Романская базилика
Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек, небольшие островки.
Памятники готической архитектуры
Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия.
14.20M
Категория: ИсторияИстория

Архитектура западноевропейского Средневековья

1.

Архитектура
западноевропейского
Средневековья
1

2.

В Средние века архитектура становится главным видом искусства.
Во времена воин деревянные постройки погибали в огне, а целыми
и невредимыми оставались замки феодалов и храмы.
Каменные храмы в
средневековом городе
имел особый статус. Он
являлся единственным
общественным
зданием, поэтому сюда
приходили не только
для молитв, но и для
общения, узнать
новости. Со ступеней
храма провозглашались
городские и
королевские указы.
Средневековая архитектура выделяет два стиля:
романский (ХI—ХII вв.) и готический (ХIII—ХV вв.).
2

3.

4.

Главная роль в романском
стиле отводилась суровой,
крепостного характера
архитектуре: монастырские
комплексы, церкви, замки
располагались на
возвышенных местах,
господствуя над местностью.
Символ романской
архитектуры – замок и меч.
Церковь св.Марии,
1093-1200.
Германия.
Замок Стерлинг. XI-XII
вв., Шотландия.

5.

Для романской эпохи характерны благородство
и строгая красота.
Замок Сюлли, X-XIвв., Франция

6.

Середина ХII в.Мариенкирхе
Лаахе.Германия
Романская архитектура может
быть не только суровой и
грозной, но в то же время и
стройной, полной воздуха и
света, нежной и холодной.
Толстые стены прорезаны
узкими оконными и
дверными проемами.
Ей присуще отсутствие украшений и
орнамента.
Её характерный элемент —
арочная форма дверных и
оконных проемов.
Основными типами романских построек являются
храмы и феодальные замки.
6

7. Романская базилика

Начало романской эпохи
было
Романская
базилика
ознаменовано бурным развитием
церковной архитектуры.
Господствующий тип храма – вытянутая в
плане базилика («царский дом»),
символизирующая главную идею
католической церкви - идею крестного
пути, пути страданий и искупления
грехов.

8.

Романский стиль –
«стиль полукруглой
арки».
• Возрождение
цилиндрических и
крестовых сводов.
• Полуциркульные арки.
Соборный
комплекс в Пизе.
Италия.

9.

Характерный
элемент
романской
архитектуры –
арочная форма
дверных и
оконных
проемов.
Интерьер церкви
Сен-Сернен в
Тулузе. Франция.
Порталы
романских
церквей имели
скульптурное
убранство,
которое
выполняло
просветительскую
функцию.

10.

Церковь Сен-Нектер,
Овернь, Франция, ок. 1080.
Романский собор в Вормсе. Франция.
Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная
крупная на средокрестье и боковые – квадратные и
восьмигранные.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера
применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски
осыпались вместе со слоями штукатурки

11.

Важнейшей особенностью романского стиля стало появление
скульптурного декора, в первую очередь рельефа.
В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но
и живописцы и скульпторы.
Церкви украшались росписями и рельефами, выражавшими
пугающее могущество божеств.
Фрагмент капители
колонн романских
Бегство в Египет.
Страшный суд .
Собор Сен Лазар в Бургундии. 12 век

12.

Крупнейшими центрами романской архитектуры
стали также Германия и Италия.
Величественный ансамбль в Пизе.
кампанила
В него входят пятинефный Пизанский собор (1063—
1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.),
наклонная колокольня — кампанила (Пизанская
башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.
(отклонение от вертикальной линии на 4.5 м) и кладбище
Камио-Санто.
баптистерий

13.

Феодальный замок
Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век
Архитектурный облик
Средневековья трудно
представить без феодального
замка, являющегося частью
средневековой жизни.
Замок – это не только жилище
феодала, но и центр культуры.
Здесь проходили рыцарские
турниры, устраивались
состязания певцов и
музыкантов, выступали
бродячие актеры.
Из многочисленных замков
Западной Европы до нас дошли
лишь единицы. Многие из них
превратились в руины.
Шато
Гайар.Развалины
замка. Франция.

14. Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек, небольшие островки.

15.

Замок состоял из башни – донжона.
В верхних этажах жил феодал.
В нижних размещались склады провианта,
воды, конюшни, содержался скот.
Если враги проникали через окружающие
замок ров, наполненный водой,
каменные валы и укрепленные ворота,
то жители запирались в донжоне, из
которого за пределы замка вели
подземные ходы.
Из-за толщины стен окна походили на
амбразуры, используемые в военных
целях.

16.

Элементы оформления французских замков.

17.

Готика (ит. gotico - букв.
готский, связанный с
германским племенем
готов) - художественный
стиль, возникший в
середине XII в.

18.

В период Готики развития архитектуры
условно делят на три этапа:
ранняя готика (ХII—ХIII вв.),
высокая готика (ХIII в.) и
поздняя, или пламенеющая готика
(ХIV—ХV вв., а в отдельных случаях — ХVI в.).
18

19.

Термин «готический стиль»
возник в эпоху Возрождения, во
Франции.
Главными архитектурными
сооружениями и украшениями
городов позднего Средневековья
становятся величественные
готические соборы – центр
общественной и духовной жизни
средневекового города.
Внешний вид готического собора
напоминал величественный
корабль, горделиво
возвышавшийся над городом.
Собор украшали острые шпили,
богато украшенные порталы,
ажурные стены и витражи.
Собор в Кельне.
Германия. XIII-XIV вв.
По сравнению с романскими храмами, высота
готических соборов значительно больше, она
придает зданию устремленность вверх, к
небесному своду.

20.

В отличие от романского стиля с
его круглыми арками,
массивными стенами и
маленькими окнами, для готики
характерны арки с заострённым
верхом, узкие и высокие башни
и колонны, богато украшенный
фасад с резными деталями
(вимперги, тимпаны,
архивольты) и многоцветные
витражные стрельчатые окна.
В основе готического собора – несколько
упрощенная в плане романская
базилика, преобразованная в новые
архитектурные формы и очертания.
Для большей вместимости и создания
ощущения простора требовалось
расширить внутреннее
пространство храма.

21.

Основа здания строится из
прямоугольных ячеек,
называемых травями. Трави
ограничены четырьмя столбами и
арками, вместе с аркаминервюрами образующие остов
крестового свода, который в свою
очередь заполняется небольшими
легкими сводами.
Единственной массивной частью
готического храма являлся
главный фасад, на котором
располагались две огромные
башни, переходящие в тонкий
шпиль.

22.

аркбутаны
контрфорсы
нервюры
В готической конструкции сочетались три
главных элемента:
свод на нервюрах (арках) стрельчатой
формы,
система аркбутанов – связующих
открытых полуарок, передающие распор
свода
на мощные контрфорсы – вертикальные,
часто сужающиеся кверху выступы стен,
увеличивающие их устойчивость.
Невидимая изнутри, эта система снимала
нагрузку со стен, что давало возможность
покрывать поверхность стен оконными
проемами.
В результате пространство готического
собора, в отличие от мрачноватого
интерьера романских церквей, стало
более светлым.

23.

Соборы готического стиля очень декоративны.
Особенными и самыми
прекрасными украшениями
соборов служили витражи.
Переливающиеся всеми
цветами радуги, сверкающие
под светом солнца они играют
роль драгоценных камней.
Секрет долговечной яркости и
сияния витражных окон не
разгадан до сих пор, что
окутывает их легкой
таинственной дымкой.

24.

Отличительная черта готических
соборов «окно - роза» —
так называют большое круглое окно в
центре собора.
Нежными лепестками служит
круговой узор, исходящий из
центра окна.
Его круглая форма, разделенная на
секторы узкими каменными
ребрами, наподобие колеса.

25.

Повсюду, где только
возможно, вводится
скульптура.
Характерно, что в
скульптурные
ансамбли включаются
фигуры фантастических
чудовищ - химер.
Эти чудовища были данью
церковникам, которые
яростно сопротивлялись
возникновению наук в
поздний период
средневековья (XIII - XIV
вв.).

26. Памятники готической архитектуры

Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской
Богоматери - Нотр-Дам де Пари (начало строительства 1163 г., конец - XIV в.).
Вот как описал собор Парижской Богоматери в
одноименном романе В.Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется
страница прекраснее той, какою является фасад
этого собора, где предстают перед нами три
стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз,
громадное центральное окно-розетка… Высокая
изящная аркада галереи, несущая на своих тонких
колоннах тяжелую площадку и две мрачные
массивные башни с шиферными навесами. Все
эти гармонические части великолепного целого,
воздвигнутые один над другим в пять гигантских
ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии
разворачивают перед глазами свои бесчисленные
скульптурные резные и чеканные детали, могучие
и неотрывно сливающиеся со спокойным
величием целого. Этот собор как огромная
каменная симфония, колоссальное творение и
человека и народа ..»

27.

Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми
нефами. Такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых
важных образцах храмовой архитектуры, таких как церковь аббатства
Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одно это ставит собор в
исключительное положение. Кроме того, и позже соборы с двойными
боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях.
27

28.

Собор в Реймсе, Франция .
Начат в 1211г., закончен в 15 веке.
« Реймский собор» (длина 150
метров, высота 80 метров),
один из крупнейших и
высоких готических соборов.
Он издавна был местом
коронации французских
королей династии Капетингов.

29.

Собор Нотр-Дам в Реймсе.
Ворота западного фасада
д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де
Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс
В 1210 году, когда
сильный пожар
разрушил
кафедральный собор,
незамедлительно
начался сбор средств
на возведение нового,
который возводился в
готическом стиле.
29

30.

Собор в Реймсе, Франция .
Нотр-Дам де Пари. Франция.)

31.

Собор в Кёльне
Германия
1248 - 1437; 1842 - 1880
В Средние века Кельн был одним из
самых богатых и больших городов мира.
Поэтому архиепископ Кельна,
закладывая собор, хотел иметь такой
храм, который бы не уступал
французскому.
31

32.

Однако время было неспокойным: в
Европе бушевали эпидемии и войны.
За несколько лет у собора
поменялось несколько архитекторов.
Собор в
Кёльне.
Витражи
Германия
1248 - 1437;
1842 - 1880
В 1815 году Гёте выступил в
защиту Кельнского собора, а
также направил письмо прусскому
министру внутренних дел со
своими предложениями. В 1842
году после тщательных работ
король Пруссии повелел
закончить строительство, и сам
заложил первый камень.
В 50-е годы работу над собором
продолжил архитектор Рене де
Кормон. Кельнский собор простоял
несколько веков с незаконченным
каркасом до эпохи романтизма, когда
вновь возник интерес к готике.
32

33.

Cобор в Шартре, Франция
Первоначальное здание собора
в Шартре было сооружено в
XII в.
Западный фасад собора был
закончен в 1170 г. и счастливо
избежал полного разрушения
во время пожара 1194 г.
(остальная часть здания была
разрушена).
Однако в соборе сохранились
части, сооруженные в 1134,
1140 и в 1150 годах
Храм, получивший название
Нотр-Дам де Шартр, был
освящен в 1260 году в
присутствии короля Людовика
IX. Он стал первым в истории
Франции собором, посвященным
Деве Марии.
Нотр-Дам де Шартр

34.

Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем
Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его
супругой, королевой Бланш Кастильской, и украшено
гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю
искусства под названием "Ром Франции".
Многие мотивы витражей Шартрского собора также
сопряжены с культом Девы Марии.
Скульптура Шартрского собора сохранилась почти
полностью. Наружное и внутреннее убранство собора
насчитывает в общей сложности около 10 000 скульптурных
изображений из камня и стекла.
В центральном Королевском портале находится композиция
"Христос во славе"
34

35.

Собор в Шартре. Интерьер
Франция
1194 - 1260
Шартрский собор
сложен из очень
прочного песчаника,
который добывался в
каменоломнях
Бершера, в 8 км от
Шартра.
Некоторые каменные
блоки в стенах собора
достигают 2-3 метров
в длину и метра в
высоту.
35

36.

Костел Св. Анны шедевр зрелой готики
Литвы, памятник
архитектуры - построен
в конце XV века,
впервые в письменных
источниках упоминается
в 1501 г. После пожара
в 1564 г. он был
отстроен, открыт в 1581
г. С тех пор за 400 лет
своего существования его внешний облик
больше не менялся.

37. Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия.

Собор Святого Вита XIV в.
Прага, Чехия.

38.

Собор Дуомо —
наиболее
значительный
памятник готического
стиля в Италии.
Строительные работы
начались в 1386 под
покровительством
миланского герцога
Висконти.

39.

Кентерберийский собор
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери
Это резиденция
архиепископа и центр
процветавшего
бенедиктинского
монастыря. Он был
местом поклонения
Томасу Беккету прежнему архиепископу
Кентерберийскому,
убитому в соборе в
1170г.
39

40.

Кентерберийский
собор. Интерьер. Хоры
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери
40

41.

Солсберийский собор
Великобритания
1220 - 1266
Великобритания,
Солсбери
41

42.

Собор
Святого
Витта
Матье из Арра,
Парлер П.
Чехия
1352
Чехия, Прага
42

43.

Задание на дом
Гл.13,
Выписать слова – термины
Составьте таблицу:
«Характерные черты архитектуры романского стиля и готики».
Романский стиль
Готика
English     Русский Правила