1.55M
Категория: ПолитикаПолитика

Утопический социализм

1.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«УТОПИЧЕСКИЙ
СОЦИАЛИЗМ»
Автор - ученик 9 «Б» класса ГБОУ СОШ № 2047 Трунцев Ян
Учитель - Ефименко Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы
Москва 2014

2.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ –
ЭТО (ОТ ГРЕЧ. U НЕ, НЕТ И TOPOS МЕСТО, БУКВ. МЕСТО, КОТОРОГО
НЕТ) - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОБЩЕСТВЕ, ОСНОВАННОМ НА
СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ, В
КОТОРОМ НЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ И
ЛЮДИ ПОЛУЧАЮТ
ВОЗМОЖНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕГО
РАЗВИТИЯ. УТОПИЧНОСТЬ
ПОДОБНОЙ ИДЕОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЕЕ
НЕВОЗМОЖНО В ДАННОЙ ФОРМЕ
ВОПЛОТИТЬ В
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

3.

ТРУДНО СКАЗАТЬ ТОЧНО, КОГДА И КЕМ ВПЕРВЫЕ БЫЛО УПОТРЕБЛЕНО
СЛОВО "СОЦИАЛИЗМ". ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ЭТО ПРОИЗОШЛО В 1834
Г., КОГДА БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА КНИГА ФРАНЦУЗСКОГО ПИСАТЕЛЯ
ПЬЕРА ЛЕРУ "ОБ ИНДИВИДУАЛИЗМЕ И СОЦИАЛИЗМЕ". ТОГДА ЖЕ
ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ЭТИМ ТЕРМИНОМ И ОДИН ИЗ "ГЕРОЕВ" ДАННОЙ
ТЕМЫ РОБЕРТ ОУЭН.
СЛОВО СОЦИАЛИЗМ НЕ ИМЕЛО ТОГДА СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННОГО
СОДЕРЖАНИЯ. ОНО ОБОЗНАЧАЛО ВЕСЬМА ПЕСТРУЮ СОВОКУПНОСТЬ
УБЕЖДЕНИЯ И НАДЕЖД НА УСТАНОВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, В КОТОРОМ ЭГОИЗМ И СВОЕКОРЫСТИЕ
ВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ КЛАССОВ БУДУТ ПРЕОДОЛЕНЫ НА НАЧАЛАХ,
ИСКЛЮЧАЮЩИХ НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ
И ДОХОДОВ.

4.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В
ДРЕВНОСТИ
Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в
легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала
общинный строй и господствовавшее в нем социальное
равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии
об общественном неравенстве и «естественном» состоянии
общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и
платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.

5.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В
ДРЕВНОСТИ
Карты Европы 18-19 веков
Социалистический идеал
возникает в 19 веке, когда в
экономике развитых
государств Европы
утверждался капитализм. Его
первые шаги
сопровождались
разрушением традиционных
основ жизни многих слоев
населения (крестьянства,
мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс
положение которого в те
годы было чрезвычайно
тяжелым .

6.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В
ДРЕВНОСТИ
Погоня за прибылью исключала
саму мысль о необходимости
социальной поддержки
обездоленных слоев населения.
Социалистический идеал
возникал как реакция на
трудности и лишения
значительных масс европейского
населения, из желания создать
общество, в котором гарантии
благополучия были представлены
всем. Ф. Энгельс писал, что
ранний социализм стал
предшественником возникшего
позже пролетариата.

7.

ПРЕДСОЦИАЛИЗМ В
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Томас Мор
Томмазо Кампанелла
7 февраля 1478 6 июля 1535
5 сентября 1568 21 мая 1639
Но все же первые представления об утопии
связаны для многих с именами Томаса Мора
и Томмазо Кампанеллы. Так, у Мора люди
представляют собой массу, потерявшую
свою индивидуальность. Никто не имеет
даже шансов выделиться: все обязаны
одинаково одеваться, одинаково проводить
время, трудиться ровно по 6 часов в день.
Мнение людей, собственно, никто не
спрашивает.
В целом идеи равенства у Мора и
Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о
государстве, где бы все были равны между
собой. Причем равенство, описанное у них,
нередко переходит всякие границы. И у
Мора, и у Кампанеллы идеалом
представляется тоталитарные общества, где
жизнь граждан со всех сторон ограничена и
размечена государством.Человек не вправе
сам решать, что ему делать, а что нет.

8.

УТОПИЧЕСКИЙ
СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ
Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII —
начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое
распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические
взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов СенСимона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской
общественной мысли.
Герцен за два года до смерти дал
следующее определение «русского
социализма»: «Мы русским
социализмом называем тот
социализм, который идет от земли и
крестьянского быта, от
фактического надела и
существующего передела полей, от
общинного владения и общинного
управления, - и идет вместе с
работничьей артелью навстречу той
экономической справедливости, к
которой стремится социализм
вообще и которую подтверждает
наука»
Герцен и Огарев выступили как
наиболее последовательные и
глубокие критики капитализма. Они
отвергали не только его социальноэкономические основы, покоящиеся на
частной собственности на средства
производства, но и весь образ жизни,
называемый ими буржуазным
мещанством, «ничем не обуздываемым
стяжанием».
Сами создатели «русского
социализма» пытались
опереться на гуманизм
антропологической философии
Фейербаха и диалектику
Гегеля, утверждающую
изначальное стремление
истории к разумному строю.

9.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ
УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА

10.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА
Роберт Оуэн.(1771-1858)
Роберт Оуэн считается главным
представителем утопического социализма в
Англии. Оуэн родился в мелкобуржуазной
семье. С десятилетнего возраста
самостоятельно зарабатывал себе средства к
существованию. К двадцати годам он был
уже директором фабрики. С 1800 Оуэн
управлял в качестве совладельца крупным
текстильным предприятием в Нью-Ланарке
(Шотландия). Деятельность Оуэна в НьюЛанарке принесла ему широкую известность
фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на
фабрике сравнительно короткий для того
времени рабочий день, в 10,5 часов, создал
ясли, детский сад и образцовую школу для
детей и рабочих, провел ряд мер для
улучшения условий труда и быта рабочих.

11.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА
Роберт Оуэн.(1771-1858)
В 1815 Оуэн выступил с проектом закона,
который ограничивал рабочий день для
детей и устанавливал для работающих
детей обязательное школьное обучение. В
1817 Оуэн составил докладную записку
парламентской комиссии, в которой
выдвинул идею трудовой коммуны как
средства борьбы с безработицей. К 1820
окончательно оформились социальные
идеи Оуэна: он пришел к убеждению о
необходимости радикальной перестройки
общества на началах общности владения,
равенства в правах и коллективного труда.

12.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА
Сен-Симон Клод Андри де Рувуа. (1760-1825)
Один из самых видных представителей
утопического социализма во Франции - СенСимон Клод Андри де Рувуа, аристократ по
происхождению, современник Великой
французской революции. Наиболее важными из
его работ являются «Письма женевского
обитателя к современникам»(1802), «О
промышленной системе»(1821), Новое
христианство (1825).
Политической экономии Сен-Симон предавал
большое значение. Он указывал, что до Адама
Смита эта наука была подчинена политике. В
дальнейшем политэкономия займет свое
истинной место, когда политика будет на нее
опираться. И с этой позиции Сен-Симон
критиковал Сэя, который рассматривал
политэкономия экономическую политику как
отдельные науки.

13.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА
Сен-Симон Клод Андри де Рувуа. (1760-1825)
Сен-Симона привлекали главным образом
социологические проблемы. Тем не менее при
исследовании методологических вопросов
истории человеческого общества он вносит вклад
и в политическую экономию. Сен-Симон
рассматривал историю общества как процесс, в
котором происходит смена одного периода
другим, более высокого уровня. Буржуазной идее
естественного порядка Сен-Симон
противопоставлял идею развития.
На раннем этапе развития общества главные
усилия людей были направлены на добывание
пиши. Затем, когда у них появился интерес к
искусству и ремеслу, наступает рабство.
Последнее по мнению Сен-Симона, в период
своего возникновения было «благодетельным»
для человечества и прогрессивным по сравнению
с предыдущим обществом, так как создало
условия для прогресса человеческого разума.

14.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА
Шарль Фурье (1772-1837)
Другим важнейшим французским социалистомутопистом является Шарль Фурье. Он был
торговым служащим, не смог получить солидное
образование, стал гениальной самоучкой.
Основные его работы: «Теория черырех движений
и всеобщих судеб» (1808), «Теория всемирного
единства (1838), «Новый промышленный и
общественный мир». Описывая экономические
процессы, которые он наблюдал при анализе
цивилизации, Фурье предсказывал замену
свободной конкуренции монополиями. Он даже
дал свою классификацию монополий, выделив
такие виды, как колониальная монополия,
простая морская монополия, кооперативная, или
монополия замкнутых объединений, казенная
монополия, или государственное управление.

15.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА
Шарль Фурье (1772-1837)
Фурье, разоблачая цивилизацию, показал
обреченность капиталистического строя, но, как и
другие социалисты-утописты, не видел реальных
путей к «гармоническому обществу». Он был
противником революции, сторонником реформ,
перехода к справедливости и уничтожению
эксплуатации путем агитации и примера. Перейти
к новому общественному строю, считал Фурье,
можно путем открытия закона, на основе которого
общество должно жить и развиваться. Он заявлял,
что этот закон открыл именно он и что его
«теория судеб выполнит требование наций,
обеспечивая каждому изобилие».

16.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромной заслугой утопического
социализма является фундаментальная
критика капиталистического способа
производства. Великие социалистыутописты впервые указали, что отношения
не вечны и не естественны. Они внесли
ценный вклад в экономическую науку,
рассматривая развитие человеческого общества как исторический
процесс, где одна стадия сменяется другой, более высокой по
сравнению с предшествующей. По существ они поставили вопрос
о переходящем характере капиталистического способа
производства. В этом их отличие от представителей буржуазной
политэкономии, которые считали вечной и естественной формой
производства. Сен-Симон, Фурье и Оуэн показали на
противоречия капитализма, бедность и нищету трудящихся и.т.д.

18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общий вывод социалистов-утопистов из критики
капиталистического способа производства заключается в том, что
этот строй не может обеспечить счастье для подавляющего
большинства людей и что на смену капитализма должен прийти
новый общественный порядок.

19.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и неудачи
коммунистических экспериментов, великие социалисты-утописты сыграли
выдающуюся роль в развитии общественной деятельности. Давая оценку их
деятельности Ф. Энгельс писал, что «теоретический социализм никогда не
забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна – трех мыслителей,
которые несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений,
принадлежат величайшим умам всех времен и которые гениально
предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых
мы доказываем теперь научно».

20.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«УТОПИЧЕСКИЙ
СОЦИАЛИЗМ»
Автор - ученик 9 «Б» класса ГБОУ СОШ № 2047 Трунцев Ян
Учитель - Ефименко Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы
Москва 2014
English     Русский Правила