189.58K
Категория: РелигияРелигия

Комментарии к псалмам 127 - 137 редакции славянской псалтири на русском языке

1.

Вторник, 17.05.2022
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная страница
Информация о сайте
Гостевая книга
Обратная связь
Фотоальбомы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Приветствую Вас Гость
Главная » Гостевая книга
[ Добавить запись ]
Показано 91-105 из 639 сообщений
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 42 43 »
0
549. Псалом 137(138-й в традиц.Псалтири) /комментарии/ (29.08.2005 14:50)
Что касается традиционного надписания этого псалма,то оно соответствует тому объяснению его,которое приведено в комментариях к
предыдущему псалму.
Господи,Ты искусил и познал меня,познал падение
и взлёт мой,Ты разумеешь помыслы мои от начала до конца.
Стезю жизни моей уже исследовал Ты,и все пути мои
лежат перед Тобой. Ибо нет лести в языке моём:
познал Ты,Господи,начало и конец мой.
Ибо Ты создал меня,и руку Твою возложил на меня.
Удиви Твоим разумением обо мне,утверди меня в нём,
сам постичь не могу. Куда пойду без Святого Духа Твоего,
от лица Твоего куда убегу. Взойду ли на небо,Ты там,
сойду ли в ад,Ты там; построю ли корабль и уйду
в дальние моря,и там рука Твоя настигнет меня
и удержишь чудесной десницей Твоей. И говорю:
если тьма поглотит меня,то и ночь сделаешь светлой
окрест меня,ибо и тьма не помрачит меня,и ночь как день
просветит меня,ибо и тьма Твоя и свет Твой. Ибо Ты
стяжал меня от самой утробы моей и воспринял меня
от чрева матери моей. Исповедуюсь Тебе,ибо чудны
и страшны дела Твои,ибо вся душа моя в руке Твоей.
И кость моя не утаится от Тебя: ибо Сам сотворил её,
и весь состав мой,из тайных преисподних земли.
Видят очи Твои все непрожитые дни мои,записаны они
в Книге Твоей,в днях моих сочтутся они,ни в чьих других.
Мне же слава великая и честь пребывать в них,
ибо утвердил их всемогуществои Твоим.
Сочту,и более песка умножу их,ибо с Тобой,
Отец мой небесный,вместе восхожу.
Избиваешь грешников,Боже,боятся меня мужи
безвинных кровей. Ибо ревнивы от помышлений своих,
и принимают суету городов Твоих.
Не возненавидевших ли Господа ненавижу,
не от Твоих ли врагов потерплю. Совершенной ненавистью
ненавижу,ибо то Твои враги. Искуси меня,Боже,вразуми
сердце моё: испытай меня,путь мой поправь.
Если провидишь на нём беззаконие моё,
наставь меня на путь вечный.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Какой же это вечный путь,как не путь духовный,ведущий к Небу и не имеющий конца. Все прочее временно и оканчивается с настоящей
жизнью. Поэтому,оставив все,пророк ищет этого пути,бессмертного,беспредельного,не имеющего конца.
Как человек может быть приведен на этот путь? Если получит помощь Божию,если будет делать должное/поступать по заповедям Божиим/и
со своей стороны управляться в добродетели,предаваться любомудрию,становиться выше всего житейского,потому что на этом пути нет
ничего скоропреходящего и временного. Такова добродетель. Она доставляет плоды всегда цветущие и никогда не увядающие,блага
бессмертные,нетленные и бесконечные,которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа,Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. /По И.Златоусту/
548. Псалом 136 (137-й в традиц.Псалтири)/комментарии/
0
(23.08.2005 14:53)
Псалом сей есть благодарственная песнь Господу за Его благоволение к псалмопевцу,за спасительную помощь в опасностях во время
гонений злобными и жестокими врагами и особенно за возвещенное ему Всевышним величественное откровение,имеющее некогда обратить
к Господу все народы земные. Ибо как иудеи в свое время были единственными носителями правды Божией среди многоязыких народов
земли,так в свое время объединенный во Христе народ Земли будет/и стал уже по вочеловечении Христа/единственным носителем и
проводником Вечного Завета Господа Бога и Творца людям Своим во всех уголках необъятной Вселенной.(Ср.Пс.18,5: во всех концах
вселенной прислушиваются к Нему).
Надписание псалма в Сл.Пс.: Псалом 137,Давиду,Аггеа и Захарии. Принято поэтому и считать так,что принадлежал он Давиду,как
составителю его,а что касается Аггея и Захарии,то прибавление имен этих пророков к древнему надписанию псалма нужно считать
позднейшим и сделанным с той целью,чтобы показать,что псалом сей был любимой и очень употребительной песнью во время Аггея и
Захарии,а еще того более,как это мы понимаем сейчас,- во все времена,которые есть и всегда будут во Отце и Сыне и Святом Духе,ныне и
присно,и во веки веков,аминь.
Исповедуюсь Тебе,Господи,всем сердцем моим,
перед ангелами воспеваю Тебя,ибо слышишь
все глаголы уст моих.
Поклоняюсь святому храму Твоему,
исповедуюсь имени Твоему в истине и милости
Твоей,ибо над всеми взошла и воссияла правда Твоя.
Когда призову Тебя,Ты услышь меня,Господи,
силой Твоей приумножь крепость души моей.
Да исповедуются Тебе все цари,да исповедуются Тебе
все люди,ибо каждого сердца на земле достигло слово уст Твоих.
Да призовут пути Господни,ибо велика слава Твоя.
Хоть и высоко Господь,призирает всех смиренных
Своих,и с высоты небес милостью им воздаёт.
Когда пойду среди теней смертных,утверди меня,Господи,
отведи рукой Твоей гнев врагов моих,спаси меня
чудесной десницей Твоей: воздай им за меня,Господи.
Ибо милость Твоя,Господи,вовек,дело рук Твоих не презри.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
547. Псалом 135 /комментарии/
0
(19.08.2005 16:04)
Надписание его в Сл.Пс.: Давиду Иеремием - нужно понимать так: песнь сия,изображающая состояние иудеев в плену
вавилонском,предсказанном пророком Иеремием,должна быть причислена к сонму песней пророка Давида. Т.е.все пророчества
Давидовы,явленные в собственных его псалмах,распространяются и на переложения/перспективные/его песен последующими
песнопевцами - псалмов,которые вошли в состав канонической Псалтири.
На реках вавилонских,там плененные,сидели и плакали,
и вспоминали Сион(1).
Так часто поступает Бог: когда мы,наслаждаясь Его благами,
не чувствуем этого,Он лишает нас их,чтобы мы вразумились
лишением и опять старались приобрести их.
На вербах среди плачущих развесили умолкшие органы свои(2).
"Органы свои"- те музыкальные инструменты,на которых пели и прославляли Бога иудеи,живя в Иерусалиме,- там на берегах рек
вавилонских,как уже ненужные и бывшие без употребления,"развесили"они на вербах(деревьях и кустах),росших там же. "Органы тогда/у
них/,- по словам блж.Феодорита,- были без употребления: потому что Закон повелевал только в одном месте - Иерусалиме - совершать
богослужение и пение"[7,с.1070].
Когда же пленившие иудеев заставили петь их,чтобы поиздеваться и посмеяться над ними,псалмопевец,вторя мыслям униженных и
обесчестенных соотечественников,восклицает:
Прилипни язык мой к гортани,если не помяну Тебя,
если не воспою славу Иерусалиму в начале песни моей(6).
Как иудеи,когда лишены были родного города,тогда и стали искать его,так многие из нас испытают то же,когда в тот/страшный/день
лишатся Горнего Иерусалима. Но иудеи после лишения имели надежду когда-нибудь возвратиться,а нам,когда мы лишимся,уже невозможно
будет возвратиться. "Червь их,- говорит Господь,- не умрет и огнь их не угаснет"(Мк.9,46). Поэтому нам нужно сегодня,как и всегда,с
особенной тщательностью наблюдать за самими собою и так устраивать настоящую жизнь,чтобы не сделаться пленниками,чуждыми и
отлученными от отечественного города,от жизни вечной.
Вавилонская дщерь окаянная,
блажен,кто воздаст тебе отмщение твоё,
какое ты воздала нам. Блажен,кто овладеет тобой
и разобьёт о камень младенцев твоих(8-9).
Жесточайшее по своей беспощадности пожелание. Эти слова,
исполненные великого гнева и угрожающие великим наказанием и мучением,суть слова страсти пленных,которые требуют этого великого
наказания,некоторой страшной и необыкновенной казни мучителям своим...которые суть в переносном значении своем есть
греховные,непотребные желания и мысли всякого смертного человека,в том числе и пленного иудея.
Пророки многое говорят не от себя,но изображая и выставляя на вид обнаженные страсти других. Если же хочешь знать собственную мысль
пророка,то послушай,что он говорит: если...воздаю злом на зло,да отпадёт рука моя и от врага моего...да сломит враг душу мою,и раздавит
и втопчет в землю живот мой,и жизнь мою в прах обратит(Пс.7,5-6). Т.е.пророк стоит выше даже той меры возмездия,которая была
дозволена ему Законом. А когда он изображает страсти других,то описывает гнев,негодование,как сделал и в этом случае,выставляя на вид
страстное желание иудеев,которые простирали свой гнев даже на младенческий возраст. Но не так в Новом Завете - напротив,нам
заповедано напоять и питать врагов и молиться за обижающих нас. "Ибо говорю вам,если праведность ваша не превзойдет праведности
книжников и фарисеев,то вы не войдете в Царство Небесное"(Мф.5,20).
Помяни,Господи,сынов едомских в день несчастный Иерусалима,
взывавших: разрушайте,разрушайте до основания его(7).
Еще одно"проклятие"недоброжелателям. Смысл слов этих следующий: "Накажи,Господи,тех,которые не хотели довольствоваться взятием
города,не насытились его разрушением,но настаивали и говорили: разрушайте,пока есть у него основание. Они хотели бы,чтобы не
осталось и самых оснований города,но чтобы и основы его были исторгнуты".
Под"сынами едомскими"разумеются здесь идумеяне,потомки Исава,
брата Иакова,родоначальника народа израильского; это был народ родственный иудеям,но в то же время он был и злейшим их врагом.
Вместе с филистимлянами идумеяне не раз опустошали палестинские пределы(2Пар.28,17). Господь Бог,чрез св.пророков Иезекииля и
Авдия,обличал идумеев за то,что они в день разорения Иерусалима вавилонянами были вместе с ними,радовались гибели иудеев и
расширяли уста свои в день их скорби,т.е.смеялись и поносили их,простирали руки на пленение в день несчастия их/приветствовали
завоевателей/,стояли на распутиях,чтобы поражать бегущих и,таким образом,не давали иудеям возможности спастись бегством(Авд.1,1115). За такие злодеяния и"дам отмщение Мое на Идумею,- говорит Господь,- рукою людей Моих Израиля"(Иез.25,14),что и исполнилось
впоследствии,когда сын Симона,Иоанн Гиркан(из Маккавеев)поработил идумеев,вместе и Галилеею и Самариею. Поэтому слово"помяни"в
большей степени нужно понимать здесь не как зложелание псалмопевца,а как предсказание о возмездии,ибо идумеяне во многих случаях
причинили гораздо больше вреда иудееям,чем сами вавилоняне.
Покажем же и мы великое усердие души нашей и будем в превосходстве хранить всю правду Христову в незлобии и смирении сердца
своего,живя еще на земле,как на Небе,и ликуя вместе с ангелами. Таким образом достигнем и будущих благ,которых да сподобимся все мы
благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,Которому слава и держава во веки веков. Аминь. /По.И.Златоусту/
0
546. Псалом 134 /комментарии/ (16.08.2005 17:23)
С этого псалма начинается новый отсчёт их в Сл.Пс.на р.яз.
Произошло так потому,что 134-й и 135-й псалмы/в традиционной Псалтири/объединены в настоящей редакции в один псалом,или по
порядку счёта в Сл.Пс.на р.яз. - в 134-й псалом. И так оно и следует быть,поскольку всякому непредубеждённому читателю ясно,что это
есть один псалом,состоящий из двух тесно связанных между собой и развивающих друг друга частей,представляющих единое и
нераздельное целое,как по смыслу,так и содержанию своему.
В этом е д и н о м псалме пророк призывает слушателей к жертвоприношению,состоящему в похвалах,- это жертва Богу и приношение. Ибо
сказав в первой части/по ред.Сл.Пс.на р.яз./о благодениях,которые Бог оказал людям,во второй говорит о том,сколь велика милость Его; не
измеряя её - это невозможно,- но желая показать беспредельное её величие,и призывая всех к славословию бесконечного благодеяния
Господа людям Своим.
Хвалите имя Господне,хвалите рабы Его,стоящие
в Храме Господнем,во дворах дома Бога нашего(1-2).
Хвалить имя Господне значит то же,что и благословлять Господа,а благословлять - то же,что и прославлять Его. /В этом есть продолжение и
развитие темы 133-го псалма./ Как хвалить Господа Бога,так и благословлять и прославлять Его,мы можем явно и открыто лишь устною
речью,славословием и пением хвалебных песней. В связи с этим скажем: насколько велик и важен вообще долг тварей почитать и любить
Бога,Создателя своего,настолько же важна обязанность разумных и словесных творений хвалить и благословлять Господа Бога,Творца и
Благодетеля своего. И чем больше и чаще напоминают нам о сей обязанности,тем блаженнее и счастливее мы должны себя
чувствовать,сознавая,что мы рабы Господни,которые непрестанно должны хвалить и благословлять Господа; имя Господа всегда должно
быть у нас на устах/не всуе и походя,но осмысленно,в пении благословенном и назначенном Самим Господом - прежде всего в
Божественной и Богодухновенной Псалтири,- как и во всех принятых в Богослужении православном,вдохновенных и утверждённых Духом
Святым,церковных песнопениях: канонах,акафистах,тропарях,кондаках и других сокровенных в Духе молитвословиях/.
К этому должно прибавить,что главный отличительный признак человека разумного от твари животной состоит в том,способен или не
способен восхвалять и прославлять Творца своего человек. Ибо если не способен и не восхваляет Промыслителя и Творца своего,то ничем
не отличается от твари неразумной,более того,превосходит её в неразумности и тварности своей. И конец такого тварного и
безрассудного,суть бездуховного,человека будет такой же,какой постиг в своё время чудовищ-динозавров за нелепостью и
отвратительностью их. Но падение безумного человека,одарённого первоначально разумом от Бога,конечно же,будет страшнее и ужаснее
исчезновения этих рептилий,которые погибелью своей хотя бы очистили на земле место для человека. А что оставит после себя
безумное,беснующееся сборище человекопохожих тварей,озабоченных всерьёз лишь ублажением собственной тварности своей?
Хвалите Господа,ибо благ Господь,
пойте имени Его,ибо добро(3).
По переводу с еврейского,петь имени Господа - сладостно.
И как не может быть сладостно петь Господу псалмы и песни духовные,когда они поются с умилением и благоговением,и научают при этом
поющих и слушающих точности догматов,стройности и благости веры и,по словам св.Иоанна Златоуста,"собирают к Богу,усыпляют
страсти,услаждают стройностию душу и,вместе с пользою,доставляют приятность и удовольствие"[7,с.1055]?
Всё,что сказано в этом"объединённом"псалме о народе израильском,его истории,духовных вождях,должно разуметь о Церкви Божией и её
святых отцах,в начале состоявших из избранного народа израильского,а потом сделавшихся как Святая Церковь Божия достоянием нового
Израиля,т.е.истинных и преданных Богу христиан(см.об этом: 1Тим.3,15).
Беден язык,помышляющий о делах человеческих,
мечтающих о золоте и серебре. Уста такого имут
и не глаголят,очи имут и не зрят,уши имут и не слышат,
ибо нет Духа Божьего в устах их.
Подобными пребудут и все дела их(15-18).
Не безумны ли не бесчувственны люди,которые вместо Творца и Спасителя своего почитают кумиров,идолов,творения рук и безумия
своего,надеясь что-то получить от них? О таких Господь сказал:"они слепые вожди слепых"(Мф.15,14). Подобными бесчувственным
кумирам и идолам своим соделаются и все последующие им,мечтающие о них,надеющиеся на них(Ср.Пс.113,16). А блж.Феодорит к сему
прибавляет:"такового бесчувствия достойны делатели и поклонники их. Ибо те,которые,сами имея разум,почитают богами не имеющих
жизни и разума,по справедливости делаются участниками их неразумия/и бесчувствия/"[7,с.1061].
Благословен Господь Бог наш,Воссиявший от Сиона
и Восходящий в Иерусалиме(21).
Т.е.Господь Бог наш чудесно воссиял нам в Сыне Своём,Христе Боге,и восходит отныне к людям в Новом Иерусалиме,который есть город
небесный и святой,"сходящий от Бога с неба,приготовленный как невеста,украшенная для мужа своего"(Апок.21,2). И далее продолжая по
Откровению Иоаннову: И услышал я громкий голос с неба,говорящий: се,скиния Бога с человеками,и Он будет обитать с ними; они будут
Его народом,и Сам Бог с ними будет Богом их(Апок.21,3).
Вторая часть 134-го псалма,т.е.псалом 135-й в традиционном исчислении,принадлежит,как и первая его часть,собственно 134-й псалом в
традиц.исчисл.,к ряду"хвалитных",или благодарственных,псалмов,почему надписывается словом"аллилуиа"(хвалите Бога). В Сл.Пс.на
р.яз.обе части"объединённого"псалма озаглавлены: Псалом 134,Славы Господней,- что вполне отражает содержание двух его частей.
Торжественный тон их,а также антифонное расположение второй части,соответствует замыслу псалмопевца о выражении в них
праздничного,радостного чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу,после окончания постройки храма(Ср.: 1Ездр.6,16;
3,10-11).
Заметим здесь,- говорит блж.Феодорит,- что этот псалом(т.е.2-я часть псалма 134-го в ред.Сл.Пс.на р.яз.)собственно
называется"многомилостивым"(полиелейным)от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом милости. А от сего псалма получил имя
полиелейного и предыдущий псалом(1-я часть 134-го псалма в настоящей редакции Сл.Пс.на р.яз.). И самое среди церкви
висящее"поликандило",или многосвещник,названо также от сего(псалма). Почему при каждом пении псалма первого(134-го в
традиц.исчислении)необходимо должно петь неразрывно за ним и сей псалом(135-й в традиц.исчисл.),как собственно полиелейный,и не
может быть только первый без второго,как нерассудительно и худо делают иные[7,с.1063].
/Исповедуйтесь/Сотворившему разумом небеса,
ибо вовек милость Его{5}(или: ст.26 - в ред.Сл.Пс.на р.яз.).
Творение неба было первым делом Творца,как сказано:"В начале сотворил Бог небо и землю"(Быт.1,1). Своею премудростию,соединенною
со свободною волею,Бог благоволил произвести небеса из ничего и с тем вместе уготовил на них вечное жилище ангелам и святым
человекам. Это и значит,что Бог"сотворил небеса разумом",то есть не утруждался,не беспокоился,не имел нужды во времени,а также в
каких-либо орудиях,материалах,рабочих и т.д. И "Прилично с каждым словом песнописец соединяет вечную милость: потому что
Человеколюбец не по нужде,но по одной благости сотворил все"(блж.Феодорит)[7,с.1064].
Ибо в смирении нашем воздал нам Господь,
ибо вовек милость Его{23}(или: ст.44 в ред.Сл.Пс.на р.яз.).
Объясняя,что израильтяне получили освобождение и сделались причастниками великой к себе милости Божией,псалмопевец заключает,что
получили они все это не по своим заслугам,а единственно по благости Божией,выражая тем,что не в добродетелях,не в счастье,а"в
смирении нашем воздал нам Господь". Смысл этих слов следующий:"Достаточно было бедствия и страдания нашего,чтобы преклонить Его
на милость".
Исповедуйтесь Богу небесному,ибо благ,
ибо вовек милость Его{26}(или: ст.47 в ред.Сл.Пс.на р.яз.).
По словам блж.Феодорита,"Бог есть Бог всяческих,как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба,как особенно чтимый
служением живущих там ангелов. Ибо это страна чистая от греха"[7,с.1068].
Будем же и мы по силам нашим возносить Господу благодарность за всё,за всеобщее и за частное,за благость,за человеколюбие,за
могущество,за попечение,и будем делать это постоянно в продолжение всей жизни,как и псалмопевец говорит:
Исповедуйтесь Господу,ибо благ,
ибо вовек милость Его.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
545.
0
(16.08.2005 17:20)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно,и во веки веков,аминь.
544. Псалом 133 /комментарии/
0
(15.08.2005 14:53)
Этим псалмом пророк оканчивает выдающуюся по художественной выразительности и духовному совершенству серию песней степеней,или
восхождений,давая речи своей прекрасное заключение - славословие и благословение.
Отныне благословите Господа все рабы Господни,
стоящие в Храме Святом,во дворах дома Бога нашего.
В ночи вознесём ко святыне руки свои,и благословим Господа.
И благословит нас от Сиона Господь,
Господь,сотворивший небо и землю.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Желая,чтобы рабы Господни были таковыми не только по вероисповеданию,но и по образу жизни,псалмопевец прибавляет:"стоящие в
Храме Святом,во дворах дома Бога нашего"(ст.1). Ибо нечистому и оскверненному непозволительно даже входить в священную ограду.
Поэтому,кто достоин войти,тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен Небу: как туда не позволяется входить никакой противной
силе,так и в дом Божий. Если в храме иудейском не всякое место доступно было для всех иудеев,но было много различных отделений,из
которых одно назначалось для прозелитов,другое - для иудеев по происхождению,иное - для священников,иное - для одного
первосвященника,и притом даже для него не всегда,а только однажды в год,то представь,какую святость нужно иметь тебе,получившему
знамения гораздо важнейшие,нежели какие имело тогда святое святых! Не херувим,но Сам Господь херувимов обитает в тебе/и это не
просто красивые слова,но совершеннейшее преисполнение их/,не стамну,манну,каменные скрижали и жезл Ааронов получаешь ты,но Тело
и Кровь Господа,Дух вместо письмени,благодать,превышающую человеческое разумение,и дар неизреченный/и это,еще раз
утверждаю,истинно так!/. А чем больше ты удостоин знамений и страшных таинств,тем больше требуется от тебя святость и тем большему
подвергаешься наказанию,если преступишь заповеданное тебе.
Представь теперь,человек,какое ты получил достоинство во Христе Боге,и так как сам ты сделался храмом Божиим,какую ты должен
соблюдать в себе чистоту? Как ты можешь соблюдать чистоту? Если станешь отвергать всякий порочный помысел,если сделаешь область
своих мыслей недоступной для диавольских внушений,если будешь постоянно украшать свою душу,как неприступное святилище.
В ночи вознесём ко святыне руки свои...(2)
Что значит"в ночи"? Вспомни слова из Молитв утренних:
И даруй нам...всю настоящего жития ночь пройти(молитва 5-я св.Василия Великого). Тем же самым пророк научает нас,чтобы мы не всю
ночь напролет тратили на сон,но не забывали обращаться к Богу,когда и молитвы бывают чище,когда легче ум и меньше забот.
...и благословим Господа(2).
Совершенное благословение бывает тогда,когда со словами бывает согласна и жизнь твоя,когда ты делами прославляешь создавшего тебя
Бога,по слову Евангелия: Да просветится свет ваш пред человеки,яко да видят ваша добрая дела,и прославят Отца вашего,Иже на
небесех(Мф.5,16).
И благословит нас от Сиона Господь,
Господь сотворивший небо и землю(3).
То есть если ты будешь достойно прославлять Господа,если будешь молиться свято...,тогда и сам получишь благословение от Бога,самого
себя сделаешь благопотребным храмом.
Что значат слова псалма:"И благословит нас от Сиона Господь"? Они значат,что имя это было для евреев вожделенно. Поэтому пророк и
молится,чтобы все израильтяне("умом видящие Бога")опять получили прежнее видение,или прозрение,такое же общественное
устройство,совершали те же священные обряды и получили такое же благословение. И этим самым возводит их к более высоким и простым
понятиям/об устройстве человека и мира/,научая,что Бог находится везде. Храм же/Иерусалимский/Господь повелел построить по причине
немощи людей,тогда как призывать Господа и молиться Ему можно и должно везде,ибо Бог Промыслитель и Творец сотворил всё и вся,небо
и землю,и везде и во всем и в каждом есть Его благотворное и непременное присутствие.
Иудеи тогда призывали Бога в храме своем,а мы/теперь/ на всяком месте,во всякой стране,и дома,и на торжище,и в пустыне,и на корабле,и в гостинице,и где бы мы ни были. Место нисколько не
препятствует молитве,только бы настроение души соответствовало молитве. Устроив себя таким образом,будем призывать Бога везде,и Он
придет к нам и поможет нам,сделает все трудное для нас легким и удобным и удостоит нас будущих благ,которых сподобимся все мы
благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. /По
И.Златоусту/
Итак,псалом этот есть прекрасное и достойное завершение
кафизмы(18-й)песней степеней,или восхождений человека Божия - блаженного мужа - в Духе Святом во Христе Боге.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
0
543. Псалом 132 /комментарии/ (11.08.2005 15:03)
Один из самых отличных по образному построению в русской редакции своей от оригинального еврейского текста Давидовых псалмов.
Тогда как общий духовный смысл и содержание этих редакций абсолютно идентичны,как в первоначальной,так и последней(т.е.настоящей
русской)редакции.
Для сравнения приводим здесь последовательно четыре варианта перевода 132-го псалма.
Слав.Пс.на рус.яз.:
Это ли не добро,это ли не прекрасно,братья мои,
в любви и согласии жить.
Просвети ум наш,Господи,светом разума Твоего,
окропи сердца наши росой благодати Твоей,
наставь нас на путь Истины Твоей.
Ублажи,Господи,благоволением Твоим Сиона:
благослови нас,Господи,на жизнь вечную.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Старославянский вариант(Сл.Пс.):
Се что добро,или что красно,но еже жити братии вкупе?
Яко миро на главе,сходящее на браду,браду Аароню,
сходящее на ометы одежды его,яко роса Аермонская
сходящая на горы Сионския,яко тамо заповеда Господь
благословение и живот до века.
Синодальный перевод(с еврейского):
Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
Это - как драгоценный елей на голове,
стекающий на бороду,бороду Ааронову,
стекающий на края одежды его;
как роса Ермонская,сходящая на горы Сионские,
ибо там заповедал Господь благословение
и жизнь навеки.
Перевод П.Юнгерова:
Вот что хорошо и что приятно,- это - жить братьям вместе!
(Это)то же,что миро на голове,стекающее на бороду,
на бороду Аарона,стекающее на края одежды его,
что роса Ермонская,сходящая на горы Сионские.
Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века.
Многие предметы хороши,но не имеют приятности,другие доставляют удовольствие,но не хороши - то и другое соединиться может весьма
нелегко. Но в том,о чем говорит пророк,соединилось и то и другое - и приятность и доброта. Такова преимущественно любовь: вместе с
пользой она заключает в себе и удобство и приятность. Ее здесь он и прославляет. Где любовь,там великая безопасность,великое
благоволение Божие; она - мать всех благ,она - корень и источник их. Любовь и согласие производят мир и единодушие; любовь
доставляет нам Небо и неизреченные блага,она - царица добродетелей/Иоанн Златоуст/.
В историческом ракурсе псалом этот отражает стремление всех колен Израилевых/братьев по родоначальнику их - патриарху Иакову/жить
в едином государстве. "Братию же,- говорит блж.Феодорит,- называет колена,потому что соименные коленам родоначальники их были дети
одного отца"[6,с.633].
Вспомним по этому случаю,что Давид сделался царем израильского народа не сразу по смерти Саула. Сначала только одно колено Иудино
признало его своим царем,над прочими же коленами воцарился больной,слабоумный сын Саула Иевосфей,и так продолжалось около семи
лет. Затем,когда все колена Израилевы признали своим царем Давида,и каждое колено желало,чтобы царь среди него имел свое
пребывание,тогда Давид избрал такой город,который не принадлежал ни одному колену. Между коленами Иудиным и Вениаминовым жили
иевусеи,ханаанское племя,у которых был укрепленный город Иерусалим. Давид взял этот город,укрепил в нем гору Сион,воздвигнул на ней
великолепный дворец,устроил богатую скинию и торжественно перенес в нее ковчег Завета(из Кириафаима)и вместе с тем
потребовал,чтобы установленный Законом Моисеевым обычай сходиться в три годовые праздника к святилищу Божию(Исх.23,15-17; 34,23;
Втор.16,16),соблюдался непременно и неизменно. И таким образом Иерусалим,с перенесением ковчега Завета в Сионскую скинию,сделался
столицей и политическим центром еврейского царства.
Впоследствии(до плена вавилонского)еврейское государство разделилось на две части: Израиль(10 колен) и Иудею(2 колена),- отчего
среди евреев часто случались распри,возмущения и беззакония,происходили войны. Чтобы такого не было,псалмопевец и говорит о
том,советует и призывает соотечественников в настоящем псалме,чтобы народ более не разделялся,но жил вместе,едино,под управлением
одного царя.
Очень полезный,своевременный совет и для наших раздрайных дней.
542. Псалом 131 /комментарии/
0
(08.08.2005 12:47)
Помяни,Господи,Давида,и всю кротость его(1).
В этом псалме говорится о добродетели,о том,что служит
источником всех благ - о скромности,смиренномудрии,кротости.
"На кого воззрю,- говорит Господь,- токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих"(Ис.66,2).
Когда Давид узнал чрез пророка Нафана,что нет воли Божией на то,чтобы ему строить храм/Иерусалимский/,то всегда носил в душе своей
сокрушение о том,каковое слово,вместо"кротость",и читается по переводу с еврейского:"Помяни,Господи,Давида и все сокрушение его".
Под словом"сокрушение"разумеются,конечно,и кротость,и смиренномудрие,о которых прекрасно сказано и в предыдущем(130-м)псалме.
Все эти свойства души пророка Давида говорят об одном,что кротость нрава была отличительной чертой и главной добродетелью его.
Вспоминая об обретении и перенесении Давидом(1Пар.гл.5 и 6)ковчега Завета на гору Сион,место,где обретет покой и жилище Себе
Господь на земле<как и место сокровения своего человек во Христе>,об исполнении обещания,или клятвы,Давида найти таковое место для
Бога,псалмопевец так об этом говорит:
Слышали клятву его суша и вода,
пронеслась шелестом листвы в дубравах и полях:
идёт в селение Его,поклониться месту,где утвердится нога Его(6-7).
Соломон же,которому по завещанию Давида довелось довершить дело отца - построить великолепный храм Богу,при перенесении в него
ковчега Завета("кивота святыни Твоей"),возносит Господу торжественную молитву,в конце которой просит Его восстать во всем величии
славы Своей и войти в этот храм,не для временного пребывания,а для постоянного жительства и упокоения в сем храме,как бы так говоря:
восстань,Господи,от того места,в котором Ты доселе пребывал,как временный гость,и вниди в собственный дом Твой,чтобы не переходить
уже с места на место,как это было прежде. Т.е.присутствие Бога и пребывание Его в новом храме можно понимать в том смысле,что
Он,невидимо присутствуя в кивоте,являет здесь зримо могущество и силу Свою. Почему и в еврейском тексте употреблено
вместо"святыни"другое слово:"могущества": Стань,Господи,на месте покоя Твоего,- Ты и кивот могущества Твоего(ст.8).
Потомки Давида не сохранили завета Божия и,как видно из библейской истории,начиная с Соломона,постепенно отступали от закона Божия
и тем все более и более навлекали на себя гнев Божий и,окончательно потеряв милость и расположение Божие,как и царство свое,были
отведены в плен,в Вавилон. Таким образом,клятвенное обетование Давиду:"И царство его до века предо Мною: и престол его будет
исправлен во век(2Цар.7,16; ср.также: Пс.88,28-30),- не исполнившееся по означенной причине на ближайших потомках его,вполне
исполнилось на Божественном Потомке его по плоти,Сыне Божием,Господе Иисусе Христе,к Которому оно и относится,по учению Святой
Церкви.
О клятвенном обещании Господа в данном случае нужно заметить,что когда Бог Отец клянется Единородному Сыну Своему,то делает это
без всякого условия,как сказано в Пс.109,4:"Клятся Господь и не раскается". Когда же клянется,или дает обещание другим сынам,то делает
это условно,как в этом псалме(ст.11-12)и также в некоторых других местах Писания(1Пар.28,7; Пс.82; 17,19; 3Цар.9,4-7). Потому что хотя
и храм был разорен,и алтарь разрушен,и все законное богослужение уничтожено,но слава и величество Божие вскоре потом во всем своем
блеске просияли,так что и храм,и престол царский до самого Христова пришествия стояли непоколебимо.
В высшем духовном значении,под именем вечного покоя Божия,
основанного на Сионе,разумеется Церковь Христова,которой и"врата ада не одолеют"(Мф.16,18):
Здесь будет покой Мой из века в век,
здесь поселюсь по изволению Моему(14).
Далее Бог-Творец,Промыслитель и Создатель всего и всяческого,устами пророка-псалмопевца о выборе Давида,раба Своего,возвещает:
Благословенный выбор его благословлю,хлебом напитаю
нищих его,и священникам дам спасение Моё:
радостью воздам всех подданных его(15-16).
В числе"нищих"разумеем и"нищих духом",которым,кроме благословения и насыщения телесного,обещано Христом блаженство в Царстве
Небесном"(Мф.5.3).
Семя Давидово там взращу,рог его вознесу,
и уготовлю светильник помазаннику Моему.
Всех врагов его посрамлю,и в нём возвещу
святыню Мою(17-18).
Только из семени Давидова,от его благословенного выбора,
идущего от кротости и смиренномудрия,от помазанного Богом царского достоинства его,смог произрасти чудесный плод,который дала земля
наша(ср.Пс.66,7) - Господь Иисус Христос,Слово Божие Живое,первенец из мертвых.
Только имеющий в себе кротость и смирение,как у Давида,
унаследует себя воскресением во Христе Боге.
Только страстно желающий и способный,по благодати Божией,
воспеть от всего сердца своего хвалебную песнь Богу
унаследует достояние Господне.
Только свято верующий в воскресение мертвых и жизнь будущего века воспримет вечное и блаженное бытие Христово.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
541. (04.08.2005 13:01)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно,и во веки веков,аминь.
0
540.
0
(04.08.2005 12:59)
Повтор:
Павел называет неразумием хвалить самого себя даже в случае необходимости,почему и говорит: Я дошел до неразумия,хвалясь...
539. Псалом 130 /комментарии/
0
(04.08.2005 12:52)
(1)Господи,не возношу сердца моего,и не возвожу очей моих
на сильных мира сего. Ни с великими ни с богатыми заодно;
(2)смиренную мудрость обрёл. Как дитя тянется
к материнской груди,так стремится к Тебе
душа моя,Господи,и воздаёшь ей мир и покой.
(3)Да уповаем на Господа,братья мои,ныне и всегда.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Что это? Павел,например,незывает неразумием хвалить самого себя даже в случае необходимости,почему и говорит: Я дощел до
неразумия,хвалясь: вы меня к сему принудили(2Кор.12,11). А пророк неужели не знал этого,хвалясь теперь не перед двумя,тремя или
десятью человеками,но перед всей вселенной,и хвалясь так:"Я смирен и умерен,смирен чрезмерно и кроток?" Почему же он делает это?
Потому что это дело не всегда непозволительно,но иногда бывает и необходимо,и даже случается,что мы бываем неразумными не
потому,что хвалимся,а потому,что не хвалимся. Потому и Павел говорит: Хвалящийся хвались о Господе/Иерем.9,24/(2Кор.10,17). Так,кто
не хвалится Крестом,тот неразумнее и несправедливее всех; кто не хвалится верой,тот презреннее всех; кто не хвалится и не
превозносится этим,тот непременно погибнет. Вот почему Апостол говорит с дерзновением: А я не желаю хвалиться,разве только крестом
Господа нашего Иисуса Христа,Которым для меня мир распят,и я для мира(Гал.6,14). Также сказано: Да не хвалится богатый богатством
своим,и мудрый мудростию своею,но о сем да хвалится,еже разумети и знати Господа(Иерем.9,23-24). Спросишь: когда хвалиться худо?
Отвечаю: когда делаешь это как фарисей. Павел так об этом сказал: Если захочу хвалиться,не буду неразумен,потому что скажу
истину(2Кор.12,6). Т.е.,кто говорит истину по требованию обстоятельств,тот не безумен. Следовательно,и пророк,когда хвалится,не
безумен,потому что говорит истину.
Сравнение псалмопевца в этой песне Восхождения более чем убедительно: Как дитя тянется к материнской груди,так стремится к Тебе
душа моя,Господи(ст.2). То же и Христос заповедал ученикам: Аще не обратитеся,и не будете яко дети,не внидете в Царство
Небесное(Мф.18,3).
"Я приобрел,- говорит пророк,- такое смирение,какое у грудного дитяти; как оно держится за мать,бывает смиренно,чуждо всякой
надменности,просто и кротко,таким и я есть в отношении к Богу,держась Его постоянно". Если же я не был таким,- говорит,- то пусть будет
воздано душе моей,пусть она подвергнется крайнему наказанию. /И.Златоуст/
Да уповаем на Господа,братья мои,ныне и всегда(3).
0
538. Псалом 129 /комментарии/ (03.08.2005 14:27)
Из глубины души воззвал к Тебе,Господи:
Боже мой,погибаю,спаси меня. Обратись ко гласу
вопля моего. Если беззаконие найдёшь во мне,
кто очистит его,ибо Ты один,Господи,спасение моё.
Ради имени Твоего претерплю наказание Твоё,стерпит
душа моя каждое слово Твоё: на Тебя уповаю,Господи.
От рассвета и до темна на Господа уповаю;
и ночью,во тьме,ещё сильней призывает и страждет Тебя
душа моя. И вы,братья мои,уповайте на Господа,
ибо от Господа нашего приходит милость Божия,
только Он приносит нам избавление.
Избавит нас Господь и от беззакония нашего.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Из глубины воззвах к Тебе,Господи,услыши глас мой(Сл.Пс.,ст.1).
Что значит"из глубины"? Не просто устами,не просто языком,потому что слова льются и тогда,когда мысль блуждает,но из глубины сердца,с
великим усердием и ревностью,из самых оснований души. Так молятся святые. Кто молится таким образом,тот ещё прежде,нежели получить
просимое,получает от молитвы великие блага: укрощает все страсти,смиряет гнев,изгоняет зависть,подавляет похоть,ослабляет любовь к
житейским вещам,доставляет душе великое спокойствие,восходит на самое Небо. Как дождь,падая на твердую землю,размягчает ее,или как
огонь смягчает железо,так подобная молитва еще сильнее огня и лучше дождя смягчает и орошает ожесточившуюся от страстей душу.
Если беззаконие найдёшь во мне,кто очистит его(3).
Слово"кто"здесь означает"никто",потому что невозможно,поистине невозможно никому никогда удостоиться милости и человеколюбия,если
будут исследованы дела его со всей строгостью.
Это мы говорим не для того,чтобы души наши предались
/обречению или/беспечности,но чтобы ободрить впадающих
в отчаяние. Кто может похвалиться чистым в себе сердцем; или кто дерзнет сказать,что он чист и свободен от грехов?(Притч.20,9). Но
зачем говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его,то и он не мог бы устоять. В самом
деле,что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков,был ревнителем отеческого закона,видел совершившиеся знамения
и,однако,оставался гонителем/Христа/и переменился не прежде,как получив чудное видение и услышав страшный глас,а до того времени
все приводил в смятение и разрушал. Но Бог,несмотря на все это,призвал его и удостоил великой благодати. А верховного Петра не
обвиняет ли то,что он подвергся тяжкому падению после бесчисленных чудес и знамений,после такого предостережения и совета? Но
Господь,несмотря на это,поставил его первым апостолом. После этого,если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием,но
требовать строгого отчета,то непременно всех нашел бы виновными. Вот почему и Павел говорит: Хотя я ничего и не знаю/
предосудительного/за собою,но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь(1Кор.4,4). Избежать наказания можно не за наши
добродетели,но по благости Твоей,Господи,потому что избавить от суда зависит от Твоего человеколюбия. Если мы не удостоимся его,то
наши/собственные/дела не в состоянии спасти нас от будущего гнева.
Подлинно,ничто не может доставить нам спасения,как обращение к Господу Христу,как постоянное сохранение этой надежды,хотя бы
собралось бесчисленное множество обстоятельств,повергающих в отчаяние; это стена несокрушимая,безопасность невозмутимая,крепость
непобедимая.
Когда человеку угрожает крайняя опасность,тогда Бог особенно и показывает Свою силу. Господь спасет нас не только от наказания,но и от
грехов. Не устанем только никогда призывать и просить Его об этом,и не отчаиваться в своем спасении/Ср.: Да не пожрёт меня буря
ненависти моей,да не поглотит меня глубина потрясения моего(Пс.68,16)/. Псалом 129,песнь восхождения,как раз и призывает и
привлекает нас не отчаиваться и не терять никогда надежду,но верить в избавление и спасение свое в Господе Христе. /По И.Златоусту/
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
537. Псалом 128 /комментарии/
0
(03.08.2005 13:30)
Многие враждовали со мной в юности моей,
и каждый подтвердит: многие враждовали с ним в юности его,
и не могли превозмочь врагов своих. Вдоволь покатались
грешники на хребте моём,вытворяя беззакония свои.
Господь прогнал их с шеи моей. Да постыдятся и обратятся
вспять срамившие имя Господне,да пребудут как трава
на поле сухом,что прежде цвета зачахла. Её же не познает
рука жнеца,и закрома его не соберут урожай. И не скажет
о таком проходящий: благословение Господа на нём,
благословенно здесь имя Господне.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
По толкованию И.Златоуста,враги человека Божия/о котором говорится в псалме/,строили ему козни не как случалось,но с великими
усилиями и хитростями,составляли обманы,нападая тайно,ибо выражение"на хребте моём"означает или хитрость и коварство,или
напряженность и великую силу,т.е."они старались сокрушить самую силу мою"[5,с.404]. По мнению блж.Феодорита,"пророческое слово
разумеет здесь бичи и язвы,какие злочестивыми наложены на победоносных мучеников. Сие же потерпели и блаженный Даниил,и чудные
Анания,Азария и Мисаил,и,при Антиохе,Маккавеи"[6,с.624]. "Нападали не только с силою,но и с великою настойчивостью,употребляя много
времени,обращая козни в занятие,и продолжая действовать непрестанно". И.Златоуст[5,с.404].
То же показывает нам и история Церкви христианской.
Разве неизвестно,как постыжены были и как погибли враги
и гонители Церкви: фараон,Навуходоносор,Валтасар,Нерон,
Диоклетиан,а в наше время опозорились: коммунисты,
большевики,атеисты,
"обновленцы"и еретики всех покроев
и мастей и множество иной нечисти,посягающих на чистоту
и святость Христовой Церкви.
"Трава на поле сухом" - таковы замыслы врагов: они не имеют ни корня,ни основания; на короткое время кажутся цветущими,а потом
обличаются и падают сами собой. Таково благоденствие живущих нечестиво,такова слава житейских благ! Приверженцы таковых не только
будут побеждены,но притом постыдно и позорно. Что и наблюдаем мы на протяжении всей новейшей истории Христианства от Рождества
Христова до наших дней.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
536.
0
(03.08.2005 13:27)
Благословен Бог
0
535. Псалом 127 /комментарии/ (01.08.2005 15:10)
В этом псалме,как и в предыдущем,говорится о блаженстве человека,пользующегося милостью и благословением от Бога. Ибо так обильно
благословляет Господь любящих Его и боящихся имени Его.
Блаженны любящие Тебя,Господи,живущие по заповедям Твоим.
Плоды трудов несут в руках своих: Господь благословляет их,
и добрыми пребудут. Жена твоя,как виноградная лоза,
окружена детьми и весела. Мир в стенах дома твоего;
как поросль густая сыновья твои в кругу стола твоего.
Ибо так благословляет Господь любящих Его
и боящихся имени Его.
Проси благословения у Господа,и примешь благодать Божию
во все дни живота твоего. Увидишь внуков детей твоих
и найдёшь мир в доме твоём.
____________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Можно ли нарисовать картину семейного благополучия более привлекательную и вожделенную для человека? Потому и нет настоящего
счастья и радости во многих современных семьях,что Бога не любят,не знают,как любить,не чтят,и имени Его не боятся. Нет страха Божьего
в сердцах людских. Есть страх совсем иного рода. По вере их,или,точнее сказать,по неверию их,и есть то,что есть в них:
озлобленнность,разочарование,
распущенность,идолопоклонство...
...ибо нет Духа Божьего в устах их. Подобными пребудут и все дела их(Пс.134,17-18).
Уподобились им все ублажающие себя,надеющиеся на самих себя(Пс.113,16).
Первый стих 127-го псалма в Сл.Пс.звучит так: Блажени вси боящиеся Господа,ходящие в путех Его./Ср.: Блажени непорочнии в
путь,ходящии в законе Господни(Пс.118,1)/. Какие это пути у Бога? Они определены заповедями Его. Поэтому пути эти известны и
доступны лишь любящим Бога и боящимся имени Его,и они есть,по И.Златоусту,- добродетельная жизнь. Пути добродетели в жизни
многоразличны. Одни украшаются девственностью,другие благочинны в браке,иные совершаются вдовством,другие лишили себя всего,а
иные вполовину,притом одни правою жизнию,а другие покаянием совершили течение свое[5,с.399].
Человек,ходящий в путях Господних/исполняющий заповеди Его/,
всегда бывает трудолюбив,он всегда изыщет себе труд или занятие,подходящие к его силам и способностям,и по мере этих сил неустанно
работает,и Господь Бог,видящий его усилия и труды,благословляет их добрым успехом.
Пророческое слово псаломское обещает боящимся Бога многочадие и плодородие жен,уподобляя последних цветущим виноградным
лозам,обремененным гроздами. "Так как пророк говорил людям несовершенным,- замечает св.Иоанн Златоуст,- то он и убеждает их,как
малых детей,предметами чувственными." В высшем же духовном значении,по словам того же св.Иоанна Златоуста,"жена богоугодного
христианина и чета его есть душа его,которая доколе находится в теле,исполнена добродетелями,как изобилующая плодами виноградная
лоза,а сыны его суть ученики и подражатели,и преемники благочестия и добродетели его,которые цветут и зеленеют,как вновь
насажденные маслины,возрастая духовным возрастом,и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами
Божественного Слова[7,с.1028]. А по словам блж.Феодорита:"Так будет благословен человек,боящийся Господа/в Сл.Пс.на р.яз.: любящий
Господа/,потому что Бог есть Судия не рода,а нравственности. Так Он удостоил венца Иова,хотя тот происходил из рода Исава. Так Он
научал истине Авимелеха,так Евнуха,так Корнилия,так и все прочие народы"[7,с.1028].
Проси же благословения у Господа,
и примешь благодать Божию во все дни живота твоего.
Увидишь внуков детей твоих и найдёшь мир в доме твоём(6-7).
Благослови,Господи.
Благослови,Пречистая Матерь Божия.
Благословите,все светлые небесные Силы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
Благословен Бог.
1-15 16-30 ... 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 ... 616-630 631-639
Имя *:
Email *:
WWW:
Все смайлы
Код *:
Добавить комментарий
Copyright MyCorp © 2022
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Поиск
Найти
Друзья сайта
Создать сайт
Официальный блог
Сообщество uCoz
FAQ по системе
Инструкции для uCoz
Все проекты компании
English     Русский Правила