1.72M
Категория: МузыкаМузыка

Диатонические секвенции

1.

ДИАТОНИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ

2.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Секвенция (лат. sequentia — следование)
— перемещение какого-либо
музыкального построения.
У французов — прогрессия (progression).

3.

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ
Наиболее раннее появление секвенций связано с
полифонической музыкой ХV–ХVI века, где в условиях
имитации возникали канонические секвенции (появлялись в
интермедиях фуг).
Бах, Прелюдия и фуга a-moll для органа, тема фуги

4.

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ
У венских классиков секвенция — один из типичных
приемов тематической работы в сонатносимфонических циклах. Особое явление —
секвентность на расстоянии. Возникает на основе
периода повторного строения.

5.

Л.В. Бетховен. Соната №3, 2 часть

6.

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ
В ХIХ веке секвенции не только средство развития, но
и экспонирования (Чайковский, Вагнер, Мендельсон).
У романтиков и русских композиторов —
экспрессивная и красочная сторона секвенции.
Широко используются секвенции для характеристики
оперных персонажей.

7.

ЗВЕНО СЕКВЕНЦИИ
Звено секвенции — перемещаемое
построение или повторяющийся оборот.
Первое звено – мотив секвенции. Количество
звеньев различно, но обычно 2–3.
Г.Ф. Гендель. Пассакалия g-moll

8.

ШАГ СЕКВЕНЦИИ
Шаг секвенции — интервал между звеньями.
Типичны секундовые и терцовые шаги.
Шаг может быть переменным.
Секвенция с секундовым шагом
Секвенция с терцовым шагом

9.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКВЕНЦИЙ
По направлению шага: восходящие и нисходящие;
По точности воспроизведения звеньев: точные (каждое
следующее звено с точностью воспроизводит предыдущее)
и варьированные.
По фактурным особенностям:
— мелодические;
— гармонические;
— мелодико-гармонические (чаще всего).

10.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКВЕНЦИЙ
По ладотональному признаку:
Хроматические – перемещение звеньев производится по
ступеням родственных тональностей, при этом возникает
смена лада, а шаг секвенции может варьироваться (б2 и м2).

11.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКВЕНЦИЙ
По ладотональному признаку:
Транспонирующие – перемещение звеньев производится на
точно выдерживаемый интервал, при этом лад все время
сохраняется.

12.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКВЕНЦИЙ
По ладотональному признаку:
Диатонические - перемещение звеньев идет по ступеням
одной и той же тональности.

13.

Диатонические секвенции
Особенности:
Начальный мотив обычно содержит простые аккорды в квартоквинтовом соотношении. Например T-S, D-T, II-D и т.д. Могут
встречаться звенья из септаккордов.

14.

Диатонические секвенции
Особенности:
свобода голосоведения. Здесь может возникнуть и параллельное
движение всех голосов вверх или вниз (включая параллелизмы
ч5), и ходы на увеличенные интервалы. Но все это – между
звеньями и считается допустимым.
Чтобы избежать ходов на увеличенные интервалы в
диатонических секвенциях используется натуральный минор.
Только первое и последнее звено звучат в гармоническом.

15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Проанализировать мелодию и отметить скобками звенья
секвенции.
2.Условия задачи могут допускать разные варианты мотива
секвенции. Активнее звучат мотивы от слабой доли к
сильной.
3. Нежелательно заканчивать секвенцию на Ум.53. Для
этого можно пренебречь точностью звена и сделать
свободный вариант мотива.

16.

ЗОЛОТАЯ СЕКВЕНЦИЯ
Термин В.Беркова.
Наиболее распространена в миноре.
Основной вид: V–I, IV–VII и т.д и I–IV, VII–III и т.д.
Характеристика: в основе — динамичное звено, нисходящий
характер, минор (хотя может быть и в мажоре); в миноре линия
баса образует фригийский тетрахорд.
Г.Ф. Гендель. Пассакалия g-moll

17.

М. Равель. Павана усопшей инфанте
English     Русский Правила