Похожие презентации:
Быт и религия древних славян
1.
Донской Государственный Технический Университет.Факультет: Информатика и вычислительная техника.
Предмет: история (история России, всеобщая история)
Презентация по теме
Быт и религия древних славян
Выполнили:
Азовцев Г.М.
Блинов Б.М.
Гончаренко М.С.
Жмурко О.С.
Тихонова С.Е
Проверил:
Воскобойников С.Г.
Ростов-на-Дону
2023
2.
СодержаниеВведение
1. Быт древних славян………………………………….6
2. Религия древних славян…………………………….9
Заключение
Список использованных ресурсов
3.
ВведениеСлавяне выделились из большой индоевропейской общности примерно
в средине II тысячелетия до н. э. Многие ученые называют местом
первоначального обитания славян территорию, которая находится между
средним течением Днепра, верхними течениями Западного Буга и Вислы. Когда
началось великое переселения народов, представители многих этносов
покидали территорию своего проживания и осваивали новые земли. Славяне
также стали расселяться и заняли территорию Центральной, Восточной и ЮгоВосточной Европы. Это происходило в IV-VII века.
В результате переселения единая славянская общность разделилась на 3
большие группы:
• Западные: предки польского, чешского и словацкого народов;
• Восточные: предки русского, белорусского и украинского народов;
• Южные: предки болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев.
У каждой группы славянских племён было своё направление
расселения. Восточные славяне перешли на северо-восток и заняли земли от
Балтийского до Чёрного моря, рядом с реками Днепр и Волга. Западные славяне
оказались на территориях в районах бассейнов рек Эльба, Одра и Висла.
Южные славяне стали жить на Балканском полуострове.
На территории, где расселились славянские племена, были образованы
такие государства, как Древняя Русь, Болгария, Польша, Чехия, Великая
Моравия.
4.
Введение● Работа Путилова Б.Н., “Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди.” [1]
представляет собой своеобразную энциклопедию мифологии и истории
древней Руси.
● Работа Рыбакова Б.А., “Язычество древней Руси.” [2]
посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной
жизни древней Руси до принятия христианства.
● Работа Даркевича В.П., “Происхождение и развитие городов древней Руси (XXIII вв.)” [3]
посвящена зарождению и развитию городских центров в древней Руси.
● Работа пользователя ThomasMarshal`a, “Быт славян. 2017.” [4]
раскрывает жизненный уклад в славянских поселениях древней Руси.
5.
Цель и задачи работыЦель: определить какие быт и религия была у
древних славян.
Задачи:
1.Описать быт древних славян;
2.Изучить религию древних славян;
3.Рассказать в общем про образование быта и
религии древних славян.
6.
Быт древних славянСвои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу
рек и морей. Река была дорогой как летом, так зимой, нужна была для развитой
торговли. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в
рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне
охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных
трав, растений и ягод. Быт жителей Руси был тесно связан с земледелием,
основой хозяйства славянских племён являлось земледелие. Помимо
земледелия славяне занимались разведением лошадей и крупного рогатого
скота, свиней, овец и коз, из домашней птицы — кур, гусей, уток и голубей. Скот
держали в открытых загонах или специальных сооружениях - хлевах.
Преобладающий тип жилища - правильная четырехугольная
полуземлянка. Площадь полуземлянок невелика - в среднем около 10 кв.м. (хотя
есть и больше, с длиной стен до 5 м). Стены жилищ были деревянными. У
славян первоначально преобладала столбовая конструкция стен, сложенных из
стояков и жердей, переплетенных лозой. Ее, видимо, можно считать местной. Со
временем
начинает
распространяться
срубная
техника.
Кровли
полуземляночных строений были двускатными. Кровли опирались на столбы по
углам и в середине стен, изредка (что соответствует четырехскатной кровле) - в
центре жилища. Делались они из плах или жердей. Конек двускатной крыши
делался из бревна.
7.
Быт древних славянКрыша также иногда обмазывалась глиной. Наземные части более
углубленных полуземлянок присыпались землей для утепления. Основным
элементом внутреннего интерьера славянского жилища была печь-каменка
(реже глиняная). В полуземлянках печи располагались в углу, противоположном
входу. Положение печи, очевидно, как и позднее, имело сакральный смысл (по
диагонали от нее был "красный угол" с домашними святынями) и потому четко
выдержано. Другие элементы интерьера прослеживаются гораздо хуже. Ясно,
что вход в жилище располагался обычно с южной стороны. В жилище вела
земляная, реже деревянная лестница. У стен располагались деревянные лавки
с вкопанными столбиками-опорами или земляные выступы (очевидно, с
настилом), служившие сиденьями и лежанками. В ряде случаев в жилищах
обнаруживаются небольшие ямы-хранилища, иногда рядом с печью.
Утварь, видимо, изготавливалась в основном из дерева и иных
растительных материалов. Это относится и к средствам переноски тяжестей,
которые и позже были в основном деревянными (ведра) или плетеными
(корзины). Археологически устанавливается наличие глиняной посуды. Это
почти исключительно горшки, изредка встречаются глиняные миски и
сковородки. Гончарная керамика (горшки, кувшины, миски) имела локальное
распространение. Из других предметов обихода чаще всего встречаются
железные ножи длиной 5-10 см, во множестве найденные на поселениях и в
могильниках.
8.
Быт древних славянОбычной одеждой словен и антов, насколько можно судить из известия
Прокопия, были "хитон", "плащ", "штаны, прикрывающие срамные части".
Важнейший, имевший сакральное значение элемент одежды издавна
представлял у славян пояс. Имеется немалo находок металлических частей
поясов (пряжки, бляшки из бронзы, серебра и железа, нередко фигурные). На
ногах мартыновских фигурок облегающие штаны, доходящие до щиколоток, и
остроносые башмаки или сапоги. Упоминаемый Прокопием плащ (точнее,
тривоний - грубый, "варварский" плащ) изредка застегивали металлическими
фибулами и пуговками, а чаще, вероятно, стягивали обычной тесьмой. Это был
плащ без рукавов, широко распространенный в средние века. Для изготовления
верхней одежды (в том числе неизвестной нам для того времени с
достоверностью зимней) использовались меха и шкуры диких животных, но в
первую очередь овчина. Неизвестны нам и головные уборы славян того времени.
Видимо, славяне пользовались теплыми головными уборами из меха и кожи
лишь зимой. О женской одежде в письменных источниках данных нет. Видимо,
женщины носили более длинный (до колен и ниже) "хитон", а также пояс и
остроносые сапожки. Женский головной убор был близок позднейшему
кокошнику, включал в себя серебряные налобные венчики и наушники. К
головным уборам крепились височные кольца разных типов, подвески. Из
украшений известны также серьги, части ожерелья-монисто (бусы, швейные
обручи), браслеты. Издревле славянские женщины носили длинные волосы,
заплетавшиеся в косу.
9.
Религия древних славянСлавянская религия основывалась на мифологии. Она формировалась
на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из
индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н. э. и
взаимодействовала с мифологией и религией соседних народов.
Древние славяне являлись язычниками. Язычество - религия,
основанная на поклонении пантеону многих богов, идолопоклонство. Язычество
древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир
Святославович принял решение о крещении своей земли. Но и после этого
многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях,
фольклоре.
Язычество часто называют обожествлением природных сил. Славянеязычники поклонялись стихиям, считая природные явления результатами
действий богов. Например, гром и молнию славяне считали проявлением бога
Перуна, которому приносили кровавые жертвы. Особо почитаем наряду с
Перуном у славян был бог Ярила (Ярило) - бог плодородия, размножения и
физической любви. Бог Сварог был отцом ряда богов и управлял огненной
стихией. Были на Руси и такие боги, как Макошь - богиня плодородия, Лада,
Купала и Леля (её дети) - божества семьи, брака, любви, деторождения и
плодородия, Даждьбог - бог плодородия и солнечного света.
Единого бога у славян не существовало. Каждое племя могло
поклоняться своим богам. Эта разрозненность связана с тем, что единого
государства у древних славян не было, поэтому близко племена между собой не
контактировали.
10.
Религия древних славянСлавяне верили в родство людей с различными животными, а также
поклонялись некоторым из них. Так, богом леса у язычников являлся медведь самый сильный зверь. Кроме того, славяне верили, что боги живут не только в
лесу, в реках, в озёрах, в пещерах, в болотах, но и в домах. Таким покровителем
дома был Домовой. Он жил в каждой избе. Его кормили - оставляли на ночь
ужин, чтобы он не остался голодным и не рассердился на хозяев. Наряду с
Домовым у славян был Леший, который жил в лесу, и Водяной - хранитель озёр
и рек. Этих героев древнеславянской мифологии относили к духам, а не к богам.
Храмов, как, например, у древних греков, у славян не было. Они
молились в священных местах, которыми были различные природные объекты.
Язычники приходили к особым камням, отправлялись в священные рощи,
приносили жертвы рекам и озёрам, бросали дары на дно колодцев, втыкали
предметы в стволы деревьев, восходили на вершины холмов и гор, курганы.
Самая простая форма специально организованного культового места у славян площадки с идолами и жертвенные ямы, которые называли «требища». На них
«творили требы», то есть исполняли то, что было необходимо для прославления
богов. Жертвенные ямы располагались на окраинах селений и не имели
ограждений. Иногда на культовых площадках в геометрическом порядке
располагались несколько идолов: в центре или позади стоял главный идол, а
вокруг или спереди - второстепенные.
11.
Религия древних славянИдол - это изображение божества или духа, служащее объектом
религиозного поклонения. Идолы делались из дерева, металла, глины и камня.
Они могли выглядеть как небольшие фигурки домашних богов, так и как
огромные, сделанные из целых стволов деревьев в несколько метров высотой.
Говоря о языческом культе, нельзя не упомянуть о погребальных
обрядах древних славян. Русская летопись очень коротко описывает
погребальный обряд северян, кривичей, радимичей и вятичей: «И если кто
умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и
возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости,
вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают
и теперь еще вятичи». Усопших они сжигали, а прах помещали в глиняный
сосуд и закапывали в неглубокую яму, обозначая могилу холмиком. В
последующем обряд кремации преобладал, но менялась форма погребений:
волотовки (круглые курганы-сопки с деревянной оградкой) - у словен, длинные
родовые курганы - у кривичей, кремация в ладье и курганная насыпь - у русов.
С приходом христианства язычество было запрещено, идолы
уничтожены. Однако до сих пор мы встречаемся с отголосками древних
языческих обрядов. Например, славяне-язычники посвящали свои праздники
богам. Богу Солнцу посвятили праздник Масленица, который мы отмечаем и
сейчас. Именно с языческими поверьями связан обычай печь блины на
Масленицу. Ещё один языческий праздник в честь бога Солнце, дошедший до
наших дней Иванов день, или Иван Купала.
12.
Религия древних славянКак видно из проделанных многими учёными-историками исследований
древнеславянского язычества религия занимала очень важное место в жизни
наших предков и до принятия христианства. С принятием христианства,
несмотря на усердную борьбу князя Владимира с язычеством, язычество совсем
не исчезло. Они впитало в себя новую религию, совместив христианские и
языческие традиции. Исчезли идолы, но появились иконы, уничтожены требища,
но есть храмы и церкви, а Домовой так и остался в новом христианском
обществе. Поэтому забыть о язычестве нельзя, так как оно расшифровывает
многие наши обычаи, никак несвязанные с православной религией, но
гармонично сочетающиеся с ней.
13.
ЗаключениеКультура Руси складывалась с самого начала как синтетическая,
находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей,
традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и
безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к
своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию
окружающего
мира,
своему
представлению
о
прекрасном.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались
живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в
изучении культуры и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё
разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и
вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные
украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало
доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры
отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного
орнамента они могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о
жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы
занимали воображение тогдашних художников.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для
нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах
можно
увидеть
в
отделке
и
орнаменте
языческие
мотивы.
14.
Список использованныхресурсов
1. Путилов Б.Н., Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. 2008.
2. Рыбаков Б.А., Язычество древней Руси. 1987.
3. Даркевич В.П., Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.)
1994.
4. ThomasMarshal, Быт славян. 2017.
URL: https://pikabu.ru/story/byit_slavyan_5412066
15.
Спасибо завнимание!