришны-Джаганнатхи в Пури
штат Орисса

22. Культура Древнего Китая

базировалась на уважении традиций, как ни одна другая культура мира.
Это самый древний в мире культурно-цивилизационный комплекс,
который на протяжении нескольких тысячелетий сохраняет свою
традиционную культурную целостность (ритуальную, культовую).
Во II тыс. до н.э. здесь возникла иероглифическая письменность как
форма обрядовой деятельности («надписи на гадательных костях»),
сформировались художественные традиции в музыке, архитектуре,
ритуальной культуре. Верования носили анимистический характер.
Становление философских школ, создание письменных поэтических и
прозаических произведений относится к I тыс. до н.э.
Середина I тыс. до н.э. – классический период развития духовной
культуры Китая, «золотой век» китайской философии. Из
многочисленных философских школ лидировали две: конфуцианство и
даосизм.

23. Философско-этические учения Древнего Китая

Ортодоксальные
Конфуцианство
Неортодоксальные
Даосизм
Легизм

24. Конфуцианство

китайское этико-политическое,
философское, религиозное
учение, основателем которого
является философ, историк и
государственный деятель
Конфуций.
В II – I в. до н.э. это учение стало
государственной религией, в IX в.
н.э. одержало верх над буддизмом
в Китае, в XI в. – над даосизмом.
Конфуцианство – это культовое
учение о государстве, о
«благородном муже» (элите), о
«гуманном правлении», о
проблемах нравственности, о
почитании власти («сына неба»),
родителей, традиций.
Конфуций (Кунцзы)
551 – 479 гг. до н.э.

25. Основы конфуцианства:

1.
2.
3.
4.
5.
«Правильный путь», следуя которому человек будет
жить в согласии с собой и другими людьми.
Этот путь предписывает, что поведение людей должно
строиться на основе трех основных понятий:
«человеколюбие», «золотая середина», «взаимности».
Человеколюбие (жэнь) ориентирует людей на
почитание прошлого, уважение старших.
«Золотая середина» (чжун юн) – это удел мудрых
правителей, сдержанных и осторожных.
Взаимность (шу) – это «золотое правило
нравственности»: не делай другим того, чего не
желаешь себе (Конфуций).

26. Конфуцианство

Могила Конфуция
До ХХ века в Китае
просуществовал
официальный
ритуальный культ
самого Конфуция,
учение которого
было возведено в
ранг религии и
идеологии.

27. Инь-Ян

– основные понятия древнекитайской
натурфилософии, универсальные
космические полярные, постоянно
переходящие друг в друга.
Учение о силах Инь-Ян
систематизировано в «Книге
перемен» («И цзин») и развито в
школе натурфилософов
иньянцзя.
Инь-Ян - полярные модальности
единого субстанциального
начала – пневмы (Ци), а этапы
их зрелости соотносятся с
«Пятью стихиями». Дерево,
огонь – Ян; Земля – нейтральна.
Металл, вода – Инь. Инь-Ян –
это проявление движения и
покоя единой субстанции –
«Великого Предела» (Тайцзи).

28. Даосизм – философское учение, обожествляющее силы космоса в самом себе (в личности), отрицающее культ предков. Основателем его считается л

Даосизм – философское учение, обожествляющее силы
космоса в самом себе (в личности), отрицающее культ предков.
Основателем его считается легендарный Лао-цзы (VI в. до н.э.)
Основы даосизма:
Дао – (Бог, путь, разум, слово, смысл) – центральное понятие в
мировоззрении китайцев, отраженное в китайской философии.
Согласно Лао-Цзы, «Дао» означает всеединое, «глубочайшие
врата рождения», корень Неба и Земли, отождествляется с
рождающей пустотой, которая скрывает в себе неисчерпаемые
потенции любых форм. Это вечно единое само не меняется, но
является причиной всех изменений.
В традиции «Книги Перемен» Дао – закономерность чередования
сил Инь-Ян.
Цель человеческого бытия – постижение великого пути-Дао.
Принцип «деятельного недеяния»: человек «ничего не делая –
всего достигает», не вмешиваясь в течение событий с помощью
медитаций, физического и психического самосовершенствования.

29. Легизм

-
Легизм
-
Дракон – тотем
«детей моря» в
Китае
-
-
-
одна из трех основных философских школ
Древнего Китая (VII – III вв. до н.э.). Ее
представители Гуань Чжун, Цзы-чан, Шан
Ян и Хань Фей-цзы.
Выступали против родовых отношений,
против конфуцианства, ритуала, идей
гуманности, справедливости и всеобщей
любви.
Главную роль отводили единому закону в
государстве, который делает излишними
моральные нормы. Люди склонны ко злу,
а упорядочить их жизнь должна
«несвобода».
Самый пагубный порок – ослабление
власти твердых законов.
Главное мерило человеческих достоинств
– преданность государю и
беспрекословное подчинение закону.

30. Художественная культура Древнего Китая

В искусстве особое место занимали
погребальная пластика,
монументальная каменная скульптура,
китайско-буддийская храмовая архитектура (пещерные
монастыри, скальные храмы)
живопись (в том числе по шелку).
Китайская поэзия и художественная проза имеют свою
эстетическую традицию.
В художественной культуре в целом был утвержден «идеал
изысканной простоты».
Только в VII – XII вв. в Китае полностью складывается городская
культура с ее характерными чертами.

31. Контрольные вопросы

Что такое Веданта?
Назовите книги Ведического канона.
Что такое буддизм?
Как называется философский комментарий к Ведам?
В основе какой религии лежит древнеиндийское учение о перевоплощении душ
(сансара)?
Какие учения Древней Индии считаются неортодоксальными?
Кто считается основателем даосизма?
Что такое Дао?
Что такое конфуцианство?
Какое учение в Китае утверждало главенство закона?
Назовите неортодоксальные учения Древнего Китая?
Какой принцип лежит в основе художественной культуры Китая?
English     Русский Правила