Похожие презентации:
«На земле древних кедров» познавательная программа
1. «На земле древних кедров» познавательная программа СДК п.Лиственичный.
2.
Финно-угорскийнарод.
Культура жилища
манси и ханты
Фольклор как образ
жизни народа
3. Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа.
4. Коренные малочисленные народы ханты и манси — два родственных народа.
Манси - народ,составляющий
коренное
население Северного
Урала.
Это финно-угорский
народ, являются
прямыми потомками
венгров (относятся к
угорское группе:
венгры, фины, манси,
ханты).
Этнонимы "ханты" и
"манси" образованы от
самоназвания народов
хантэ, кантах и манси.
5.
Учёные-этнологи считают, что в основу появления этогоэтноса легло слияние двух культур — уральского неолита
и угорских племен
6. Ханты и манси - обские угры
Для обозначения хантови манси как единого
целого
в научной литературе
утвердился еще один
термин — обские угры.
Первая его часть
указывает на основное
место проживания, а
вторая происходит от
слова "Югра", "Югория".
Так называлась в
русских летописях XI —
XV вв. территория на
полярном Урале и в
Западной Сибири, а
также ее жители.
7. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.
8.
Считается, что племена, заложившие основу национальнойособенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи
лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на
их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские
народности. Основной памятник тех лет находится на территории
современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный
камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и
росписями, сделанными прародителями современных манси.
9.
Летом во время охоты ирыбной ловли, часто
происходившей вдали от
основного жилища, из
бересты строились
временные
конусообразные чумы.
Манси-оленеводы
сооружали просторные
чумы, покрытые
оленьими шкурами.
Поскольку эти
представители
народности вынуждены
были кочевать, перегоняя
стада, жилища были
временными.
Это не влияло на их
качество: внутри всегда
было тепло и просторно, а
на плечи женщины
ложились обязанности по
обустройству быта. В
центре избы или чума
устанавливался особый
открытый очаг,
сложенный из бревен,
обмазанных глиной. Дым
из жилища уходил через
вентиляционное окошко
в крыше дома или
небольшое отверстие в
верхней части чума. Еду
готовили на огне прямо в
доме, иногда костер
разжигали на улице,
вблизи чума.
10. Известные юрты
Юрта Анямова(деревня
Тресколье),
Юрта Бахтиярова,
Юрта Пакина
(деревня Пома),
Юрта Саминдалова
(деревня
Суеватпауль),
Юрта Курикова и
др.
11. Интерьер чума
12. Нянькур - печь для выпекания хлеба
13. Фольклор как образ жизни народа
Все духовное богатство народа отражено в фольклоре. В сказках, пословицах, песнях, мифахпроявляется душа человека, душа народа.
Фольклор народов ханты и манси своеобразен, имеет только ему свойственное отношение к
силам природы, животному и растительному миру.
Фольклор как вид народного искусства отражает традиции народа в отношения внутри семьи,
почитание старших, забота о младших как нельзя лучше способствует формированию и
развитию духовных ценностей, соблюдение традиций, позволяет закрепить основу
нравственных качеств, заложенных в процессе семейного воспитания.
Это проявляется в хантыйских загадках и пословицах, в которых находят отражение события
и характеры, свойственные именно этому народу, ведущему особый образ жизни и имеющему
своё восприятие мира.
В хантыйских сказках, мы убеждаемся в том, что еще в древности люди обратили внимание на
существование определённых закономерностей в природе и в мире человеческих
взаимоотношений. Тема самых распространенных сказочных сюжетов - судьба гонимых и
униженных. За верность, доброту и бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием.
Этим изменениям в судьбе герои сказок обязаны вмешательству сверхъестественных сил,
обретению волшебного предмета, знанию или умению. Сказки учат быть твердыми в
жизненных испытаниях, не мириться со злом и неправдой. Они своеобразны в восприятии
окружающего мира, обоснованном языческим пониманием сил природы и глубокой
убежденностью ханты в зависимости их от богов и духов. Это многообразие в восприятии
окружающего мира и влияет на сюжеты фольклора народов ханты.
Фольклорное наследие – это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами,
душой и светом многих и многих предшествующих поколений.
14.
15. Традиционная одежда ханты и манси - для культуры это своеобразный «паспорт».
16.
17. Музыкальный фольклор
Историянарода, его
прошлое
отразилось в
устном
народном
творчестве –
в преданиях,
сказаниях,
героическом
эпосе, в
обрядах и
обычаях.
18.
Наряду с этимисуществуют и
другие устные
жанры –
песня. Например,
«песня судьбы» или
«личная песня»,
которую человек
складывал о
своей жизни.
Распространены
были и бытовые
сказки, рассказы о
животных.
19. ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА
20. Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое движение в танце у народа манси имел свой сокрытый особенный
21. Известные празднества у народов манси и хантов.
Многие торжестваприурочены к датам
православного календаря.
Из весенних праздников
наиболее значителен
Урине хотэл эква –
Вороний день,
отмечающийся на
Благовещенье (7 апреля).
Считалось, что в этот день
ворона приносит весну,
выступает
покровительницей
женщин и детей. Этот
праздник связан со
стремлением к
воспроизводству жизни,
благополучию семьи, в
первую очередь детей.
22.
В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшиесоревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения,
совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое
время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.
23.
С охотничьимпромыслом,
особенно с
началом пушной
охоты, связаны
осенние
праздники, в
первую очередь
Покров (14
октября). У
оленеводов
наиболее
почитаем был
Ильин день (2
августа),
совпадающий с
окончанием
линьки у оленей.
24.
Периодические праздники — «медвежьи игры» — устраивали зимой в течениесеми лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с
периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего
равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5 — 7 дней
перерыва в течение января и февраля — по 1 — 2 ночи, по мере того как из
окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей,
перед полнолунием «игры» завершались.
25. Нашу познавательную программу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.
Наш округ - седой богатырьСвой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву.