Похожие презентации:
Искусство Византии. Иконоборчество (726 – 843 гг.)
1. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
2. Иконоборчество (726 – 843 гг.) -
Иконоборчество (726 – 843 гг.) это эпохауничтожения
произведений
ранневизантийского
искусства, время
запрета на создание
икон и поклонение
изображениям Бога в
облике человека.
3. Предпосылки возникновения иконоборчества
1. Расширение круга христиан, которые недостаточно точно истолковывали суть
учения (фетишизм);
2. Неопределенность в трактовке учения
богословами (Христос – человек или
Бог?);
3. Возникновение и развитие ислама на
соседних территориях (запрет на
изображения человека).
4. Хронология иконоборчества
726 – уничтожено изображение Иисуса Христа,располагавшееся над входом в императорский
дворец (заменено изображением креста);
730 – издан указ, запрещавший поклонение
иконам;
787-815 – временное восстановление
иконопочитания;
843 – окончательная победа партии
иконопочитателей.
5.
Церковь Святой Ирины в Константинополе6. Мозаики Большой мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)
7.
8.
9.
Хлудовская Псалтирь (первая половина IX в.)10.
11. Результаты эпохи иконоборчества
• Развитие символической тенденции ввизантийском искусстве (гармонизация
чувственного и сверхчувственного),
появление орнамента и текста;
• Развитие монастырского искусства;
• Развитие светских сюжетов и образов.
12. Период Македонского Возрождения (2/2 IX в. – 1/2 XI вв. )
13. «Македонское Возрождение»
• Возвращение ксозданию изображений
Бога в облике человека;
• Обращение к
традициям эпохи
античности;
• Обращение к культуре
ранневизантийского
периода (до
иконоборчества).
14.
Мозаика «Иоанн Златоуст» в соборе Святой СофииКонстантинопольской, IX в.
15. - Золотой фон – символ вечности; - Осевое положение фигуры святого, уравновешенность и порядок; - Строгость и ясность лика; -
Монументальность,подчеркнутая тяжесть;
- Очерченность
контуром.
Мозаика «Иоанн Златоуст» в соборе
Святой Софии Константинопольской, IX
в.
16. «Богоматерь на престоле». Мозаика апсиды собора святой Софии в Константинополе.
17. «Архангел Гавриил»
18. «Лев Мудрый перед Спасителем». Мозаика в люнете центрального входа храма Св. Софии Константинопольской
19. «Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле». Мозаика в люнете южного входа храма святой Софии
20.
Мозаика «Императрица Зоя и император КонстантинМономах перед Христом», южная галерея собора св.
Софии, 1034-1042
21. Результаты эпохи Македонского Возрождения
• Восстановление основ изображения Бога воблике человека;
• Усиление качества наглядности (выражение
внутренних характеристик персонажа
посредством изобразительных приемов).
22. Средневизантийский классицизм (2/2 XI – XII вв.)
23. Средневизантийский классицизм
1054 год – Великий раскол, разделение Церкви наЗападно-католическую (Рим) и Восточноправославную (Константинополь)
XI-XII вв. – время утверждения православных
принципов в искусстве Византии
24. СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Крестово-купольная система25. Принципы оформления православного храма
1. Купол - ХристосПантократор. Христосв облике грозного
Царя или Судьи.
Окружен
изображениями
архангелов.
26.
27. Принципы оформления православного храма
2. Барабан купола –апостолы (ученики
Христа).
28. Принципы оформления православного храма
3. Паруса – евангелисты(апостолы, авторы
канонических
жизненописаний Иисуса
Христа).
Парус - элемент, благодаря
которому осуществляется
переход от круглой конструкции
купола к квадратному основанию
29. Принципы оформления православного храма
4. Апсида – Богоматерь(нередко с младенцем
Христом).
30. Мозаики церкви Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.)
31.
32.
33. Мозаичная икона «Христос Пантократор милующий», XII в.
Причины перехода от мозаики к иконописи1. Мобильность икон
(возможность
перевозить их из
страны в страну, из
храма в храм);
2. Ориентация на более
личное общение;
3. Отсутствие
рельефной
объемности
(желание показать,
что это не Бог, а лишь
его изображение).
Мозаичная икона
«Христос Пантократор
милующий», XII в.
34. Икона «Григорий Чудотворец», вторая половина XII в.
Основной материал иконописи - темпераИкона «Григорий Чудотворец», вторая половина XII в.
35. Владимирская икона Божьей Матери, XII в.
36.
37. Никифор III Вотаниат между святым Иоанном Златоустом и Архангелом Михаилом . Миниатюра Слова Иоанна Златоуста ,
Никифор III Вотаниат между святым Иоанном Златоустом иАрхангелом Михаилом .
Миниатюра Слова Иоанна Златоуста , Константинополь, 1078-1081 гг.
38. Результаты эпохи средневизантийского классицизма
Закрепление православной идеологии впроизведениях искусства
(ориентация на образец святого,
созерцательность, растворение в энергии
высшей духовности)