924.34K
Категория: ИсторияИстория

Законы Ману

1.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАКОНЫ МАНУ
Подготовила: Сахарова А.Е. 1 МП 5/14 группа
Преподаватель: Трикоз Елена Николаевна

2.

Характеристика исторического
периода
■ Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому
назад в долине Инда. Археологические раскопки дали возможность установить, что
еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры
ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное
расслоение населения.
■ Наиболее полно представлены исторические свидетельства по так называемому
ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина I
тысячелетия до н.э.).
■ Среди литературных памятников этого периода особое место занимает
древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, а
также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций —
дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра,
получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. — II в. н.э.).

3.

Общая характеристика памятника
■ Законы Ману – это памятник
древнеиндийской литературы,
древнеиндийский сборник
предписаний благочестивому
человеку в исполнении им своего
общественного, религиозного и
морального долга,
приписываемый традицией
прародителю человечества —
Ману. Является одной из
девятнадцати дхарма-шастр.

4.

Общая характеристика памятника

Первое упоминание о законах Ману
относится к 9-му веку до н.э., но
окончательная редакция брахманами
Древней Индии относится к середине II
в. н.э. Точная дата их появления
неизвестна. В Европе Законы стали
известны с конца 18в. с началом
английского владычества в Индии.
Считается, что Законы Ману старше
Артхашастры.
Ману - мифический прародитель
человечества - первый человек. По
легенде всевышний бог Брахма послал
Ману на землю, чтобы навести порядок
и законность.

5.

Структура «Законов Ману»
Законы Ману написаны на санскрите, содержит 2685 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав.
■ I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн),
человеческого общества;
■ II — понятие кармы и порядок изучения Вед
Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед. После
изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни –
«дваждырожденным».
■ III- в наиболее обобщенном виде содержит постановления о брачном праве
■ IV — учение о дхарме, ее ритуальной стороне
■ V — постановления о форме брака
■ VI — ритуальные постановления
■ VII — публичное право Древней Индии или учение о царской власти и государстве
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и
"защите всех творений''; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным
и др.

6.

Структура «Законов Ману»
■ VIII — сведения о процессе, вещном и обязательственном праве
■ IX- вопросы брака и семьи
■ X - посвящена семейным отношениям, наказаниям за различные преступления,
обязанностям членов варн;
Глава Х содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных
способов приобретения собственности, десять способов существования, дозволенных
всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.
■ XI — уголовное право
■ XII — заключительные постановления о дхарме
Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их
участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими
мыслями, словами и своим телом.

7.

Сословия по Законам Ману

8.

Брахманы
■ Брахманы якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы. В древних
источниках брахман считался чуть ли не божеством в человеческом
облике. Только он мог узнавать волю богов, изучать священные тексты, делать
жертвоприношения, совершать обряд коронации правителя.
■ Исключительная привилегия брахманства (brahman) - изучение Вед. Она была
поколеблена уже в ведическую эпоху. Законы Ману содержат подробные
постановления относительно порядка изучения Вед разными варнами. Брахман
начинал изучение Вед с восьмилетнего возраста.
■ Брахману запрещалось касаться оружия, даже для того, чтобы осмотреть его, но
в случае нужды он мог заниматься военным делом, кроме того, он мог брать в
руки оружие, чтобы защититься. Денежными операциями он мог заниматься
только через посредников. В случае нужды он мог заниматься торговлей, но и
при этом он не мог торговать определенными товарами.

9.

Кшатрии
■ Кшатрии были якобы сотворены из рук бога.
■ Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и
неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия» (Ману. I. 89).
Такова дхарма варны воинов и правителей.
■ Царь должен быть из варны кшатриев.
■ Кшатрий начинал изучение Вед с 11 лет, совершеннолетие для него наступало в
22 года. История знает несколько царей кшатриев, прославившихся не как
воины, а как философы. Помимо этого, кшатриям принадлежит честь создания
науки четырех родов и десяти видов, т.е. военного искусства.
■ Со временем кшатрии опростились и разделились на различные касты, не
имевшие уже ничего общего с военным делом.

10.

Вайшьи
■ Вайшьи созданы якобы из бедра бога.
■ Это была последняя варна «дваждырожденных». Вайшьи начинали изучать Веды
с 12 лет, совершеннолетие для них наступало в 24 года. Согласно законам Ману:
«Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение
[Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьи» (Ману. I. 90).
■ Однако нельзя утверждать, что именно они составляли большинство
производительного населения, производством занимались абсолютно все
варны.

11.

Шудры
■ Шудры как варна образовались позже всех остальных варн. Достаточно долго в
науке существовало мнение, уравнивающее шудр с рабами.
■ Известно, что труд шудр имеет в большой степени предназначение служить трем
первым варнам «дваждырожденных», тогда как сам шудра не предназначен ко
второму рождению в этом мире: «Но только одно занятие Владыка [Брахма]
указал для шудры — служение этим варнам со смирением» (Ману. I. 91).
■ Шудре запрещено было изучать Веды, но этот запрет, судя по всему, сложился
достаточно поздно. В ведическую эпоху его еще не существовало.
■ Шудра не мог быть судьей, так как не знал Вед и соответственно не знал дхармы.
Шудра не мог совершать жертвоприношения, которые вменялись в обязанность
«дваждырожденным». Не мог он делать подарки брахману, приближаться к нему
на меньшее, чем определено, расстояние и говорить с ним.

12.

Суд
■ Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда
брахманов.
■ Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов).
Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и
обязательной ежедневной функцией царя.
■ Если по каким-то причинам царь не мог отправлять
правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х
членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе
(этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда
регулируется 12-ой главой законов Ману.

13.

Преступления и наказания
■ Великими грехами (махапатака) согласно Законам Ману
являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с
женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих
преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания
из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не
был отнесен к числу преступлений.
■ От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране
жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело
значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма
учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».
■ Наказание зависело от варны наказуемого.

14.

Вещное и обязательственное право
■ Частная собственность на землю не получила распространение в Древней
Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации
в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
■ В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о
спорах между отдельными крестьянами.
■ В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения
имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка,
завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений.
■ В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения,
перевозки и др., а также общие положения о договоре.

15.

Брачно-семейные отношения
■ Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в
основном главы III и IX
■ Известно, что браки должны совершаться только между представителями одной
варны, но межварновые браки (анулома и пратилома) тем не менее разрешаются.
Так, Ману. III. 13–19 разрешает брахману жениться на шудрянке и одновременно
осуждает такой брак.
■ В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии.
Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом
«наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда
он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и
коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов
«Исполняйте вместе дхарму»).
■ Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный
союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и
самый худший вид —пайшачу.

16.

Наследственное право
■ Законы Ману называют наиболее древним образцом
наследственного права.
■ В законах упоминается два способа наследования отцовского
имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями,
либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья
жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать
наравне с мужчинами. Сестры не принимали участие при
дележе наследства, но они получали приданое. При отсутствии
детей к наследованию призывались родственники до 6-ой
степени.

17.

Источники информации
■ 1. «История государства и права зарубежных стран» О.А. Жидкова Н.А.
Крашенинникова
■ 2. «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» Н.А.
Крашенинникова, О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз
■ 3. «История государства и права зарубежных стран» М.А. Исаев
English     Русский Правила