Похожие презентации:
Русские пейзажисты
1.
ЛЕКЦИЯРУССКИЕ ПЕЙЗАЖИСТЫ.
10 САМЫХ ГЛАВНЫХ
РУССКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ
1 КЛАСС
Преподаватель
– Оксана Валерьевна Михайлова
ДХШ №6 им. Акцыновых
2.
Вторую половину века 19 века — условно говоря,передвижнический период в истории отечественного искусства —
можно считать и временем настоящего рождения национального
пейзажа: он становится массовым жанром и значительно расширяет
свою географию и диапазон подходов. Начиная с 1870-х стали
приобретать популярность долгосрочные летние выезды «на
природу». Чаще всего выезжали на Волгу, но география поездок все
время расширялась — и таким образом русская провинция
обретала известность, ее ареалы становились различимы и для
зрителей, через пейзажи открывающих для себя большую страну, и
для самих художников. Гордость вызывала природа как таковая, не
затронутая цивилизацией, существующая как бы независимо от
человека: поля, леса и равнины.
3.
Федор Васильев, Оттепель, 18714.
На первой передвижнической выставке 1871 года пейзажипредставлены уже в некотором множестве; В 1871 году Федор
Васильев написал «Оттепель», которую Павел Михайлович
Третьяков немедленно приобрел для коллекции; в том же году
Алексей Саврасов на этой же выставке «Грачи прилетели» (тогда
картина называлась «Вот прилетели грачи»).
И в «Оттепели», и в «Грачах» время года не определено: уже не
зима, еще не весна. Критик Стасов восторгался тем, как у
Саврасова «зиму слышишь», другие же зрители «слышали» как
раз весну. Переходное, колеблющееся состояние природы давало
возможность насытить живопись тонкими атмосферными
рефлексами, сделать ее динамичной.
5.
У Васильева в пейзаже показано безвременье, унылое ибезнадежное. Пространство лишено пейзажных координат, если
не считать таковыми убогие заснеженные избы, древесный хлам,
увязающий в слякоти, да покосившиеся деревья на горизонте. Оно
панорамное, но придавленное серым небом, не заслуживающее
света и цвета, — простор, в котором нет порядка.
Иное у Саврасова. «Русское» означает «бедное», неказистое:
«скудная природа», как у Тютчева. Но тот же Тютчев, воспевая
«край родной долготерпенья», писал: «Не поймет и не заметит.
Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит. В наготе
твоей смиренной», — и в «Грачах» этот тайный свет есть. Небо
занимает половину холста, и отсюда идет на землю вполне
романтический «небесный луч», освещая стену храма, забор, воду
пруда, — он знаменует первые шаги весны и дарит пейзажу его
эмоционально-лирическую окраску. Впрочем, и у Васильева
оттепель обещает весну.
6.
10 САМЫХ ГЛАВНЫХРУССКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ
10 шедевров
Третьяковской галереи
7.
Федор Васильев, Мокрый луг, 18728.
1. Картина Федора Васильева «Мокрый луг» написанахудожником в 1872 году, по воображению находясь из-за болезни в
Крыму. Крымские пейзажи Васильеву не очень нравились и трудно
давались художнику. Находясь под впечатлением от прошлого, он
задумал написать картину о родных краях, ставшая впоследствии
шедевром русского пейзажа. Васильев хотел выразить в своей
картине мотив природы с уходящей грозой, только, что прошел
проливной дождик, тучи торопливо уходят, вдалеке еще слышны
раскаты грома. Тучевое небо, занимающее в картине Мокрый луг
большую половину холста, задает произведению главный настрой
состояния природы, нижняя часть картины отражает полное
спокойствие. Васильев просто великолепно показал зрителю до
боли знакомую родную природу во время уходящей грозы.
Картина Мокрый луг была представлена художником в Санкт
Петербурге на конкурсе союза поощрения талантливых
художников, где произведению была присвоено вторая премия.
Сегодня картина Мокрый луг находится в Третьяковской галерее.
9.
АлексейСаврасов,
Грачи
прилетели,
1871
10.
2. Публика увидела полотно в 1871 году — на первой выставкепередвижников. Считается, что с картины «Грачи прилетели»
началось новое направление в живописи — лирический пейзаж.
Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах —
вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа.
Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником
во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился
в селе Молвитино (ныне поселок Сусанино Костромской области).
Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Где-то в
российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом
покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся
из теплых краев грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь
ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная
тайна», — говорил Саврасов. «Звучать» картину заставляют грачи.
Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе
спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского,
«душевные нервы». И здесь при всем оптимизме полотна, при всем
свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей
многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность.
11.
Иван Шишкин, Лесные дали, 188412.
3. Знаменитое полотно «Лесные дали» было написано ИваномИвановичем Шишкиным в 1884 году. Она появилась в тот период,
когда художник был в депрессии после смерти второй жены Ольги
Антоновны Лагоды-Шишкиной. Она художницей-пейзажисткой и в
Академии была ученицей Шишкина. На руках у художника осталось
четверо детей (трое от первого брака Евгенией Александровной
Шишкиной, в девичестве Васильевой). К написанию картины он
приступил после поездки на Елабугу.
Шишкин писал красоту таких мест, которые не заметит обыватель. На
этой картине воспета красота природы Урала, ее считают символом
самой России. При всей реальности живописи симфонический строй
полотна, его эпическое звучание наталкивают зрителя на долгое
раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских
лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке. Далее взор, пробежав
солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного бора. В
высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале
излучины реки, пробегающей вдали. Неспешное чередование планов.
Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в
разговор сосен, в шорох трав. Картина находится в Третьяковской
галерее.
13.
Иван Шишкин, Дождь в дубовом лесу, 189114.
4. Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана ИваномШишкиным в 1891 году. В этот период художник заинтересовался
изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной
среды, не изменяя при этом основному своему творческому принципу
цельности видения предметной формы. Сюжет картины выражен в его
названии — это дождь в дубовом лесу. И могучие дубы, и лесная
дорожка, и гуляющая публика «сражены» обрушившимся на них
дождем. Мы видим окончание дождя, сильный ливень уже позади,
оставив водяные следы и на лесной дорожке, и на мокрой траве, и на
дубовой кроне. Идущие под широким зонтом люди вынуждены
продолжить свой путь, а дальше кто-то торопливо вышагивает,
оказавшись без зонта. Одна знакомая Шишкина вспоминала, как
однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением
обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно
промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! - спросила она. Вы тоже попали под дождь ?» «Нет, я вышел под дождь! взволнованно ответил художник. - Гроза застала меня дома. Увидел в
окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот
дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... И темный лес.
Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии...».
15.
Иван Шишкин, Рожь, 187816.
5. Картина Шишкина «Рожь» была написана им в 1878 году.Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди
этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства,
встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому
небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как
дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное
дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой
землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. С детства
знакомая картина родной природы. Полотно Ивана Шишкина
«Рожь» одно из классических произведений русской
реалистической пейзажной живописи. На эскизе картины художник
сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья
благодать, русское богатство». Тезисно перечислил все, что хотел
передать своей картиной. И ему это отлично удалось. Тему для этого
произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин
нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877
году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на
Лекаревском поле, художник написал «Эта» - этот набросок и стал
основой полотна.
17.
Иван Шишкин, Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 187218.
6. Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»написанная Иваном Шишкиным в 1872 году. На полотне нет ничего
случайного и это не просто мастерски выполненное изображение
соснового леса, а необыкновенный «природный спектакль». Лето
1871 года Иван Шишкин провел в Вятской губернии, на своей
родине, в городе Елабуга. Наброски, выполненные в этот период,
стали материалом для создания этого замечательного полотна.
Только человек, горячо любящий родину и русскую природу, мог
написать такой сказочный и вместе с тем реалистичный пейзаж.
Многие картины Ивана Шишкина напоминают иллюстрацию к
русской народной сказке или былине и в то же время в них ничто не
приукрашено - они достоверны и правдивы. Летний полдень,
сосновый лес и небольшой ручей. Солнце осветило макушки
деревьев и проникло на опушку леса, играя бликами в воде и на
траве. Вода в ручье такая прозрачная, что виден каждый камешек на
его дне. Под одной из сосен художник с любовью и не без доли
тонкого юмора нарисовал двух медвежат, выбравшихся на
солнечную полянку и желающих найти, чем им можно
полакомиться. Картина была приобретена П. М. Третьяковым и
вошла в состав его галереи.
19.
Исаак Левитан, Золотая осень, 189520.
7. Пейзаж русского художника Исаака Левитана «Золотая осень»,написанный в 1895 году. Знаменитый русский пейзажист, питал
особенную любовь к осени. Эта картина была, запечатлела как раз в
самую яркую, прозрачную и нарядную стадию осени. В природе уже
ощущается приближение холодов, но погода еще держится теплая, а
утренние заморозки еще не испортили яркие краски желтеющих
листьев. Бездонная синева неба контрастирует с золотыми и
багряными оттенками осеннего листопада. Пейзаж написан в
энергичной, экспрессивной манере, в нем ощущается влияние
импрессионизма. В этом пейзаже отразились приподнятые
романтические чувства автора – известно, что перед началом работы
над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой. Работать над
картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в
усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с
натуры. Завершил свой знаменитый пейзаж художник зимой, после
возвращения в Москву. Хотя картина производит впечатление
написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник
полагался, главным образом, на свою зрительную память.
21.
ИсаакЛевитан,
Весна.
Большая
вода, 1897
22.
8. «Весна. Большая вода» Исаака Левитана написана в 1897 год,считается одной из самых лирических картин художника. Картина
очаровывает моментом пробуждения природы после долгой спячки,
признаком которого, в первую очередь, является половодье. Левитан
в каждом из явлений находил нечто особенное, особую атмосферу,
настроение.
Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и
несколько деревенских построек. Лодка, которая в это время служит
единственным транспортным средством для связи с миром, не
только обозначает незримое присутствие человека в пейзаже, но и
придает композиции логическую завершенность, связывает
природное пробуждение с возрастающей активностью крестьян.
Изумительны отображенные в воде деревья и легкое небо, покрытое
мягкими весенними облаками. Палитра картины необыкновенно
скромна, но правдива и реалистична. Русская природа не нуждается
в украшениях, поскольку сама украшает мир лучше, чем какая-либо
другая.
23.
Исаак Левитан, Над вечным покоем, 189424.
9. Пейзаж «Над вечным покоем» русского художника ИсаакаЛевитана был написан в 1894 году. Работа над картиной была начата
летом 1893 года, когда Левитан находился в Тверской губернии, в
районе озер Островно и Удомля. Художник созерцает мир, словно с
высоты птичьего полета. Беспомощность, хрупкость и беззащитность вот главные чувства, которые испытывает всякий зритель перед этой
работой великого художника. Сам автор считал, что это самое удачное
его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его
мироощущение. Свинцовые облака тяжело нависли над крутым
берегом. На маленьком утесе церквушка, рядом забытое кладбище,
погост, последнее пристанище. Хрупкие деревья сгибаются под
сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь символ забвения, заброшенности, истертости. Известно, что эту работу
художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки
траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его
создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы.
Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод,
сырость, слышит раскаты далекого грома. Противостояние
человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в
картине эпический, вселенский масштаб.
25.
Василий Поленов, Московский дворик, 187826.
10. Картина Василия Поленова «Московский дворик» написаннаяим в 1878 году, стала самой известной работой художника. Все на
этом полотне дышит правдой жизни. Оно наполнено светом, летним
воздухом и ощущением радости и счастья. Василий Поленов сумел
передать что-то очень существенное, близкое душе и художника, и
зрителя. Именно поэтому это любимая многими поколениями
россиян картина. На картине изображен типичный старый
московский дворик в начале лета. Солнце еще не взошло высоко
над горизонтом. Во дворе играют дети, идет женщина с ведром,
стоит запряжённая в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви.
На холсте представлен обычный уголок старой Москвы недалеко от
Арбата. Этот московский дворик на углу Дурновского и
Трубниковского переулков, где художник поселился в 1877 году
после переезда из Петербурга в Москву. Этюд к этому пейзажу
Поленов написал глядя из окна своей квартиры. «Я ходил искать
квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне
представился этот вид. Я тут же сел и написал его».