2.47M
Категория: ИсторияИстория

Общественное движение в годы правления Николая 1

1.

Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Выполнил: студент группы Т0-1-20
Гасанов Артем
Проверил: преподаватель,
Пелевина Е.С

2.

Российский консерватизм.
Разработчик идеи – президент Российской Академии наук граф С.С.Уваров.
Основное положение: связь православия (общественный интерес),
самодержавия и народности(объединение вокруг царя).
Серге́й Семёнович Ува́ров (05.09.1786 –
16.09.1855). Опубликовал ряд работ по
древнегреческой литературе и
археологии. Входил в литературное
общество «Арзамас». В 1833 – 1849
министр народного просвещения.
Триада «Православие, самодержавие,
Народность» впоследствии стала
крылатым выражением и выражением
русской монархической доктрины.
При Уварове было положено начало
реальному образованию в России и
восстановлена практика
командирования учёных за границу.

3.

Лидеры консервативного течения: Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин,
Н.В.кукольник, Ф.В.Булгарин и т.д.
Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин(1789 –
1859) (урождённый Ян Тадеуш Булгарин
(поляк) - писатель, журналист, критик,
издатель; «герой» многочисленных
эпиграмм Пушкина, Вяземского и др.
Основоположник авантюрного романа,
фантастического романа, фельетона и
нравоописательного очерка в русской
литературе, издатель первого в России
альманаха «Северная пчела» (1825).
Надпись: «Что если этот
нос крапиву нюхать
станет? / Крапива,
кажется, завянет!»

4.

Западничество
Западники – представители одного из направлений русской
общественной жизни 1840-1850-х г.г.
• Основные положения: 1. Россия – часть общемирового
исторического процесса, поэтому должна развиваться по
западноевропейскому пути. 2. Против самодержавия и
крепостничества.
• Сотрудничали в журналах: «Отечественные записки»,
«Современник», «Русский вестник», «Русское слово».

5.

Два крыла западничества.
• 1. Либеральные западники (умеренные).
Выступали за реформы без революции. Надеялись, что
общественные преобразования произойдут «сверху» (по доброй
воле власть имеющих). Образец - Пётр I. Лидеры: П.В.Аненков,
В.П.Боткин, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев.
• 2. Революционно – демократические (радикальные).
Пропагандировали идею крестьянской революции. Ядро будущего
социалистического мироустройства – крестьянская община.
Однако часть революционных демократов считала, что во главе
нового мира должен стать «умственный пролетариат», который
просветит тёмный народ. Лидеры: А.И.Герцен, В.Г.Белинский,
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Н.П.Огарёв, Д.И.Писарев.

6.

Либеральные западники
В.П.Боткин (1812-1869). Опирался на позиции
«Эстетической критики».
П.Я.Чаадаев (1794-1856). Главный труд «Философские
письма» (об отлучении России от всемирной истории).

7.

Либеральные западники
• Тургенев И.С. (1818-1883). В своём
творчестве отразил коренные
изменения, происходящие в умах
людей, конфликт прошлого и
настоящего.

8.

Революционные демократы
• А.И.Герцен (1812-1870) Разработал
теорию русского социализма, став
основоположником народничества.
• В.Г.Белинский (1811-1848)
Литературный критик. Разработал
принципы натуральной школы –
реалистического направления в русской
литературе; гегельянец.

9.

Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (06.04.1812,
Москва – 21.01.1870, Париж) - русский
писатель, писатель, публицист, философ,
революционер.
В 1834 все члены кружка Герцена и он сам
были арестованы; сослан в Вятку. Проникся
идеями Гегеля. Уехал за границу; стал
свидетелем революции во Франции в 1849
году.
С 1857 издает еженедельную газету
«Колокол»; поддержал польское восстание.
Получил швейцарское гражданство, умер от
воспаления лёгких.
Произведения: «Сорока воровка» и роман
«Кто виноват». Из мыслей: «Запад сгнил и в
его обветшавшие формы не влить уже новой
жизни». Вера в общину и русский народ
спасала Герцена от безнадежного взгляда на
судьбу человечества.

10.

Силуэты пяти казнённых декабристов. Медальон с
титульного листа альманаха А.И.Герцена и Н.
П.Огарёва «Полярная звезда».

11.

Революционные
демократы
• Н.А.Добролюбов (1836-1861)
Литературный критик. Разработал
метод «Реальной критики». Основное
назначение литературы – критика
существующего строя. Автор
скандальных критических статей:
«Когда же придёт настоящий день»,
«Луч света в тёмном царстве» и т.д.
• Д.И.Писарев (1840-1868) Литературный
критик. Ведущий сотрудник журнала
«Русское слово». Пропагандировал
развитие естествознание, которое
считал средством просвещения и
производительной силы.

12.

Революционные демократы
• Н.Г.Чернышевский (1828-1889).
Писатель, литературный критик.
Родоначальник народничества.
Разработал теорию идеального
государства в романе «Что
делать?» Находился в заключении,
а потом в ссылке до конца дней.

13.

Михаил Васильевич Буташевич – Петрашевский
(1821 – 1866) - русский революционер.
Родился в семье дворянина врача. Окончив
Царскосельский лицей (1839), поступил на
юридический факультет Петербургского
университета. По окончании университета
(1841) служил переводчиком в министерстве
иностранных дел.
В доме Петрашевского с 1844 проходили собрания,
с 1845 - еженедельные («пятницы»).
Петрашевский выступал за демократизацию
политического строя России и освобождение
крестьян с землёй. В 1849 Петрашевский и
несколько десятков связанных с ним человек были
арестованы. Судом Петрашевский и ещё 20
человек были приговорены к смертной казни.
После произнесения приговора и инсценировки
расстрела было объявлено о замене казни
бессрочной каторгой. Наказание отбывал в
Восточной Сибири.
В феврале 1860 Петрашевский был выслан в село
Шушенское Минусинского округа. Многократно в
дальнейшем высылался. Умер от кровоизлияния в
мозг.

14.

Славянофильство (славянолюбство)
Основные положения.
• 1. Выступали с обоснованием особого, отличного от
западноевропейского, пути развития России.
• 2.Усматривали российскую самобытность в отсутствии
борьбы между социальными группами, крестьянской
общине, православии как единственно истинном
христианстве.
• 3.За отмену крепостного права, смертной казни, свободу
печати.
Лидеры: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И.С. Аксаков,
К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Близкие по
взглядам: В.И.Даль, А.Н.Островский, Ф.И.Тютчев.

15.

Славянофильство
• Считали, что в российском менталитете преобладает
цельный тип мышления: разум, чувство, воля, совесть,
прекрасное и истинное, справедливое и милосердное
образует одно живое единство, не утраченное русским
человеком в отличие от западного (по И.В.Киреевскому).

16.

Славянофильство
• В процессе подготовки реформ 1861 года сблизились с
западниками на почве либерализма. Некоторые идеи
славянофильства получили развитие у «почвенников».
• Славянофилы критиковали «щеголянье ненужными
подробностями», утончённый психологизм, которые
присутствуют в произведениях Л.Н.Толстого с его
«диалектикой души», произведениях И.С.Тургенева о
«лишнем человеке».

17.

Славянофилы
• Иван Васильевич Киреевский (1806-
1856) Считал, что Запад потерял
духовную целостность, а в России она
сохранена. У нас есть божественное
зерно.
• Алексей Степанович Хомяков (18041860) Считал православие истинной
верой, что выражается в идее
соборности.

18.

Славянофилы
• И.С.Аксаков (1823-1886) Публицист,
общественный деятель. Выступал за
отмену крепостного права, во время
русско – турецкой войны 1877-1878 г.г.
организатор компанию за освобождение
славян от турецкого ига.
• В.И.Даль (1801-1872) Писатель,
лексикограф, печатался под
псевдонимом Казак Луганский. Автор
сборника «Пословицы русского народа»,
создал «Толковый словарь живого
великорусского языка».

19.

Славянофилы
• Ф.И.Тютчев (1803-1873) В 1841
Не плота, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
году состоялось знакомство
Тютчева с чешским деятелем
Вацлавом Ганкой, который и
увлёк Тютчева идеей объединения
славянских народов.
Деятельность Тютчева
направлена на повышение
авторитета России за границей.
Поэзия пронизана
натурфилософией. Природа
даётся как первобытная стихия.
Поэт пытается постичь
сущность человека, в частности,
славянской души, в процессе
мироздания.

20.

Славянофилы
• Александр Николаевич Островский (1823-
1886) Писатель, драматург.
Ориентировался на творческие принципы
натуральной школы. В ряде произведений
«Гроза», «Бесприданница», «Лес» и т.д.
отразил русский национальный дух, его
стихийность.
• Усадьба Щелыково

21.

Почвенничество
• Течение общественной мысли 1860-х родственное
славянофилам.
• Во главу угла ставили «всечеловечность» русского
национального духа, видели процветание страны при
сохранении глубоких православных традиций.
• Проповедовали сближение образованного общества с
народом на религиозно – этнической почве.
• Лидеры: Ф.М.Достоевский, А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов.
• Печатные издания: журнал «Время», журнал «Эпоха».

22.

Почвенники
• Ф.М.Достоевский (1821-1881) Опирался
на традиции натуральной школы.
Занимался поиском национального
варианта развития страны, ратовал за
примирение различных мировоззрений на
основе единения народности и
«цивилизации». По его мнению, именно
Россия может стать центром
примирения, поскольку в национальном
духе русских заложены
«всеотзывчивость», «всечеловечность»
терпимость к чужому. В произведениях
«Преступление и наказание», «Братья
Карамазовы», «Бесы» отразил
недопустимость насильственного
изменения миропорядка. По мнению
Достоевского, только приняв бога в
сердце можно достигнуть общего
благополучия.

23.

Почвенники
• Аполлон Александрович Григорьев
( 1822-1864). Литературный и
театральный критик. В своих
размышлениях отмечал, что
человеческая натура привыкла видеть
истину в цветном, праздничном, хотя
настоящая истина голая, неприметная.
Только обратившись к истиной вере мы
сможем понять истину. Всякий
талантливый писатель – есть
неизбежно «голос известной почвы,
местности, имеющей право в
общенародной жизни…

24.

Почвенники
• Николай Николаевич Страхов (18281896) Философ, публицист,
литературный критик. Критиковал
европейский рационализм, который он
определял как культ рассудка и
преклонения перед естествознанием.
Отмечал, что такая позиция
материализма лишена духовности. В
следствие такого подхода человек
забывает о боге и душе как понятиях
нерациональных.
English     Русский Правила