Похожие презентации:
Проблема субстанции в истории философии
1.
ФГ М У - 3 -2 1 -0 3Проблема
субстанции
в истории
философии
Выполнили: Епифанова Инга, Иванкова Анастасия
01.
2.
СУБСТАНЦИЯнекое первоначало; то, что лежит в основе всех вещей, или сущность
всех вещей.
земля, вода, воздух, огонь или мысленные конструкции
СУБСТАНЦИЯ
некое предельное основание — постоянное, относительно устойчивого и
существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводится
все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира.
материя, Бог, сознание, идея, эфир и т. п.
3.
Основные концепциифилософский монизм
(от греч. monos —
один, единственный)
дуализм (от лат. dualis
— двойственный)
плюрализм (от лат.
pluralis —
множественный)
4.
Разновидностимонизма
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ
мир един и неделим; он изначально материален, и именно
материальность лежит в основе его единства.
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ
признает материю производной от чего-то идеального,
обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и
первоосновой любого бытия.
04.
ОБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
например, у Платона — это
например, у Эрнста Маха,
вечные идеи, в
выводившего состояния
средневековой философии —
действительности из
Бог, у Гегеля — несотворимая
«нейтрального» начала —
и саморазвивающаяся
неких умозрительных
«абсолютная идея»
конструкций, «элементов»
мира
5.
По определению Р. ДекартаСубстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких
иных основаниях, кроме себя самой.
В природном мире, согласно Декарту, существуют только две субстанции:
ДУХОВНАЯ (SUBSTANTIA COGITAS)
МАТЕРИАЛЬНАЯ (SUBSTANTIA EXTENSA)
Неделима, ее основной атрибут
Делима до бесконечности, ее
есть мышление. Модусы
основной атрибут — протяженность.
мышления — это воображение,
Модусы протяженности — это фигура,
чувство и желание.
положение, движение.
ПРИРОДА МЕХАНИКА
РАЗУМНЫЕ ДУШИ - ПСИХОЛОГИЯ
6.
По определению Б.СпинозаСубстанция есть то, что является причиной самой себя. Это Бог,
отождествляемый с природой.
Эта онтологическая позиция называется пантеистическим монизмом.
Единая субстанция, по его мнению, имеет два важнейших атрибута
МЫШЛЕНИ
Е
ПРОТЯЖЕННОСТЬ
Все остальное — это только модусы субстанции, которыми являются все
протяженные предметы и мыслящие существа.
Модусы мышления согласованы с модусами протяженности и зависят от
божественной субстанции.
7.
По определению Г.ЛейбницаМонада (от греч. топаз — единое, единица) — это нечто вроде атома
Демокрита, но понимаемого в духовном смысле.
Она неделима, но обладает протяженностью, активна, нематериальна,
воспринимается только разумом.
Лейбниц выделяет два различных типа причин развития монад:
действующие — они порождают
преобразования в соединениях
монад (телах)
целевые, или финальные — это
внутренние причины развития
отдельных монад
Лейбниц первым среди философов Нового времени выдвигает идею всеобщего
развития в природе.
8.
Основные черты теории познанияГотфрида Лейбница
убеждение в реальности врожденного знания (но не
как готовых идей, а как склонностей и потенций);
примирение чувственного познания («истины
факта») и рационального («истины разума»);
рациональное познание ставится выше
чувственного, так как позволяет постигать общие
положения и имеет необходимый характер.
9.
МДМСовременное
положение дел
В 80 - 90-х гг. XX в. в физических практиках для определения
качества субстанции употребляется понятие физический
вакуум, флуктуации которого устанавливают известные
формы физической действительности.
В рамках синергетического подхода имеет место
возвращение к учению древнегреческой философа
Эмпедокла, который полагал, что мир мыслится от хаоса к
порядку. Такой подход позволяет анализировать с новых
позиций все существенные формы материального бытия.
09.
10.
Источники информации:• Проблема субстанции. Поиски
субстанциональной основы мира /
Образовательный портал «Справочник». — URL
https://spravochnick.ru/filosofiya/ontologiya/problem
a_substancii_poiski_substancionalnoy_osnovy_mira
/
• https://studfile.net/preview/3108892/page:48/
• https://studme.org/123487/filosofiya/problema_subst
antsii
• https://students-library.com/library/read/17887problema-substancii-v-istorii-filosofii-monizmdualizm-pluralizm
07.