Архитектура западноевропейского средневековья
2.43M
Категория: ИсторияИстория

Архитектура западноевропейского средневековья

1. Архитектура западноевропейского средневековья

2.

Романский стиль X - XII вв
(лат.
romanus)
Романская архитектура возникла на
территории бывшей Римской
империи, населенной народами,
говорящими на языках романской
группы.
Для архитектуры романского стиля
характерны:
• целостность
• строгость
Мариенкирхе Лаахе. середина XII в. Германия.
• простота
• отсутствие украшений и орнаментов
• арочная форма дверных и оконных проемов
Стены зданий отличаются большой толщиной, создают впечатление
массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проемы очень узкие.
В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии.
Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной.
Основными типами архитектурных построек этого времени становятся
монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые
дома.

3.

Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика,
символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути,
пути страданий и искупления грехов.
В романских храмах, вместо куполов, стали использовать цилиндрические (над
центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды
перекрытий.
Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями
боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами.
Внешний облик романских храмов дополняли башни.
Центром
средневековой
романской
архитектуры была Франция. Церковь Петра
и Павла в монастыре Клюни (в настоящее
время сохранился лишь ее фрагмент),
являлась самым крупным храмом в Европе
и служила прототипом для ряда других
церквей.
В строительстве этой церкви впервые
был
применен
новаторский
прием,
имевший большое значение для всего
последующего развития архитектуры,
использование
слегка
заостренной
(стрельчатой) арки свода.
Монастырь Клюни, XI –XII вв. Франция

4.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия.
Пизанский собор (Италия) представляет собой пятинефную базилику. В средней
части трансепта возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована
белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных
аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом
беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного
наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).
Пизанский собор. XI – XII вв. Италия

5.

6.

Средневековый замок - это не только жилище
феодала,
оборонительное
сооружение,
но
и
своеобразный центр культуры.
Простейший замок состоял из башни - донжона, в
верхних этажах которой жил феодал, в нижних
размещались склады провианта, воды, конюшни,
содержался скот.
Для строительства выбирались
труднодоступные
места:
скалистые,
обрывистые
кручи,
излучины
рек,
небольшие
островки.

7.

Готический стиль
XII – XVI вв
Условно различают три этапа:
• ранняя готика (ХII-ХIII вв.),
• высокая готика (ХIII в.),
• поздняя, или «пламенеющая», готика
(XIV-XV вв., а в отдельных случаях - XVI в.).
Величественные готические соборы становятся
главными архитектурными
сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья. Именно они
являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Родиной готики считают провинцию Иль-де-Франс на северо-востоке Франции
Характерные черты готического стиля:
• вертикальность композиций
• стрельчатая арка
• сложная каркасная система опора
• ребристые своды
• легкость и ажурность
Каждая страна создала свой неповторимый облик готического собора.

8.

- шедевр ранней французской готики.
Во Франции — на родине готики — произведения
этого стиля характеризуются ясностью пропорций,
чувством меры, четкостью, изяществом форм.
Видную роль в готике играло окно-роза,
большое окно над центральным порталом. Оно
стало архитектурным модулем - единицей всех
размеров
храма.
Ее
круглая
форма
символизировала
Бесконечность,
Христа,
Небесный град Иерусалим, достигая иногда 10-14
метров в диаметре.
Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв.
Париж. Франция.

9.

- характерное для немецкого зодчества
произведение готики.
В Германии готика приобретает несколько
иной вид, более отвлеченный, мистический, но
страстный по выражению характер.
Вместо розы в центре
фасада - большое
стрельчатое окно.
Собор в Кёльне. XIII – XIV вв. Германия

10.

Основное назначение искусства – внешнее и внутреннее
украшение храмов.
Подчиненное
влиянию
церкви,
оно
последовательно
рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного
суда.
Библейские сюжеты, сплошь покрывавшие стены, опоры, своды,
арки и потолки, легко «читались» прихожанами и наставляли их на
путь истинный.

11.

Романский стиль
Фресковая живопись
Особое место в романском
искусстве занимает испанская и
итальянская
монументальная
живопись.
Палитра
фресок
была
довольно ограничена и состояла
из чистых, ярких тонов.
Фресковые росписи почти не
сохранились из-за несовершенства
живописной техники. Водяные
краски
на
клеевой
основе
наносились тонким слоем на
мокрую или сухую штукатурку.
Хрупкие
слои
краски
легко
подвергались
разрушению,
особенно на наружных стенах.
Христос во славе. Роспись главной аспиды
церкви Сан Клементи в Тауле. Испания 1123 г.

12.

Ведущим видом храмового декора стали монументальные
рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в
интерьере же сосредоточенные на капителях колонн.

13.

В рельефах разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в
аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков. В
сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются
легенды
христианства,
назидательные
притчи,
жуткие
апокалиптические
видения,
сцены
«Страшного
суда»
с
мифологическими образами древних народных поверий, то в виде
уродов, то в виде карнавальных масок с их насмешливыми гримасами.

14.

Готический стиль
Скульптура
Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора. Она
включается
в
архитектурную
конструкцию,
входит
в
состав
функциональных элементов постройки.
Вместо
рельефов
романского
периода появляется круглая пластика,
скульптурные
группы.
Фигуры
подвижны, обращены друг к другу и к
зрителю.
Характерные черты готического
скульптуры:
• удлиненность пропорций
• симметричность форм
• подчиненность архитектурным
объемам
Статуи-колонны «Королевского
портала» собора в Шартре.Франция

15.

В готике сложился культ Богоматери

практически
одновременно
с
поклонением
прекрасной
даме,
характерном для Средневековья. Нередко
оба культа переплетались, и Богоматерь
представала
в
облике
прекрасной
женщины.
Шедевр мировой скульптуры –
«Встреча Марии с Елизаветой».
Встреча Марии с Елизаветой. Западный портал.
Реймский собор, Франция
Фигуры
двух
женщин
имеют
самостоятельное
пластическое
значение. Вместе с тем они внутренне
объединены молчаливым диалогом,
переживаниями.
Созданные реймскими мастерами
образы
привлекают
нравственной
силой, высотой душевных порывов и в
то же время близкой античному идеалу
телесной жизненностью, простотой и
характерностью, обаянием женской
красоты.

16.

Искусство витража
Витраж - одно из основных
направлений живописи.
В искусстве витражей проявилось
торжество света и цвета.
Излюбленный орнамент
витражных окон готики –
роза,
в
орнаменте
которой
использовался
мотив многолистника.

17.

Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.
Витраж собора в Шартре, Франция
English     Русский Правила