179.56K
Категория: РелигияРелигия

Комментарии к псалмам 137 - 143 редакции славянской псалтири на русском языке

1.

Вторник, 17.05.2022
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная страница
Информация о сайте
Гостевая книга
Обратная связь
Приветствую Вас Гость
Главная » Гостевая книга
[ Добавить запись ]
Показано 76-90 из 639 сообщений
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 42 43 »
564. (12.09.2005 17:55)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно,и во веки веков,аминь.
Друзья сайта
563. Из бесед на псалом 143(142-й в ред.Сл.Пс.на р.яз.)св.Иоанна
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
0
(09.09.2005 18:18)
Неужели Бог есть учитель войны,брани,ополчения?
Когда Давид низложил Голиафа,виновником победы был Бог;
когда он вел многие войны,добывал трофеи,брал неприятельские города вместе с жителями,то Бог добывал ему победу. Поэтому и
воспевал: Господь крепкий и всесильный,Господь могучий во брани(Пс.23,8). И при Моисее Бог совершал много подобного.
Впрочем есть и другая война,гораздо тяжелее этой,в которой нам особенно нужна высшая помощь - наша борьба с вражескими силами. Эта
борьба тяжелее потому,что полчища этих неприятелей не одной с нами природы и невидимы для нас,и потому,что борьба происходит не за
что-нибудь маловажное,а за спасение или погибель. Здесь невозможно видеть убиваемых,невозможно наперед знать ни времени,ни
препятствий,ни места и ничего подобного. Война с этими силами не знает перемирия,не имеет ни вестников,ни переговорщиков и бывает
без объявления. Поэтому здесь особенно нужно со всех сторон ограждать себя и подкрепляться пищей. А пища для такой войны и оружие
для таких воинов есть слушание Божественных Писаний/Ср.Пс.18,5/. "Дам им,-сказал Господь,- не глад хлеба,ни жажду воды,но глад
слышания слова Господня"(Ам.8,11). Здесь,как и в обыкновенной войне,необходима помощь свыше. "Не спасётся царь силой своей,и
великан не спасётся множеством мощи.Ложь бесчестному конь во спасение,далеко не ускачет от неправды своей"(Пс.32,16-17). Так,многие
обращали в бегство врагов,когда предшествовали тому молитвы,которые и ниспровергали неприятельские полчища.
Милость моя и прибежище моё,заступник мой и избавитель мой,
Спаситель мой и Бог мой,на Тебя уповаю,ибо повинуешь мне
и людей моих(2).
Нужна и для этого высшая помощь,чтобы удерживать подданных в повиновении,чтобы они не восставали и не возмущались. Весьма
нередко многие на войнах одерживали победы,а во время мира падали,не умея держать бразды управления подчиненными.
Вызволи и избавь меня из рук сынов чуждых(7).
Мой ближний - не столько тот,кто близок мне по родству,сколько тот,кто признает со мной того же отца и имеет общение в той же трапезе эта связь крепче родства,равно как и несходство нравов ведет к отчуждению гораздо более,нежели различие по происхождению. "Не на то
смотри,что мы живем под одним небом и в одной вселенной; я ищу другого общения,которое выше неба - там наше отечество и жизнь". О
горнем помышляйте,а не о земном(Кол.3,2). Жизнь наша,- продолжает далее апостол,- сокрыта со Христом в Боге(Кол.3,3). Не на земле
мы/истинные последователи Христа - прим.ред./живем,но переселились в высшее жилище. У нас другой свет истинный,другое
отечество,другие сограждане и сродники. Потому и Павел говорит: Итак вы уже не чужие и не пришельцы,но сограждане святым и свои
Богу(Еф.2,19).
Когда нужно оказать благодеяние,то пусть всякий человек
будет ближним твоим(Ср.Лк.10,29-37),а когда дело касается
Истины,то различай своего от чужого. Если чужеземец
в е р у е т в то же,во что веруешь и ты,то он должен быть к тебе ближе и роднее единооутробного брата./Ибо/тот преимущественно и есть
человек,кто содержит правое учение и ведет любомудрую жизнь.
Без веры угодить Богу невозможно; надобно,чтобы приходящий к Богу веровал,что Он есть,и ищущим Его воздает(Евр.11,6). И не
усиливайся познать,что есть Бог по существу(ибо непостижимого и необъятного невозможно познать),но веруй,что Он существует(как
существует взятая из ничего твоя жизнь). Адам захотел знать больше,послушавшись диавола,и за излишнее желание лишился и того,что
имел.
О Боге-Творце возвещают все твари -"ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их"(Прем.13,5),о Нем
возвещает самое человеческое устройство/гносеология этого слова: троица/,предвозвещают пророки,различные чудеса,а после всего
приходит Сам Единородный Сын Божий и совершает дивное и страшное домостроительство нашего спасения/которое и доныне совершается
в Духе Святом в каждом из нас/. И между тем есть люди,которые еще не знают и не понимают такой ясной истины... Поэтому человек
такой"подобен суете"(ст.4),которая означает не что иное,как тленность,смертность,кратковременность,т.е.человек неверующий
уподобляется ничтожеству.
Итак,"чуждых"узнавай по словам и делам их,как и Христос сказал: по плодам их узнаете их(Мф.7,16). "Их же суетны уста,и десница их
десница неправды"(ст.11).
Боже,песнь новую воспою Тебе,
во псалтири многострунной вознесу Тебя и воздам Тебе(9).
Псалмопевец приносит то,что имеет. Так и от бедных,ничего не имеющих,не требуется ничего,кроме благодарности за всякое благодеяние
Господне. Во времена Давида были муз.орудия,на которых воссылали Богу хвалебные песни,а теперь вместо орудия можно употреблять
телесные члены. Мы можем петь не только языком,но и глазами,и руками,и ногами,и слухом. Если каждый из этих членов делает то,что
приносит Богу славу и хвалу,если глаз не смотрит бесстыдно,если руки простираются не на хищение,а на подаяние милостыни,если слух
открыт для слушания псалмов и духовных песнопений,если ноги стремятся не"на совет нечестивых"(Пс.1,1),а в Церковь,если сердце не
строит козни,а наполнено любовью,- то члены тела делаются псалтирью и гуслями и воспевают новую песнь не словами,а делами. /Дабавим
от себя,что"новая"песнь это не только очередная песнь из Псалтири,но песнь по-новому и вдохновенно исполненная,благоугодная
Богу,моление -"в благоухании обоняния духовного Тебе,за всех людей Твоих приносящего"(Из помянника о живых православного
Молитвослова)/.
/И последнее/.Если ты увидишь людей,которые живут в таком изобилии(см.ст.12-14 настоящего псалма),но ведут жизнь порочную,то,хотя
бы вся вселенная считала их блаженными,ты считай их жалкими и несчастными,а людей,преданных Богу,признавай достойными
подражания и блаженными.
/Ибо/истинно тот блажен,с кем Господь Бог наш(15).
562.
0
(09.09.2005 18:15)
Благословен Бог
0
561. (09.09.2005 17:01)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно,и во веки веков,аминь.
560. Псалом 142(143-й в традиц.Псалтири)/комментарии/
(08.09.2005 17:52)
0
Псалом этот рассматривается как благодарственная песнь Богу за одержанную Давидом победу над врагами,с молитвою о благоденствии
его народа. Надписание его в Сл.Пс.на р.яз: Псалом 142,Голиафу. Это и отклик на слова из псалма:"избавил Давида,раба Твоего,от меча
люта"(ст.10),и,в более широком смысле,ответ всем темным силам,приверженцам нечестия и зла,о последствиях любой их агрессии против
человека Божия - против воли Бога Самого.
Из первых слов псалма(ст.1-2)можно заметить,что это голос не Давида - мужа браней,искушенного в воинских подвигах,- но еще недавнего
мирного пастыря Давида,еще не привыкшего к сражениям и только в первый раз с надеждою на помощь Божию поднимающего руку свою
на врага отечества.
Выражение:
Благословен Господь,вложивший силу в руки мои,
наставивший персты мои на брань(1)
- прилично и нам/христианам/,- говорит блж.Феодорит,- потому что,по освобождении от диавольского мучительства,научены мы Богом,как
вести брань,делая руками правду,а перстами полагая на челе печать креста[6,c.668].
Словами:"повинуешь мне и людей моих"(ст.2)- пророк указывает на то,что Самим Богом он назначен быть царем израильского народа,и что
Господь Бог Своею властию заставляет сей народ повиноваться ему,как законному царю.
Господи,кто есть человек,что открыл Себя ему,
или кто есть сын человеческий,что внимаешь ему(3).
Исполненный чувства великой благодарности и глубокого благоволения пред Богом,Давид мысленно поставляет себя в отношении к
Богу,существу высочайшему и неограниченному. Как пророк,как человек,вдохновенный Духом Святым,он имеет достаточные понятия о
величии существа Божия. Но что же при этом человек,какое значение имеет он в отношении к верховному и неограниченному существу
Божию? Из поставленного им в ст.3 вопроса,псалмопевец выводит заключение о немаловажности природы человеческой в очах Божиих.
Если Бог,столь высочайшее существо,знает человека,и это ограниченное и несамостоятельное дело творческих рук удостаивается Его
внимания,то,значит,и он - человек - немаловажное существо,и его человеческая природа имеет значение пред Богом. В другом псалме(8,67),отвечая на такой же вопрос,пророк говорит:"не умалил ни в малом от ангелов Своих"и проч.(в ред.Сл.Пс.на р.яз.). Следовательно,отмечает св.И.Златоуст,- велик должен быть тот,кто познает Бога,или лучше - будет познан от Него; и не только этот,но и тот,кому Бог
откроет Себя[7,c.1116-1117].
Велика есть природа человеческая,ибо вышла из рук необыкновенного,чудесного Творца,Который сотворил мужа и жену по образу Своему
и подобию(Быт.1,26-27). Но увы! Человек не сохранил образа Божия и богоподобных свойств данной ему от Бога природы. Непослушанием
Богу и нарушением заповеди Божией он глубоко пал и удалился от Бога. "Подобен суете человек"(ст.4)тогда,когда не радеет о
спасении,которое для всех уготовляется Богом,"не хотящим смерти грешника"(ср.со словами 7-й молитвы вечерней из
правосл.Молитвослова),но желающим всем"спастися и в разум истины приити(Иезек.33,11; 1Тим.2,4),когда нерадением или явным
упорством отвергает совет Божий о спасении его(см.Мф.23,37; Деян.7,51). У человека,преданного суете,вся жизнь полна суетности,"и дни
его как тень пролетят"(ст.4). Таковы все,предпочитающие земные обязанности небесным,удовольствия мира сего благам Небесного
Царства(ср.: Лк.14,18-20).
В ст.5-6 псалма пророк призывает Господа,чтобы Он поступил
т а к /грозно/ с его врагами(ср.подобное описание гнева Божия в Пс.17) - для устрашения их,чтобы столь страшными предвозвестиями
навести страх на гордых,высокоумных и преданных суете людей,которые сами по себе не понимают ничтожности своей.
Пророк ожидает помощи и спасения не от людей,но от Бога,Которого умоляет(ст.7,8)вызволить из рук сынов чуждых,"поддержать меня с
высоты Твоей". "Чуждыми сынами",- говорит св.И.Златоуст,- пророк называет людей,отчуждившихся от истины...,тех,которые живут
порочно,любят неправду,произносят безумные речи,не говорят ничего полезного.
Боже,песнь новую воспою Тебе,во псалтири многострунной
вознесу Тебя и воздам Тебе,ибо даёшь спасение царям,
избавил Давида,раба Твоего,от меча люта(9-10).
Упоминая о"спасении царей",пророк разумеет,во-первых,себя,
а затем и будущих преемников своих,которые,вступая на царство,принимали власть и помазание от Самого Бога,почему и назывались
рабами Божиими.
В стихах 12-14 псалма ясно выражены идеалы и пожелания людей,преданных мирской суете. Изобилием и богатством плодов,насыщающих
и ублажающих чрево их,озабочены они(ср.Лк.12,16-20),внешние убранства и украшения всецело озабочивают их душу.
Насытили животы свои,ублажились жизнью своей.
Но истинно тот блажен,с кем Господь Бог наш(15).
Сравни: Пс.48,18-21,в ред.Сл.Пс.на р.яз.; Мф.5,3-12.
559.
0
(08.09.2005 16:41)
Дополнение к комментариям:
Отмечаем также,что содержание 141-го псалма близко перекликается с содержанием псалма 42-го,углубляя и развивая его.
Заметим к сему,что и тот и другой псалом завершают: один - первую значительную,как и вполне законченную,смысловую часть всей
Псалтири,а второй - предпоследнюю,19-ю кафизму,и вместе - подводят итог земной жизни божественного псалмопевца,переходя в 20й,последней кафизме(в привычной разбивке псалмов,которая закрепилась в Восточной Православной Церкви),к еще более высоким в
духовном отношении обобщениям,которые,как увидим,последовательно осуществляются в заключительных(143-150)псалмах.
0
558. Псалом 141(142-й в традиц. Псалтири )/комментарии/ (07.09.2005 17:50)
Псалом Давида. В Сл.Пс.на р.яз.надписание его: Псалом 141,Отцу. В нём отчётливо прослеживается продолжение темы,затронутой в
предыдущих(138-140)псалмах. Это есть тема верного последования пути Божию во всех обстоятельствах и испытаниях духовно
богатой,многогранной,насыщенной полнотой ощущений, жизни божественного псалмопевца.
Господи,услышь молитву мою,моление моё прими
во Истине Твоей,узри меня в правде Твоей.
Не войди в спор с рабом Твоим,
ибо никто не снесёт суд Твой.
Гонит враг душу мою,согнул к земле живот мой,
уготовил темницу мне на вечные времена.
Угас во мне дух мой,повержено сердце моё.
Вспоминаю дни прошлые,вспоминаю поучения Твои,
и руку Твою,указавшую путь мне. И возвожу к Тебе
руки мои: Боже,Боже Ты мой,душа моя как пустыня без Тебя,
умилосердись,Господь мой,и прости меня.
Господи,исчезает во мне дух мой,не отврати
лица Твоего от меня,да не уподоблюсь летящему во тьму.
Услышь меня,Господи,сотвори заутро милость Твою,
на Тебя,Господи,уповаю. Укажи мне путь Твой,
его же приму,положу за Тебя душу мою.
Вызволи меня от врагов моих: к Тебе,Отец мой,иду.
Научи меня творить волю Твою,ибо от века Ты
Учитель и Наставник мой. Духом Твоим Святым наставь меня
на путь правый. Ради имени Твоего путесотвори мне.
Правдой Твоей изведи из печали дух мой. Разбей
врагов моих милостью Твоей,повергни всех
домогающихся души моей,ибо навеки раб Твой.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Нельзя не отметить,что псалом сей написан на склоне лет божественного псалмопевца,но сила мысли и воли его,всецело устремлённой к
Всевышнему,не угасает,но неизменно крепнет и усиливается - надежда его на Бога суть единственное,что даёт ему силы жить и ведёт по
жизни,которая подходит к естественному завершению. Враг,т.е.грех,нечестивая мысль,слово неосторожное,или греховное
побуждение,всегда готовы повергнуть стареющего физически,но ещё держащего на себе всю тяжесть царского своего
креста,Давида,поколебать незыблемость веры его,затмить тьмой отчаяния и невоздержной злобы его сердце,навсегда угасить живой дух
великого правдолюбца и благочестивого самодержца.
Из этого особенно псалма можно заключить,в какой великой духовной борьбе,самоотвержении,напряжении воли и сердца,рождались
бессмертные песни - псалмы царя и пророка Давида.
По необычайной сосредоточенности мысли и необыкновенной сердечной искренности 141-го псалма,который весь есть одна пронзительная
и вдохновенная молитва к Всевышнему,- воззвание молитвенное сие являет собой в пророческом смысле обращение Сына-Христа Божия к
Богу-Отцу,что и нашло своё отражение в надписании настоящего псалма в ред.Сл.Пс.на р.яз.
В пророческом смысле слова псалма:
...моление моё прими во Истине Твоей(1)
означают то же,что выражено в псалме 84-м в словах:
Истина Господня от земли идёт,
и правда Божья с небес к ней приникает(12).
Истина есть Христос. Правда Божья есть воля Отца Его
небесного,неизменно исполяющаяся на Сыне Единородном,
она же есть и неизмеримое ничем человеколюбие Божие.
Св.Иоанн Златоуст,комментируя этот псалом,говорит:
Те,кто живет во грехах,подобны мертвым,находящимся во тьме.
Хотя они бывают окружены бесчисленными светильниками,хотя являются светлыми от одежд и других украшений,но они нисколько не
лучше уже умерших и находящихся во тьме,даже гораздо хуже их,потому что та тьма естественная,а эта зависит от преступной воли.
Подобно тому как находящиеся во тьме не знают свойства вещей,так и живущие во грехах бывают слепы,не различают являющихся
предметов,гоняются за тенями,как за истинными вещами,гоняются за богатством,удовольствиями и властью,не узнают врагов,не узнают и
друзей,доверяяся врагам,как друзьям,и враждуя против друзей,как против врагов. Сидящим во тьме свойственно не видеть угрожающих
бедствий,они постоянно устремлены в пропасти и бездны. Сидящим во тьме свойственно со всей смелостью решаться на дела постыдные/
ср.Пс.2,1/; так поступают и живущие в нечестии,подобно сидящим во тьме,и,как будто нет ни одного человека,который видел бы дела
их,они дерзко решаются на все преступления среди городов,как будто в пустыне. /Ибо/грех по свойству своему есть ров,содержащий в себе
свирепых зверей и исполненный мрака.
Сидящие во тьме находятся в постоянном страхе,таковы и нечестивые. Ни один корыстолюбец и хищник не свободен от страха,хотя бы он
безмерно превозносился и по внешности казался веселым. Таково свойство совести. Подобные люди и прежде были неизвинительны,а тем
более теперь,когда воссияло Солнце правды,а они еще продолжают сидеть во тьме. Ни ночью,ни днем они не находят покоя от бури,но
тревожатся везде,хотя никто не беспокоит их,нося в самих себе внутреннюю/сжигающую и пожирающую их/борьбу. Они не наслаждаются
тем,что уже получили,терзаясь и мучаясь мыслями о том,что еще не получено,заботясь о делах всех людей,разведывая об имуществе
других и обдумывая,как бы одного убедить,другого устрашить,того обольстить словами,этого принудить,иного обмануть
услужливостью,составляя клеветы,покупки,продажи,обязательства,
доверенности,собирая себе проценты,капиталы и весь сор подобных зол,и,когда дела их идут благополучно,тогда особенно они и
беспокоятся.
Как молиться о таких людях? Ибо невозможно получить просимое,пока не сделаешь самого себя достойным получения того,чего просишь.
Одна молитва сама по себе недостаточна. Молились и иудеи,но услышали: Аще умножите моление,не услышу вас(Ис.1,15).
Впрочем,удивительно ли,что иудеи/как и нынешние иудействующие христиане - прим.ред./не были услышаны,когда и Иеремия,/в слезах
скорби и отчаяния/просивший за них,получал запрещение и слышал неоднократно: Не молися о людях сих,яко не услышу тя(Иерем.7,16).
"Аще станут Ное и Даниил и Иов,- говорил Бог,- ни сынов,ни дщерей их не спасут"(Иезек.14; 14,16).
Зная это,будем не только молиться/за других,как и за себя/,но вместе с молитвами делать/прежде всего/самих себя достойными получения/
Божиих благодеяний/,чтобы достигнуть и настоящих и будущих благ,которых да сподобимся мы благодатью и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа,Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
557.
0
(07.09.2005 17:49)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
0
556. Псалом 140 (141-й в традиц.Псалтири)/комментарии/ (05.09.2005 17:30)
Псалом Давида. Стих первый этого псалма составляет надписание его,которое читается в Сл.Пс.как: Разума Давиду,внегда быти ему в
вертепе молящемуся. По переводу с еврейского это надписание читается так:"Учение Давида.Молитва его,когда он был в пещере".
Надписание его в Сл.Пс.на р.яз.: Псалом 140,в вертепе. Об исторической подоплеке этого псалма см.1Цар.гл.21-23.
Во весь голос мой ко Господу воззвал,полным голосом
ко Господу молюсь. Изолью перед Ним сердце моё,
открою Ему печаль мою,ибо оставляет меня дух мой.
Но Ты один,Господи,провидишь путь мой,знаешь
о раскинутых сетях на стезях моих.
Озираешь праведников Твоих,вглядываешься,
и не замечаешь меня. Ибо скрываюсь в бегстве от Тебя,
и не может взыскать Тебя душа моя. Взываю к Тебе,Господи,
в слезах прошу Тебя: Ты Упование моё,Ты часть души моей
в земле живых,внемли гласу моления моего,ибо смирился
до конца раб Твой. Изведи из темницы душу мою,
да исповедуюсь святому имени Твоему в правде сердца моего.
Ждут праведники меня: когда же воздашь мне,Господи.
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Св.Иоанн Златоуст,изъясняя содержание этого псалма,говорит так:
Видишь ли,как пророк часто/в псалмах/делает это - начинает речь таким образом и дважды повторяет здесь:"гласом"и"гласом"(в Сл.Пс.на
р.яз.: дважды-"голосом")? Он делает это не напрасно,но чтобы посредством двукратного повторения внушить нам два действия: живое
усердие и напряженное внимание и,кроме того,чтобы мы взывали собственным голосом. Не все ведь взывают голосом/тем более - полным
голосом/,не все - к Богу,не все - собственным. А нужно,чтобы это было вместе. Кто взывает против врагов,тот произносит голос не
человека,а дикого зверя и змия. Кто беспечен и невнимателен к тому,что говорит,тот взывает не к Богу,но говорит тщетно и напрасно. Кто
не возбуждает своей души,тот,хотя бы громко кричал,также не взывает. /Ибо/глас,как я и прежде часто говорил,означает не силу
дыхания,а напряженное внимание. Но не так поступает пророк. Он соединяет эти три обстоятельства и выражает,что он и
взывает"гласом",и к Богу,и собственным голосом. Видишь ли душу,свободную от всего житейского? Не к людям прибегал он,не от них искал
помощи,но прибегал к помощи непреоборимой,содействию высшему. Также и по изъяснению блж.Феодорита:"ни от кого,говорит пророк,ни
с какой стороны не видел я помощи..."
Ты Упование моё,Ты часть души моей в земле живых(6).
Пророк этими словами как бы так говорит: Ты един,Господи,на кого я возлагаю все упование мое!(Ср.Пс.3,4; Пс.4,9; Пс.17,3 - Сл.Пс.на
р.яз.). Все,что может быть дорогого для меня на земле живых людей,- все это заключается в Тебе одном,Ты один - часть моя(Ср.Пс.118,57).
Еще об одном примечательном повороте псалма:
Озираешь праведников Твоих/Господи/,
вглядываешься,и не замечаешь меня.
Ибо скрываюсь в бегстве от Тебя,
и не может взыскать Тебя душа моя(5).
(Сравни с этим Пс.10; 1,3,4). Бегство Давида в данном случае было не только от Саула,но и от...Бога. Ибо страх Давида перед
преследующими его неприятелями в какой-то миг затмил страх его перед Богом. И страх перед смертью заслонил в нем на каккое-то время
страх Божий,возобладал над ним. Чуткий сердцем Давид остро ощутил в себе это и не медля,"полным голосом",воззвал к Господу с мольбой
об избавлении от коварных сетей,раскинутых на стезях жизни его(ст.4),об избавлении из темницы души его(ст.8). Таким
образом,"обычное"для той поры противоречие между соперничающими за царский престол претендентами,пророк-псалмопевец обращает к
новому восхождению души своей в Боге,к прозрению глубинных движений сердца своего,в котором искренним - до конца - смирением и
покаянием вновь восстановил и утвердил правду Божию: Да исповедуюсь святому имени Твоему в правде сердца моего(ст.8).
Ждут праведники меня: когда же воздашь мне,Господи(8).
За что Давид испрашивает себе воздаяние?
За дни смирения и скорби. Ведь это далеко не маловажное,но великое дело - переносить скорбь с благодарностью. Потому пророк называет
награду за это воздаянием. Таковым смиренным показал себя Иов,который тогда особенно и просиял. И все,кто так же
великодушно,терпеливо и с благодарностью к Всевышнему,переносят скорби,становятся более высокими,хотя бы и были прежде унижены и
уничижены. Зная это,будем с благодарностью переносить постигающие нас бедствия/и искушения/,дабы и они сделались для нас более
легкими/помогли/и нам достигнуть будущих благ,которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа,Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
555.
0
(05.09.2005 17:28)
Дополнение к словам Иоанна Златоуста(в комментариях к псалму 139-му/140-му в традиц.Псалтири/): "пусть же уста твои будут
кадильницею благовонной":
/Ибо/не на медном и не на золотом жертвеннике приносишь ты фимиам/молитву/,но на гораздо драгоценнейшем - в храме духовном. Там
бездушное вещество,а в тебе обитает Бог,ты - член и тело Христа.
554. Псалом 139 (140-й в традиц.Псалтири)/комментарии/
(05.09.2005 16:08)
0
Псалом Давида. Последовательно развивает и развертывает тему предыдущего,138-го псалма. Христиане греко-восточной Православной
Церкви издревле установили читать и петь этот псалом на вечернем богослужении,чтобы испросить себе тем прощение грехов прошедшего
дня,почему псалом этот и называется вечерним,как 62-й псалом называется утренним. Св.Иоанн Златоуст признается в трудности
объяснения сего псалма(Seripturae sacrae cursus completus.T.XVI.P.635),замечая,что,находя в нем много неясного,многие пробегают его без
внимания,как бы какую-нибудь обычную песню.
Господи,взываю к Тебе,Господи,услышь меня,
внемли голосу моления моего,когда призываю Тебя(1).
Можно взывать к Господу,но не быть услышанным. Причиной такого бываем мы сами: недостаточность веры нашей и холодность сердца,а
нередко и грехи наши удаляют нас от Бога,так что Он как будто и не видит,и не слышит наших молитв,подобно тому,как Иисус Христос,повидимому,не обращал внимания на просьбу ханаанской женщины об исцелении ее дочери,до тех пор,пока она выразила свою полную и
искреннюю веру в Его чудодейственную силу(см.Мф.15,22-28).
И не только одни грехи,а часто и обыкновенные житейские дела наши порой так удаляют и мысль и сердце наше от Бога,что пришедшие в
храм Божий,мы остаемся духом своим далеко за его священной оградой.
Да исправится молитва моя как святыня перед Тобой,
и вознесёт рукой моей жертва вечерняя(2).
Чтобы молитва наша была исправна пред Богом,мы всегда должны помнить о святости ее,наблюдать,чтобы уста наши,которыми произносим
молитвы,были чисты от мерзких слов,ругательств,злословий,осуждений и оговоров,чтобы сердце наше было согрето любовью к Богу и
ближним и также чисто от гнусных,богохульных и злых помыслов,и чтобы руки,воздеваемые к Богу при молитве,не были осквернены
любостяжанием,хищением и другими незаконными деяниями. Как сказал св.И.Златоуст,пусть же уста твои будут кадильницей/
благовонной/,и смотри,чтобы не наполнять их навозом.
К Тебе,к Тебе,Боже мой,обращён взор мой,
на Тебя,Господа,уповаю(8).
С такой верой и страстью царь и пророк Давид всегда видел пред собой Господа,потому и в псалме 15-м так говорит: Во всём
предвосхищаю Господа перед собой,ибо к правде во всём склоняет меня,да не возбранюсь(в слав.переводе:"не поколеблюсь"- т.е.не
возропщу и не уклонюсь от Твоей святой правды)/ст.8/. Потому и обращает всегда прямо очи свои и мысли к Господу(ср.5,6; Пс.24,15;
117,7;).
Сойдут грешники в ад,и один останусь,
пока не пройду весь путь Твой(10).
Не пустыня делает уединенным,но любомудрая воля. Таким образом,
и живущие в городах,среди шума и торжищ,могут быть уединенными,если будут избегать развратных обществ и прилепляться к собраниям
и деяниям святых праведников. Это путь безопасный,это путь вечной жизни. Именно поэтому пророк и в псалме первом так говорит:
Блажен муж,не идущий на совет нечестивых и путь неверных
отвергший,и на месте губителя не восседающий,
но в Законе Божьем воля его,и в заповедях Господа
душа его поучается день и ночь (1-2).
Лишь таковой примет благословение Господа и милость от
Бога,Спаса своего(Пс.23,5),и сей лишь унаследует от Господа Христа жизнь вечную(Ср.: Пс.36,27-28; Пс.132,3; Пс.118,44).
0
553. Псалом 138 (139-й в традиц.Псалтири)/комментарии/ (29.08.2005 17:21)
Псалом Давида. Под именем"человека лукавого"пророк разумеет человека нечестивого,действующего не прямодушно,не по
совести,притворяющегося добрым и искренним,на самом же деле коварного,завистливого и зложелательного,которого тут же называет
и"мужем неправедным"(ст.1). У пророка и царя Давида таких,злобно против него настроенных,немало было не только в его царстве,но и
при самом царском дворе его,даже в собственном его доме. Эти злые и неправедные люди,говорит он,изострили язык свой для того,чтобы
испустить зловредный яд хитрых и коварных слов своих и причинить мне как можно больше вреда,и в устах их находится злонамеренное и
душепагубное слово,как у змия,искусителя праотцев наших,и это слово уподобляется яду аспида,повреждающему и погубляющему
невинных. "Видишь ли,возлюбленный,- замечает об этом св.Иоанн Златоуст,- как злокачественность превратила таких людей в
зверей,аспидов и змей,не изменив природы их,но превратив расположенность их в бесчеловечие и жестокость. А что наиболее составляет
злокачественность их,- это то,что они не только хитры,злы и готовы к восстаниям и браням,но и во всю жизнь ведут брань; притом не
только тогда,как если бы только хотели вести брань,но они в ближних своих пускают стрелы; и,что ужаснее,не быв увлечены к тому
нечаянно,но с предварительным рассуждением о сем,ибо умыслили/зло/("затаили" - в Сл.Пс.на р.яз.) - значит: со старанием,со всею
охотою/умыслили и затаили/"[7,c.1092-1093].
И вот знак нечестивой и развратной души - когда прилагают старания,совещание и усилие к совершению зла. Для нее недостаточно
того,что случается нечаянно,недостаточно губить нас по неосторожности,но нужно еще совещание,время и размышление для совершения
зла.
Отвратительный вид нечестия - быть дерзким и не удерживать языка своего. Болтливый,злословящий,постоянно задирающий другого
человека нисколько не лучше пса. Он же есть язычник,он же есть и неверующий.
Мужа неверующего не исправит ничто на земле(12).
Уничтожающий,беспощадный,но справедливый приговор,ибо:
...мужа неправедного увлечёт в истление зло его(12).
Неизбежность и неотвратимость наказания для нечестивых и злоумышленников заключена в самом Промысле Божием о человеке и мире.
Порок,нечестие - т.е.зло,или приверженность,увлечение кого-либо ко злу,само по себе достаточно,чтобы погубить имеющих
его,пристрастившихся к нему(Ср.Пс.124,5). Поэтому,если хочешь быть в безопасности,перестань делать зло,"беги от него"(Ср.Пс.33,15;
Пс.36; 8,27).
Душе твердой и уму непреклонному свойственно не спрашивать отчета у Господа за свои добрые и благие(как кому-то могут они
казаться)поступки и дела. И Павел по этому случаю также сказал:"А ты кто,человек,что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему
его: зачем ты меня так сделал?"(Рим.9,20). Но благочестивой душе свойственно благодарить за все Бога:
Ибо исповедуется праведник имени Твоему,
чистый сердцем причащается лицу Твоему(14).
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
Будем же и мы постоянно соблюдать эту признательность и за все благодарить Бога,Которому слава,благодарение и поклонение ныне и
присно и в нескончаемые веки веков. Аминь.
552. Продолж.2 комментария к псалму 137-му(в ред.Сл.Пс.на р.яз.)
(29.08.2005 16:24)
0
Выраженная в псалме ненависть пророка(ст.21-22)к беззаконным и нечестивым,как врагам Божиим,без сомнения,относится не столько к
лицам,сколько к их порокам,и если эти беззаконники не перестают противоборствовать Богу,то и мы,хотя и обязаны жить в мире со
всеми,но должны сильно противостоять враждебным действиям беззаконных,а не молчать,чтобы молчанием своим не оказать содействия их
противозаконной деятельности и являться,таким образом,изменниками правды Божией,которую мы должны ревностно защищать. Должно
ненавидеть не проводников
/зачастую непроизвольных/зловредного учения,а само учение их,не человека,а злые дела и превратные мысли их. Ибо человек есть
творение Божие,а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским. Или как выразился блж.Феодорит:"Я
привязан к Твоей любви,Владыко,потому-то и люблю,и почитаю истинных служителей Твоих,а ненавидящих Тебя не только ненавижу,но и
огорчаюсь за них и истаеваю/т.е.страдаю/от них. Ибо я ненавижу их,как законопреступников,а сожалею о них,как о людях,и,по
естественной сострадательности к ним,вынуждаюсь оплакивать их,а по причине великого развращения их,я опять гнушаюсь ими"[7,c.1090].
Вот,я выразил свою ненависть к грешникам и беззаконным,желаю им погибели,- а насколько чисто мое сердце и мои душевные
помыслы,чтобы они могли устоять на праведном суде всеведущего Бога? Не в заблуждении ли я сам,и истинным ли путем иду к вечной
жизни? Молю Тебя,говорит пророк,- по словам блж.Феодорита,-"Тебя,единственного Врача душ: изведай мою жизнь тщательно и испытай
движения и стремления ума моего,и если что найдешь в них противное Твоим законам,прошу уврачевания сему Твоею мудростию и
наставления в шествии вечном"[7,c.1091].
Под"путем беззакония",путем опасным(пер.с евр.),путем скорби или страдания,надобно разуметь тот путь,который приводит человека к
внутренним и внешним страданиям,составляющим неизбежное наказание за грехи и беззакония(ср.Пс.1,6),а"путь вечный"есть путь
Божий,путь праведных,приводящий к неизреченному блаженству жизни вечной.
551.
Найти
0
Фотоальбомы
Статистика
Поиск
0
(29.08.2005 16:22)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь
0
550. Продолж.1 комментария к псалму 137-му(в ред.Сл.Пс.на р.яз.) (29.08.2005 15:49)
Богу известны все мои мысли,чувствования,желания и стремления,дающие начало и направление всем моим действиям и поступкам."Всегда
и везде,- говорит святитель Тихон Воронежский,- где мы ни имеемся,пред Богом имеемся и обращаемся,и что ни делаем,говорим,мыслим и
начинаем,пред Ним все делаем,мыслим,начинаем и говорим. Ибо Бог на всяком месте присутствует и всякое дело наше видит,и всякое
слово наше слышит. Сего ради,в доме ли имеемся? Пред Ним имеемся. Дело ли какое делаем? пред Ним делаем. Речь ли какую говорим?
Пред Ним говорим? Мыслим ли и начинаем что? Пред Ним мыслим и начинаем. С людьми ли имеемся и беседуем? Пред Ним беседуем. Едим
ли или пьем? Пред Ним едим и пьем. Покупаем ли или продаем? пред Ним покупаем и продаем. Любим ли что,или ненавидим? желаем ли
чего,или отвращаемся? все то пред Ним бывает. На ложе ли имеемся и упокоеваемся? пред Ним почиваем. По пути ли идем? Он с нами есть
и пред Ним идем. Словом: всегда и везде,где ни имеемся,Он с нами есть и мы пред Ним обращаемся,и что ни делаем,мыслим и говорим,все
Ему явно и откровенно"(см.об этом также: Иерем.23,24; Иов 34,21; Сир.23,27-29; Евр.4,13).
Задумываясь,или размышляя,о том,найдется ли где такое место во вселенной,где бы можно было человеку укрыться от Бога или избежать
Его власти,псалмопевец приходит к заключению отрицательному,и для того,чтобы выразить свои мысли в наиболее понятных образах,он
берет самые крайние,самые отдаленные пределы во вселенной - небо и ад(по понятиям ветхозаветных иудеев,находившийся в самой
глубокой и отдаленной части вселенной,в преисподней),и говорит,что и здесь,в самых отдаленных частях мира Господь находится всем
существом Своим и здесь над всем назирает и всем управляет,так что если бы человек и имел возможность быстро перенестись в те
места,он никак не укрылся бы от Его всевидящего взора и не мог бы избежать Его власти и силы. Самое существо Божие пророк именует
здесь а) духом,соответветственно понятиям людей,в существе которых важнейшая часть природы тоже есть дух,и б) лицом,чтобы выразить
живую личность существа Божия,обладающего такими сверхъестественными свойствами,как всеведение и вездеприсутствие.
И пророк Иона также испытал силу сию,- отмечает блж.Феодорит,- ибо,решившись бежать от Бога всяческих,он был уловлен и связан
волнами и ввержен в кита,как бы в темницу,и поведен в тот город,куда был послан прежде; и оказалось истинным то,что сказано: "если
поселюсь и в бездны моря,то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя"[7,с.1083].
Вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит,
однако,то,что Бог устраивает Себе обитель на небе,в Сионе,
в св.храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет Свое блаженное присутствие ангелам,как ограниченным существам,а
потому имеющим определенное место своего пребывания; в Сионе Он являет Себя в Сыне Своем; в храме являет Свое благодатное
присутствие верующим,преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие,дающие возможность чистым
сердцем видеть Бога(Мф.5,8). Весь мир - небо и земля - служит храмом Бога невидимого.
О,бедный грешник! куда ты от Того убежишь,Который везде есть? И где ты от Того скроешься,Который все видит? Знаешь ли куда бежать/и
что делать/? От правды Его к благости Его,и от суда Его к милости Его беги. Ибо сколь велико величество Его,столь велика и милость Его. И
сокрывайся верою в пресвятых язвах Христовых. Они есть град убежища,к которому христиане прибегают и безопасно сокрываются от
гнева Божия! О Иисусе!"В сени покрова Твоего дал спасение сыну человеческому"(Пс.35,8)./По св.Тихону Задонскому/
Господу известно не только число дней жизни каждого человека,но и отличительные свойства и особенности каждого из этих дней. "В
Твоей Книге записаны и начертаны все дни,для меня назначенные,когда ни одного из них еще не было"(см.ст.16). По замечанию св.Иоанна
Златоуста,"псалмопевец говорит это не потому,будто на небе есть книга,и не потому,будто кто-нибудь вписывается в нее,но книгою
означает точное знание",или,по объяснению блж.Феодорита,"под книгою надобно разуметь всеобъемлющее Божие ведение и ничего не
забывающую Божию память"[7,c.1087].
1-15 16-30 ... 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 ... 616-630 631-639
Имя *:
Email *:
WWW:
Все смайлы
Код *:
Добавить комментарий
Copyright MyCorp © 2022
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Создать сайт
Официальный блог
Сообщество uCoz
FAQ по системе
Инструкции для uCoz
Все проекты компании
English     Русский Правила