Похожие презентации:
Этика. Определение этики
1. Лекция этика
ЛЕКЦИЯЭТИКА
ЛЕВИН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
[email protected]
2. Определение этики
ЭТИКА – практическая философия, наукао морали (нравственности).
Нормативная этика объясняет почему
некоторые вещи плохи или хороши.
Обосновывает наши этические суждения.
2
3.
34.
45. План лекции:
-Утилитаризм
-
Деонтологическая этика
-
Этика добродетели
5
6. Гедонизм
Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие»)— этическое учение, согласно которому удовольствие
является высшим благом и целью жизни.
У гедонистов единственными
мотивами поступков являются
перспектива удовлетворения, и
избежание того, что не
удовлетворит те или иные
желания.
Аристипп
(ок. 435 — ок. 355
до н. э.)
Что не может объяснить
гедонизм?
6
7. Утилитаризм
Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) и означает теорию пользы,точку зрения, основанную на пользе. Термин "утилитаризм"
принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю
(1806-1873). Так называлось его основное моральнофилософское произведение - "Утилитаризм" (1863), в котором он
систематизировал и обосновал основные положения, развитые
его учителем, Джереми (Иеремия) Бентамом (1748-1832) в
трактате "Введение в основание нравственности и
законодательства" (1780, опубл. 1789).
7
8. Утилитаризм «действия» Бентама
«Природа поставилачеловека под власть двух
суверенных владык:
страданья и радости. Они
указывают, что нам делать
сегодня, и они
определяют, что мы будем
делать завтра. Как мерило
правды и лжи, так и
цепочки причины и
следствия покоятся у их
престола».
8
9. Полезность действия
«Наибольшее счастье наибольшего числа людей»«То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье
для наибольшего числа людей, а то действие является наихудшим, которое
подобным же образом причиняет несчастье» (Исследование, ii,iii,viii).
В случаях, когда последствия действий носят смешанный характер, хорошим
является действие, чьи хорошие последствия перевешивают дурные последствия и
наоборот;
имеет значение степень приносимого счастья и несчастья: незначительное благо для
многих не может перевесить огромное зло для нескольких, а огромное благо для
нескольких может перевесить малое зло для многих.
Хатчесон Ф. Исследование... // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Искусство,
1974. С. 174.
9
10. Монстр
1011. Критика раннего утилитаризма
• Эстетическая критика• Теологическая критика
• «Жертвоприношение»
• Арифметическая
• Права человека
• Справедливость
• Предсказуемость?
11
12. Модификации Милля
• Удвольсвия «интеллектуальн», а не «телесные»«лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком».
• Качественно лучше, но не количественно
• Счастье не равно удовольствию (пирамида Маслоу)
• Приемлемость или неприемлемость в каждом конкретном случае
получаемого удовольствия или выгоды определяется тем,
содействуют ли они достижению высшей цели, т.е. общему
счастью.
12
13. Утилитаризм правил
"такие правила для руководства человеку в его поступках, черезсоблюдение
которых
доставляется
всему
человечеству
существование наиболее свободное от страданий и наивозможно
богатое наслаждениями".
Миллъ Дж.С. Утилитарианизм.
О свободе: 3-е изд. СПб., 1900. С. 107.
13
14. Принцип полезности правил
«Наибольшее счастье наибольшего числалюдей»
1) Обосновывает моральные практики
2) Объясняет неправильность
несправедливых законов
3) Теоретическое средство для разрешения
конфликтов моральных законов и правил
14
15. Утилитаризм действий и правил
Последствия действияДействие этически
правильно тогда и
только тогда, когда оно
ведет к наибольшему
счастью наибольшего
числа людей
Последствия правил
Действие этически
правильно тогда и
только тогда, когда оно
предписывается
правилом, принятие
которого ведет к
наибольшему счастью
наибольшего числа
людей
15
16. Утилитаризм правил?
1) Для каждого этического правила могут бытьисключения
2) Эти исключения могут быть сформулированы как
"субправила".
3) Для каждого исключения может быть своё
"субправило".
4) В конце концов человек будет выбирать действие с
максимальной полезностью. -> Утилитаризм
действий.
Joel Feinberg, The Forms and Limits of Utilitarianism The Philosophical
Review. Vol. 76, No. 3 (Jul., 1967)
16
17. Деонтологическая этика
Утилитаризм оценивает действия с точкизрения его последствий. Бывают ли
действия
необходимые/запрещенные
независимо от последствий?
Этика долга
17
18. Категорический императив
Иммануи́л Кант(1724 —1804)
1.
Поступай только согласно такой
максиме, относительно которой ты в
то же время можешь пожелать,
чтобы она стала всеобщим законом.
2.
Поступай так, чтобы ты всегда
использовал человечество и в своем
лице, и в лице всякого другого
человека также как цель, но никогда только как средство.
Кант И. Критика практического разума.
18
19. Долг
Долг - это "практически безусловная необходимостьпоступка". Это значит, что поступок из долга безотносителен
к конкретным обстоятельствам его совершения - он не
выводится из опыта и не оправдывается опытом. Это
действие не ради пользы и не из симпатии. Его оправдание исключительно в разуме. Поэтому требование долга
оказывается значимым "для всех разумных существ". Только
поступки исходящие из долга залуживают морального
одобрения.
Делай, что должен. Если поступок диктуется долгом, то он
обязателен в любом случае
19
20. Добрая воля
Добрая воля добра не благодаря тому, что она приводит вдействие или исполняет, не в силу пригодности к достижению
какой-либо поставленной цели, а только благодаря волению,
т.е. сама по себе". Добрая воля, в свою очередь,
обусловливает моральность всех остальных качеств и
способностей человека; без нее они в моральном плане ни
положительны, ни отрицательны.
Кант И. Основание метафизики нравов
20
21.
2122. Преимущества дентологической этики
• Принципиальность: Люди должны исполнятькатегорический императив независимо от
ситуации и последствий.
• Гуманизм: человек как цель.
22
23. Недостатки
• Ригоризм• Конфликт долга и другого долга
• Хорошими намерениями выложена дорога в ад
• Обоснованность долга?
23
24. Кант vs Утилитаризм
Утлилитаризм• Принцип полезности
• Правильность поступка зависит от его последствий
(результат оправдывает средства)
Деонтолгия
• Категорический императив
• Правильность поступка зависит от соответствия
универсальному моральному закону (результат никогда не
оправдывают средства)
• Долг
24
25. Этика добродетели
Этика концентрирует внимание не наотдельных действиях, а на качествах
характера, его добродетелях.
Добродетельный человек склонен
поступать правильно.
Аристотель
384-322
25
26. Εὐδαιμονία
Цель жизни этоΕὐδαιμονία (юдомония, идомония)
(добро, дух, длительность)
Можно перевести как
-
Цветение
-
Счастье (не в смысле получения чувственного удовольствия!)
-
Хорошая (правильная) жизнь
26
27. Добродетели
Добродетельные люди имеют больше шансов достигнуть счастья(Εὐδαιμονία).
Смелые, разумные, справедливые, щедрые и т.д.
Добродетели как и все свойства характера требуют упражнения.
Правильные действия обнаруживаются при наблюдении за
добродетельными людьми( за самим собой?). Хотя эти действия
хороши сами по себе, а не из-за нашего к ним отношения.
27
28. Золотая середина
Страсть/беспокойствоСтрах
Порок недостатка
Трусость, малодушие
Добродетель
Храбрость
Удовольствие/боль
«Бесчувственность»
Умеренность
Давать/брать деньги в
долг
Транжирство
Скупость
Щедрость
Скупость, скаредность
«Великолепие»
Почет, слава
Небольшие почести
Гнев
Излишняя скромность
Неамбициозность
Вспыльчивость
Честность, верность (по
отношению к себе)
Юмор
Угождать другим людям
Стыд
Отношение к чужой удаче
Гордость, самоуважение
Амбициозность
Добродушие,
уравновешенность
Ложная благопристойность
Честность
Невоспитанность, грубость
Вздорность, угрюмость,
неприветливость
Застенчивость,
стеснительность
Злобность, язвительность
(радуется чужой неудаче)
Остроумие
Дружелюбие
Благопристойность
Праведное возмущение
(чужая незаслуженная
удача причиняет боль)
Порок избытка
Опрометчивость,
безрассудство
Потворство
собственным
слабостям
Расточительство
Безвкусность,
пошлость
Тщеславие
Сверх-амбициозность
Несдержанность,
вспыльчивость
Хвастовство
Шутовство
Раболепие,
низкопоклонство
Бесстыдство
Зависть (чужая удача
причиняет боль)
Золотая середина не означает всегда «усреднения».
Если ситуация требует ярости (например, на войне), то
добродетельный человек будет в ярости.
28
29. Критика и достоинства
ДОСТОИНСТВАКРИТИКА
- Обращает
внимание на
субъекта
морального
выбора
- Не дает четких
инструкций
относительно
конкретных
действий
- Описывает
целую жизнь
- Релятивизирует
этику
- Учитывает
эмоции
- Политика
29