Этническая идентичность
Понятие и этапы развития этнической идентичности. Чтобы попытаться ответить на вопрос, принадлежащими к какому этносу могут
Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: 1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и
К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные
Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не
Различные виды этнической идентичности. Этническая идентичность — эмоционально-когнитивный процесс (механизм) отождествления
Этнодоминирующая идентичность — такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этническая
Этническая индифферентность — практическое равнодушие к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и
Национально-психологические особенности арабов. Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения
Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют арабские диалекты, на которых говорят
Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех арабских народов особенно
В современном арабе-крестьянине мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей — в прошлом. История
Спасибо за внимание!
1.31M
Категория: КультурологияКультурология

Этническая идентичность

1. Этническая идентичность

2. Понятие и этапы развития этнической идентичности. Чтобы попытаться ответить на вопрос, принадлежащими к какому этносу могут

воспринимать себя эти дети, и к какой группе их «приписывают» окружающие, необходимо
проанализировать общие закономерности формирования этнической идентичности.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых
с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка
осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже (1896–1980). В
исследовании 1951 г. он проанализировал – как две стороны одного процесса –
формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев». Развитие
этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных
моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются
своего рода ответом на знания об этнических явлениях.
Ваш логотип или название
2

3. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: 1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и

несистематичные – знания о
своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него
являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая
группа;
2) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой,
выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания,
родной язык. Просыпаются национальные чувства;
3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в
полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность
истории, специфику традиционной бытовой культуры (см. Piaget,Weil, 1951).
Ваш логотип или название
3

4. К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные

Кнастоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, вкоторых уточняются и
конкретизируются возрастные границыэтапов развития этнической идентичности. Первые «проблески»
диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3–4 лет, есть даже
данные опервичном восприятии яркихвнешних различий–цвета кожи,волос –детьми до трех лет. Но
практически все психологисогласны с Пиажевтом, что «реализованной» этническойидентичности ребенок
достигает в младшем подростковом возрасте, когдарефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.
Напоследовательных этапахразвития этническойидентичности формируется какэтническая осведомленность,
включающая всебя знанияосвоей и чужойгруппах, такиэтническое самоназвание. Этническая осведомленность
возрастает сопытом, получением новой информации иразвитием когнитивных способностей. Первоначально
онаосновывается наочевидных показателях –цвете кожи,внешности, языке, элементах материальной культуры
(еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать,
интерпретировать этнические признаки.Онвключает вихкомплекс все новые элементы –общность предков,
общность исторической судьбы, религию.В исследовании развития этническойидентичности, проведенном
О.Л.Романовой вБеларуси, высказывания дошкольниковоразличияхмежду этническими группами были
достаточно аморфны: «Люди тамживут по-другому, нетак какмы». Разные понятия –житель города,гражданин
республики, член этническойобщности –оказалисьдля нихравнозначными. Итолько в младшем школьном
возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний,не простое повторение, асистематизация
информации,полученной отвзрослых. А подростки делали еще более четкие иконкретные замечания о
существующих между народами различияхкультуры, исторических судеб, политического устройства ит.п. (см.
Романова, 1994).
Ваш логотип или название
4

5. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не

статичное, а динамичное образование. Во-первых,
процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние
обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли
этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической
идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится
более устойчивым и даже может меняться, как это произошло с жителем Минска,
католиком, родившимся в пограничной с Польшей Брестской области. Он «числился
поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками
объединяет его религия, а в остальном он белорус. С этого времени осознает себя
белорусом» (Кпим-чук, 1990, с.95). Кроме того, на трансформацию этнической идентичности
влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и
факторы, обусловленные изменениями в жизни общества, о чем уже говорилось. Во-вторых,
даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их
временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных
ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться.
Ваш логотип или название
5

6. Различные виды этнической идентичности. Этническая идентичность — эмоционально-когнитивный процесс (механизм) отождествления

Различные виды этнической идентичности.
Этническая идентичность — эмоционально-когнитивный процесс (механизм)
отождествления себя с другими представителями своей нации (этнической общности), а
также позитивное отношение к истории, культуре, традициям и обычаям своего народа, его
идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку.
Нормальная этническая идентичность — положительное восприятие образа своего
народа, при котором имеют место благоприятное отношение к его культуре, истории,
естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на
общение с другими народами, понимание их вклада в историю.
Этноцентричная идентичность — акцентированное отношение к значимости своего
этноса, его некритическое предпочтение. При такой идентичности присутствуют элементы
неагрессивного этноизо- ляционизма, замкнутости.
Ваш логотип или название
6

7. Этнодоминирующая идентичность — такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этническая

Этнодоминирующая идентичность — такоесостояние самосознания иповедения человека, прикотором не
только этническая идентичность становится первостепенной среди другихвидов идентичностей (гражданин,
представитель профессии, защитникотечества идр.),но идостижение национально ориентированных целей,
интересы своего народа(может быть, иложно понимаемые) начинаютвосприниматься какбезусловно
доминирующие («мы все только клетки одного великогоорганизма по имени нация»,«кто нес нами,тот против
нас»).
Такаяидентичность обычно сопровождается преувеличенными требованиями к уважению правнарода,
ставящихся выше прав человека, представлениями опревосходстве своего народа(часто иррационально
объясняемой «особой миссией» в истории,дискриминационными установками вотношении другихэтнических
групп, признанием правомерности этнических чисток ит.д.).
Этнический фанатизм —идентичность, при которойабсолютно доминируют этнические интересы ицели
(часто ошибочно понимаемые), которые сопровождаются готовностью идти во имянихналюбые жертвы и
действия, вплоть доиспользования терроризма, данный тип представляет собой крайнюю форму агрессивной
идентичности.
Ваш логотип или название
7

8. Этническая индифферентность — практическое равнодушие к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и

Этническая индифферентность — практическое равнодушие к проблемам этничности и
межэтнических отношений, ценностям своего и других народов.
Люди, которым свойственна эта идентичность, свободны в своем поведении от строгого
следования этническим нормам и традициям. На действия и поступки в любых сферах
деятельности их собственная этническая принадлежность или этничность других никак не
влияют.
Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой полное отрицание
этничности, этнических, этнокультурных ценностей.
Амбивалентная идентичность является невыраженной, а иногда — «сдвоенной» или
даже «строенной» идентичностью. Этот тип этнической идентичности достаточно
распространен в этнически смешанной среде.
Ваш логотип или название
8

9.

Ваш логотип или название
9

10. Национально-психологические особенности арабов. Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения

Национально-психологические особенности арабов.
Арабы, однаизсамых многочисленных ипостоянно растущих групп населения Земного шара,относятся к
европеоидной расе.Народ,формировавшийся наАравийском полуострове, за исторически короткийсрок
захватил огромные территории вЗападной Азии иСеверной Африке, покорилидлительное время удерживал (по
крайнеймере, частично) Пиренейский полуостров вЕвропе. Арабы смоглиассимилировать местное население
большинства завоеванных имитерриторий. Насегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим
населением вследующих странах Азии:Ирак,Йемен, Сирия,Саудовская Аравия, Ливан,Иордания,Оман, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн,Катар,вПалестинских территориях. Азиатские страны сарабским
населением называются Машрик (по-арабски восток). Арабские страны Африки — Египет,Судан, Ливия,Тунис,
Алжир,Марокко,ЗападнаяСахара[—Магриб (запад).Арабы заселяют территорию более 14 млн км2.
Сзапада навосток территория арабских стран протянулась более чем на7000 км,ас севера наюг —около3000
км.Несколько миллионов арабов проживают вне Арабского мира — вЕвропе, Америке, Австралии, иарабские
общины Европы иАмерики постоянно растут. Это способствует распространению ислама вэкономически
развитых странах Запада.Мусульмане-арабы оказывают все большее давление наполитику этихстран.
Ваш логотип или название
10

11. Арабы пользуются единым общеарабским литературным языком. Однако наряду с ним существуют арабские диалекты, на которых говорят

жители
различных местностей и стран. Выделяются аравийский, иракский,
сирийский, палестинский варианты языка; они близки между собой, но не
всегда до взаимопонимаемости. Существуют значительные элементы
общеарабской культуры, проявляющиеся в быте, традициях и духовной
жизни арабов. Но в то же время очень заметны и культурные особенности
отдельных арабских народов.
Арабы в основном мусульмане-сунниты. Шиитами являются лишь часть
арабов Ирака, часть ливанских арабов, исмаилиты и зейдиты Йемена.
Довольно обособленно от других арабов-мусульман стоят друзы и алавиты.
Друзы живут в горной области Сирии — Джебель-Друз, на Голанских
высотах, оккупированных Израилем, и в южной части Ливана.
Ваш логотип или название
11

12. Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех арабских народов особенно

Арабы необычайно жизнелюбивы, многиеотмечаютихдоброту,миролюбие, незлопамятность. Средивсехарабских народов
особеннохотелосьбывыделить египтян.Поличным впечатлениям автора,жизнерадостность египтян,ихчувствоюмора,умение
прощатьобиды незнаютграниц. Веселье вызывает однаудачнаяшутка.Идущийпоулице человек,вполголоса напевающий
песню,черезнесколько шаговуслышит, каккто-тоещеподхватит егомелодию.Этилюдилюбятпраздники илюбятвеселье,у
нихразвито чувствоюмора.Египетские карикатуристы делаюттакие политические шаржитакойостроты,которуюневсегда
встретишь ив«свободных»,но«политкорректных» европейских газетах.Политический юморпозволяет себепокушаться на
самыевысокие авторитеты вобществе.Как тутневспомнить известный политический анекдотпериода правления Анвара
Садата.Египтянин приходит вмиграционную службу ипросит отправить егозаграницу. «Почему?» —спрашивают его.«Либоя,
либоон»,—отвечаетегиптянин, имеявкачестве альтернативы себеСадата.
Арабы —людиэкспансивные игорячие.Дляниххарактерны повышенная реактивность ибурный характер поступков.Их
действия сопровождаются импульсивностью, порывистостью, несдержанностью впроявлении своихчувствиэмоций.Ноих
горячностьлегка,гневбыстро проходит.Вспыхнувшая ссорабыстро затихает.Междусобойспорящиеарабыпрактически
никогданедерутся,хотявпроцессе ссорымогутосыпатьдругдругасамыми страшными угрозами.Жестикуляция уарабов—
активный помощник вразговоре.Жестыразнообразны иоченьотличаютсяпозначению отевропейских. Некоторые,кажущиеся
обидными европейцам жесты,—абсолютно безобидны дляарабов,инаоборот.Высокавпечатлительность большинства арабов.
Взависимости отпричины иисточника возбуждения этавпечатлительность либоприводит ихвкрайнюю степень восторга,
либодоводитдослез.
Ваш логотип или название
12

13. В современном арабе-крестьянине мало что осталось от бывшего бедуина. Воинственность арабов-завоевателей — в прошлом. История

Всовременном арабе-крестьянине малочтоосталосьотбывшего бедуина.Воинственность арабов-завоевателей —впрошлом.
История войнХХстолетия говорит опотереарабскими армиями воинственного духа.Отдельные теоретики ислама,стоящиена
воинственных позициях,непользуются широкойподдержкойнародных масс.Современное жизненное пространство,
занимаемое арабами, вполнеихудовлетворяет.Нефтедоллары обеспечивают элите обществаболее чемдостойное
существование. Апредставители беднейших слоевобществаблагодаря религиозной идеологии вбольшинстве своемпривыкли
довольствоваться малым.
Арабы отличаются повышенной чувствительностью ввопросах личнойчести.Честьявляетсяоднойизглавных составляющих в
системеихдуховных ценностей. Клятвачестью—этосамоесильное обещание араба.Проявление сомнения вискренности слов
араба,которыйклянется своейчестью,—глубокая обида,запоминающаяся надолго.Постоянная заботаоличнойчести
выработала уарабовопределенные стандарты поведения вобществе иколлективе. Привыполнении работыдляарабаболее
важнаееобщественная оценка,чемсамрезультат. Очковтирательство ивидимость деятельности, которуюлюбятсоздавать
многиепредставители этойнации, —распространенное явление варабских странах.Типичная уличная сценка наарабском
Востоке—одинработает,семеродаютсоветы,руководятдействиями работающего.Поломкачего-либо —этовозможность для
большинства арабовпроявить свою«компетентность». Вдругможетоказаться,чточеловек,никогда недержавший вруках
гаечный ключ,знает всеоремонтеавтомобиля.
Ваш логотип или название
13

14. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила