2.86M
Категория: ИскусствоИскусство

Симметрия русского орнамента

1.

ФГКОУ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ»
Симметрия
русского
орнамента
Выполнила: кадет 6А класса
Шарабырова Екатерина Андреевна
Руководитель: учитель ИЗО
Гольтяева Наталья Сергеевна

2.

План работы над проектом
*Определилась с темой.
*Изучила различные источники о симметрии в
математике, изобразительном искусстве и
других сферах жизни русского народа.
*Изучила виды орнамента в декоративноприкладном искусстве.
*Отобразила необходимый материал по
интересующей теме.
*Создала дидактический материал как продукт
моего исследования (презентация, материал
для страницы интерактивной книги «Россияродина моя»).

3.

Симметрия во всем
Симметрию мы видим везде, где
наблюдается упорядоченность,
регулярная повторяемость.
Термин “симметрия” погречески означает
“соразмерность,
пропорциональность,
одинаковость в расположении
частей”.
В математике: фигура
симметрична
относительно точки
(центр симметрии),
если ее точки попарно
лежат на прямых,
проходящих через центр
симметрии, по разные
стороны и на равных
расстояниях от него.
В орнаменте:

4.

Применение принципа симметрии
в русском орнаменте
Орнамент сопровождал человека в его
повседневной жизни. Слово
“орнамент” происходит от латинского
глагола ornare –
украшать, ornamentum – украшение.
* Орнамент использовался на
одежде, посуде, наличниках окон
Это было связано с желанием
оградить человека от всего
дурного. Корни орнамента связаны
с язычеством.
* Заимствованы и переработаны были
многие формы растительного
орнамента.

5.

В орнаменте были заключены знаки,
письмена – идеограммы
Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали,
прежде всего из жизни, окружающей природе, из
легенд и преданий. Обращались и к смежным отраслям
прикладного искусства. В некоторых видах декоративноприкладного искусства (вышивка, керамика, резьба по
дереву), имевших давнее историческое прошлое, до
наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой
древности, которые отразили истоки сложного
содержания символических узоров. Простейшие из них
(в виде перекрещённого креста, квадрата, ромба, круга
наподобие пиктографического рисунка) являлись
условными знаками, символами солнца и считались
священными изображениями. Наряду с геометрическим
орнаментом, сохранялись традиционные для
древнеславянской языческой мифологии сюжеты.

6.

Классификация орнаментов
* 1.Технический.
* 2.Символический
* 3.Геометрический.
* 4.Растительный.
* 5.Каллиграфический.
* 6. Фантастический.
* 7.Астральный.
* 8.Пейзажный.
* 9.Животный.
* 10.Предметный (вещный)

7.

Геометрический орнамент
* Первоначально этот орнамент возник благодаря
слиянию технического и символического
орнаментов, образовав более сложные
комбинации изображений, лишенные
конкретного повествовательного значения.
* Акцентируется внимание на строгом
чередовании отдельных природных мотивов.
Ведь любая геометрическая форма — это
изначально реально существующая форма,
предельно обобщенная и упрощенная.
* Постепенное развитие первоначальных и в то
же время основных геометрических форм
привело к тем художественным формам,
которыми пользуется современное искусство, и
которые отличаются особым разнообразием и
изяществом в произведениях арабо
мавританского и готического декоративного
искусства.

8.

Растительный орнамент
* Это самый распространенный орнамент
после геометрического, для него
характерны свои излюбленные мотивы,
причем последние различны в разных
странах, в разные времена. Растительный
орнамент по сравнению с другими его
видами предоставляет наибольшие
возможности для создания разнообразных
мотивов, приемов исполнения, для
оригинальной трактовки формы.
Растительный орнамент использует
многочисленные формы растений: листья,
цветы, плоды, взятые вместе или по
отдельности.
* В руках художника-орнаменталиста
первоначальные формы, масштабы, цвет
изменяются и соподчиняются по законам
симметрии.

9.

Каллиграфический
(эпиграфический) орнамент
* Этот орнамент составляется из
отдельных букв или элементов
текста, выразительных по своему
пластическому рисунку и ритму.
Искусство каллиграфии
использовалось и в Древней Руси,
играя наряду с собственно
орнаментикой заметную роль в
декорировании различных изделий
декоративно-прикладного искусства.

10.

Животный орнамент
* Построен на изображениях птиц и зверей с
различной степенью стилизации: как близких
к реалистическим, так и условных. В
последнем случае орнамент несколько
приближается к фантастическому.
English     Русский Правила