Похожие презентации:
Пеледыш пайрем
1. Пеледыш пайрем
2.
Пеледыш пайрем ( «праздник цветов»; ранее — Йошкар пеледышпайрем - «праздник красного цветка») — национальный праздник в
республике Марий Эл. Изначально созданный как советский праздник
на замену традиционным религиозным, сегодня символизирует
весенне-летнее возрождение природы и служит воспитанию
патриотизма к «малой родине». В настоящее время празднуется в
третью субботу июня.
3.
Впервые празднование было проведено 27 мая 1920 года в селе Сернур.Рекомендация о проведении было принято на состоявшемся
в Малмыже в марте 1920 года II губернском съезде национальностей
Вятской губернии. Целью создания праздника было «чтобы народ мари
поверил в свою звезду, возродился новой луной, засиял солнцем».
Местная газета «Марий илыш» («Марийская жизнь») писала, что
рекомендация сопровождалась наказом:
Если вам дорого будущее вашего народа; белая, как снег, ваша одежда;
быстрый, как молния, ваш ум; яркие, как звезды, ваши глаза; сила Онара в теле
вашем; гибкий, как воск, ваш язык; прекрасные, как щебетанье птиц, песни
ваши; неявная, как крылья бабочки, ваша душа; если вы хотите, чтобы народ
мари воспрянул, как звезда; поднялся, как месяц; засиял, как солнце, проведите
в Сернуре Пеледыш пайрем.
4.
Марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали ихтаинственный мир, полный красоты и загадок. Им, как пользователям
плодов Земли, очень важно было знать время цветения выращиваемых
растений, прежде всего хлебов. По цветочным часам определялось ими
начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасному и
вечности природы. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с
ними жизнь человека. А.Ф.Конакову и В.К.Королеву казалось, что в
жизни марийского народа также наступила пора весеннего
пробуждения и цветения, потому новый праздник должен стать
праздником его возрождения.
5.
Инициатором и организатором первого празднования был марийскийдраматург А. Ф. Конаков оно проводилось силами Сернурских
педагогических курсов, на которых Конаков по совместительству
преподавал. Дата была выбрана так, чтобы заместить традиционный
религиозный праздник Семик («Семык»), и привить новый советский
праздник. «Марий илыш» потом писала, что на торжестве
присутствовали не только местные, но и жители отдалённых деревень.
Сперва прошло шествие, затем митинг и спортивные игры, вечером
собравшимся показали спектакль по пьесе И. Ф. Токмурзина «Эртыше»,
поэтические чтения и концерт. В день 27 мая в Сенуре был зажжён
факел, который впоследствии пронесли по окрестным сёлам и
деревням
6.
1 мая 1923 году Марийский облисполком принимает решение объявитьЙошкар пеледыш пайрем народным революционным днём трудящихся
Марийской автономной области, а датой празднования был установлен
главный день народного календарного праздника Семык — четверг.
Соответственно 24 мая 1923 года в столице Марийской АО
Краснококшайск (Йошкар-Ола) прошли празднества. Среди
организаторов были известные марийские деятели культуры, в том
числе С. Чавайн, М. Шкетан, И. Шабдар, И. Палантай, В. Мухин, Т.
Ефремов и актёры Марийского передвижного театра.
7.
Особенно тщательно в первые годы праздник готовился в 1925 году — втот раз он проводился в одной из «священных рощ» — месте языческих
молений. В отношении того празднования марийский исследователь В.
Соловьёв в 1966 году сообщал, что участники первого Пеледыш
пайрема помнят празднование «во всех подробностях», а также считал,
что 27 мая 1920 года стал первым днём, когда марийская культура
демонстрировалась «выйдя из отсталости и темноты».
Праздник сыграл значительную роль в просвещении марийцев.
8.
В 1930-е годы праздник был запрещён. И только 28 апреля 1965 года поинициативе В. С. Губина. Бюро Марийского обкома КПСС приняло
постановление о восстановлении и ежегодном проведении праздника
во всех населённых пунктах Марийском АО в третье воскресенье июня
(дата была выбрана, чтобы попадать после окончания весенне-полевых
работ). Восстановленый праздник получил немного другое название —
«Пеледыш пайрем», то есть из него было убрано слово «йошкар»
(«красный»).
9.
В 1996 году было принято решение установить дату празднования 12июня (одновременно с Днём независимости России, ставшим с 2002
года Днём России).
С 2009 года праздник отмечается самостоятельно в третью субботу
июня.
10.
Министерство культуры, печати и по делам национальностейРеспублики Марий Эл выработало единую форму проведения
праздника для сельской местности: его делят на две части —
официальную (в ходе которой поднимают флаги, подводят итоги
весенне-полевых работ) и развлекательную (в её ходе организуют
игры, концерты). В Йошкар-Оле празднование проходит в форме
массового народного гуляния. На главной площади города проходит
торжественное открытие, после которого происходят
костюмированное шествие и организуются другие развлекательные
мероприятия.