МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ
МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ
МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ
МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ
Отражение русской ментальности в сознании и языке
Характерные черты русского национального мышления
Характерные черты русского национального мышления
Типология русской ментальности
333.00K

Ментальность как национально-культурный способ мировидения

1. МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ

Ментальность – «совокупность
мыслительных процессов,
включающих построение особой
картины мира» (15)

2. МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ

• - Концепт как ментальная сущность,
которая имеет имя в языке и отражает
культурно-национальное представление
человека о мире
(В.А.Маслова.,4)

3. МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ

• Когнитивная база - «определенным образом
структурированная совокупность необходимо
обязательных знаний и национальнодетерминированных и минимизированных
представлений того или иного национальнолингво-культурного сообщества, которыми
обладают все носители того или иного
национально-культурного менталитета»
(В.В.Красных 164)

4.

• «Ментальность – уровень индивидуального
и общественного сознания…, магма
жизненных
установок
и
моделей
поведения, эмоций и настроений, которая
опирается на глубинные зоны…, на какие-то
вполне осознанные и более или менее
четко
сформулированные
идеи
и
принципы»
А Гуревич, 1989:454
(? Ментальность вне языка?)

5.

• «Ментальность есть миросозерцание в
категориях и формах родного языка,
соединяющее в
процессе
познания
интеллектуальные, духовные и волевые
качества национального характера в
типичных его проявлениях»
Колесов, 1999:81
(? Ментальность в языке?)

6. МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ

• Ментальность как национальное
самосознание, присущее определенному
этносу; детерминированное
мировидение, в котором проявляется
нравственная позиция, опыт
определенного народа (этноса).

7. Отражение русской ментальности в сознании и языке

(? Ментальность вне языка и в языке ?)
Характерные черты русского
национального мышления:
• Отсутствие необходимости что-либо
доказывать при изложении проблемы, ср.
«своим ничего не надо доказывать».

8. Характерные черты русского национального мышления

• Конфронтация со всем чужим, инородным.
Отсюда: динамизм, открытость и
толерантность.
Толерантность формировалась у русского народа исторически
благодаря многонациональной государственности
Но: Русский корень не боялся прививок

9. Характерные черты русского национального мышления

• Развитие национального самосознания на
чужеродном фоне:
ЯЗЫЧЕСТВО
ХРИСТИАНСТВО
БОГ
Творец
В каждой твари
присутствует сам Бог
Создатель
Дистанцированность
Бога от мира

10.

• Однако столкновение с инородным
обогащало русское сознание
Язычество
Христианство
Идеалом становится не сам Бог, а Святой

11.

• Поэтому языческое поклонение всякому
Божьему творению (вещам, природным
явлениям)
Ср.: Язычество – идольство, кумирство,
идолопоклонство, обожание природы
В.И.Даль
Нетеистическая религия, многобожие
("политеизм" ).

12.

• культовые ритуалы (жертвоприношения
богам, участие в мистериях , обрядах и т.п.).
8).
• магическая практика (греч. mageia волшебство, чародейство).
• религии плача, гомерический хохот
языческих богов. ...
Смех мы отнесем к роду богов, а слезы к состоянию людей и животных

13.

• Языческие персонажи природных стихий
фиксируются в образах "низшей" мифологии
(например, бесы);
• «Светоносные" черты языческого солнечного бога,
связанны с ночным и зимним "умиранием", с
загробным царством, с адом;
• Многие элементы Я. входят в содержание
христианской обрядности: Пасха как Святое
Воскресенье Христово переосмысливается в
соответствии с архаической семантикой аграрных
культур как весеннее пробуждение (воскресение)
природы, в структуру обрядности вводится
ритуальное поедание окрашенного яйца (красный
цвет - цвет крови - использовался в Я. как знак
жизни для окрашивания лба раненых, рожениц и
новорожденных с целью обратить их к жизни;

14.

• Язычество
Совесть
(греч.калька)
Западноевропейское
католичество
Сознание
(лат.кальк. Conscientia)
Чувство нравственной
ответственности
за свое поведение
перед окружающими
людьми и обществом
Особое душевное
состояние (обращение к Богу и
человеку одновременно)
Рассудочность
Целесообразность
Рациональность

15.

• Со временем единство ЛОГОСА у русских
стало распадаться на компоненты
(=специализироваться)
ЛОГОС
Мысль
Слово
Дело
Вещь
Отсюда: трагедия русского менталитета

16.

• (1) Мысль
Слово
Мы не всегда соотносим мысль с эквивалентным словом
Мыслим одно, говорим другое
• (2) Слово
Дело
Говорим одно, а делаем другое
• (3) Дело
Вещь
А получается как всегда…

17.

• Языческое
мышление
Христианское
мышление
Важны
общественно-значимые
поступки
Преступление Подвиг
Важны
индивидуальные
Пороки
и
Добродетели
На первом месте
Общечеловеческое
Личное

18.

• Язычество
Христианство
Путь к свободе
Через осознание
Через освобождение
справедливости
от всякого
общественного
угнетения
интереса
Это
«самоволие»
«своеволие»

19.

• Язычество
Христианство
Однозначная
оценка
Множество
определений
Добра и Зла
Цельность
Вариантность
оценок

20.


Принятие христианства привело к
двойственности поступков
у русских людей
Это породило стремление
к «среднему образцу»
(средний человек без крайностей и
отклонений от нормы)
Жизнь в гармонии. Терпимость к чужой
вере (если она не агрессивна)

21. Типология русской ментальности

• 1. В центре внимания не факт или идея,
а дело, результируемое в вещи
• 2. Мысль как дело
(за мысли судили, как за дело)
• 3. Дело, Мысль, Слово окрашены
нравственным идеалом (хорошо – плохо)
Нравственность в противовес логике

22.

• 4. Красота важнее пользы
• 5. Духовность важнее меркантильности
(расчетливости, торгашества)
• 6. Качество дела важнее, чем количество
произведенного
• 7. Жизнь «по мечте», а не простое
«протекание жизни»
• 8 . Личная совесть предпочтительнее, чем
навязываемое мнение
(хотя совесть – порождение коллективного
сознания)

23.

• Ранние сдвоенные формулы(совет, да
любовь, горе – не беда, радость и веселье,
чудо-диво) стали заменятся на
синкретические понятия (собор, страсть)
• 9.Право-долг регулирует личное поведение
• 10.Правда важнее отвлеченной идеи.
Душа важнее тела.
Искусство важнее науки.
• 11. Право говорить подкрепляется правом
решать (иначе болтовня)

24.

• Ср.: съ-каз-ати = рассказать, объяснить
таинство; сказка, сказание, указ,
указание, приказ, приказание
Сказать значит (раз)решить.
Сказано – сделано.
• 12. Знание в исконно русском менталитете
не отождествляется с говорением! (Хотя
незнающий обычно молчит)
Говорение – это лишь средство передачи
знания
Не «знать», а «ведать».

25.

• Знание не в слове, а в действии.
• Знание – это умение.
(К сожалению, мы взяли многие недостатки классического
западно-европейского образования. Например, стали
отождествлять знание с говорением или изложением)
- Хорошо говорящий или бойко пишущий
почитается и знающим то, о чем идет речь,
хотя это не всегда так.
- Можно говорить, не понимая, особенно на
иностранном языке

26.

• 13. Легковерие. Вера в авторитетное
мнение, а не в науку (наука создана, а не
сотворена).
• 14. Бог – Творец, но ценится не только он,
но и созданные им твари. Бог у каждого в
сердце. Бог – это энергия связи между
людьми.
• 15.Конкретное и образное предпочитается
отвлеченному, рациональному
• (Отвлечение имеется в конкретном.
Конкретное – знак отвлеченного)

27.

• Наука абстрактна и злоупотребляет
анализом. Она сводит живое к схемам и
омертвляет его.
• 16. Основная модель познания у русских –
синтез.
Анализ разъединяет, потому он не приемлем.
Анализ отрицает общественный дух
(единение)

28.

• 17. Русско-ментальное познание строится
на «сходстве и подобии».
• Это те элементы системы, которые
соединяют разрозненное в целое
• 18. Для русских характерен синкретизм
восприятия мира.
Живая вещь – это целостная вещь.
А.А. Потебня: «Язык синтетического строя
(славянский) не может изучаться
аналитически».

29.

• 19. Идеал не в будущем, а где-то в другом
месте. Он сосуществует, его можно
отыскать.
• 20.Добро имеет многообразное
проявление. Зло – однозначно.
Зло – это отсутствие добра.
• 21. Ум эгоистичен, душа соборна. Ум
разъединяет, душа объединяет.
«Я» и «Ты» объединены в «Мы». Ср также:
Я+Они=Мы. Я+Она=Мы

30.

• 22. Добрый человек – удалой, а не смелый
и отважный. Это тот, который способен на
рискованный шаг ради кого-то, чего-то.
• 23.Честь для русского дороже славы.
• 24.Мир – не внешнее явление, а
внутреннее состояние
****************
English     Русский Правила