1.02M
Категория: ФилософияФилософия

Философия в XX-XXI вв

1.

Философия в XX-XXI вв
.

2.

Современный этап развития европейской философии отличается многообразием философских
идей, концепций, школ и направлений. В данном параграфе мы бегло рассмотрим лишь некоторые,
наиболее известные и влиятельные: феноменологию, философскую антропологию,
экзистенциализм, психоаналитическую философию, герменевтику, неопозитивизм, постпозитивизм
и постмодернизм.
Феноменология – одна из самых влиятельных школ в философии XX в., ее основоположником является Э.
Гуссерль. Предметом философского познания в феноменологии выступают чистые сущности, которые с
помощью интуиции можно ухватить в целостном потоке сознания. Предшествующую философию Э. Гуссерль
называет наивной, потому что она появляется в результате естественной установки сознания. Такая
философия должна быть преодолена благодаря феноменологии. Естественная установка – это направленность
сознания вовне, на внешний мир и предметы, ее необходимо изменить на феноменологическую, по
утверждению Э. Гуссерля. Феноменологическая установка сознания такова, что обращает сознание к самому
себе. Способ изменения естественной установки – это особый метод, который Э. Гуссерль называет
феноменологической редукцией и подробно описывает в своих текстах. В результате феноменологической
редукции, или "эпохе", сознание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается
к своим чистым вневременным структурам. Именно это чистое всеобщее сознание и является предметом
феноменологии. В поздних работах Э. Гуссерль размышляет над понятием жизненного мира, иначе – "бытиевместе-с-другими", – который, по мнению философа, представляет собой фон для чистого сознания и
предпосылку любой культурной деятельности человека. Э. Гуссерль анализирует кризис западной философии
и утверждает, что его причиной стал отрыв философии от собственных основ, забвение своей сути и связи с
вечными ценностями. В этом контексте кризис западноевропейской культуры – всего лишь следствие кризиса
философии.

3.

Неопозитивизм- или третий позитивизм, сложился в 20-е гг. XX в.; его представителями являются М.
Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др. Неопозитивизм окончательно показал противоречивость и
ограниченность исходных установок позитивизма. Главной в неопозитивизме стала проблема отграничения
научного знания от ненаучного. В качестве критерия отграничения неопозитивисты провозгласили
верификацию, т.е. подтверждение опытом. Высказывания, которые можно подтвердить с помощью опыта,
относятся к науке, а те, что не поддаются опытной проверке, бессмысленны, т.е. ненаучны. Неопозитивисты
предложили проанализировать все научные положения и очистить науку от неосмысленных суждений, но
оказалось, что ее придется "очистить" и от всех формулировок законов, ведь их тоже невозможно
подтвердить опытом. К тому же сам принцип верифицируемости невозможно проверить с помощью опыта.
Неопозитивизм довольно скоро обнаружил свою противоречивость, а его положения были преодолены в
постпозитивизме.
Постпозитивизм- отказался искать формально-логический критерий отграничения научного знания от ненаучного
и частично реабилитировал философию в ее мировоззренческой функции. Представители постпозитивизма – Карл
Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд – вырабатывают новый образ науки, соответствующий ее
современному состоянию и роли в культуре.
Особняком в философии XX в. стоит фигура Л. Витгенштейна. С одной стороны, он самый известный
неопозитивист, а с другой стороны, его концепцию сложно уложить в прокрустово ложе неопозитивизма. Л. Витгенштейн
предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. По его мнению, все философские проблемы
возникают из неправильного употребления языка. Псевдопроблемы можно преодолеть, если использовать строгий язык, в
котором понятия имеют только один смысл. Л. Витгенштейн предложил использовать в философии и в науке язык
формальной логики. В поздних работах философ отказался от этой идеи и стал изучать язык в его естественной среде.

4.

Философская антропология -связана с именами Макса Шелера, Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена.
Ее основной проблемой является построение целостной концепции человека. М. Шелер определяет
философскую антропологию как науку о сущности человека, его происхождении, силах, которые им движут, о
возможностях его развития и об отношении к природе. Главная особенность человека, которая позволяет ему
подняться над биологической природой и преодолеть инстинкты, – это дух. Человек, с одной стороны, разорван
между духом и телом, но с другой – именно эта разорванность позволяет ему открыться миру, различить добро и
зло, увидеть красоту, заниматься творчеством. С биологической точки зрения, человек слаб и даже беспомощен,
но дух позволяет ему преодолеть биологическую ограниченность и приспособиться к реальности лучше, чем
животное. Человек творит культуру для того чтобы выжить: именно поэтому он никогда не является только
биологическим существом. Человек может быть чем-то большим или чем-то меньшим, чем животное, но
животным – никогда. Философская антропология оказала существенное влияние на развитие частных наук о
человеке, однако в философии не имела продолжения. На смену ей пришел экзистенциализм.
Экзстенциализм- или философия существования, сформировался в первой половине XX в.; его
источниками стали философия датского философа XIX в. С. Кьеркегора, идеи философии жизни и
феноменология Э. Гуссерля. Понятие "экзистенциализм" объединяет целый ряд философских
учений, которые обычно различают по национальному признаку. Представителями русского
экзистенциализма являются Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, французского – Ж.-П. Сартр, Альберт
Камю, Габриэль Марсель, немецкого – М. Хайдеггер, К. Ясперс, испанского – Хосе Ортега-и-Гассет,
вариантом японского экзистенциализма является литературное творчество Кобо Абэ. Различают
также религиозную версию экзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов,
Мартин Бубер) и атеистическую (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.).

5.

Главное философское достижение психоанализа – это новая модель личности и подробный анализ
бессознательного и его влияния на жизнь человека. Основателем психоаналитической философии является
Зигмунд Фрейд. Новые идеи появились сначала в клинической психологии как попытка построить методику
лечения невротических заболеваний, затем психоанализ стал общепсихологической теорией, а значительно
позже благодаря усилиям последователей и учеников З. Фрейда превратился философскую концепцию.
Принципиальное и фундаментальное отличие идей З. Фрейд а от взглядов его предшественников заключается
в том, что в его концепции бессознательное предшествует сознанию и определяет его. До этого считалось, что
бессознательное – низшая форма психики, которая исчезает благодаря развитию сознания. По мнению З.
Фрейда, бессознательное – исходная и непреодолимая часть человеческой личности, а сознание производно от
нее и составляет лишь незначительную часть психики (см. 4.3).
В виде методики толкования текстов герменевтика появилась еще в античности; в XIX в. в учении
Фридриха Шлейермахера она сформировалась в качестве общего метода гуманитарного познания, а в XX в. обрела статус
философской теории. Идеи герменевтики можно обнаружить в философии воли Ф. Ницше, в философии жизни В. Дильтея, в
феноменологии Э. Гуссерля, в экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера. Но собственно философская герменевтика связана
с именами Г. Гадамера, Поля Рикера и др. Основными понятиями герменевтики являются "понимание", "текст", "диалог",
"интерпретация" и т.д. В герменевтических теориях понятие "текст" интерпретируется широко. В качестве текстов
рассматриваются не только литературные произведения, но и вся культура в целом. Герменевты считают, что культуру можно
читать и понимать как текст. Понимание – центральное герменевтическое понятие, это постижение смысла. Чтобы достичь
понимания, интерпретатор, или читатель, должен вступить в диалог с автором текста. Понимание опирается не только на
рациональные основания, но и на традицию, предрассудки. Кроме того, успех понимания определяется предпониманием и
предзнанием, которые, скорее, интуитивны и эмоциональны, чем рациональны. Герменевтический метод применяется в
философии, социологии, психологии и других науках о человеке и о культуре.

6.

Постмодернизм сложился в последние десятилетия XX в. и представляет собой современный вариант
релятивизма и скептицизма. Представители постмодернизма – Мишель Фуко, Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль
Делез, Жорж Батай, Жан Бодрийяр, Жан-Франсуа Лиотар – критикуют западную философию, обвиняя ее в
логоцентризме и догматизме. Постмодернисты отказывают разуму в праве устанавливать ценности, открывать
истину, определять границы дозволенного и задавать правила. Сам принцип рациональности постмодернисты
рассматривают как результат "империализма рассудка", ограничивающего спонтанность мысли и воображения. Для
того чтобы переосмыслить культуру, постмодернизм использует темы, прежде считавшиеся запретными или
нефилософскими (смерть, безумие, секс и т.п.). Рассматривая реальность как текст, постмодернизм отказывается от
понятия объективности. Та действительность, с которой имеет дело человек, постоянно меняется, всему
происходящему можно придать тот или иной смысл, – одним словом, действительность не является чем-то раз и
навсегда определенным.
Постмодернисты считают, что истину не открывают, а творят каждый раз заново, она зависит от языка, на котором
говорит человек, а сам язык есть создание человека. Человек живет в реальности смыслов и сам является одним из
смыслов, а не субъектом, обладающим сознанием, волей и т.п. Постмодернизм отказывается от привычного в
классической и постклассической философии способа идентификации личности через соотнесение ее с чем-то внешним
и определенным – Богом, Благом, Истиной, Красотой и пр. В последние десятилетия XX в. радикально меняется взгляд
западного человека на самого себя. Личность более не понимается как целостность и единство, которое можно выразить
словом "я". Каждый человек – это множество "я", множество смыслов, пересекающихся или непересекающих- ся,
конфликтующих или неконфликтующих друг с другом. Как нет определенности и однозначности во внешнем, так нет ее и
во внутреннем. Личность многолика, а все так называемые "высшие ценности" – фикции, созданные разумом, чтобы
отвлечь человека от самой жизни. Задача философии, по мнению постмодернистов, интерпретация уже существующих и
вновь создаваемых смыслов, которые совершенно равноправны: нет высших и более достойных и нет низших,
недостойных смыслов. На постмодернизм повлияли философия Ф. Ницше, экзистенциализм, психоаналитическая
философия, герменевтика и структурализм. Постмодернизм завершает развитие западной философии XX в.,
окончательно резюмирует критику разума и открывает дорогу в XXI в.
English     Русский Правила