Похожие презентации:
Жизнь и учение Сократа
1. Жизнь и учение Сократа
ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СОКРАТАГришина Мария ПОд/б-19-1-о
2. Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.) Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ.
Сократ — античный мыслитель, первыйафинский философ.
3. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения
Сократ (470 – 399 гг. до н.э.)Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в
философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению
человека и к собственно философской теории. Его деятельность
открыла новое русло в развитии античной философии. Своим
методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и
отождествлением положительных качеств человека с его
знаниями он направил внимание философов не только на важное
значение человеческой личности, но и на освоение теоретического
знания как ведущей формы самостоятельного мышления. Сократа
называют первым философом в собственном смысле этого слова.
В лице Сократа философствующее мышление впервые
обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и
приёмы.
4.
БиографияСократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи
Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл,
наследовавший имущество отца. Родившись 6-го
фаргелиона в нечистый день афинского календаря,
Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом
здравия афинского государства без содержания, и в
архаическое время мог быть принесен в жертву по
приговору народного собрания в случае наличия
общественных проблем. В молодости учился
искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и
Архелая, умел читать и писать, однако, никаких
сочинений после себя не оставил. Был женат вторым
браком на женщине по имени Ксантиппа и имел от неё
нескольких сыновей, младшему из которых на момент
смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в
ряде сражений и был примером личной храбрости как
афинский ополченец-гоплит. Вел образ жизни
афинского парасита и нищего мудреца и никогда не
покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и
бессеребренник, отказывавшийся от дорогих подарков
и всегда ходивший в старой одежде и босиком.
5. Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в
сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта(Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир,
Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля.
Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и
Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам
известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и
Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа
различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее
мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы
сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит,
что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы
зло ни сделали люди.
6. Значение философии Сократа
Уже вскоре после своей смерти – в сочинениях Платона –Сократ фигурирует как великий мыслитель. Слава
реформатора философии (как теоретической, так и
практической), составившего эпоху в её развитии, навсегда
осталась за Сократом, так что весь предыдущей период её
истории называют «досократовским». Аристотель ставит
Сократу в заслугу то, что он положил начало научной
методологии в форме индуктивных рассуждений и общих
определений, а Цицерон в «Тускуланских беседах»
прославляет Сократа за то, что он первый свел философию с
неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, –
был создателем нравственной и общественной философии.
По-видимому, правы те исследователи, которые ближайшую
цель философствования Сократа видят в его стремлениях
положить конец моральной анархии и политическому
разложению родных Афин и вообще Греции, а реформу
теоретической философии считают необходимым средством
для достижения нравственно-общественных задач.
7. Сократический метод
Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное вдельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Против софистов Сократ
выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно
нравственные и общественные) Сократ отвлекал от ряда частных, конкретных житейских
случаев, проводя их один за другим (отсюда – επαγογή – в переводе, приведение; латинский перевод
– inductio, отсюда «наведение) и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел
свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод сократической диалектики.
Сократ не излагал своей философии систематически (в «акроаматической» форме), а выспрашивал
собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу. При этом Сократ часто
вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а
затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов (reductio ad absurdum),
убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос.
Такой метод в необыкновенной степени возбуждал в собеседнике и слушателях интерес и
активную работу мысли. Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он
помогает людям рождать мысли (майевтика). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с
положениями и возражениями – было зародышем платоновской «диалектики», а логический метод
определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеологометафизической теории идей. Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и
общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и
противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут
дать начало лишь «мнению».
8. Учение Сократа о добре
Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистическиверил, что всякий может стать добродетельным, раз он будет знать, в чем
состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания добра, – никто не зол по
природе и добровольно. В этих философских воззрениях Сократа совмещались
психологический детерминизм (неизбежность перехода знания в действие,
обусловленность поступков знанием) с идеей свободного, творческого развития
духа через приобретение и выработку знания. Все 4 традиционные добродетели
греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил к
одной – к мудрости. Этот «оптимизм знания» вообще характерен для многих
этических и социальных реформаторов: он является для них порукой в
достижимости их идеалов, в которой они могли бы отчаяться, если бы с самого
начала видели все трудности, стоящие на пути их осуществления. Сократ часто
утверждал, что добро и польза – вещи равносильные, что это даже, в сущности,
два разных обозначения одного и того же. Некоторые произошедшие от Сократа
философские школы (в первую очередь, киренейские гедоники со своим вождём
Аристиппом) толковали этот подход великого основоположника в духе
элементарного утилитаризма и эвдемонизма. Однако неправомерно приписывать
такую трактовку самому Сократу. Его философия держалась здесь гораздо более
глубокого взгляда, не сводя добро к грубой материальной выгоде, а доказывая, что
лишь возвышенные этические чувства являются источником истинной пользы для
человека.
9. Учение Сократа о Боге
Ко времени Сократа философская мысль грековуже разрушила старую веру в человекоподобных
олимпийских богов, и Сократ стоит на повороте
греческой мысли к единобожию; при этом он
первый стал понимать божество не как
природную, а как нравственную силу (бог –
источник добродетели). Отождествление Бога с
идеей блага и добра сближало философию
Сократа с монотеизмом, а в некоторых
отношениях и с христианством. К изучению
природной физики Сократ относился
равнодушно, не видя возможности использовать
его для нравственной реформы общества; тут
влияло, несомненно, частью слабое в ту эпоху
развитие техники, частью то, что досократовские
философы изучали скорее космос, как целое,
чем отдельные циклы закономерностей
природы.
10. Смерть
Сократ знаменит не толькотем, как жил, но и тем, как
принял свою смерть. Перед
смертью Сократ попросил
принести в
жертву Асклепию ,
символизируя этим свою
смерть как выздоровление,
освобождение от земных
оков. По мнению Сократа,
этому освобождению душа
философа не противится,
поэтому тот спокоен пред
ликом смерти.