Актуальность работы
Введение
Шорыкйол (Святки)
Уярня(Масленица)
Кугече(Пасха)
Агавайрем(Праздник пашни)
Семык(Семик)
Пеледыш пайрем(Праздник цветов)
Заключение
Список использованной литературы.
Спасибо за внимание!
2.58M
Категория: КультурологияКультурология

Марийские народные праздники

1.

Проектная работа
«Марийские народные
праздники»
Выполнила ученица 9класса МБОУ
«Калтаковская СОШ»
Исламова Айгуль Айдаровна
Руководитель: учитель марийского
языка и литературы Ахвалеева
Анджелика Алексеевна

2.

Цель:
-Изучить календарные праздники марийского народа
Задачи:
• Провести анализ собранной литературы по данной теме.
• Подробно изучить марийские праздники.
• Провести интервьюирование бабушек и дедушек в своем
классе и жителей деревни.
• Систематизировать собранный материал и составить
презентацию.
• Разработать реферат по данной теме.

3. Актуальность работы

• Эта работа приобщает подрастающее поколение к культуре,
уважению наследия прошлого и сохранять его. Народная
культура обладает высоким воспитательным потенциалом,
открывает детям нравственные ценности: трудолюбие,
милосердие, любовь к родине и др. Народная культурацелостная открытая система, ядро в которой- идеал
нравственного человека. В наше время люди всё чаще
обращаются к прошлому: к опыту, мастерству веков, ибо это
основное богатство которое оставили нам наши предки.
Эта работа над проектной работой сплотила наш коллектив,
мы научились решать проблемные ситуации, приобщились
поисково-исследовательской работе, что поможет нам в
дальнейшем выборе профессии.

4. Введение

• Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа
есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая
передается из поколения в поколение. Бывая на праздниках,
удивляешься тому, как раньше умели отдыхать, играли в разные
игры, пели веселые частушки.
• Марийские праздники являются очень древними. Они рождались
в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными
этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты,
уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические
действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие
трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли,
получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного
благополучия, приплода скота.

5. Шорыкйол (Святки)


Сроки и время проведения: Шорыкйол - один из самых известных
марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего
солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны.
Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским
Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является
пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая
не всегда совпадает с Рождеством.
Значение праздника: Праздник Шорыкйол является важнейшим
праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и
начинает новый год. В содержании праздника отразились серьезные
трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических
действий, а также веселое времяпровождения с играми, плясками,
песнями.
Обряды: Дни праздника проводятся все возможные обряды,
магический действия, гадания, игры и ряженья, моления, которые
направлены
на
обеспечение
хозяйственного
и
семейного
благополучия.

6.

7. Уярня(Масленица)

• Распространение: Праздник Уярня проводили под названием «
Телым ужатымаш»
• Сроки и время проведения: Уярня справляется через 7
недель после праздника Шорыкйол в конце февраля- в начале
марта, приурочивается к неделе, когда появляется новая луна.
• Значения праздника: Это праздник проводов зимы и встречи
весны . Обряды были направлены на пробуждение природы и
возрождении плодородных сил земли.
• Обряды: Праздничное развлечение начинается в первый день
праздника- в понедельник рано утром с катания с горы Уярня
курык. На праздник готовили много масленой еды- блины,
колобочки из овсяного теста и т.д. В последний день сжигали на
шесте ржаной сноп, с криком «Уярня каен».

8.

9.

10. Кугече(Пасха)

• Распространение: Отмечается повсеместно всеми марийцами.
Сроки и время проведения: праздник Кугече начинает
справляться за 5 дней до христианской пасхи -со вторника
пасхальной недели и продолжается до воскресенья.
Значение праздника. Праздник связан с культом предков с
семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием
оживающей природы. Кугече входит праздников кон пайрем,
поэтому значительное место в нем отводится поминовению
умерших родственников с ритуальным угощением.
• Обряды. Пасхальная обрядность начиналась с Вербного
воскресения. Накануне праздника проводился обряд изгнания
нечистых сил. В каждый день предпасхальной недели
совершались определенные обряды.

11.

12. Агавайрем(Праздник пашни)


Распространение: Распространен у луговых, восточных марийцев, с
соблюдением традиционных форм. Отдельные группы восточных
марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, татарский Сабантуй.
Сроки и время проведения. Его отмечают перед весенним севом.
Значение праздника. Агавайрем- древний земледельческий праздник,
посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет
важное религиозное значение. Основными функциями были
обеспечение своевременного посева зерновых , достижениям
плодородия земли и содействие росту растительности.
Обряды. В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и
коллективное моление с жертвоприношением из блинов, народные
увеселения. В праздничные дни соблюдались запреты нельзя было
красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

13.

14. Семык(Семик)


Распространение. Праздник распространен у луговых марийцев ,
восточный марийцев.
Сроки и время проведения. Семык отмечается через 7 недель от
Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в
день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.
Значение. Семык один из значимых и любимых праздников марийцев.
Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем(праздник умерших).
В нем сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, которые
связаны с культом предков, растительности, с семейно-брачными
отношениями.
Обряды. Среда и четверг- основные дни праздника, в эти дни
встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной
группой поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают
обрядовой едой, а затем провожают. В период праздника соблюдались
разные запреты- не выполнялись работы связанных с землей.

15.

16. Пеледыш пайрем(Праздник цветов)


Распространение. Отмечается как общенародной праздник в РМЭ и
за её пределами- в местах компактного проживания марийцев.
Сроки и время проведения. Пеледыш пайрем проводится после
завершения весенне-полевых работ. Ежегодно отмечается 12 июня.
Значение. Этот праздник был приурочен к народным праздникам
Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское
населения от религиозных праздников. Он прославляет мирный труд,
людей труда, служит укреплению национального самозознания народа.
Обряды. Праздник состоит их 2-х частей- торжественной и
развлекательной. В торжественную часть входит открытие праздника и
поднятием флага, подведением итогов весенне-плевых работ.
Развлекательная часть включает в себя концерты художественной
самодеятельности.

17.

18. Заключение


В современный период растет интерес к традиционной
праздничной культуре, многие хотят знать о том, как народные
праздники проводились, обрядах, ритуалах. В своей работе мы
попытались изучить самые любимые праздники наших бабушек
и дедушек. Для этого ознакомились с различными
этнографическими источниками, публикациями по праздникам
марийцев, записали воспоминания наших бабушек, пообщались
работниками дома культуры. Изучая историю праздников мы
всегда празднуем в школе, в селе, привлекая к этому своих
родителей и жителей деревни. Праздники всем понравились.
Все поставленные задачи перед собой решили.

19. Список использованной литературы.


1. Калинина О.А. Марийские праздники.Йошкар-Ола,2006.
2. Календарные праздники и обряды марийцев//. Этнографическое
наследие. Вып-1:Сб.Материалов.-Й.О.: Мар.НИИ.2003.
3. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная
монография .Й.О.: 2005-336.стр.
4.Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари .Й.О.2003год. 208.

20. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила