Похожие презентации:
Философия XIX – XX вв
1. Философия XIX – XX вв.
Кулемин М.И.2.
3. Неклассическая философия (иррационализм)
РационализмИррационализм
4. Артур Шопенгауэр
• Книга «Мир как воля ипредставление»;
• Критика рационализма и
панлогизма Гегеля;
• Движущая сила –
Мировая воля;
• Пространство и время –
формы представления
людей о мире.
5. Идеи Артура Шопенгауэра
• «вещи в себе» познаваемы;• Сущность вещей – иррациональна, поэтому
главным видом знания является интуиция;
• Человеческая жизнь – бессмысленна,
бесполезна, наполнена болью и страхом;
Сострадание
Аскеза
Искусство
6. Фридрих Ницше
• Книга «Так говорилЗаратустра»;
• Мировая воля – это и
есть сама жизнь;
• Вся человеческая жизнь –
воля к власти;
• «Сверхчеловек».
7. Идеи Фридриха Ницше
• «Бог умер – мы его убили»;• Человеческие добродетели рождаются из
их собственных страстей;
«Сверхчеловек»
«Стадо»
8. Стадии развития человеческого духа
• 1. Верблюд. Он стремится взвалить на себя все самоетрудное, что только есть и исполнить. Это –
выносливый дух, он хочет, чтобы его навьючили и
склоняется перед авторитетами.
• 2. Лев. Лев бунтует против существующих ценностей.
Он уходит в пустыню и сражается там с великим
золотым драконом, на каждой чешуйке этого дракона
написано «ты должен». Лев говорит «я хочу». Но он
еще не свободен, он только борется за свободу.
• 3. Ребенок. На этом этапе дух становится созидающим.
Он должен забыть все, что было и начать все с начала.
Ребенок творит новый мир, играя.
9. Философия науки
1. Позитивизм (30–70 гг. ХIХ в.) – О. Конт,Дж.Ст. Миль, Г. Спенсер.
2. Эмпириокритицизм (конец ХIХ в.) – Мах,
Авенариус.
3. Неопозитивизм (с середины 20-х. гг. ХХ в.)
– Шлик, Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел.
10. Огюст Конт
• Книга «Курс позитивнойфилософии»;
• Позитивизм –
философское учение,
определяющее
единственным
источником знания
эмпирические
исследования.
11. Закон трех стадий интеллектуальной эволюции человека
1. Теологическая – человек начинает познаниемира, связывая многое из действительного со
сверхъестественным;
2. Метафизическая – человек объясняет все
окружающее с помощью абстрактных
категорий, не подкрепленных фактами;
3. Позитивная – основой познания становится
наука. Объединяет самые важные данные
всех наук позитивная философия.
12. Социология (социальная физика)
Социальная статика• Изучает условия существования общества,
его конкретный состав, взаимосвязь его
частей и его институты (семья, государство
и др.)
Социальная динамика
• Теория исторического социального
развития, основанная на вере в прогресс
умственного развития человечества.
13. Социократия – идеальное государство
• Назначение государства — «объединятьчастные силы для общей цели и
предупреждать фатальную склонность к
коренному расхождению в идеях, чувствах и
интересах»
• Патрициат (банкиры, купцы, фабриканты)
• Священники-позитивисты;
• Рассеяная сила (пролетариат)
• Женщины
14. Герберт Спенсер
• Книги: «Социальнаястатика», «Система
синтетической
философии».
• Родоначальник
эволюционизма и
органицизма.
15. Идеи Герберта Спенсера
• Органицизм – уподобление общества живомуорганизму;
• Общество – это агрегат (совокупность) индивидов
(индивиды — клетки, физиологические единицы),
характеризующийся определённым сходством и
постоянством их жизни
• Три части общества («системы органов»):
поддерживающая — производство необходимых
продуктов
дистрибутивная (распределительная) — разделение
благ на основе разделения труда (обеспечивает связь
частей социального организма)
регулятивная (государство) — организация частей на
основе их подчинения целому
16. Типы обществ
• Военный тип общества — военные конфликты иистребление или порабощение побеждённого
победителем; централизованный контроль;
• Промышленный тип — промышленная
конкуренция, где побеждает самый сильный в
области интеллектуальных и моральных качеств;
• Общество слабейших – выживание и процветание
интеллектуально-морально слабых людей.
Социальный дарвинизм: естественный отбор,
борьба за существование, выживание сильнейшего
17. Эмпириокритицизм (махизм)
• Родоначальники – Рихард Авенариус иЭрнст Мах.
• Отказ от объяснительной науки и
главенство описательной науки.
• Принцип «экономии мышления» - отказ от
метафизики – главенство опыта.
• «Существую только я и мои ощущения»
18. Карл Поппер
• Книги: «Открытоеобщество и его враги»,
«Нищета историцизма»;
• Критический
рационализм;
• Научность – это
способность
опровергаться опытом –
«принцип
фальсификации»
19. Идеи Карла Поппера
• Критика социально-политическихконцепций (историцизских) – Платон,
Маркс;
• Исторический индетерминизм;
• Закрытое и открытое общество;
• Открытое общество – демократическое
общество, где люди могут критиковать
действия своего правительства.
20. Экзистенциализм – иррационалистическое направление, в основе которого находится проблема уникальности человеческого
существованияАтеистический
Религиозный
Ж.-П. Сартр,
К. Ясперс, Л. Шестов,
Н.Бердяев
А.Камю
21. Идеи экзистенциализма
• Экзистенция – индивидуальная сущностьчеловека;
• «Новая онтология» – связь духовнопсихического (сознание и безсознательное) и
бытия человека;
• Существование человека предшествует его
сущности. Изначально человек свободен, он
просто существует, а его сущность
определяется в процессе существования
22. Жан-Поль Сартр
• Книги: «Тошнота», «Слова»;• Смысла существования
человека нет, поэтому он
его сам задает;
• Самая большая проблема –
проблема выбора;
• «выбирать можно все, что
угодно, если речь идет о
свободе решать»
23. Альбер Камю
• Книги: «Чума», «Миф оСизифе», «Бунтующий
человек»;
• Абсурд человеческого
существования;
• «существуют
ответственность, но не
существует вины»;
• «Я бунтую, следовательно,
мы существуем».