Похожие презентации:
Языческая религия и письменность древних славян
1.
2.
ПЛАН1. Вступление
2. Языческая религия древних славян
3. Этапы развития языческой культуры древних славян:
1. Природа, её стихии и процессы
2. Культ предков
3. Культ и почитание богов
4. Интересные факты из жизни древних славян
1. Имянаречение
2. Русальная неделя
3. Банный обряд
4. Представление древних славян о земном устроении
5. Письменность древних славян
6. Формы письма древних славян:
1. Буквица
2. Глаголица
3. Черты и резы
4. Руны
5. Тьраги
7. Заключение
3.
Первые зафиксированные данные о древних славянах относятся лишь к шестому векунашей эры. Тогда были упомянуты анты и склавины. На самом же деле, история
славян начинается во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Как и многие
первые племена, древние славяне сначала имели первобытно-общинный строй,
а затем – родоплеменной. Была у славян своя религия и письменность.
4.
Основным мировоззрением славян, как и у других древних народов, вплоть до девятого векабыло язычество. Основными чертами славянского язычества являются вера в одушевлённость
природы, культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и
принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека.
5.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН1. ПРИРОДА, ЕЁ СТИХИИ И ПРОЦЕССЫ (Все объекты природы были населены душой или
духами. Например, в воде жил Водяной и русалки, в лесу – Леший. Олицетворением природных
стихий стали божества. Были боги Солнца (Ярило, Хорс), ветра (Стрибог), грома (Перун) и другие.
Вообще для язычества основополагающим всегда был культ природы. На этом же этапе
становления языческой культуры у людей появлялись представления о мире, о его структуре и
возникновении.)
6.
2. КУЛЬТ ПРЕДКОВ (Он характеризуется возникновением культа предков. Славяне верили, чтодуши усопших родственников наблюдают за их жизнью, а также могут помочь. Предков называли
щурами и пращурами. Чтобы выразить свое уважение к ним и к роду в целом, славяне устраивали
специальные поминальные дни: накрывали богатый стол и всей семьей добрым словом
вспоминали погибших родственников. Как такового понятия смерти не существовало. Считалось,
что человек продолжает жить, просто меняются условия и облик его жизни. )
7.
3. КУЛЬТ И ПОЧИТАНИЕ БОГОВ (Он стал расцветом славянского язычества. Особенно этовыражалось в культе и почитании богов. Язычество еще называют идолопоклонством. В древних
языческих храмах (капищах и святилищах) стояли статуи (идолы) того или иного бога, в честь
которого этот храм был сооружен. Славяне поклонялись им, славили их, а также приносили требы –
жертвоприношения. В жертву приносили мясо животных, напитки, цветы и ягоды и другое.)
8.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ СЛАВЯНИМЯНАРЕЧЕНИЕ
Наши предки серьезно подходили к вопросу
выбора имени, ведь считалось, что оно
своеобразный оберег. Мудрые славяне,
чтобы обеспечить ребенку счастливую
судьбу несколько раз давали своему ребенку
имя. Первое давал отец при
рождении ребенка. Перерубив пуповину, он
показывал его солнцу, называл имя,
знакомя, таким образом, ребенка с
небесным светилом. Второе имя давали уже
жрецы по достижении 12-летнего возраста.
Временное детское имя смывали в святой
воде. Меняли имена и девушки, которые
выходили замуж. Смывали они прошлую
жизнь в реке или озере, а также в Капищах.
Юноши, совершив подвиг, или
находившиеся на грани жизни и смерти,
тоже могли сменить имя, но только в
текущей воде.
9.
РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯИзвестно, что русалки пребывают в водоемах,
а становятся русалками незамужние девушки,
которые утонули или умерли не своей
смертью. В некоторых славянских племенах
были поверья, что русалки, кроме воды, могут
жить и под землей. За неделю до Троицы они
выходили из водоемов, и селились в лесах и
рощах неподалеку от жилых поселений. Это
было особенное время, когда не
рекомендовалось выходить из дома, ходить в
одиночку в лес и в поля. На пастбища не
выпускали и домашнюю скотину. Считалось,
что именно в это время русалка может
прибрать к себе человека, или забрать его
душу. Особенно боялись русалок девушки и
женщины, потому старались в эти дни не
вести домашнее хозяйство. Не пекли хлеб, не
стирали, не убирались в доме. Неделя
считалась праздничной, потому вечерами
устраивали гулянья с плясками, хороводами,
прыганьем через костры.
10.
БАННЫЙ ОБРЯДВ отличие от «варварской» Европы восточные
славяне большое внимание уделяли чистоте,
потому и существовал особый банный обряд.
Перед ним необходимо было задобрить духа бани,
так называемого банника, а при входе отвесить
ему низкий поклон. Затем читается заговор, и
после его прочтения на камень выливают ковш
воды. Веником равномерно разгоняют пар по
всему помещению. Помыться в бане было
своеобразным очищением тела и души. Веник
считали главным в этом обряде, так как именно с
его помощью можно было изгнать чертей из тела.
Не зря банный веник называли хозяином, и
придумали множество поговорок. «Веник в бане
дороже денег», «Баня без веника, все равно что
стол без соли» и другие.
11.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН О ЗЕМНОМ УСТРОЕНИИПредставления славян–язычников о
земном устроении были очень сложные
и запутанные. Он казался им похожим
яйцо.
на
большое
Посредине
славянской
Вселенной,
подобно
желтку, расположена сама Земля.
Верхняя часть «Желтка» — наш живой
мир, мир людей. Нижняя сторона –
Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная
Страна. Когда там день, у нас царит
ночь. Чтобы попасть туда, надо
пересечь
Океан-море, окружившее
Землю. Или прорыть колодец насквозь,
и камень будет падать в этот колодец
двенадцать дней и ночей. Древние
славяне имели представление о форме
Земли и смене дня и ночи. Вокруг
Земли, подобно яичным желткам и
скорлупе, расположены девять небес.
12.
Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без ПИСЬМЕННОСТИ. Овремени, условиях возникновения и становления славянского письма имеется очень мало
фактических данных. Ряд ученых говорит о том, что письменность в Древней Руси появилась
лишь тогда, когда стали возникать первые города и формироваться древнерусское государство. Но
существует ряд свидетельств, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были
диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать. Дохристианская письменность
у славян существовала.
13.
ФОРМЫ ПИСЬМА ДРЕВНИХ СЛАВЯНБуквица
Черты и резы
Глаголица
Руны
Тьраги
Когда-то давно все эти формы существовали вместе в пределах единого временного отрезка.
Большинство наших современников, скорее всего, уверенно причислит к понятию «славянская
письменность» буквицу, глаголицу, черты и резы. Хотя руны и тьраги также относятся к
письменности древних славян. На всей территории нашей страны находят рунические камни,
древние рунические календари и множество других археологических находок, не оставляющих
сомнений в том, что эта форма письма когда-то была широко распространена на этой
территории.
14.
1. БУКВИЦА - прямая предшественница нашей нынешней азбуки, но в отличие от нее, каждый еесимвол несет в себе образ. В свое время она получила самое широкое распространение среди
древних славян. Ею пользовались при подписании межродовых и более крупных договоров,
впоследствии буквицу, из-за ее относительной простоты, использовали для записи знаний, которые
нуждались в широком распространении.
15.
2. ГЛАГОЛИЦА - считалась деловым, «торговым письмом». Различные реестры, соглашения,подсчеты – самая распространенная сфера ее использования. Некоторые торговые люди
переселялись в другие страны, чтобы дети обучались грамоте и не забывали, откуда они родом, для
чего на глаголицу переводились предания, сказы, сказки, былины. Эта форма письма была широко
распространена особенно на южных придунайских территориях (задолго до Кирилла и Мефодия).
С полной уверенностью можно сказать только то, что первым официально признанным письмом
славян была глаголица, которую впоследствии заменили на кириллицу.
16.
3. ЧЕРТЫ И РЕЗЫ - это словенское народное письмо. Его использовали, чтобы передать какиенибудь короткие сообщения (то, что мы сегодня называем запиской). Берестяные грамоты –характерный пример такого письма. Береста оказалась довольно долговечным материалом. Ранее
были обнаруженные Новгородские берестяные грамоты, которые хорошо сохранились и
демонстрируют высокий уровень грамотности и самое ее широкое распространение среди
новгородцев (переписку вели даже шестилетние дети.)
17.
4. РУНЫ - – это особенные знаки, которые когда-то были распространены по всей Европе. В товремя их использовали сразу для нескольких целей: гаданий и обрядов и в качестве обычного
алфавита. Руническая письменность дошла и до нашего времени. Различные народы обладали
своими рунами. Сегодня наиболее известны руны, которыми пользовались древние германцы и
древние славяне.
18.
5. ТЬРАГИ – это образные символы, которые соединяют в себе сложные объёмные знаки,передающие многомерные величины и многообразные руны.
19.
Таким образом, религия славян была языческой, то есть существовало многобожие. Каждыйбог обычно был так или иначе связан с природными явлениями. Им поклонялись и просили у них
хорошего урожая, счастливой и крепкой семьи. Многие традиции упоминаются в
русских
летописях уже после принятия христианства, а православные праздники сохранили элементы
древних языческих традиций. Славяне четко разделяли мир живых и мир духов, в который было ы
запрещено входить простому смертному. Религиозные представления славян широко представлен
в русских былинах и сказках, где отображен главный философский смысл жизни — вечная борьба
Добра со Злом.
Славянская письменность, как и вообще культура и язык славян, послужили основой
евразийской культуры в целом, а также дали толчок к развитию языка и
письменности большинства из известных нам древних цивилизаций.
20.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Николаев, Т. В. Древняя Русь и славяне / Т.В. Николаев. - М.: Наука, 1988
1. Петров, А.А. Славянская мифология / А.А. Петров. - М.: Артель, 2003
1. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1988.
1. Семенова, М. А. Быт и верования древних славян / М.А. Семенова. - СПб.: Азбука, 2000
1. Семенова, М. А. Мы-славяне! / М.А. Семенова. - СПб.: Азбука-классика, 2009.
1. Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000.
1. В.П. Грибковский, статья «Была ли у славян письменность до Кирилла и Мефодия?»
1. Платов А., Таранов Н. «Руны славян и глаголица».