Похожие презентации:
Обычаи и праздники ханты и манси
1. Обычаи и праздники ханты и манси
2. Обычаи и праздники ханты и манси
Ханты и манси, два близкородственных поязыку и культуре финно-угорских народа,
проживают на севере Западной Сибири —
в Тюменской, Томской и Свердловской
областях. Их часто объединяют под общим
названием «обские угры», так как они
расселены по реке Оби и ее притокам.
Ханты и манси занимаются охотой и
рыболовством, часть населения —
оленеводы. Ханты и манси жили оседло по
рекам или совершали небольшие
передвижения в течение года. В их
праздниках и обрядах нашел отражение
богатейший опыт освоения человеком
северной природы.
3. Обычаи и праздники ханты и манси
4. Обычаи и праздники ханты и манси
Обычаи, связанные с отношением кприроде
Большую роль в жизни хантов и манси играют
запреты. Это особенно ярко проявляется в
отношении к земле, которую нельзя даже
поранить острым предметом. Существовали
отдельные участки земли, берега некоторых
озер, речек, по которым нельзя было ходить. В
крайнем случае нужно было привязать к
подошвам бересту. Проходя или проезжая
мимо таких мест, ханты и манси совершают
определенные обряды — приносят жертву
(пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и
манси совершали обряды жертвоприношения
в начале промысла, например рыбной ловли
или охоты. Во время таких жертвоприношений
обращались к духам — хозяевам
определенных мест с просьбой дать больше
добычи в наступающем сезоне.
5. Обычаи и праздники ханты и манси
Вороний деньВорона на Север прилетает одной из первых, в
апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки.
Своим криком она как бы пробуждает природу и,
кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому
ханты и манси считают эту птицу покровительницей
женщин и детей и посвящают ей специальный
праздник.
В вороньей песне, записанной на реке Северной
Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением
маленькие девочки, маленькие мальчики пусть
родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их
люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею,
замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие
девочки пусть родятся, долго живущие мальчики
пусть родятся!»
6. Обычаи и праздники ханты и манси
Вороний деньПо обычаям хантов и манси, за
всеми вещами маленьких детей
нужно строго следить, чтобы с
ребенком не случилось несчастье.
Это касается и тех предметов,
которые младенцу уже не нужны.
Поэтому гнилушки — стружки мягкой
древесины, которые насыпали в
люльку вместо пеленок, складывали
после использования в укромном
месте. Ханты считали, что ворона,
прилетев с юга, в холодные дни
греет лапки на этих теплых стружках
и приговаривает: «Побольше бы
детей на землю приходило, чтобы
было мне где погреть свои лапки».
7. Обычаи и праздники ханты и манси
Вороний деньРаньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки.
Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая кашаболтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы.
Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богинейпрародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей,
отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах.
На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто
привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было
стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.
8. Обычаи и праздники ханты и манси
Медвежий праздникЭто самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном
верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщиныпрародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают
его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости,
хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается
праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его
убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию
всех участников праздника.
9. Обычаи и праздники ханты и манси
Медвежий праздникШкуру медведя свертывали, голову и лапы
украшали кольцами, лентами, платками и
укладывали в переднем углу дома в так
называемой жертвенной позе, с головой,
положенной между вытянутыми передними
лапами. Затем устраивали представления в
масках. В первой половине ночи обязательно
исполняют танцы, посвященные главным богам.
Особое значение имела середина ночи и ее вторая
половина, когда съедали медвежье мясо,
провожали душу медведя на небо, гадали о
предстоящей охоте.
10. Обычаи и праздники ханты и манси
ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯМало кому известно, что у народа ханты существует
кроме почитаемого дня "Ворна хатла" - "Вороньего
дня", еще один праздник – Проводы Лебедя, который
посвящен встрече и проводам священной птицы –
лебедя. Этому событию предшествует праздник,
сопровождаемый особым ритуалом.
В день праздника жители подъехали к священному
месту, и мужчины-охотники оповестили о своем
приезде тремя залпами из охотничьих ружей.
Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел
на берег встречать нарядно одетых гостей.
Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику,
шли вереницей в деревню по тропе, выстланной
ветками и сеном.
11. Обычаи и праздники ханты и манси
ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯЗатем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили
съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и
после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
"Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца
все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь
край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих
могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над
нашей прекрасной землей".
Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал,
и начинали трапезу.
12. Обычаи и праздники ханты и манси
ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯВ стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее
место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили
лебедя принять их подарки.
Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было
ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место
было основано с незапамятных времен далекими предками.
Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый
краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним
пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места
расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь,
обволакивая дымом тлеющей чаги, развешивал на жерди. Присутствующие
бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем
попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.
13. Обычаи и праздники ханты и манси
ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯ- Ац! - раздавался призывный клич после каждого оборота - и семь раз эхо
разносило этот клич...
В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной
палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить
поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла
кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на
отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.
На этом праздник закончился.