1.93M
Категория: ИсторияИстория

А. И. Герцен

1.

Подготовил: Мамыкина К. И.
Проверил: Васильева Т. В.
Тамбов 2022

2.

3.

Детство
Родители Александра Герцена — богатый русский
помещик Иван Алексеевич Яковлев (1767—1846),
происходивший от Андрея Кобылы (как
и Романовы), и немка Генриетта-ВильгельминаЛуиза Гааг (нем. Henriette Wilhelmina Luisa Haag),
дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в
казённой палате в Штутгарте. ГенриеттаВильгельмина-Луиза родила сына в возрасте
шестнадцати лет, не будучи замужем за Яковлевым.
Поскольку брак родителей не был оформлен, сын
получил фамилию, придуманную отцом: Герцен —
сын «сердца» (von Herzen, от нем. Herz, «сердце»).
И. А. Яковлев известен по своему свиданию в 1812
г. в Москве с Наполеоном, личное письмо
которого Александру I доставил в Петербург.
Родился в доме 25 по Тверскому бульвару. Сегодня
это здание Литературного института имени
Горького. В палисаднике института установлен
памятник Герцену.

4.

В юности получил обычное дворянское домашнее образование, основанное
на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца
XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу,
произведения Гёте, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в
восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических
занятий не было, но гувернёры — французы и немцы — дали мальчику
твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством
Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию
которых много содействовал учитель русской словесности И. Е.
Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на
свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр., а также Бушо,
участник Великой Французской революции, уехавший из Франции, когда
«развратные и плуты» взяли верх. К этому присоединилось влияние Тани
Кучиной, молоденькой тётки-«корчевской кузины» Герцена (в
замужестве Татьяна Пассек), которая поддерживала детское самолюбие
молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.
В декабре 1820 года отец Александра зачислил его в ведомство
«экспедиции кремлёвского строения», указав возраст 14 лет вместо
реальных 8; в результате через 3 года, в 1823 году, одиннадцатилетнему
мальчику был присвоен чин коллежского регистратора.
Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огарёвым.
По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было
13, Огарёву — 12 лет) произвело известие о восстании декабристов 14
декабря 1825 года. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё
смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки
на Воробьёвых горах они поклялись бороться за свободу.
Уже в 1829—1830 годах написал философскую статью о
«Валленштейне» Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена
его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Шиллера «Разбойники»
(1782).
Отец А. И. Герцена — Иван
Алексеевич Яковлев

5.

Университет 1829-1833
В октябре 1829 года[5] Александр Герцен был
зачислен своекоштным студентом на физикоматематический факультет Московского
университета (Герцен избрал этот факультет, поскольку в
это время развилась его «сильная страсть» к естественным
наукам под влиянием дяди-«химика»)[6].
Среди профессоров большое влияние на Герцена оказали
лекции М. Г. Павлова по сельскому хозяйству,
знакомившие слушателей с немецкой философией,
которые «возбуждали вопросы, учили спрашивать»
и М. Т. Каченовского, известного своим скептицизмом[7].
Но «…больше лекций и профессоров развивала студентов
аудитория юным столкновением, обменом мыслей,
чтений». Молодёжь была настроена довольно бурно; она
приветствовала июльскую революцию (как это видно из
стихотворений Лермонтова) и другие народные движения
(возбуждению студентов способствовала появившаяся в
Москве холера, в борьбе с которой принимала деятельное
участие вся университетская молодёжь)[7].

6.

Вокруг Герцена и его друга Н. П. Огарёва в университете сложился кружок
революционного направления, в который входили Н. И. Сазонов, Н. М.
Сатин, Н. Х. Кетчер, В. В. Пассек[6]. Студенты, входившие в кружок, часто
встречались, допускали по временам небольшие кутежи невинного
характера, усердно занимались чтением, увлекаясь по преимуществу
общественными вопросами, занимаясь изучением русской истории,
усвоением идей Сен-Симона (утопический социализм которого Герцен
считал тогда наиболее выдающимся достижением современной
ему западной философии[8]) и других социалистов. Про это время Герцен
вспоминал: «Я с такой искренностью и стремительностью бросался
каждому на шею, с такой безумной неосторожностью делал пропаганду
и так откровенно сам всех любил, что не мог не вызвать горячий
ответ со стороны аудитории, состоящей из юношей почти одного
возраста… Мы и наши товарищи говорили в аудитории открыто всё,
что приходило в голову; тетрадки запрещённых стихов ходили из рук в
руки, запрещённые книги читались с комментариями, и при всём том я
не помню ни одного доноса из аудитории, ни одного предательства.
Были робкие молодые люди, уклонявшиеся, отстранявшиеся, — но и те
молчали»[9].
В 1831 году Герцен принял активное участие в так называемой «маловской
истории» (публичное изгнание студентами из аудитории нелюбимого
профессора), в которой Герцен выступая одним из руководителей, привёл
студентов физико-математического факультета на помощь студентам
нравственно-политического факультета в качестве «вспомогательного
войска». По итогам разбирательства Герцен был одним из нескольких
студентов, заключённых в карцер. В сентябре 1832 года во время ревизии
Московского университета, проводимой С. С. Уваровым, Герцен в числе
других лучших студентов выступил перед московским обществом с
публичной лекцией «О кристаллизации, её условиях, законах, формах».
Научные взгляды в области естествознания, к которым Герцен пришёл в
результате обучения, он выразил в эссе «О месте человека в
природе» (1832). На старших курсах Герцен специализировался на
астрономии и в 1833 году окончил университет со степенью кандидата. За
сочинение «Математическое изложение астрономической системы
Коперника», был удостоен серебряной медали[10].

7.

Семья
В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне
Захарьиной; до отъезда из России у них родилось 6 детей, из которых до взрослого возраста дожили
двое:
Александр (1839—1906), известный физиолог, профессор Лозаннского университета.
Иван (13.02.1841—18.02.1841)[23], умер через 5 дней после рождения.
Наталья (декабрь 1841), умерла через 2 дня после рождения.
Николай (1843—1851), был от рождения глухим, при помощи швейцарского педагога И. Шпильмана
научился говорить и писать, погиб при кораблекрушении.
Наталья (Тата, 14.12.1844—1936), историограф семьи и хранитель архива Герцена.
Елизавета (1845—1846), умерла через 11 месяцев после рождения.
В эмиграции в Париже Наталья влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену,
что «неудовлетворённость, что-то оставшееся незанятым, заброшенным, искало иной симпатии и
нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроём», причём скорее духовном, нежели
чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой, а также их дети жили в
одном доме, образовав «коммуну», не предполагавшую интимных отношений вне пар. Тем не менее,
Наталья Герцен стала любовницей Гервега, что скрывала от мужа (хотя Гервег открылся своей жене).
Узнав правду, Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, но Гервег стал шантажировать его
угрозой самоубийства. Спустя некоторое время Гервеги всё же уехали. В международном
революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному
принуждению» и воспрепятствовал её счастью с любовником.
В 1850 году жена Наталья родила дочь Ольгу (1850—1953), которая 23 года спустя, в 1873 году,
вышла замуж за французского историка Габриэля Моно (1844—1912). По некоторым данным, Герцен
сомневался в своём отцовстве, но никогда не заявлял об этом публично и признал ребёнка своим.

8.

Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в
рамках западничества, были известные мыслители и общественные деятели: Виссарион
Григорьевич Белинский (1811-1848), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Николай Платонович
Огарев (1813-1877). В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как
средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской
действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными
методами. Мысли об активной роли философии в общественной жизни пронизывают
произведения В.Г. Белинского и А.И. Герцена. В статье «Дилетантизм в науке» Герцен утверждает,
что целью философии нельзя считать только познание, что должно быть осуществление
философских знаний, идеалов. Задача философии - содействовать нуждам эпохи, целям развития
народа.
Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся
проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки
зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Под влиянием философии Гегеля они
стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества. Затем подкрепили
свои социалистические убеждения идеями антропологического материализма, ссылаясь на при
сущие человеческой природе стремления к свободе и социальному равенству.

9.

А.И. Герцен, покинув в 1847 г. Россию и пережив душевную драму после революции
1848 г. во Франции, приходит к убеждению, что Запад «страдает «смертельными
болезнями», что в нем нет «живого духа», и обращает свой взор на Россию. В работах
«О развитии революционных идей в России», «Крещеная собственность», «Русский
народ и социализм» Герцен разрабатывает так называемую концепцию «русского
социализма». За основу его он берет русскую общину, которая, по его мнению,
содержит все зародыши будущего социалистического общества в виде права каждого
на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления. В
общине, считает Герцен, свобода и гражданские права каждого отдельного человека не
должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в
достижении социализма.
Вместе с тем А.И. Герцен, считал, что социализм должен быть только средством
освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель.
Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания
нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание. Герцен писал, что ни одна
теория, сколь возвышенной и прекрасной она ни была, не может даже приблизительно
охватить полноты жизненного многообразия, что полезней учиться у жизни, чем
пытаться переделать ее в соответствии со своими проектами

10.

Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в
своем духовном развитии прошел сложный путь исканий - от
глубокого увлечения философией Гегеля, рассматривая ее как
теоретическое обоснование революционной борьбы, до
материализма.
В философском труде «Письма об изучении природы» Герцен
выступает как приверженец материализма, хотя называет его
филocoфиeй «реализма». В центре этой работы - проблема
взаимоотношений между философией и естествознанием. По мнению
Герцена, философия и естествознание изучают одно и то же окружающий нас «фактический мир» И не могут развиваться без
опоры друг на друга. Естествознание, как утверждал Герцен, без
овладения философской диалектикой не сможет создать истинную
картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет
развиваться.
В «Письмах» А.И. Герцен стремится показать, что история
философии развивалась, преодолевая разрыв между природой и
духом, между познанием явления и познанием сущности. Он
утверждает, что духа вне природы не существует, что природа
развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для
природы, а высшая степень ее развитию». Логика - только
«отвлеченная разумность природы и истории, законы мышления осознанные законы бытия». Идеализм он называет «схоластикой
протестантского мира».

11.

Человека Герцен рассматривает как часть природы, подчиненным ее законам. Без человека
«природа не заключает в себе смысла своего,... именно мышление и дополняет, развивает его;...
мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого
вселенная не полна...».
В вопросах познания, которые в его работах занимают одно из главных мест, Герцен исходит не
только с позиций материализма, но и диалектики. Он стремится преодолеть крайности как
эмпиризма, так и рационализма, правда ошибочно отождествляя эмпиризм с материализмом, а
идеализм - с рационализмом. Рассматривая эту проблему, Герцен указывает, что эмпиризм,
опираясь на чувственный опыт, хотя и правильно описывает факты, но бессилен раскрыть
единство в многообразии, постигнуть сущность и внутреннюю закономерность природы.
Рационалисты же, по его мнению, беспрерывно ругали эмпириков, и не подвинули вопроса ни на
один шаг вперед, впадая в пустые бессодержательные абстракции. Всякое истинное знание,
отмечает Герцен, есть результат диалектического единства чувственного и логического.
Источником знания является опыт, а данные опыта человек подвергает рациональному
обобщению.
Большое место уделял Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его
мнению, включает в себя три момента:
(1) изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях;
(2) вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от
явлений более общих (причины);
(3) нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее
необходимость такого существования явлений.
Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической
мысли 40-60-х гг. прошлого столетия.

12.

Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были А.И.
Герцен и Н.Г. Чернышевский. Их объединяли не только общие философские принципы,
но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм; не
только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность
общественной деятельности.
Александр Иванович Герцен (1812–1870) – философ, писатель, публицист, один из
идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России.
Философские взгляды Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха,
Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможностью ее
практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он
оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил
необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и
естествознания подробно рассмотрен в «Письмах об изучении природы». Он считал, что
философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни
только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но
данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза,
рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов.

13.

Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление установить границы
познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же
время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по
Герцену, – это единство опыта и умозрения. Герцен постоянно говорит, что познание – не
самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в
«человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени.
В философии истории Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой
социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс,
направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя
свободы.
Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в
1850—60-е гг. развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский
путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба.
Он утверждал, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на
землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма,
который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого
необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма. Представления
Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в
России.
English     Русский Правила