Похожие презентации:
Практическая философия
1. Практическая философия
17 апр2.
Есть ли представления о добре и зле общие для человечества?Конвенция о неприменимости срока давности к военным
преступлениям и преступлениям против человечества Принята
Генеральной Ассамблеи ООН
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/warcri
mes_limit.shtml
РИМСКИЙ СТАТУТ Международного уголовного суда статья
2002. Статья 7: преступ ления против человечности.
https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf Россия
отказалась от ратификации Римского статута в 16.11. 2016. См.
публикацию по теме и документ по ссылке:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/16/70557pochemu-rossiya-otkazalas-ratifitsirovat-rimskiy-statutmezhdunarodnogo-ugolovnogo-suda
3.
Как различать?МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
oвыступают регуляторамиотношений между людьми
oосновываются на оценке общественных явлений и поведения индивидов с
точки зрения добраи зла
oносят универсальный(?) характер и применимы в различных жизненных
ситуациях закрепляются общественныммнением и убеждениями отдельно
взятых людей
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Благо («добро»), любовь, честность, свобода,
справедливость, равенство…
МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: благоразумие (рассудительность), умеренность,
толерантность, щедрость, мужество (ср фр.courage, англ. bravery, fortitude)
4.
Этические концепции: - теории, обосновывающие основания моральных ценностейчерез результат поведения (действия) – консеквенциализм. Морально оправданно
такое действие или бездействие, которое приносит благие результаты или
последствия (счастье - эвдемонизм, удовольствие - гедонизм; личную выгоду –
разумный эгоизм).
утилитаризм: морально то, что приносит наибольшую пользу (максимальное
превосходство удовольствия над страданием), наибольшему количеству людей.
И.Бентам: «Под принципом полезности понимается тот принцип, который одобряет
или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как
нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе
которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или
препятствовать этому счастью». Сферы: политические дискурсы Вар: «цель
оправдывает средства».
- деонтология: этика «долга». Морально то действие, которое соответствует правилу
(«должному»): следование правилу (долгу) важнее последствий. Правило задается
«благой разумной волей» (практический разум), включает «мотив и намерение». См.
текст И.Канта. О мнимом праве лгать из человеколюбия:
https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/kant.html (сферы применения: медицинская
этика) Вар: «благими намерениями выслана дорога в ад». - Этика добродетели: не
«что я ДОЛЖЕН делать?», но «Как поступать в конкретных ситуациях, конкретному
человеку, чтобы быть хорошим человеком?»
5. модели морального развития Лоуренса Кольберга (теория развития нравственности)
модели морального развитияЛоуренса Кольберга
(теория развития нравственности)
• общие для представителей всех культур
основные ценности (11): законы и нормы,
совесть, способность выразить свои
чувства, авторитет, гражданские права,
договор, доверие и справедливость в
обмене, справедливость наказания, жизнь,
право собственности, правда или истина,
любовь и секс.
6.
• Центральным понятием модели является понятие справедливости.Принципы справедливости являются основой для разрешения моральных
конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов участников.
Суть справедливости — это распределение прав и обязанностей,
регулируемое понятиями равенства и взаимности
•Критерии: принятие универсальных этических принципов, так и выработка
личностью новых моральных ценностей, собственной этической концепции.
•вырабатываются в ходе социального взаимодействия.
•методика морального интервью
•Дилеммы Хайнца
7.
6 стадий морального развитияУровень 1. Доконвенциональный.
1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?) 2.
Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?)
Уровень 2. Конвенциональный. 3. Ориентация на соответствие ближнему
окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребёнка») 4.
Установка на поддержание установленного порядка социальной
справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и
законам)
Уровень 3. Постконвенциональный 5. Утилитаризм и представление о морали как
продукте общественного договора (социальный контракт) 6. Универсальные
этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как
регулятор
8.
Двое юношей, братьев, попало в неприятную ситуацию. Они должны былитайно и второпях покинуть город и нуждались в деньгах. Старший брат Карл
залез в магазин и украл тысячу долларов. Младший Боб отправился к
старику-пенсионеру, известному своей помощью людям. Он сказал ему, что
тяжело болен и нуждается в тысяче долларов на операцию. Боб попросил
старика одолжить ему эти деньги и обещал вернуть их после выздоровления.
На самом деле Боб вовсе не был болен и не собирался возвращать деньги.
Хотя старик не очень хорошо знал Боба, он одолжил ему деньги. Боб и Карл
ускользнули из города – каждый с тысячью долларов.
9.
1а. Что хуже – воровать подобно Карлу или обманывать подобно Бобу?1б. Почему это хуже?
2. Что самое худшее в обмане старика?
2а. Почему это самое худшее?
3. Почему, вообще, надо выполнять обещание?
4. Важно ли выполнять обещание, данное тому, кого Вы не очень знаете, или
никогда больше не увидите?
4а. Да или нет и почему?
5. Почему не следует воровать из магазина?
6. В чем ценность или важность прав собственности?
7. Следует ли людям делать все возможное ради подчинения закону?
7а. Да или нет и почему?
8. Вел ли себя старик безответственно, давая деньги в долг Бобу?
8а. Да или нет и почему?
10.
Известный юрист и философ Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), рассуждая оюридическом основании наказания и праве его налагать, находит
нерезультативной утилитаристскую теорию И. Бентама, согласно которой, “при
определении наказания законодатель должен взвешивать, с одной стороны,
удовольствие, которое получает преступник от преступления, а с другой – 1)
страдания жертвы; 2) страдание других членов общества, чья безопасность
нарушается безнаказанным совершением преступлений; 3) изменение полезной
деятельности и проистекающих от нее удовольствий, которое происходит от
недостатка безопасности. Избыток одних удовольствий и страданий над другими
должен определять большую или меньшую наказуемость преступлений”
(Б.Н.Чичерин “Философия права”).
В чем, на ваш взгляд, проявляется слабость/несостоятельность такой теории
определения наказания?
11.
Многие правоведы, философы и политики видятзначение права в том, что оно является “средством
воспитания людей к общественной жизни”. Согласны
вы с таким утверждением? Какие воспитательные
функции права можете вы можете назвать?
Приведите не менее трех примеров
12. Титаник
• Вы отправляетесь в морской круиз. Через два дня плавания случаетсяполомка. Капитан сообщает пассажирам, что в корпусе корабля
пробоина, и что вы все должны покинуть корабль на надувных лодках.
Капитан посылает сигнал бедствия, а вы оказываетесь на борту одной
из таких лодок с девятью незнакомцами. При спуске на воду, лодка
цепляется за борт корабля и тоже получает пробоину! Дыра в лодке
такова, что воду можно вычерпывать, поддерживая ее на плаву.
Причем, вычерпывать можно вдевятером и отдыхать по очереди. В
таком случае, лодка продержится на воде пять часов. Если через пять
часов вас не спасут, лодка затонет, и все пассажиры погибнут. Осознав
это, все принимаются за работу. Когда пришла ваша очередь
отдыхать, вы заметили,что к вашей лодке подплывает другая. В ней
есть одно свободное место, а управляет лодкой ваш знакомый,
который сразу же предлагает присоединиться к нему. Вы понимаете,
что если уйти из лодки, оставшимся придется черпать без отдыха, и
сил у них хватит всего на два часа. Итак, у вас есть только две
возможности: остаться в лодке и ждать спасения, или спастись
немедленно, оставив два часа на спасение людям в дырявой лодке.