2.13M
Категория: ИскусствоИскусство

Основы видеомонтажа

1.

Основы видеомонтажа

2.

• Видеомонтаж - это заключительный этап
создания любого фильма, видеоклипа или
видеоролика.
• Каким бы профессионалом не был
видеооператор, чаще всего не удается
избежать неудачных кадров, которые легко
удалить или заменить в ходе
видеомонтажа.

3.

• Сегодня в индустрии кино и телевидения
используется нелинейный видеомонтаж,
который выполняется с помощью
компьютера.
• При таком виде монтажа все данные
заносятся в компьютер, весь снятый
материал оцифровывается и разбивается на
сцены.

4.

• Для нелинейного монтажа используют
специальные компьютерные программы,
которые позволяют монтажеру работать с
видео, разбитым с точностью до одного
кадра, добавлять видео и спецэффекты,
накладывать музыкальное сопровождение,
дикторское озвучивание, добавлять титры,
анимированное меню и еще огромное
количество
эффектов.

5.

Простой видеомонтаж
• При нем происходит сокращение затянутых
сцен, удаление неудавшихся кадров,
наложение.
• Срок исполнения от 1 до 3 дней.

6.

Классический видеомонтаж
• На телевидении, а также при создании
видеопроектов без сценария (свадебное
видео, съемка корпоративных вечеров и т.п.)
чаще всего используют классический
видеомонтаж.
• При таком монтаже производится просмотр
снятого материала, выбор сцен и их
компоновка,
накладывается
музыка, титры и заставки.
• Срок исполнения 4-7 дней.

7.

Динамический видеомонтаж
• Динамический (клиповый) видеомонтаж
применяется при работе с музыкальными
клипами, рекламными роликами, а также
для производства трейлеров к фильмам.
• Такой вид видеомонтажа отличается
динамикой и яркостью отснятых
планов.
• Срок исполнения около двух
недель.

8.

Специальный видеомонтаж
• Для работы с материалом, отснятым по
сценарию используют специальный
видеомонтаж.
• Чаще всего он применяется при создании
фильмов и рекламных роликов.

9.

Специальный видеомонтаж
• Для этого проводится подбор
видеоматериалов, определяется
направленность работы, подбирается музыка
и дикторский голос.
• Используются материалы из архива, а также
фотоматериалы.
• Тщательно разрабатывается модель
заставки
и титров.
• Срок исполнения
от одной недели до нескольких
месяцев.

10.

Задание
• Найдите в интернете примеры с линейным,
нелинейным, простым, классическим,
динамическим, специальным монтажом.
Поясните когда и где он используется.

11.

• Видео монтаж представляет собой так
называемую "сборку" цельного фильма из
отдельных частей - кадров.
• По-настоящему грамотный и корректный
видеомонтаж, даже в простых фильмах,
состоящих, например, из одного эпизода,
неизменно предполагает соблюдение
целого ряда важнейших правил.

12.

• Задача автора для видеомонтажа одной сцены
заключается в том, чтобы добиться того, чтоб
зрителю было четко и ясно понятно, что происходит
в данный момент на экране, где разворачивается
действие.
• Во время просмотра зритель не должен заметить
того, что данная сцена составлена не из одного
целостного, а из нескольких отдельных, склеенных
между собой, частей - кадров.
• В теории этот аспект иногда называют комфортным
восприятием
склейки либо
стыка.

13.

• Самый распространенный случай монтажа это, видео монтаж по крупности, когда
необходимо смонтировать изображения
одного героя снятого различными планами
(масштабами).

14.

• К примеру, нужно показать сначала человека
во весь рост (или общий план), чтоб зритель
мог увидеть костюм, походку, предметы либо
людей, которые окружают его.
• Затем необходимо дать зрителю возможность
увидеть лицо героя, поэтому сразу после
общего ставят крупный план, когда одно лицо
занимает практически всю площадь кадра.

15.

• Стык подобного рода вряд ли останется для
зрителя незамеченным.
• Поэтому здесь видео монтаж будет как нельзя
кстати.
• Специалистам известно много возможностей,
как сделать стыки незаметными,
благодаря
этому
современные фильмы
так легко воспринимаются.

16.

Типы и виды монтажа
• Последовательный, или
повествовательный, монтаж излагает
содержание события или явления в
хронологической или логической
последовательности.
• Такая организация материала характерна, в
первую очередь, для научного кино.

17.

Типы и виды монтажа
• Для повествовательного монтажа
характерны плавные монтажные переходы
— резкое противопоставление кадров не
свойственно для него , так как может
отвлечь зрителя от основной мысли.

18.

Типы и виды монтажа
• Параллельный монтаж соединяет между
собой два, а иногда и более событий,
происходящих в разных местах.
• Они могут происходить и в разное время,
но так как фрагменты переплетаются,
перебивают
друг друга,
возникает сопоставление,
в результате чего они
приобретают новый смысл.

19.

Типы и виды монтажа
• В телефильме Противостояние
(автор сценария Ю. Семенов,
режиссер С. Аранович,
Ленфильм, 1985) параллельно
происходят три действия:
поведение предателя в годы Великой
Отечественной войны, совершаемое им
убийство в наши дни, розыск
убийцы.
• Сближают эти
события сцены суда над
изменниками, пособниками
гитлеровцев.

20.

Типы и виды монтажа
• Разновидность параллельного монтажа, его
частный случай — перекрестный монтаж,
который показывает два связанных между
собой и в силу этого происходящие
одновременно действия, как это бывает в
классических
по построению
фильмах-погонях.

21.

Типы и виды монтажа
• Поочередный показ убегающего преступника
и его преследователей заставляет зрителей
значительно острее переживать все перипетии
погони.
• Обостренное ощущение опасности
создают чередующиеся кадры:
ребенок,
беззаботно
играющий
на рельсах, приближающийся
поезд и спешащий на помощь
человек.

22.

Типы и виды монтажа
• Параллельный монтаж используется нередко и для
сжатия времени.
• Допустим, надо показать монтаж дымовых труб
электростанции с помощью вертолета.
• Обычные перебивочные планы в данном случае не
решат задачи — ясно, что строительство продолжается
не один день.
• Поэтому вначале показывают сборку металлических
секций на земле, затем такую же секцию на тросе
вертолета, опускающего ее на строящуюся трубу.
• Эффект
достигается за
счет поочередного
показа действий, происходящих
в разных местах одновременно.

23.

Типы и виды монтажа
• Ассоциативный монтаж характерен
включением в повествование кадров,
способных вызвать определенные
образные сравнения, ассоциации, придать
новый смысл эпизоду.

24.

Типы и виды монтажа
• Весьма распространен прием передачи душевного
состояния человека через изображение явлений
природы: легкие перистые облака гармонируют с
безмятежностью, хорошим настроением персонажей,
сплошные же кучевые облака с признаками ветра в
кадре (качание ветвей деревьев, небольшие волны)
создают тревожное настроение, которое может
совпадать или, наоборот, резко контрастировать
с душевным состоянием изображаемых в кадре
людей.
Наконец,
мрачные, быстро
несущиеся по небу, разорванные
темные облака вызывают настоящую
тревогу, предчувствие беды.

25.

Типы и виды монтажа
• Человек расхаживает по комнате, то и дело
поглядывая на часы. Он кого-то ожидает.
Томительность ожидания усиливают тяжело
падающие капли воды из крана или заунывная
песня в громкоговорителе.
Кадр, в котором рука выдергивает из розетки
шнур громкоговорителя,
еще больше
подчеркивает
раздражение, вызванное
ожиданием.

26.

Типы и виды монтажа
• Клиповый монтаж - это скорее не прием,
а стиль, манера экранного изложения.
• Эта манера может быть применена при
использовании почти любого из
перечисленных выше приемов.

27.

Типы и виды монтажа
• Слово clip в английском языке имеет несколько
значений: «стрижка», "стричь; отсекать, обрезать",
"быстрая походка".
• Словом "клип" в кинематографии обозначают
"короткое экранное произведение, отличающееся
клочковатостью подачи материала".
• Как правило, этот термин применяется по
отношению к рекламным роликам и
экранному
оформлению
исполнения
эстрадных песен,
записанных на пленку
(что весьма соответствует переводу
этого слова).

28.

Типы и виды монтажа
• При клиповом монтаже необходимо выполнение только
двух принципов: сохранение направления движений в
кадре и соблюдение количества движущихся на экране
масс, участков кадров, занятых движением объектов на
их стыках.
• Важно показать зрителю логику развития событий, а с
помощью музыки можно сгладить шероховатости
межкадровых переходов.
• Он применяется
и в рекламе, и в
песенных клипах,
и в игровых фильмах.
• Отдельные сцены, например,
игрового кино , смонтированные таким
образом, можно было встретить даже
в немом кино.

29.

Типы и виды монтажа
• Литературный аналог
клипового экранного
монтажа - это новеллы
Михаила Жванецкого.

30.

Типы и виды монтажа
• И известная фраза Гай
Юлия Цезаря : "Пришел.
Увидел. Победил!" - тоже
клиповый монтаж.

31.

Задание
• Найдите в интернете примеры с
различными типами и видами монтажа.
Поясните когда и где они используются.

32.

Принципы монтажа
• Переводя взгляд с удаленного предмета на
близлежащий, мы обязательно моргаем.
• Мы так делаем постоянно, но не обращаем на это
внимания, нам такой принцип работы зрения
нисколько не кажется искусственным.
• Наоборот, именно так нам наиболее удобно
наблюдать за событиями в окружающем мире, не
утомляя зрение.
• Кусочки пейзажа
являются
аналогами
кадров фильма, а наше
сознание занимается монтажом
отдельных кусочков в целостную
картину (фильм).

33.

Принципы монтажа
• Психологи утверждают, что процесс
поступления информации в наше сознание
во всех случаях имеет прерывистый,
кусочный характер.
• Дробление на куски необходимо для
нормального
хода
восприятия (зрительные
образы и монтаж).

34.

Принципы монтажа
• Монтаж видеофильма короткими кадрами это одна из форм использования
особенностей человеческой природы.
• Одно из основных правил видеомонтажа не делать длинные кадры, утомительные
для человеческого зрения.

35.

Принципы монтажа
• Средняя продолжительность кадра - 5
секунд.
• Можно проверить это правило,
просматривая любой фильм или
телепередачу.

36.

Принципы монтажа
• В монтаже изображений существуют две
противоположные задачи: сделать стык
кадров незаметным для зрителя и,
наоборот, стыком кадров выделить чтолибо, акцентировать внимание зрителя.

37.

Принципы монтажа
• План - это обозначение масштаба съемки,
выбор крупности объекта съемки.

38.

Принципы монтажа
Различаются следующие виды планов:
1. Деталь (например, глаз человека с бровью и частью носа).
2. Крупный план - лицо человека во весь экран.
3. 1-й средний план - часть фигуры человека, взятая в рамку
кадра, чуть выше пояса.
4. 2-й средний план - фигура человека по колено.
5. Общий план - человек во весь рост располагается
в кадре так, что над его головой и под его ногами
остается
небольшое
пространство.
6. Дальний план. Фигура человека в
этом случае чрезвычайно мала. Она
составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и
меньше.

39.

Принципы монтажа
На практике чаще всего встречается деление
на крупный, средний и общий планы, но для
обеспечения комфортности восприятия стыка
кадров необходимо учитывать обязательно
все шесть.

40.

Принципы монтажа
• Одно из главных правил монтажа - учет
планов или монтаж по крупности.
• Установлено, что лучше воспринимаются
кадры, смонтированные "через план",
например, крупный со вторым средним,
1-й средний
с общим.

41.

Принципы монтажа
• Поставленные рядом похожие или соседние
по крупности планы вызывают ощущение
рывка и смотрятся плохо.
• Исключением является стык детали и
крупного плана, дальнего и общего
плана, здесь
неприятных
впечатлений не возникает.

42.

Принципы монтажа
• Плохо воспринимается переход между кадрами
сильно различающимися по крупности, скажем, с
детали на общий план. Зритель может просто
потерять объект внимания.
• Если перейти с дальнего плана на деталь,
возникает
ощущение
броска на
зрителя (хотя такой прием
можно использовать для
привлечения внимания к чему-либо).

43.

Задание
• Найдите в интернете или сделайте
фотографии с разными видами планов.

44.

Принципы монтажа
• Следующее важное правило - учет ориентации в
пространстве (монтаж по взгляду).
• Если вы снимаете беседующих людей, то нельзя
стыковать рядом кадры, снятые с разных сторон, иначе
зритель потеряет ориентацию.
• Или, если человек идет к нам, а в следующем кадре - от
нас, нужно, чтоб камера была с одной стороны от него (по
той же причине).
• Это не значит, что нельзя снимать с разных
сторон,
главное, чтобы
при монтаже
такие кадры не стояли рядом.
• Такой переход можно осуществить
через кадр, например, крупного плана
снимаемого.

45.

Принципы монтажа
• Очень важным при монтаже является учет
освещенности или монтаж по свету.
• Плохо, когда соседние кадры резко
отличаются по освещенности, это, буквально,
бьет по глазам.
• Если вам нужно сделать переход от
яркого света
к затенению,
поставьте
между ними нейтральный
кадр, чтобы смягчить переход.

46.

Принципы монтажа
• Следует избегать скачков и рывков видео.
• Нужно быть аккуратным, вырезая какие-то
фрагменты.
• Если обязательно нужно было вырезать
фрагмент, не монтируйте такие кадры
рядом,
• поставьте
• между ними другой кадр.

47.

Принципы монтажа
• Если снималось какое-то длительное действие,
например, интервью, то обязательно возникает
необходимость вырезать какие-то неудачные
фразы или ракурсы.
• Но если просто вырезать фразу, на стыке кадров
получится скачок, ведь люди не сидят
неподвижно.
• Самый лучший
способ избежать
этого - съемка
двумя камерами, в такой
момент нужно поставить кадр,
снятый на другую камеру.

48.

Принципы монтажа
• Второй, менее удачный способ прикрыть скачок это наложить переход, например, вспышку.
• Оптимальным решением будет вставка
"перебивок" - каких-то нейтральных кадров.
• Для этого в запас надо наснимать в помещении
различных деталей, лица зрителей и т.п.,
и прикрывать
ими рывок.
• Учитывайте, что звуковая
дорожка должна идти непрерывно,
а перебивка закрывает только видео.

49.

Принципы монтажа
• Не следует увлекаться эффектами.
• Начинающий монтажер часто чрезмерно
увлекается различными эффектами, переходами.
• Ему кажется, что чем больше "красивостей" он
поставит, тем профессиональнее и солиднее
будет выглядеть
фильм.
• Настоящий профессионал
никогда не будет злоупотреблять
эффектами.

50.

Принципы монтажа
• Фильм должен нести информацию, стыки
кадров должны быть незаметны, зрителя
нельзя отвлекать, при резких переходах его
внимание рассеивается.
• Переход можно поставить, чтоб подчеркнуть
смену событий, новый этап, главу, т.е.
тогда, когда
это уместно,
но ни в коем случае не
злоупотреблять эффектами.

51.

Задание
• Какие особенности надо учитывать при
съёмке фильмов?
• Перечислите основные принципы монтажа
фильмов.

52.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• Технология создания видеофильма - это
целостный творческий процесс, разбитый
на определенные этапы и направленный на
достижение главного результата - создание
видеофильма.

53.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 1 этап: выбор темы видеофильма.
• Этот этап носит информационно-мотивационный
характер.
• Если Вы участвуете в создании видеофильма, то на
этом этапе Вы выступаете в роли автора сценария и,
прежде всего, должны определить для себя что хотите
снимать и зачем.
• Можно
сказать, что
хороший фильм –
это, в первую очередь, удачно
выбранная тема, а во-вторых –
интересный, хорошо разработанный
сценарий.

54.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 2 этап: Определиться со звуком и музыкой.
• Звук бывает синхронный и несинхронный.
• Синхронный звук, как правило, используется при
проведении событийных видеосъемок, при съемке
монологов, для передачи атмосферы места действия.
• Это, естественно, и голос человека, это и другие звуки,
участвующие в действии (записанные как синхронно,
так и наложенные на видеозапись уже после
проведения
съемок).
• Несинхронные звуки
могут создавать определенный
эмоциональный настрой, объяснять
поступки героев, усиливать звуковую
характеристику персонажей и т. д.

55.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
3 этап: Написание сценария.
Фильм складывается из кадров, сцен и эпизодов.
Кадр - наименьшая динамическая единица фильма.
Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее
того, который будет виден на экране после монтажа
фильма (этот кадр называют монтажным).
• Для каждого кадра нужно выбрать наиболее
подходящий
для него план
(масштаб съемки).
• Решающим в этом
является выразительность кадра и
необходимость передачи каких-либо
содержащихся в нем сведений.

56.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 3 этап: Написание сценария.
• Эпизод - относительно завершенная
часть фильма, не требующая единства места,
но обладающая единством действия и темы.
• Сцена - элемент действия, который
характеризуется и единством места.

57.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
Рекомендуемые этапы создания сценария:
1. Планируются эпизоды.
2. Определяется задача каждого эпизода.
3. Определяется драматургическая
последовательность эпизодов.
4. Эпизоды делятся последовательно на
сцены.
5. Ставятся задачи
для этих сцен.
6. Уточняется характер действия.
7. Определяются роли действующих
лиц.

58.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 4 этап: проведение видеосъемок.
• Когда написан сценарий, выбраны
соответствующие сюжеты, место проведения
съемок, определились с музыкой и самое
главное есть видеокамера, можно
приступать к
съемке
фильма.

59.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 5 этап: составление монтажного плана.
• Монтажный план - это перечень кадров, составленный в
том порядке, в котором эти кадры должны быть
расположены в фильме.
• Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от
ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей
картины, облегчает написание текста и озвучивание.
• План составляется после тщательного
ознакомления со
всем снятым
материалом и
определения основной
концепции монтажа фильма
(отсюда-то название: план монтажа
фильма).

60.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 6 этап: монтаж фильма.
• Разработка конструкции, объединяющей
содержание в единое целое.
• Задача конструкции - сохранить все в равновесии
и гармонии.
• Основная роль тут отводится систематизации
видеоматериала
в определенном
логическом
порядке в соответствии с
требованиями драматургии и
кинематографической
фотогеничности.

61.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 6 этап: монтаж фильма.
• Конструкция в противоположность концепции иногда может
быть творческим приемом, т.е. она является лишь
элементом упорядочивающим готовый, но еще сырой
материал, раньше всего в процессе монтажа фильма.
• Общие композиционные закономерности построения
фильма по-своему преломляются в микромире
фильма - эпизоде.
• При этом следует
учесть, что в кино,
как и любом искусстве, форма
играет чрезвычайно важную роль,
но она не должна доминировать над
содержанием.

62.

Этапы работы над монтажом
видеофильма
• 6 этап: монтаж фильма.
• Только единство содержания и формы,
равновесие между ними и содружество могут
дать необходимый результат.
• Длинным может быть рабочий материал для
просмотра или хранения в архиве, а фильм
должен быть кратким, лаконичным,
емким по
содержанию,
выразительным и точно
отвечать своей главной задаче –
ради чего он снимался.

63.

Задание
• Перечислите и кратко охарактеризуйте
этапы работы над фильмом.

64.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия
по технике аудио- и видеозаписи. Москва, 2006.
2. Кузнецов И. Видео на ПК. Самоучитель. – Спб.:
БХВ-Петербург, 2004 г.
3. Милерсон Д. Телевизионное производство. М.:
Изд-во "Флинта", 2004 г.
4. Оханян Т. Цифровой
нелинейный монтаж. – М.:
«Мир», 2001 г.

65.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
5. Ривкин М.Ю. Видеомонтаж с нуля. – М.: Лучшие
книги, 2011.
6. Синецкий Дм. Видеокамеры и видеосъемка.
Практическое руководство. Второе издание. М: Международное агентство «A.D.&T», 2009.
7. Соколов А. Г. Монтаж. В 4-х частях. - М.: Изд-во
А. Дворников, 2009.
8. Утилова Н. И. Монтаж. - М.:
Аспект Пресс, 2009.

66.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
9. Утилова Н.И. Монтаж как средство
художественной выразительности. (Часть 1 и
2). – М.: Институт повышения квалификации
работников телевидения и радиовещания,
2003.
10. http://www.videoamator.ru/obrabotkavideo/videomontazh.html
English     Русский Правила