Похожие презентации:
Российское государство - цивилизация
1.
План:1. Цивилизационный подход в социально-гуманитарных
науках
2. Основные теории цивилизационного подхода и его
альтернативы
2.
«Цивилизация» - ключевое понятие западнойгуманитарной традиции и всей системы
социально-гуманитарных наук.
Истоки понятия – в античности. Возникает из
противопоставления образов жизни.
«Silvaticus» –
«лесной, дикий,
грубый»
«Civis» – «городской,
государственный,
гражданский»
«Цивитас» – самоуправляющаяся община
свободных граждан, которая опирается на закон.
3.
Классическая трактовка понятия зарождается в эпохуПросвещения и отражает его специфику (прежде всего – идею
прогресса и преобладания рационального начала)
Опирается на идею противопоставления культур и
европоцентризма
• Рассматривает историю как
эволюционный процесс, который
определяется изменением «способа
существования» людей (в частности,
переходом от общественной
собственности к частной)
• Впервые определил сущность понятия
«цивилизация»: социокультурная
система, включающая материальную
и духовную сторону общественной
жизни
Адам Фергюссон
(1723-1816) –
шотландский
просветитель
4.
Таким образом, понятие несло на себе отпечатокпросветительского мышления; его критическое
восприятие отсутствует. Но – именно в XVIII в.
понятие «цивилизация» обретает
самостоятельность и собственное теоретическое
наполнение.
Ф. Гизо рассматривает цивилизацию
как единство двух элементов: уровня
социального и интеллектуального
развития, что сближает понятия
«культура» и «цивилизация».
Франсуа Гизо
(1787-1874)
5.
Факторы переосмысления понятия:• Великая французская буржуазная революция и
связанные с ней интеллектуальные изменения
• Развитие новых методологических подходов
(диалектика, позитивизм)
• Этнографические экспедиции, развитие
этнографии, антропологии, археологии
формируется интерпретация цивилизации, которая
отличается от классической; возникает
множественность ее определений
6.
На основе подхода, предложенного А. Фергюссономи Ф. Гизо впоследствии сложилось множество
определений:
культурологические
этнопсихологические
Л.Н.
Гумилев
М. Вебер
социологические
географические
П.А.
Сорокин
И.И.
Мечников
7.
Атрибуты цивилизации:Длительность, протяженность во времени
Наличие определенного пространственного положения
Устойчивость по сравнению с другими историческими и
социальными образованиями
Таким образом, цивилизациями признаются такие общности,
которые в русле нормативной концепции не признаются
Цивилизация – реальность коллективного
порядка, тип гиперсоциальной системы,
надэтническое и надгосударственное
образование, обладающие универсальными
культурными чертами
8.
Цивилизация, таким образом, социокультурноеобразование. Именно здесь проходит
разграничивающая линия цивилизационного и
формационного подходов к анализу исторического
процесса.
Формационный
подход
Цивилизационный
подход
Объективно
существующие,
независимые от воли
человека
социальноэкономические
отношения
Разнообразные
аспекты
исторического
процесса;
человек и его видение
мира
9.
Важнейшей характерной чертой цивилизации являетсяее тесная связь с культурой (в последние два столетия
часто трактуются как синонимы).
Из тесной связи с культурой вытекают две трактовки
цивилизации:
Форма исторической жизни
людей, ограниченная
пространственными рамками
или границами исторической
эпохи
Ступень общественного и
культурного развития. Восходит к
античности
Научный подход, который основан на
попытках установить географические и
истерические координаты цивилизаций
– тория локальных цивилизаций
Пример интерпретации:
концепция Л. Моргана
(«дикость», «варварство»,
«цивилизация»)
10.
Общие черты культуры ицивилизации
Отличительные черты культуры и
цивилизации
• Означают общее отличие человека
от природы, общества – от
естественной среды.
• Употребляются как антонимы
понятий «дикость», «варварство».
• Употребляются для обозначения
исторических типов культуры,
имеющих географическую привязку.
• Понятие «культура» чаще
употребляется по отношению к
духовным объектам, имеет связь с
религией. Выделение
национально-культурных
особенностей.
• Понятие «цивилизация» чаще
связывается с политическими и
юридическими реалиями, с
явлениями материальной
культуры. Выделение
социокультурных особенностей
Но: культура рассматривается
как феномен, возникший до
цивилизации («первобытная
культура», но не «первобытная
цивилизация»)
11.
Характерно, что взаимодействие культур в рамкаходной часто встречается является нормой:
Исламское
влияние
Индская
цивилизация
(построена на
неприятии
обогащения,
власти,
насилия)
Парское
(зороастрийское)
влияние
Торгово-промышленная и
военная деятельность
12.
Стадиальные теорииТеории локальных
цивилизаций
Цивилизация –
исторически
Цивилизация –
сложившаяся общность,
естественный процесс
которая
прогрессивного развития
занимает определенную
человечества, в котором
территорию и обладает
выделяют
особенностями
определенные стадии
социально –
экономического и
Выделение единых
культурного
для всего
развития
человечества законов
Дискретность
развития
Выделение
исторического
Линейность
индивидуальных черт
процесса
исторического процесса
исторического процесса
13.
Таким образом, типология цивилизаций можетвыделяться как с точки зрения стадиального, так и с
точки зрения локального подходов, но в любом случае,
цивилизация будет пониматься как социальнокультурная общность, «способ существования людей» (А.
Фергюссон)
Критерии типологии цивилизаций :
Господствующий тип хозяйственной деятельности –
земледельческая, индустриальная
Естественно-географическая среда – приморская,
континентальная
Тип религии – буддийская, христианская, исламская
14.
Типология Э. Тоффлера, который выделил 1000-лтниецивилизационные
циклы: доиндустриальная
(традиционная) –
индустриальная –
постиндустриальная
В русле тоффлеровской традиции – типология Ю.
Яковцева: неолитическая, рабовладельческая,
античная, раннефеодальная, позднефеодальная,
индустриальная, постиндустриальная.
Обе типологии выделяют приоритет «внешнего»
фактора и недостаточно учитывают культурные
различия
15.
Российский философ В.С. Степин выделил два типацивилизационного развития, существующих одновременно,
которые основаны на различном понимании человека, природы,
истины, власти – традиционную и техногенную.
Техногенная цивилизация – европейская, возникла за счет
процесса технократизации.
Базовые основы техногенной цивилизации:
• Быстрое изменение предметного мира, как
следствие – образа жизни и социальных
связей
• Доминирование научной рациональности
• Ориентация на автономию личности
• Глобализация стилей жизни
Порождает неизбежный кризис,
необходимо возвращение к
человеческому измерению
цивилизации!
16.
Истоки теории локальных цивилизаций – теория«исторического круговорота» итальянского философа Д. Вико.
• Общество создается Божественной
волей, затем развивается в силу внутренних
закономерностей;
• Каждая нация, подобно человеку,
проходит в своем развитии три
этапа: божественный, героический,
человеческий
• Эпохи сменяются путем общественных
переворотов
• Цикл завершается общим кризисом и
Джамбаттиста Вико
(1668-1744)
распадом
Зафиксировал циклическое
развитие локальной цивилизации
17.
Локальные цивилизации – сообществанационального или наднационального уровня,
существенно отличающиеся друг от друга по
направлениям социокультурного развития, идеалам и
мировоззрению и взаимодействующие друг с другом
как особые региональные структуры мировой истории.
Характерные черты:
Трактовка всеобщего, универсального значения своей
культуры
Стремление распространить культуру
Наличие цивилизационного самосознания
18.
История локальных цивилизаций не сводится кместным проявлениям мировой истории
Локальные цивилизации порождают уникальные
проекты, которые являются решающим фактором,
определяющим ход и перспективы мировой
истории:
Индобуддистская
Античная
Конфуцианская
Арабомусульманская
Российская
Западная
19.
Не определяющие различиялокальных цивилизаций
Среда обитания
Экономический строй
Политические формы
Приоритетна не форма
государства, а традиция
отношения к власти и праву;
не форма хозяйства, а
отношение к труду и
собственности. Т.е. –
различное отношение к
ценностям
Определяющие различия
локальных цивилизация
Религия, духовно объединяющая
народы, обладающие разными
языками и культурами, типами
общественных и хозяйственный
укладов в цивилизацию
История локальных
цивилизаций неотделима
от истории великих
мировых религий!
20.
Локальные цивилизации находятся в культурномдиалоге с исторически предшествующими
цивилизациями и цивилизациямисовременниками
Индуисткая
цивилизация
буддизм
Китайская
цивилизация
Античная
цивилизация
Западноевропейская
цивилизация
Российская
цивилизация
21.
Основные положения концепции Н.Я.Данилевского:
Мировая общечеловеческая
цивилизация невозможна; история
совершается через культурноисторические типы
Культурно-исторический тип –
исторически сложившаяся
общность, которая занимают
определенную территорию и
имеет характерные
особенности культурного и
социального развития
Н.Я. Данилевский
(1822-1885)
22.
Основные положения концепции Н.Я. Данилевского:Каждый культурно-исторический тип обладает собственными
цивилизационными принципами (общность языка,
политическая независимость совокупность собственных
устойчивых характеристик), которые не транслируются в другие
взаимодействие возможно только в сфере частных вопросов
Выделяет 12 самобытных культурно-исторических типов:
«Одноосновные»,
содержащие одно
выраженное начало
(древнегреческая –
культура;
древнеримская –
политика,
древнееврейская –
религия)
«Объединительные»,
гармонично сочетающие
«Двухосновные»,
различные начала –
состоящие из двух
российская (культурный,
оснований
политический,
(европейская – культура
экономический,
и политика)
религиозный элемент
23.
Немецкий философ О. Шпенглер используя такую жеметодологию, как и Н.Я. Данилевский, выделяет 8
культур, внутренне герметичных, замкнутых,
генетически не связанных друг с другом: египетская,
вавилонская, индийская, китайская, греко-римская,
арабская, мексиканская, западная, возможно,
российская.
«Культуры – это организмы, а
мировая история есть их великая
биография»
О. Шпенглер «Закат Европы»
Освальд Шпенглер
(1880-1936)
24.
Основные положения концепции О. Шпенглера:Резкое противопоставление понятий «культура»
и «цивилизация»
Культура и цивилизация, соответственно, – раннее
и позднее развитие культур-организмов
Цивилизация – период распада органичности и
целостности культуры, предвестник ее гибели (от
творчества – к бесплодию, от развития – к
окостенению, от героических деяний – к
механической работе).
25.
Стадии развития культуры по О. Шпенглеру:Рождение
культуры
Цивилизация –
последняя
стадия развития
культуры
Расцвет
культуры
Реализация ее
потенциала в
языке, науке,
искусстве,
государстве
мегаполисы
урбанизация
атеизм
космополитизм
26.
Английский философ А. Тойнби формообразующимфактором цивилизации считал религию
Выделяет 21 цивилизацию, которые разбросаны в
историческом пространстве; 14 из них уже мертвы
Впервые предпринял попытку объяснить причины
складывания цивилизации
Выделяет три комплекса цивилизаций,
которые отличаются качественными
характеристиками
Арнольд
Тойнби
(1889-1975)
27.
Основные положения концепции А. Тойнби:Первичные
Вторичные
Неразвитые,
приспособленные к
жизни в определенных
исторических
условиях, легко
возникающие и легко
погибающие
Возникают в
ответ на
вызов
окружающей
среды
Особый класс
цивилизаций,
задержанных в развитии:
полинезийцы, эскимосы,
кочевники, спартанцы
Третичные
Возникают на основе
единых религий и
церквей из
вторичных (к
середине хх века, не
более 7-8)
Четыре неродившиеся
цивилизации (в их числе скандинавская)
28.
"Фактически задержанные цивилизации в отличие отпримитивных обществ дают истинные примеры
"народов, у которых нет истории". Они оказались в
этом состоянии, желая продолжить движение, но
вынужденные пребывать в своем незавидном
положении из-за того, что всякая попытка изменить
ситуацию означает гибель. В конце концов они
гибнут либо потому, что отважились все-таки
двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в
неудобной позе".
29.
Условия рождения цивилизации в концепции А.Тойнби
Присутствие в
обществе творческого
меньшинства
Наличие среды – не
слишком
благоприятной, не
очень сложной
Стадия роста
цивилизации
Стадия распада
цивилизации
Успешный ответ на
вызовы среды;
социальное
единство
Неспособность
справиться с
вызовом;
социальная
дезинтеграция
30.
Выделяет пять типов вызовов, которые способствуютпоявлению цивилизации:
вызов сурового климата (египетская, шумерская,
китайская, майянская, андская цивилизации)
вызов новых земель (минойская цивилизация),
вызов внезапных ударов от соседних обществ
(эллинская цивилизация),
вызов постоянного внешнего давления (русская
православная, западная цивилизация)
вызов ущемления, когда общество, утратив нечто
жизненно важное, направляет свою энергию на
выработку свойств, возмещающих потерю.
31.
Теория столкновения цивилизаций С.Хантингтона:
Цивилизации имеют ,
прежде всего,
культурно-религиозную основу;
она же является основной линией
их разграничения и неизбежного
столкновения.
Сэмюель Хантиингтон
(1927-2008)
32.
Выделяет 7 основных цивилизаций: западная, славяно-православная, индуистская, исламская,
латиноамериканская, конфуцианская, японская, может
быть, африканская.
Выделяет микро-цивилизации («страны-одиночки»):
Эфиопия, Турция, Израиль