Похожие презентации:
Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах
1.
Методика чтения ианализа художественного
произведения в начальных
классах
Презентацию подготовила:
2.
Содержание1. Первичное восприятие текста
2. Анализ художественного произведения
на уроке чтения
3. Методика работы с художественным
произведением на этапе вторичного
синтеза
4.Творческие работы учащихся по следам
прочитанного произведения
3.
Основываясь на литературоведческих закономерностяхпостроения художественного произведения, на психологии
восприятия х/п младшими школьниками, на собственно
методических положениях о чтении х/п в начальных классах
современная методика выделяет три этапа работы над
художественным текстом
Первичный
синтез
Анализ
Вторичный
синтез
4.
На поздних этапах могутОбеспечивается приемом: чтение вслух.
использоваться и другие приемы:
Детям дается установка на прослушивание.
Чтение
текста
специально
Во время чтения учителя книги у детей
подготовленными
детьми
закрыты, их внимание
полностью
направлено
на слушание
произведения и
Чтение
текста
детьми по цепочке
сопереживание учителю-чтецу.
Комбинированное чтение
Почему выбирают: несовершенство
Учитель выбирает:
навыка1)чтения
детей младшего школьного
Диалоги;
возраста
2) Описательные отрывки
3) Начало произведения
4) Концовку
5.
Иногда для первичного восприятия может бытьиспользована грамзапись чтения мастером
художественного слова
НО
Однако:
• Не следует использовать грамзапись, если
произведение не знакомо детям;
• Нецелесообразно демонстрировать чтение артиста,
если понимание х/п не совпадает с пониманием
учителя;
• Качество записи должно быть безупречным.
6.
Проверка первичного восприятия – уяснение учителемэмоциональной реакции детей на произведение и их
понимания общего смысла произведения.
7.
АнализАналитическая
ведется подеятельность
логически организуется так, чтобы дети
законченным
смогли
частям.
уяснить смысл произведения
Каждая часть читается
вслух вызванным
Разбор части
учеником, другие
следят запо
чтением по
осуществляется
книге. После осуществляется
трем уровням обучение
«думанью во время чтения».
Фактический
Идейный
Собственное отношение к
читаемому
8.
Самый распространенный прием анализа –постановка вопросов.
Вопросы помогают:
Усвоить факты произведения;
Осмыслить эти факты с точки зрения
идейной направленности
Понять причинно-следственные связи
Осознать позицию автора
Выработать собственное отношение к
читаемому
9.
По каждой части произведениядолжны быть заданы вопросы
всех трех уровней сразу после ее
прочтения
Затем:
Читается и анализируется следующая часть
10.
Кроме постановки вопросов могутиспользоваться и другие приемы:
Выборочное чтение;
Словесное рисование;
Чтение по ролям;
Постановка вопросов к тексту самими учащимися;
Словарная работа –
неотъемлемый элемент
анализа
Помогает прояснить содержание;
Предполагает наблюдение за изобразительноПомогает уяснить авторское отношение к
выразительными средствами языка произведения
изображаемым событиям.
11.
Вторичный синтез – этап работы, которыйпредполагает обобщение по произведению, его
перечитывание и выполнение детьми творческих
заданий по следам прочитанного.
В обобщении предусматривается уточнение идеи
произведения и помощь детям в осмыслении их
читательской позиции
12.
• Выборочное чтение• Соотнесение идеи произведения с пословицами
• Заключительное слово учителя
Перечитывание – особый вид читательской
деятельности.
Система
Внешний вид, поступки, прямая речь героя, высказывание других
персонажей о герое, его собственные мысли
13.
Выразительноечтение
произведения
Словесное рисование
картин
Творческий
пересказ
Чтение
по ролям
Обсуждение вариантов
прочтения
Графическое
иллюстрирование
Драматизация
14.
Цель: приблизить ребенку образыпроизведения, включить детское воображение,
сконструировать возникшие представления
Три вопроса
Что будет
нарисовано?
(Содержание)
Как мы
расположим
объекты?
(Композиция)
Какие краски
используем для
картины?
(Цветовое решение)
15.
Цель: тренировка гибкости читательскоговзгляда, приучение видеть позиции разных
героев, сопереживать им.
Задания
Добавить то, что
могло
предшествовать
эпизоду
Придумать, как
могли бы
разворачивать
события дальше
Изменить
рассказчика или
грамматическое
время глаголов
16.
Самый трудный, но самый интересный приеморганизации творческой деятельности учащихся
по следам прочитанного
Формы
Чтение по ролям
Пантомима
Драматизация
Постановка живых
картин
17.
Дает возможность продумать мизансцену, позыдействующих лиц.
Можно предложить изобразить:
Немая
сцена
Кто-то развел
руками
Кто-то схватился за
голову
Кто-то наклонился
вперед
Кто-то уже взялся за лопату