167.70K
Категория: ФилософияФилософия

Философия 20 века

1.

ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

2.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
- это направление философии, главным предметом изучения которого
стал человек, его проблемы, трудности существования и выбора в
окружающем мире.
Оно возникает в начале 20-х годов, а его расцвет приходится на 40—60-е
годы.
Выделяют религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Н.
Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
В новейших изданиях фигурирует еще одно подразделение
экзистенциализма – на экзистенциальную онтологию (М. Хайдеггер),
экзистенциальное озарение (К. Ясперс) и экзистенциализм Ж.-П. Сартра.

3.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:
Убеждение в том, что единственной подлинной действительностью является
бытие человеческой личности, которое открывается человеку
непосредственно через экзистенцию.
«Экзистенция» – обозначает ядро человеческого «Я», выражающее его
конкретную неповторимую личность.
Экзистенция недоступна рациональному мышлению, познать ее может
только сам человек, находясь в пограничной ситуации, т. е. перед лицом
смерти.
Значимой является проблема свободы, которая определяется как «выбор»
личностью одной из бесчисленных возможностей. Обретя себя как
экзистенцию, человек обретает и собственную свободу - формируя личное
«Я» каждым своим действием. Это означает, что человек лично ответственен
за свои поступки.

4.

ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА.
Экзистенция - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность
бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть
для него сущее, т.е. «бытие в мире»
Бытие в мире он разделяет на
«Бытие с другими» (засасывает человека, направлено на его полную
ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все»)
«Бытие самого себя» (возможно только при отличии «Я» от других)
Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять
«другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет
свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека
окружающем мире – главная проблема и забота человека. !

5.

ФИЛОСОФИЯ АЛЬБЕРА КАМЮ
Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает
своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь
смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут)
– смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не
наполняющие.
Принцип абсурда – исходный постулат концепции Камю. Камю приводит два
главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:
соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для
человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным;
соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен
перед существующей миллионы лет природой. Жизнь человека – абсурд.

6.

ПСИХОАНАЛИЗ.
- теория, объясняющая роль бессознательного начала в жизни человека и общества.
в центре его внимания – внутренние структуры и процессы, протекающие в психике
человека.
Психика понимается как состоящая из трех слоев:
бессознательного Оно (природные, скрытые влечения человека),
Я (посредник между Оно и внешним миром)
Сверх-Я (начало, олицетворяющее собой императивы долженствования и запреты
социокультурного характера).
Поскольку у этих трех составляющих разные цели, то психическая жизнь человека
проходит в вечных конфликтах. Разрешение их достигается путем сознательного
овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией.

7.

НЕОПОЗИТИВИЗМ
- форма позитивизма возникает в 20-е годы XX века.
Ее появление связано с деятельностью Венского кружка, куда входили М.
Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, А. Айер, Л. Витгенштейн и др.
Начала от позитивизма:
• противопоставление науки философии,
• определение единственно возможным знанием
специально-научного знания,
• объявление метафизических проблем
бессмысленными,
• продолжение традиций эмпиризма.
Отличия:
• обнаружение сути философии в деятельности по
анализу языковых форм, раскрытие ее предмета
в анализе языка науки.
• сведéние философии к логическому
исследованию языка науки,
• верификация (установление истинности научных
утверждений в результате их эмпирической
проверки),
• необходимость математизации и формализации
знаний.

8.

- общее название, используемое в философии науки для обозначения множества концепций, пришедших на смену
неопозитивизму. Не будучи цельным философским учением, постпозитивизм представлен работами К. Поппера и
Т. Куна, И. Лакатоса и Ст. Тулмина, Ж. Агасси и У. Селларса и многих других.
Каждый из них внес свой вклад в развитие философии науки.
Например, Поппер сформулировал принцип фальсификации, в соответствии с которым та гипотеза имеет право на
существование, которая может быть эмпирически опровергнута; Кун разработал концепцию научных революций;
Лакатос известен как автор методологии научно-исследовательских программ; вопрос о неявном личностном
знании был поднят М. Полани и т. д.
И тем не менее во всех этих наработках можно выделить ряд общих черт, присущих постпозитивизму как
определенному этапу философии науки:
обращение к истории науки; изучение проблем развития научного знания;
отказ от жестких разграничительных линий (эмпирическое – теоретическое, контекст – открытие, контекст –
обоснование), от поисков демаркационной линии науки от ненауки (науки от философии) или науки от мифа и
философии;
отрицание кумулятивной (накопительной) модели развития знания, т. е. постепенности и поступательности,
линейности;
критика позитивистской методологии.

9.

ПРАГМАТИЗМ
У.Джемс
Истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью
«создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности:
1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую
мы ее помещаем.
=> мысль истинна постольку, поскольку вера в неё выгодна для нашей
жизни.
Функция философии состоит в том, чтобы выяснить то, какая картина мира
для меня более выгодна.
Теория это инструмент, а не способ ответить на загадки истории и природы.

10.

ПРАГМАТИЗМ
Он был готов защищать любое учение,
направленное к тому, чтобы сделать
людей добродетельными.

11.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
– учение, выдвинутое Э. Гуссерлем и его учениками.
Главная цель философии – построить науку о «чистых сущностях»,
противопоставляемую науке о познании реальных фактов.
Центральное понятие феноменологии – «интенциональность сознания», т. е.
направленность на объект.
Базовый принцип этого учения – «Нет объекта без субъекта».
Феноменология делает предметом своего рассмотрения «чистое сознание».
Среди основных требований феноменологического метода – воздерживаться
от каких-либо суждений, относящихся к объективной реальности и
выходящих за рамки «чистого сознания»; рассматривать сам субъект
познания не как реальное существо, а как «чистое сознание».

12.

13.

ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ
Сближением философии не с наукой, а с искусством.
=> индивидуалистический хаоса концепций, подходов, типов рефлексии,
Действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской
системности, философские концепции сближаются с «литературными
дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое
мышление».
Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает
возможность достоверности и объективности…, такие понятия как
справедливость или правота утрачивают свое значение…».
Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый
философский дискурс с характерной антирациональностью.
English     Русский Правила