История развития орнамента
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
4.06M
Категория: ИскусствоИскусство

История развития орнамента

1. История развития орнамента

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский Государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Кафедра технологического и художественного образования
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ОРНАМЕНТА
Руководитель: Околович М.Г.
Студент группы 5391 Петросян М.М.
Великий Новгород 2020 г.

2.

Орнамент

базисное
явление
художественной культуры. В орнаменте
утверждается единство человеческой
художественной культуры — фундаментальные ценности всех эпох, всего
человечества, объединяющие прошлое
с настоящим. Ничто так ярко, как
орнамент, не скажет об исторической
эпохе и особенностях её культуры.

3.

Орнамент (от лат. ornamentum украшение), узор, основанный
на повторе и чередовании
составляющих его элементов.
Предназначается для украшения
различных предметов (утварь,
текстильные изделия, мебель,
книги и т. д.), архитектурных
сооружений и произведений
пластических искусств.

4.

При внимательном изучении роли и
функции
орнамента
становится
очевидным, что значимость его в
системе выразительных средств
произведения искусства намного
больше,
чем
украшательская
функция, и не ограничивается одним
только прикладным характером.
В отличие от цвета, фактуры,
пластики,
которые
не
могут
существовать вне определенного
предмета, не потеряв при этом своей
образности,
орнамент
может
сохранить ее даже во фрагментах или
при перерисовке.

5.

Основные виды орнамента:
-геометрический;
-растительный;
-зооморфный;
-антропоморфный;
- меандровый;
- пейзажный;
-технический;
- предметный;
-символический;
- эпиграфический ;
(каллиграфический)
Эпиграфический орнамент
Пейзажный орнамент

6.

7.

Исследователи орнамента считают, что он возник
уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс.
лет до н. э.). Ранние декоративно-орнаментальные
элементы могли и не иметь смыслового значения,
а являться лишь отвлеченными знаками, в которых
выражали чувство ритма, формы, порядка,
симметрии.

8.

В период СРЕДНЕВЕКОВЬЯ орнаменты отличались
фантастическими
и
сказочными
рисунками,
основанными на растительных и животных мотивах.
Средневековый орнамент символичен. Природные
мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые
прямолинейные геометрические формы переходят
в плетеные криволинейные. Через выработанные
декоративно-орнаментальные средства в Средние века
опосредованно
передавались
внутренний
мир,
состояние и переживания человека.

9.

В эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ формируется светская
гуманистическая культура, утверждающая ценность
человеческой личности. В этот период искусство
стремится
к
ясности
и
гармонии.
В орнаментах широко используются мотивы аканта и
дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных
на фоне растительных завитков и узоров.

10.

Орнамент стиля БАРОККО строится на напряженных
контрастах, резко противопоставляя земное и небесное,
реальное и фантастическое, впрочем как и все
искусство барокко. Орнаментика барокко отличается
разнообразием
и
выразительностью
форм,
пышностью, великолепием и торжественностью. Для
нее также характерны декоративность и динамика,
преобладание криволинейных форм и асимметрии.

11.

В начале XVIII в. возник стиль РОКОКО.
Орнамент
приобретает
легкость,
воздушность,
подвижность и живописность. Для него характерны
ажурные,
изогнутые,
криволинейные
формы,
отсутствие ясной конструктивности (излюбленный
мотив — раковина).

12.

В период КЛАССИЦИЗМА в конце XVIII в. происходит
пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь
приобретает статичность и уравновешенность, ясность
и четкость. Он состоит в основном из прямых линий,
квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится
сдержанным по колорит.

13.

В начале XIX в. появился стиль
АМПИР,
который черпает свои художественные идеалы из искусства
греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике
ампира присущи суровость, схематизм, строгость,
торжественность, а в качестве мотивов используются
воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые
сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с
ярко-желтым, белый с золотом.

14.

«...Орнамент организует вещи нашего практического мира.
...Покрывая функциональные формы, архитектурные
или
прикладные, орнамент задает определенные способы их
восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его
частями... Орнамент может придать поверхности характер
незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей
бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по
краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет,
обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент,
подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную
функцию ее тектонической организации, тем не менее,
разворачивает
на
ее
поверхности
свою
собственную
художественную
тему.
Он
поднимает
предмет
над
ограниченностью его практического назначения, делает носителем
некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового
порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать
ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей
эпохи о структуре окружающего мира».
(Российский искусствовед Герчук Ю. Я.)

15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

- Характеристика разных видов орнамента [Электронный ресурс]
URL : https://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta/
- Учебное пособие Буткевич Л.М. [Электронный ресурс]
URL : https://iknigi.net/avtor-lyubov-butkevich/31062-istoriyaornamenta-uchebnoe-posobie-lyubov-butkevich/read/page-1.html
- Орнамент как вид декоративной композиции [Электронный ресурс]
URL : https://studopedia.su/18_149160_ornament-kak-vid-dekorativnoykompozitsii-vidi-i-struktura-ornamentov.html
-История орнамента Электронный ресурс]
URL : http://shedevrs.ru/ornament/761-istoriyaornamenta.html

16.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила