Похожие презентации:
Теоретические основы этического знания. Лекция 3
1. Профессиональная этика
Раздел 1 «Теоретическиеосновы этического знания»
2. Раздел 1
Лекция 3 «Современные этическиеконцепции»
3.
Этическая концепция – процедураобоснования моральных принципов и
норм, доказательства необходимости
исполнения моральных требований.
4.
Современность (модерн) – совокупноеобозначение эпохи нового и новейшего
времени, в социологии – соответствует
обществу, изменяющемуся под влиянием
капитализма, урбанизации,
секуляризации и т.д.
5. «Гильотина Юма»
Логическаянесовместимость
суждений факта
(связка «есть/не есть»)
и суждений долга
(связка «должен/не
должен»)
1739 г., «Трактат о
человеческой
природе»
6. Обоснование морали
7.
Деонтологические теории описываютморальные принципы и нормы как
необходимость, долг, обязанность и т. п.
Аксиологические теории описывают
моральные принципы и нормы как
ценности, интересы, потребности и т.п.
8. Универсализм
- понятие, употребляемоев современной этике, для обозначения
методологического подхода тех
этических теорий, которые пытаются
обосновать всеобщие принципы морали,
учесть в моральном выборе интересы
всех людей.
9. Аксиология морали
Гедонизм (высшей ценностью и цельюявляется личное удовольствие)
Утилитаризм (высшей ценностью и
целью является практическая польза)
Перфекционизм (высшей ценностью и
целью является достижение
совершенства)
Гуманизм (высшей ценностью и целью
является содействие благу другого)
10. Партикуляризм
- понятие,употребляемое в современной этике в
теориях, которые основное внимание
уделяют исследованию особых условий
существования нравственного субъекта,
конкретной ситуации принятия
моральных решений.
11.
УниверсализмЧеловек содействует
своим целям, исходя
из того, что каждый
разумный человек
считает благом
Партикуляризм
Человек содействует
своим целям, исходя из
своего понимания блага
Другие Человек содействует
благу других, исходя
из того, что каждый
разумный человек
считает благом
Человек содействует
целям других, исходя из
своего понимания блага
Я
12. Trolley problem
13. Fat man
14. Джон Ролз (1921 – 2002)
«Теория справедливости»(1971)
Справедливость должна
быть исходной категорией
для построения этической
теории
Свободный выбор
справедливого общества
возможен лишь в состоянии
незнания (человек выбирает
определенный тип общества,
не зная, какое именно место
он в нем займет)
15. Теория справедливости
Необходимые условия существования справедливогообщества:
равенство неотчуждаемых прав в отношении
основных свобод
равенство доступа к должностям и положениям на
основе честного равенства возможностей
равный доступ к эгалитарной системе компенсации
неравенств, допускаемых только для того, чтобы
обеспечить большую в сравнении с простым
уравнительным распределением выгоду наименее
преуспевшим
16. Аласдер Макинтайр
Современная этика находится вкризисе, суть которого состоит в
потере связи с традицией,
дававшей возможность найти
основания для утверждения
определенных этических
принципов.
Ситуация «после добродетели»
позволяет с одинаковой степенью
убедительности отстаивать
разные, даже прямо
противоречащие друг другу
этические принципы
17.
В современной войне невозможно предсказать еедальнейший ход, следовательно, критерии справедливости
не могут быть точно установлены. Отсюда — вывод о том,
что всем надо быть пацифистами
Единственный способ сохранения мира заключается в
сдерживании агрессора, значит, надо укреплять армию и
давать понять, что наша политика вовсе не исключает
применения военной силы
18.
Каждый человек обладает определенными правами,включая право на его тело, следовательно, женщина имеет
право на аборт
Я не могу желать, чтобы моя мать имела возможность
прибегнуть к аборту, будучи беременна мной,
следовательно, аборты недопустимы
19. Выводы
Нельзя указать никакого основания для определенияприоритета тех или иных принципов, для того чтобы
можно было выстроить их иерархию, позволившую бы
руководствоваться вначале одним принципом, как более
фундаментальным, и лишь затем обращаться к другому.
Ссылки на этические учения прошлых лет или прямые
апелляции к разуму используются только для того, чтобы
подтвердить те моральные решения, которые уже
имеются, для придания им большей убедительности.