Похожие презентации:
Средства выразительности картины «Анкор, еще анкор!», П.А. Федотов
1. Средства выразительности картины «Анкор, еще анкор!», П.А. Федотов
Выполнил студент 4 курс, Пед. ИЗОи МХК группа ОАБ – 44.03.05 – 41
Каркин Иван Валерьевич
2. «Анкор, еще анкор!» П.А. Федотов
3.
«Анкор, еще анкор!» - последняякартина П. А. Федотова – была написана в
1851-1852 гг. В ней в полной мере отразились
чувства глубочайшей тоски и одиночества,
которые ощущал художник в последний
период своей жизни.
Перед нами разворачивается сцена из
жизни офицера, которого служба забросила в
маленькую, затерянную в глуши деревушку.
Здесь тоскливо и невыразимо скучно – нет ни
общения, ни занятий, ни книг. Беспросветная
жизнь в унылой провинции может довести
человека до отчаяния, тоски, сумасшествия.
4.
Мы видим теснуюсолдатскую квартирку и
офицера,
растянувшегося на
низкой лавке. Через
маленькое окошко в
комнату попадает
холодный свет луны.
Тускло горит свеча на
столе. Лицо и фигура
военного почти не
различимы. Человек
заставляет прыгать
через палку собаку.
«Анкор, еще анкор!» - кричит он собаке, мешая французские слова с
русскими («анкор» означает «еще» по-французски). Пудель совсем
измучался, снова и снова прыгая через протянутую палку. Энергия,
заключенная в его движении,– уходит впустую, и нет в этом движении
ни конца, ни цели.
5.
А за окном долгая зимняя ночь.Кажется, что на много верст вокруг такая же бессмысленность,
скука и зло. Предаваясь своему бестолковому занятию,
убивает офицер час за часом. Так проходит его жизнь,
лишенная смысла и цели.
6.
По тому же принципу построено живописное зрелищена полотне. Первому взгляду представляется нечто
невнятное — колыхающееся дымно-душное марево;
из него постепенно реконструируется элементарнопростейшее: свеча, стол, топчан, гитара,
прислоненная к стене, лежащая фигура, тень пуделя и
какое-то призрачное существо в дверном проеме в
глубине слева. Люди и вещи превращены художником
в живописные фантомы, какими они воспринимаются
в зыбком промежутке между сном и явью, где
кажущееся и действительное неотличимы друг от
друга. Это двуликое, каверзное единство призрачного
и действительного — одно из воплощений известной
метафоры «жизнь есть сон».
7.
Он старался вложить в это своё последнеепроникновенное полотно, в эту типичную жанровую сценку
нечто большее, нечто потустороннее. И пудель здесь не
случаен. Но вот Павел Федотов наносит кистью маски по
холсту, и пар исходит от его дыхания в промёрзшей
мастерской, и он создаёт вполне зримый образ того
загробного мира, который будет парадоксально
представлен в романе Достоевского «Преступление и
наказание»
Два мира одновременно существуют в этой картине.
В одном яркость цвета и света, строгая гармония
рациональной выстроенности. Это пришло из картины
Брюллова «Последний день Помпеи», где также
торжествует ярко-красный колорит пламени и синюшный,
мёртвенный, цвет трупов.
8.
Брюллов подсказывал Федотову использовать именноэти цвета, чтобы создать ощущение контраста между жарко
протопленной и согретой избой и вида за окном, где находится
такой же домишко с точно такими же красными окнами.
Замкнутость пространства комнаты, таким образом, сливается
с замкнутым пейзажем за окном. А переданный контрастный
колорит красного и синего из апокалипсиса «Последнего дня
Помпеи» наводит на мысль о всеобщем царстве смерти.
Ошибочно считать, будто в картине господствует застой
и недвижимость. Движение здесь запечатлено сильное, но
бесцельное. Это круговорот, навсегда заключённый в четырёх
стенах. Пудель прыгает как заведённый под команду хозяина:
«Анкор, ещё Анкор!». Это бессмысленное движение
бесконечно, как у Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»; оно
подобно вихрю стенающих душ в аду у Данте. Вот такая
получается тесная, закоптелая комнатка вместо бесконечности
потустороннего мира.
9.
Картина заставляет насзадуматься – в ней не
хватает столь характерных
для других произведений
Федотова
прорисованности деталей.
Но внимание к мелочам
присутствует – мы видим
флягу на крючке,
глиняный умывальник,
кружку и складное
зеркальце на столе.
Художник создаёт эту атмосферу с помощью тёмных,
мрачных, огненных оттенков краски. Картина «Анкор, еще анкор!»
отличается необычным для творчества Федотова драматическим
пафосом. Это повествование о душевной опустошенности человека,
обреченного на бессмысленное существование, разуверившегося в
ценности своей жизни.
10.
В изображенной сцене, как и в событии,вынесенном за пределы этой сцены, не осталось
ничего от прежнего сатирического подхода к
явлениям действительности. Ситуация,
запечатленная художником, скорее настраивает на
трагический лад, создавая впечатление
безысходности и как бы суля предстоящую трагедию.
Своим отчаяньем и бессилием что-либо
изменить оба героя вызывают жалость и презрение.
Это чувство усиливается благодаря окружающей
обстановке: тусклый вечер за окном, тлеющая свеча,
гитара, которая является одновременно
единственным развлечением, едва ли не главным
собеседником и товарищем.
11. Вывод
Использовал коричневато огненную гамму
в контрасте с холодными синеватыми оттенками.
Создал сложный поэтический образ.
В картине в полной мере отразились чувства
глубочайшей тоски и одиночества.
• Несмотря на то, что в картине художник не уделил
большого внимания скрупулезной прорисовке
деталей, передал в ней два мира.
• По отличии от других работ Федотова, картина
создает ощущение пустоты, беспросветности,
ноющей тревоги, оставляющей в душе неприятный
скребущий след и драматический пафос
необычным для творчества Федотова.
12. Источники
• Ильина, Т. В. История отечественногоискусства от Крещения Руси до начала
третьего тысячелетия : учеб. для вузов / Т. В.
Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,
2012.
• Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов.
М., 1969.
• http://www.detskiysad.ru/art/kartina172.html
• https://opisanie-kartin.ru/fedotov-pavel/ankoresshe-ankor/