Грамматика прощения в этике ненасилия
Модусы «ненасилия»
Прощение в моральной логике ненасилия
Особенности «пострациональной» морали
Гувье Труди (Govier, Trudy)
10 ситуаций (кейсов) для анализа
Рассуждение о ситуациях
Рассуждение об эмоциях
Рассуждение об эмоциях
"Прощение и непростительное"
Ошибки прошлого…
Способы исправления МО
Тема 2. Жертвы, месть и возмездие
Аргументы против мести.
Месть и воздающая справедливость
Прощение - процесс, который требует времени
Три типа прощения:
Аргументы в пользу абсолютно непростительного:
Об аргументах
Некоторые аргументы в пользу абсолютно непростительного
Универсальные правила прощения
Обучение моральной риторике и технологии обучения в современных университетах
Уровни освоения знания
Уровень 1 – ученический
Уровень 2 – алгоритмический
3 уровень – эвристический
4 уровень – творческий
791.50K
Категория: ФилософияФилософия

Грамматика прощения в этике ненасилия

1. Грамматика прощения в этике ненасилия

Проф.Е.Н.Викторук

2. Модусы «ненасилия»

• Теория (философия ненасилия)
• Практика (методы ненасильственной
борьбы)
• Моральная логика

3. Прощение в моральной логике ненасилия

Рациональный алгоритм прощения (грамматика
прощения) позволяет преодолеть традиционные
механизмы:
• Теологический
• Психологический
• Экзистенциальный

4. Особенности «пострациональной» морали

• «хаотизация» ценностей и расшатанность
их былой иерархии,
• многозначность связей между целями,
средствами и результатами поступков
• девальвация роли института моральных
авторитетов
• забвение самого языка добродетелей и
пороков, его банализация и
примитивизация.

5. Гувье Труди (Govier, Trudy)

Профессор кафедры философии Университета Летбриджа (University of
Lethbridge, Канада). Сфера научных интересов: социальная философия,
критическое мышление, проблемы насилия и мира.
Автор 10 книг, в том числе: "Практическое изучение аргументации" ("A
Practical Study of Argument", Wadsworth, six editions), "Социальное
доверие и сообщества людей" ("Social Trust and Human Communities",
McGill-Queen's University Press 1997) и "Прощение и непростительное"
("Forgiveness and Revenge", Routledge 2002).

6. 10 ситуаций (кейсов) для анализа

Джо, Ииндейцы в Канаде
Эдди, Малолетние бойцы в Сьерра-Лионе
Роберт Маккарти. Северная Ирландия (ИРА)
Брайан Митчелл, Расстрел демонстрации (ЮАР, 1988 г.)
Марш примирения, 1996 год
Иван и Дмитрий – «жертвы сталинских репрессий»
Симон Визенталь - фашистский концлагерь
Замела и жертвы апартеида, ЮАР
Эльза и дом ее предков в Чехии
Эрик – расстрел у Берлинской стены

7. Рассуждение о ситуациях

Этические рассуждения не следует отождествлять с:
а . теологическими
б. идеологическими или политическими
в. правовыми
г. описанием принятых в обществе норм

8.

В логическом аспекте этическое рассуждение
может осуществляться как:
а. дедуктивное;
б. индуктивное;
в. абдуктивное;
г. кондуктивное:
доводы за и против рассматриваются и
оцениваются с точки зрения их уместности и значимости;
д. рассуждение по аналогии:

9. Рассуждение об эмоциях

• Наши эмоции и установки подлежат нашему контролю.
• Эмоции и установки отличаются пропозициональностью,
то
есть они включают определенные убеждения.
• Мы можем размышлять, направлять наше внимание, выбирать
наши разговоры и действия, а также направлять их.
• Убеждения могут быть оценены и изменяться к лучшему
на
основании рассуждения; поскольку эмоции предполагают
убеждения, они также могут изменяться к лучшему.

10. Рассуждение об эмоциях

• Эмоции
подлежат оценке в отношении их
адекватности или разумности.
• Мы
должны всегда помнить, что
существует различие между переживанием
эмоции Э; разговором о ней; и действием
под ее влиянием.

11. "Прощение и непростительное"

"Прощение и непростительное"
Тема 1. Реакция на проступок (моральные ошибки)
Выделяются три типа ситуаций, в которых имеют место
серьезные моральные ошибки (МО)
(а) ситуация колониального заселения
б) ситуация гражданских войн
(в) последствия крайне деспотического
правления

12. Ошибки прошлого…

• Никакое
общество или государство не
могут изменить события прошлого, но
игнорирование этих моральных фактов
впоследствии вряд ли можно считать
проявлением мудрости.
• Ошибки, которым не уделяется
внимания, скорее всего повторятся, и
жертвы, которыми пренебрегают, скорее
всего затаят нездоровые обиды.

13. Способы исправления МО

• уголовные суды над главными преступниками,
• комиссии правды,
• механизмы поддержания справедливости в сообществе,
• публичные извинения,
• программы компенсации и реабилитации.
Моральные ценности, определяющие эти процессы, отличаются
от возмездия, наказания и справедливости до правды,
восстановления, прощения и примирения.

14. Тема 2. Жертвы, месть и возмездие

• Когда совершены преступления, или моральные ошибки (МО),
есть люди, которым этими ошибками нанесен вред.
o Первичные жертвы – те, кому вред нанесен непосредственно.
Например, предположим, что в гражданской войне убит
мужчина. Он является первичной жертвой (Ж1).
o Если у него есть жена и дети, другие члены семьи, которые
пострадают в результате его смерти, то они являются
вторичными жертвами (Ж1).
o Другой уровень – это члены сообщества, которым также эта
смерть нанесет ущерб и приведет их в состояние ужаса. Их
можно назвать третичными жертвами (Ж3). В случае, когда
убит Ж1, ответ на преступное действие в руках вторичных
жертв и сообщества (Ж2 и Ж3).

15. Аргументы против мести.

•С
практической точки зрения, месть причиняет вред
людям,
лишь
в
редких
случаях
принося
удовлетворение жертвам, она еще больше разжигает
враждебность
напавшего
и
ведет
к
непрекращающемуся насилию.
В политических ситуациях, отвечать на жестокое
насилие еще большим насилием крайне опасно,
поскольку самым вероятным результатом такого
ответа будет эскалация насилия.
С моральной точки зрения, месть уязвима для
основательной критики, поскольку стремление жертв
получить удовлетворение посредством намеренного
причинения вреда другим, вне морали (как говорится в
старой пословице «зла злом не поправишь»).

16. Месть и воздающая справедливость

Месть следует отличать от воздающего наказания,
которое налагается в рамках права. Согласно
принципам воздающей правовой справедливости, лицо,
которое было справедливо осуждено за совершение
уголовного преступления, заслуживает наказания. Это
не месть, исходящая от жертв, поскольку именно
государство, опираясь на свою юридическую систему в
рамках закона накладывает наказание на преступника.

17.

Если мы представим жертву, Ж, которая прощает преступника
П, за моральную ошибку МО, тогда прощение включает
следующие элементы:
•Ж
преодолевает свой гнев, чувство обиды и
мстительность по отношению к П;
Ж преодолевает свое чувство обиды по отношению к
МО;
Ж замещает ощущение враждебности по отношению к
П признанием П как человеческого существа, который
обладает
потенциалом
для
установления
взаимоотношений морального равенства;
Ж предлагает П начать все заново;
Ж относит МО к прошлому и не позволяет ей
определять настоящее или будущее.

18. Прощение - процесс, который требует времени

Прощение следует отличать от :
• понимания,
• извинения (excusing ),
• попустительства ( condoning ),
• забвения.

19. Три типа прощения:

•Одностороннее
•Двустороннее
•Побуждающее (invitational).

20. Аргументы в пользу абсолютно непростительного:


(а) простить П за тяжкую ( extreme ) МО значит извинить МО,
что было бы неправильно.
(б) простить П за тяжкую МО значит попустительствовать (to
condone) МО, что было бы неправильно.
(в) простить П за тяжкую МО значит стремиться забыть МО,
что было бы неправильно.
(г) простить П за тяжкую МО значит унизить Ж, что было бы
неправильно.
(д) простить П за тяжкую МО значит игнорировать зверскую
природу МО, что было бы неправильно.
(е) только Ж1 могут в строгом смысле слова прощать МО, а в
случае зверств все Ж1 мертвы, так что они не могут простить
МО, следовательно, никто не может прощать МО.

21. Об аргументах

• Поскольку
прощение не тождественно извинению, попустительству,
забвению, то аргументы (а), (б) и (в) могут быть обоснованно опровергнуты.
• Аргументы (г), (д) и (е) заслуживают большего внимания. На аргумент (г)
можно ответить, что существуют такие пути признания и утверждения
жертв, которые не требуют сохранения отношений враждебности и чувства
обиды к преступникам.
• На аргумент (д) можно ответить подобным же образом – что существуют
правовые и социальные способы обозначения природы особо тяжелый
моральных ошибок, которые не требуют постоянной враждебности к
преступнику.
• На
аргумент (е) можно ответить, что первичные жертвы не являются
единственными жертвами.

22. Некоторые аргументы в пользу абсолютно непростительного


(а) простить П за тяжкую ( extreme ) МО значит извинить МО,
что было бы неправильно.
(б) простить П за тяжкую МО значит попустительствовать (to
condone) МО, что было бы неправильно.
(в) простить П за тяжкую МО значит стремиться забыть МО,
что было бы неправильно.
(г) простить П за тяжкую МО значит унизить Ж, что было бы
неправильно.
(д) простить П за тяжкую МО значит игнорировать зверскую
природу МО, что было бы неправильно.
(е) только Ж1 могут в строгом смысле слова прощать МО, а в
случае зверств все Ж1 мертвы, так что они не могут простить
МО, следовательно, никто не может прощать МО.

23. Универсальные правила прощения

• Люди могут быть прощены всегда, моральные
ошибки – нет!
• Аргументы в пользу прощения, даже перед лицом
последствий самых тяжелых деяний, основаны на
различии между субъектом и действием, а также
моральным статусом субъекта, который является
человеческим существом, заслуживающим уважения
к его личности, обладает способностью к
исправлению и преображению.

24. Обучение моральной риторике и технологии обучения в современных университетах

Базовые процессы
Формы обучения
ознакомление
лекции, семинары
изучение случаев из практики,
case-study
освоение
упражнения, тренинги
обучающие имитационные системы
изготовление
проектные сессии, проектные
мастерские, аналитические сессии,
органимзационно-деятельностные
игры

25. Уровни освоения знания

Репродуктивный
• ученический
• алгоритмический
Продуктивный
• эвристический
• творческий

26. Уровень 1 – ученический

• Простой уровень репродуктивной
деятельности, где обучение – это
деятельность по узнаванию.
• Мы одновременно демонстрируем
распаковку кейсов с простым и очевидным
решением и пополняем теоретическую базу
этики.

27. Уровень 2 – алгоритмический

• В решении кейсов от обучающихся требуется
применить ранее усвоенные действия.
• Учащиеся должны самостоятельно воспроизводить и
применять алгоритм «прощения».
• Эти шаги нужно запомнить наизусть, чтобы
воспроизводить алгоритм «автоматически».

28. 3 уровень – эвристический

• Дана лишь задача, а условия, действия, которые
необходимо использовать для ее решения, не заданы.
• Обучающиеся должны домыслить ситуацию и выбрать,
какие из ранее усвоенных действий могут подойти для
решения этой нетиповой задачи.
• Самостоятельная работа обучающихся состоит в
переработке известной информации и в поиске новой.
• Решение задачи выполняется по готовому алгоритму, но с
учетом «вариаций», задаваемых ситуацией.

29. 4 уровень – творческий

• Наиболее сложный уровень продуктивной
деятельности.
• Здесь отсутствуют задачи как таковые.
• Обучающийся сам себе ставит цель,
формулирует ее, детализирует и осуществляет
поиск условий и действий, ведущих к решению
задачи.
English     Русский Правила