Философия базовый курс
Онтология
Бытие
Парменид
Но как тогда мыслить несуществующее?
Демокрит материалистическое понимание бытия
Платон
Аристотель
Структура философии по Аристотелю
Основной вопрос философии
Сферы бытия
Бытие вещей
Бытие человека
Бытие духовное:
Бытие социальное
Уровни бытия
Основа бытия
Основа бытия
субстанция
Материя
Этапы в понимании материи
Этапы в понимании материи
Этапы в понимании материи
Этапы в понимании материи
Основной вопрос философии
Атрибуты материи
Движение
Пространство и время
Субстанциональный подход
Реляционный подход
Кант Иммануил
Способность оформлять образы
Декартова система координат
4.36M
Категория: ФилософияФилософия

Философия базовый курс

1. Философия базовый курс

Онтология:
учение о бытии
Лектор: кандидат философских наук,
доцент Исхакова Гузель Ильдусовна

2. Онтология

Что значит существовать?
Что существует?
Что существует по истине?
Что реально?

3. Бытие

Категория бытия – фундаментальное понятие философии,
основное понятие онтологии – философского учения о бытии.
В этой категории фиксируется убеждение человека в
существовании окружающего его мира и самого человека с его
сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а
мир в целом существует и сохраняется.
Констатация бытия является исходной предпосылкой всех
дальнейших рассуждений о мире.
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий
вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно,
их существования, что задаёт миру исходную целостность и
делает его объектом философского осмысления.

4. Парменид

Бытие – не-Бытие
Бытие реально, не-Бытие иллюзорно.
Нечто существует , ничто не существует.
Нечто неизменное – основа вселенной всегда существует.
Парменид вводит в философский обиход категорию «бытие»,
переведя метафизические рассуждения из плоскости
рассмотрения физической сущности вещей в плоскость
исследования их идеальной сущности. Идеализм.
Философии придается характер предельного знания, которое
может быть лишь самопознанием и самообоснованием
человеческого разума.

5. Но как тогда мыслить несуществующее?

И Парменид приходит к выводу, что так мыслить нельзя.
Суждение о существовании небытия (несуществующего) для него
принципиально ложно.
Но это, в свою очередь, порождает ряд других вопросов: откуда
возникает бытие? Куда оно исчезает?
Как объяснить то, что бытие может перейти в небытие?
Мышление и бытие, по Пармениду, совпадают, поэтому
«мышление и бытие — одно и то же» или
«одно и то же мысль о предмете и предмет мысли».

6. Демокрит материалистическое понимание бытия

мир= атомы + пустота
Атомы он рассматривал как мельчайшие неделимые частицы
вещества, вечные и неизменные, пребывающие в постоянном
движении и различающиеся по форме и величине, порядку и
положению.
Все явления действительности, в том числе и духовные, а также
качественное многообразие вещей Демокрит объяснял движением
атомов, их различными сочетаниями и комбинациями.

7. Платон

мир идей
(идеальное бытие)
мир прототипов
мир вещей
(материальное бытие).
Вещи и идеи сообщаются друг с другом, и в этом контакте
идеи играют роль сущности и причины вещей.
Вещи, их свойства и отношения проявляются только через
причастность соответствующим идеям.
Прообразом мира идей для Платона стала геометрия,
объекты которой не относятся к чувственно
воспринимаемым вещам, но и не являются
галлюцинациями.

8. Аристотель

Бытие многозначно. Но тогда, как оно может быть предметом
строгой науки? Бытие и сущность (субстанции).
Сущность можно различить по крайней мере по трем родам:
1.Сущность конкретных чувственных вещей (физика);
2.Сущность, к которым сводимы абстракции математики;
3.Сущности, существующие вне чувственности и абстрактности, —
это сущности божественного бытия, или сверхчувственная
субстанция.
Вот эти три основные части и составляют философию.

9. Структура философии по Аристотелю

Первая философия (метафизика), занимается миром надприродным.
Предмет философии — сверхчувственные сущности, которые
неизменны, абсолютны. Именно в этом смысле философия и
выступает как первая философия, т. е. идущая впереди физики.
Предмет метафизики, по Аристотелю, составляют:
1) исследование причин, первых, или высших, начал;
2) познание «бытия, поскольку оно бытие»;
3) знание о субстанции;
4) знание о боге и субстанции сверхчувственной.
Логика, или аналитика (как инструмент размышления)

10.

11.

мир физических состояний
мир психических состояний
материальный
мир сознания идея
природный мир
внутренний мир человека

12. Основной вопрос философии

Материальный мир существует объективно,
независимо от воли и сознания людей.
Психический мир существует субъективно,
так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов.
Вопрос о том, как эти два способа бытия связаны между собой,
является одним из основных вопросов философии.

13. Сферы бытия

Человек одновременно принадлежит двум мирам:
природному телесному миру как его органическая часть и
одновременно миру сознания, принадлежность к которому делает
его человеком.
Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть,
существовать, но и рассуждать о бытии мира и своём собственном
бытии.

14. Бытие вещей

– бытие природы объективно, независимо от воли и сознания людей
– бытие «второй природы» - культуры, существует объективно по
отношению к конкретному человеку.

15. Бытие человека

диалектическое единство объективно-предметного и
субъективного, тела и духа.

16. Бытие духовное:

– объективное – достояние духовной культуры общества (все
формы общественного сознания: мораль, искусство, наука и т.д.);
– субъективное – внутренний психический мир человека со всеми
уровнями существования.
В процессе становления, развития человека существует
органическая связь между частями.

17. Бытие социальное

– бытие общества (объективно);
– бытие человека в обществе.

18. Уровни бытия

Существование в возможности - потенциальное бытие.
Возможность не есть небытие, оно обладает статусом
существования, бытия.
Существование в действительности - актуальное бытие.
Действительность включает в себя все возможности
дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает
всей действительности.

19. Основа бытия

Материализм - природное бытие, а остальное – производные,
зависимые от природного бытия.
Идеализм:
субъективный идеализм - субъективное бытие;
объективный идеализм - объективный дух.

20. Основа бытия

Монизм - одна и единственная субстанция (моно – один,
единственный). Философия Гегеля – идеалистический монизм,
философия Маркса – материалистический.
Дуализм - дуалистические концепции мира признают
существование двух начал мира как равноправных:
материального и духовного (учение Декарта).
Плюрализм - плюралистическим относятся учения, признающие
множество начал в основании мира (атомы Демокрита,
монады Лейбница).

21. субстанция

Для осознания человеком своего отношения к миру и самому себе
существенным является вопрос о том, как этот мир бытия устроен,
как понимается сущность мира: устойчива она или изменчива.
Различают диалектическое понимание субстанции как изменчивой,
саморазвивающейся сущности и метафизическое понимание
субстанции как неизменного начала.
Диалектика
метафизика
Изменение
постоянство
Развитие
стабильность

22. Материя

Мате́рия — (materia-вещество) философская
категория для обозначения физической
субстанции вообще, в противоположность духу.
Материя – это философская категория для обозначения
объективной реальности, существующей вне и независимо от
человеческого сознания и отображаемая им.
В материалистической философской традиции категория "материя"
обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала
по отношению к сознанию.
Материя является обобщением
понятия материального и
идеального, в силу их относительности.
Тогда как термин «реальность» и имеет гносеологический оттенок,
термин «материя» имеет онтологический оттенок.

23. Этапы в понимании материи

1. наглядно-чувственное представление.
Фалес – вода,
Анаксимен – воздух,
Анаксимандр – апейрон (беспредельно),
Гераклит - огонь
Основа мира природные стихии: вода, воздух, огонь, земля.
Всё существующее - модификация этих стихий.

24. Этапы в понимании материи

2 вещественно-субстратное представление о материи.
Материя отождествлялась с веществом, атомами, комплексами
их свойств, в том числе неделимости. в период с XVII – XVIII вв. и
до конца XIX в. наука и философия склонялись к атомистической
теории материи в её демокритовском понимании.
Материя мыслилась в виде совокупности абсолютно плотных
неделимых частиц – атомов, совершающих механическое
движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения
материи, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и
основные законы динамики.
Вплоть до XX в. большинство философов и естествоиспытателей
ставили знак равенства между материей и веществом,
точнее – одним из свойств вещества – массой.

25. Этапы в понимании материи

3 философско-гносеологическое представление о материи.
Сформировалось в условиях кризиса вещественно субстратного
понимания материи в начале XX века.
На рубеже XIX- XX вв. в естественных науках был сделан ряд
крупных открытий и на их основе происходит отказ от ранее
сложившегося представления о материи.
Разрушение атомистическо-механической картины мира получило
название «кризис в физике».

26. Этапы в понимании материи

4 .Субстанционально-аксиологическое представление о
материи.
Зародившись примерно в середине XX столетия, как реакция на
сведение понятия материи лишь к одному её свойству –
«объективной реальности» – данное представление увидело в
материи систему многих атрибутов.
Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в философии
природы Спинозы, в которой материи были присущи такие вечные
свойства, как протяжённость и мышление.

27. Основной вопрос философии

С онтологической стороны вопроса материя есть субстанция (от
лат. substanzia – «сущность, то, что лежит в основе»). Понятие
«субстанция» позволяет развернуть атрибуты материи, модусы и
более чётко уловить демаркацию с идеализмом.
Гносеологический аспект представления о материи как об
объективной реальности, существующей вне и независимо от
сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности
с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, и включает
в себя установку на прослеживание разных модификаций
объективной реальности, ведущих к порождению сознания.
Но философско-гносеологический угол зрения не способен
охватить всё многообразие понятия материи.
Если гносеологическая сторона является исходной, «начальной»,
то субстанциональная – базисной, основополагающей.

28. Атрибуты материи

В рамках различных дисциплин наши знания о строении материи и
её свойствах углубляются и расширяются, не имея возможности
(в силу неисчерпаемости свойств материи) обрести абсолютную,
законченную форму.
Фундаментом современных научных представлений о строении
материи служит идея сложной системной организации.
Материя неуничтожима и в количественном, и в качественном
отношениях. Все формы те формы движения и уровни структурной
организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно,
обнаружит ещё новые), заключены в самой материи, внутренне ей
присущи, связаны между собой и способны при определённых
условиях переходить друг в друга.

29. Движение

Движение – это способ существования материи.
В мире конечных вещей движение абсолютно, а покой относителен.
Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение –
основа существования вещей, их целостности и структуры.
Вместе с тем, движение – основа изменчивости и
многокачественности вещей.
Ф. Энгельс высказал идею, что каждый вид материи обладает
присущей ей специфической формой движения. Между формами
движения существует генетическая связь, то есть высшие формы
движения возникают на базе низших, но не сводимы к низшим и
качественно специфичны.

30. Пространство и время

Пространство и время представляют собой формы, выражающие
определённые способы координации материальных объектов и их
состояний.
Пространство – отношение протяжённости и сосуществования
вещей, их взаимодействия.
Время – отношение длительности и последовательности
вещей друг за другом.

31. Субстанциональный подход

Субстанциональный подход к объяснению пространства имеет
место в механистической картине мира, где пространство
рассматривается как определённая субстанция, существующая
наряду с материей.
Так, согласно Ньютону, мир есть материя и пустота. Если можно
было бы из него полностью убрать материю, то осталась бы пустота,
то есть пространство.
В такой картине мира приходится рассматривать пространство как
среду существования объекта. А время понимается как абсолютная и
неизменная мера длительности, одинаковая для измерения всех
процессов во Вселенной.

32. Реляционный подход

Реляционный подход (от relatio – «отношение») понимает
пространство и время не как самостоятельные сущности, а как
системы отношений, образуемые взаимодействующими
материальными объектами.
Вне этой системы взаимодействий пространство и время
считаются несуществующими.
Пространство и время - общие формы координации
материальных объектов и их состояний. Соответственно
допускается и зависимость свойств пространства и времени от
характера взаимодействия материальных систем.
Свойства пространства: протяжённость, однородность и
изотропность, трёхмерность.
Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость,
однородность.

33. Кант Иммануил

Пространство - это неизменное свойство сознания структурировать
(оформлять) образы и ощущения по определённым законам.
Сознание также упорядочивает информацию в виде
последовательного расположения её единиц (образов, ощущений) –
что человек называет временем.

34. Способность оформлять образы

35.

Брунеллески: правила прямой перспективы

36.

37.

38.

Рамка Дюрера

39. Декартова система координат

English     Русский Правила