Похожие презентации:
Хоровое творчество. Франц Петер Шуберт
1.
Хоровое творчествоФранц Петер
Шуберт
Автор: Мухаметшин Мурат Челябинский институт Культуры
2020 год.
2.
Со школьных лет Шуберт сочинял также хоровую музыку: духовныепроизведения, светские кантаты, много хоров и ансамблей для бытового
музицирования, в частности излюбленные в немецком и австрийском
быту мужские хоры и квартеты (всего более 100). В хоровых сочинениях
его индивидуальность выявилась слабее, чем в сольной песне и
инструментальной музыке. Кроме того, здесь больше, чем в
инструментальных партитурах, ощутимо недостаточное владение
полифоническим письмом. И тем не менее и в этой области у него есть
интересные достижения.
Художественный интерес представляют две мессы Шуберта — As-dur
(1822) и Es-dur (1828).
→
Подобно Бетховену, Шуберт не интересовался культовым
содержанием мессы. В двух названных шубертовских мессах совсем нет
мистического настроения. Они пронизаны духом беспокойных исканий.
Литургический текст местами трактован так вольно, что исполнение этих
месс становится несовместимым с требованиями церковной службы. В
обоих произведениях встречаются отдельные эпизоды, близкие
психологическим романсам Шуберта. Образы и художественные приемы
месс отличаются своеобразным, неповторимым характером.
3.
Исключительно разнообразна по художественным замыслам иисполнительскому составу светская хоровая музыка Шуберта —
произведения для мужского хора или ансамбля, хора a cappella,
хора с сопровождением оркестра или фортепиано. Бесспорная
историческая заслуга композитора заключается в том, что в эпоху,
когда в светском искусстве господствовали сольное пение и
инструментальная музыка, он сохранил прекрасные традиции
национальных многоголосных ансамблей и, в известном смысле,
подготовил хоровое начало будущей национально-романтической
оперы Германии и Австрии.
Творчески значительны и оригинальны два хоровых «романса»
Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Caлиса (1817) и «Песнь
духов над водами» на поэму Гёте, существующая в трех
редакциях (1817, 1820, 1821, последняя с участием солистов и
струнного оркестра). Эти произведения далеки от типа
многоголосного ансамбля, распространенного в австрийском и
немецком быту. Они не имеют прототипов в современном Шуберту
искусстве. Посредством необычайной в хоровой музыке
красочности гармоний, благодаря смелости и разнообразию
модуляций, ритмической свободе Шуберт достигает поразительных
психологических и эмоциональных эффектов. Иногда эти
произведения сравнивают с хоровыми лирическими мадригалами
эпохи позднего Возрождения.
4.
Особый интерес представляет незаконченная оратория «Лазарь» (1819–1820).
Впоследствии Мендельсон, испытывая отвращение к вульгарным
развлекательным требованиям современного оперного театра, обратился к
оратории, чтобы воплотить в ней свои высокие музыкально-драматические
идеалы. Шуберт пятнадцатью годами раньше проделал этот путь. Все, что
влекло Шуберта именно как оперного композитора, он осуществил в первом
действии своей незаконченной оратории. По сохранившимся эпизодам можно
судить о том, как смело Шуберт предваряет в ней будущую музыкальную
драму, опередив не только «Эврианту» Вебера, но и «Тангейзера» и
«Лоэнгрина» Вагнера. Но уже во втором действии Шуберт впадает в
привычный театральный стиль. Возможно, что осознание разрыва между
уровнем первого действия и шаблонным характером последующих сцен
побудило композитора отказаться от завершения своей «ораториальной
драмы».
Поворот в области хоровой музыки произошел у Шуберта в конце жизни,
после тщательного ознакомления с партитурами генделевских ораторий. Под
их воздействием он написал героическую кантату «Победная песнь
Мириам» на текст Грильпарцера (1828). Заинтересовавшись хоровой
музыкой, Шуберт даже договорился с теоретиком Зехтером об уроках
контрапункта. Произошло это, однако, буквально накануне смерти
композитора, и новые замыслы его в области хоровой музыки остались
невоплощенными.