Похожие презентации:
Марийский народный костюм
1.
Верхнебардымская библиотека-клубПестрядь, шнашовычо, яга и другие
уникальные вещи, которые рассказывают
историю древнего марийского народа
2020
2.
Марийцы, которые живут на Урале, лучше других сохранилитрадиционную культуру. Они начали переселяться на Урал в XVI веке из
Поволжья, с территории нынешней республики Марий Эл. Спасали свою
веру и обычаи от Ивана Грозного, который завоевал Казанское ханство и
крестил его жителей. Отчасти у них получилось: даже сегодня, после всех
волн колонизации и глобализации, марийская вера,обычаи и костюмы
продолжают играть важную роль в жизни деревень.
3.
В каждой марийской семье хранится много национальных костюмов.Сторонний человек может увидеть их во время выступлений
народных коллективов. Например, на праздниках Ага-Пайрем,
где выступают сразу все коллективы из разных деревень.
Праздник был восстановлен в начале нулевых и проходит
по очереди в разных районах Свердловской области.
4.
Ага-Пайрем — праздник окончания посевных работ у марийцев,по-другому «праздник плуга». Он включает народные гуляния, танцы и
песни, игры, застолья с национальными блюдами. Сейчас праздник
превратился в фестиваль, который собирает все марийские деревни Урала.
Его главная задача — сохранение и поддержание марийской культуры.
5.
Марийцы до сих пор используют костюм в ритуальных целях —во время похорон и свадеб. Например, второй день марийской
свадьбы принято праздновать по старинным обрядам. В
национальных костюмах принято встречать Семик и Кугече —
народные праздники, связанные с поминовением умерших.
6.
Семик отмечается со среды по субботу или воскресенье Троицкойнедели (на седьмой неделе после Кугече / Пасхи). Семык связан
с культом предков, является частью кон пайрем "щёлоков праздник".
Основные дни — среда и четверг, «в эти дни встречают умерших,
водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают,
зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой,
напитками, а затем провожают. Ночь со среды на четверг считается
временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли
в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные
предохранительные действия — закрывают на засовы двери,
в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню,
производили разного рода шумы. В настоящее время выполняются
лишь отдельные обряды. Семык - удобное время для колдовства,
наведения порчи на болезнь и смерть.
7.
Марийский костюм надевают в основном женщины,и только старшего возраста. Однако и мужских рубах сохранилось
достаточно. Большинство были сделаны мамами или бабушками
невест к свадьбе и до сих пор хранятся в домах как семейная
реликвия.
8.
До середины XIX века на Урале марийцы носили такие же рубахи, платья и кафтаны,как и в Поволжье – из отбеленной льняной или конопляной домоткани с красной
вышивкой и аппликацией. Но таких костюмов осталось очень мало, и их используют
только во время молений, куда принято надевать белую одежду. Во второй половине
XIX века уральские марийцы начали изготавливать и носить пестрядь – клетчатую
ткань. Она бывает двух типов — красно-черная и сине-белая. Ее ткали из фабричных
ниток красного и черного цветов.
9.
Кроме пестряди, которая уже не производится, есть еще один вид вышивки— самый древний, выполнить его почти никто уже не может.
Это вышивка по счету нитей: она делается с изнанки таким образом,
что с лицевой стороны получаются геометрические узоры — обычно
оранжевого, желтого, зеленого и коричневого цветов. Их названия
часто связаны с домашними животными — «овечье копыто»,
«гусиная лапа». Такие вышивки были на свадебных платках,
которых осталось совсем мало, а еще на головных уборах замужних
женщин. Это «шнашовычо» — вышитая полоска с треугольником,
похожим на утиный клюв. По этим «клювам» уральскую марийку
можно определить издалека. Правда, надевают их только для выступлений
— в отличие от платьев и фартуков, которые до сих пор носят по праздникам
и во время похорон.
10.
Еще одна важная деталь костюма — «яга» («дяга»). Это нагрудник, похожий намонисто, покрытый вышивкой, бисером и монетами. На некоторых яга,есть монеты
начала XIX века. Другой популярный декор для шнашовычо, яга и платьев —
«чешуйки»: допетровские монеты, которые делались из серебряной проволоки и не
имели номинала, так как считались на вес. На современные яга нашивают не монеты, а
пайетки и другие блестящие украшения. Ссовременная яга с тоненькими
пластиночками даже звука не издает, только блестит. А у старинной получается именно
звон. Когда марийцы танцуют, у них должно все греметь…»
11.
Сейчас марийцы используют старые костюмы, сшитые бабушками,но регулярно обновляют некоторые детали — рукава, фартуки.
Старые вышивки всегда срезаются и пришиваются к новым вещам,
поскольку это важная часть уральско-марийской идентичности.
К ним добавляются новые материалы — покупная тесьма, кружева,
блестящая фурнитура и декор.