Похожие презентации:
Социализм и коммунизм
1.
Социализм и коммунизм2.
Утопический социализм• Анри Сен-Симон (1760-1825):
«Письма женевского жителя к
своим современникам»,
«Катехизис индустриалов»,
«Новое христианство».
• Шарль Фурье (1772-1837):
«Теория четырёх движений и
всеобщих судеб» (1808),
«Теория всеобщего единства»
(1822), «Новый
промышленный мир и
общественный мир» (1829)
• Пьер-Жозеф Прудон (18091865)
• Роберт Оуэн (1771-1858)
«Вина за преступный
характер лежит не на
индивиде, а на системе,
среди которой он
воспитался»
«Благодаря воспитанию в
отдаленном будущем
несовершенное
человечество
превратится в новую
расу людей — таково
могущество
воспитания»
Роберт Оуэн
3.
4.
Шарль Фурье (1772-1837)Продолжатель идей Ж.-Ж. Руссо о
естественном равенстве людей и
решающей роли воспитания
Критика буржуазного строя:
• Бедность на одном полюсе
порождается избытком на другом
полюсе.
• Счастье одного при буржуазном
строе основано па несчастье
другого.
• Общественные классы
эксплуатируют друг друга
5.
Идеи Ш. Фурье• Торговля – это самое
большое проклятие
цивилизации
• Институт семьи
претерпевает кризис,
брачный контракт –
взаимная продажа
• Женщина в браке
лишена прав
• Фурье – автор термина
«феминизм»
• Воспитание не реализует
естественную природу
человека, а подгоняет
его под требования
общества
6.
7.
8.
Фаланстер – здание, в котором живет и трудитсябольшая группа людей для всеобщего блага
9.
Фаланга• Насчитывает 1620 членов, по 2 человека каждого из 810
типов характеров
• Объединяет производителей пропитания, мануфактуры,
представителей ремесла и работников образования
• Труд в фаланге является потребностью, предметом
наслаждения для человека.
• Отсутствие калечащего человека узкого
профессионализма буржуазного строя. Член фаланги в
течение рабочего дня переходит несколько раз от одного
вида труда к другому, занимаясь каждым из них от
полутора до двух часов (этим удовлетворяется страсть
человека к разнообразию)..
• Моногамия не обязательна
• Детей воспитывает сообщество
10.
11.
Экономика фаланги• Члены вносят деньги в коммуну
• В зависимости от величины взноса, таланта
и тяжести выполняемых работ члены
получают дивиденды
• Принцип распределения в фаланге
определяется в основном по труду и
таланту: 5/12 доходов фаланги— на труд,
3/12 — на талант.
• Возможны нетрудовые доходы для
спонсоров (4/12 дохода фаланги)
12.
ОСНОВАТЕЛИ МАРКСИЗМАКарл
Маркс
(1818-1883) и
Фридрих
Энгельс
(1820-1895)
Формирование философии
марксизма – с конца 30-х до
конца 40-х гг. XIX в.
13.
Основные идеи марксизма1. Общество – это наивысшая форма движения материи,
порожденная саморазвитием природы (идея эпохи
просвещения)
2. Идея практики: практика – единственный критерий
истины
3. Базисом всех общественных явлений является
экономика
4. Человек – существо общественно–практическое
5. Общественное бытие определяет сознание
каждого отдельного человека.
6. Концепция отчуждения родовой сущности человека
14.
15.
Диалектическое пониманиеистории
• История – это развитие материального
производства, переход от одного его способа к
другому .
• Этапы истории – это смены типов
экономических отношений или
общественно-экономических формаций.
• Они возникают за счет противоречия между
производительными силами и
производственными отношениями.
• Субъекты истории: классы и социальные слои.
• Движущая сила истории - классовая борьба
16.
Общественно-экономическиеформации
• Первобытнообщинный строй
* Рабовладельческий строй
* Феодальный строй
* Капитализм
* Коммунизм
• Коммунизм – разгадка тайны истории,
её последний этап
17.
Базис и надстройкаБазис - первичные и
определяющие отношения в
обществе, то есть
производственные отношения
Надстройка - вторичные,
зависимые структуры
общества. Это система
идеологических институтов –
религия, наука, образование,
искусство.
18.
Теория отчуждения• Сущность человека – это
материально–предметная
преобразующая
деятельность.
• Человек по своей природе
существо деятельное,
социальное, сознательное,
предметное, свободное,
универсальное и творческое.
• Человек утверждает себя
в производстве и труде.
Памятник Марксу и Энгельсу
в Берлине
19.
1 мая – праздник весны и труда20.
Отчуждение родовой сущностичеловека
• Это превращение человеческой деятельности и её
результатов в самостоятельную, непонятную для
человека реальность
• Человек не живет, чтобы трудиться, а трудится,
чтобы жить
• Сама жизнь превратилась в средство поддержания
жизни
• Формы отчуждения:
* Отчуждение условий труда от самого труда.
* Отчуждение результатов труда.
* Отчуждение социальных институтов от человека.
* Отчуждение идеологии от жизни.
21.
Устройство коммунистического общества• Общественная собственность на
средства производства,
• Продукты производства
распределяются по труду.
• Материально-техническую базу
социализма образует высокоразвитое
крупное машинное производство.
• Производительные силы,
освобождённые от оков частной
собственности, получают простор для
ускоренного развития.
• Труд, являясь обязанностью всех
членов общества, приобретает
непосредственно-общественный
характер, не опосредованный рынком.
• Рабочая сила перестаёт быть товаром.
22.
• Преодоления старогоразделения труда, социальных
различий между городом и
деревней, между умственным
и физическим трудом.
• Совокупный общественный
продукт распределяется на
общественные нужды
(возмещение потреблённых
средств производства,
резервный или страховой
фонд, издержки управления,
расходы на просвещение и
здравоохранение, фонды для
нетрудоспособных и т. д.) и на
индивидуальное потребление
трудящихся.
23.
• Вместе сисчезновением
классовых
антагонизмов
внутри общества
исчезают и
антагонизмы
между нациями и
народами, которые
устанавливают
новые по своей
природе
отношения дружбы
и сотрудничества.
24.
Коммунистические страны• СССР (распалась в
1991);
• Китай;
• Куба;
• Северная Корея;
• Вьетнам;
• Кампучия
(распалась в 1979);
• Лаос
• Вьетнам
(социализм)