Похожие презентации:
Общественное движение в 30-х – 50 – х гг. XIX века
1. Общественное движение в 30-х – 50 – х гг. XIX века
2. План:
1. Направления общественноймысли 30 - 50 – х гг. XIX века.
2. Консерваторы.
3. Либералы.
4. Социалисты.
3.
Николай I (1825 – 1855 гг.)4.
Стоя между Востоком иЗападом, Россия должна
совмещать историю всего
земного шара.
П.Я. Чаадаев
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить!
Ф.И. Тютчев
«Самолюбие и самомнение у
нас европейские, а развитие и
поступки азиатские».
А.Чехов
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?
В. Брюсов.
У нас чужая голова,
А убежденья сердца
хрупки...
Мы — европейские слова
И азиатские поступки.
Н.Ф. Щербина
Тема «Восток — Запад»
— «вечная тема русских
размышлений».
Н.А. Бердяев
5. Особенности общественного движения
Николай IНесмотря на усиление политического
«полицейского»
режима
общественное движение в России
продолжало активно развиваться.
Особенности развития
общественного движения:
• Разрыв между революционным и
реформаторским движением.
• Идеологическое
оформление
консервативного режима.
• Оформились социалистические и
либеральные движения.
• Участники движений не могли
реализовать идеи на практике.
6. Петр Яковлевич Чаадаев
Идеи:• «отлученность» Росси от
всемирной истории
• «духовный
застой»
России,
«национальное
самодовольстве»,
что
препятствует
ее
историческому развитию.
• За свои идеи он был
объявлен сумасшедшим, а
П.Я.Чаадаев
его журнал «Телескоп»
Его произведения:
был закрыт.
• «Философические письма»-1829 г.,
• «Апология сумасшедшего»-1836 г.
7. 1. Направления общественной мысли 30 - 50 – х гг. XIX века.
8. Направления общественной мысли
Правые(консерваторы)
• за власть
• против реформ
• за церковь и
старые порядки
Левые
Центр
(либералы)
• за ограничение
власти
• за реформы
• за Конституцию и
отмену крепостного
права
(революционеры)
• против власти
• за революцию
• за власть
народа
9. 2. Консерваторы.
10.
Идейное обоснование курса императора предложил в середине30-х гг. XIX века министр народного просвещения С.С. Уваров.
11. Консервативное движение
С.С.Уваров, М.П.Погодинконсервативного движения.
С.С.Уваров
М.П.Погодин
-
теоретики
С.С.Уваров – «Теория официальной
народности» - официальная идеология
государства в 30-80-е годы XIX века.
Содержание:
• Православие – традиционная ориентация
на благо справедливого общества
• Самодержавие – единство царя и народа
• Народность – единство народа вокруг
царя.
12.
Автор Уваров С.С. министр народного просвещенияТеория официальной народности
Самодержавие
Православие
Власть императора –
от Бога.
Не исполнять его
указы – нарушать
волю Бога.
Император обязан
заботиться о своих
подданных.
Безоговорочная
вера людей в Бога
принесет на Русь
спокойствие и
благополучие.
Народность
Народ должен
соблюдать заповеди
Бога, волю царя и
они будут
заботиться о его
процветании.
По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.
13.
На основе теории «Официальной народности» возниклоконсервативно - охранительное направление, к которому
примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник, Н.Греч,
М.Загоскин и др.
Ф.В. Булгарин
Н.М.Карамзин
14. 3. Либералы.
15.
Либеральное направлениеЗападники
Т.Н. Грановский, М.С.Соловьев,
К.Д. Кавелин
Славянофилы
А.С.Хомяков, И.В. Киреевский
16.
17.
18.
19.
20. Либеральное направление
Западники (литераторы А.И. Герцен,В.Г. Белинский, историки Т.Н.
Грановский, С.М. Соловьев, К.Д.
Кавелин и др.)
Считали, что Россия должна
вступить на европейский,
единственно возможный для
цивилизованной страны путь.
Необходимо догнать Запад, образовав
с ними одну общечеловеческую
культурную семью.
Это должно было привести к замене
подневольного, крепостного труда
свободным, преобразованию
самодержавного государственного
устройства в конституционное.
Славянофилы(А.С. Хомяков, И.В.
Киреевский, братья К.С. и И.С
Аксаковы и др.)
Предлагали особый путь
реформирования страны по пути
российской «соборности», когда
самодержец будет «советоваться» с
народом. Призывали интеллигенцию
обратиться к изучению родной
истории, русского языка, народных
обычаев. Считали, что для России не
годятся ни западные принципы
конституционной монархии, ни
социалистические идеи.
Патриархальная монархия была
политическим идеалом для них, т.к.
опиралась на добровольную
поддержку народа.
21.
ЗападникиСлавянофилы
Россия должна развиваться в
русле европейской цивилизации.
Россия имеет свой особый путь развития,
отличный от Запада
Видели в странах Западной Европы
осуществление идей закона, порядка,
долга, справедливости
Считали капитализм порочным.
Считали возможной конституционную
монархию.
Допускали сохранение самодержавия, но
народ имеет право на выражение своего
мнения, которое доводится до царя
совещательным Земским собором.
Отрицали особую роль крестьянской
общины, считали её навязанной для
удобства сбора налогов и управления.
Подчеркивали дух коллективизма в России.
Выступали за просвещение народа
Считали нравственной религией –
православие
О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на
мирный характер преобразований.
З Н А Ч Е Н И Е: заложили основу либерально-реформистского направления в
общественном движении.
22.
Общие черты либеральных течений:• не создали политических организаций, слабое движение,
развившееся в узких кругах образованной части общества;
• противники революции – разрушительная сила, которая дает
выход темным чувствам, влечет насилие и кровь;
• сторонники реформ, проводимых императором при
поддержке общества; реформы должны носить мирный и
постепенный характер;
• Противники крепостного права, борцы за расширение прав и
свобод личности.
23. 4. Социалисты.
24. Революционное направление
Основой революционно-демократическогодвижения с в 20-30-е годы XIX века становятся
студенческие кружки.
Н.В.Станкевич
А.И.Герцен и
Н.П.Огарев
25.
Радикальное направлениеОсновой
революционнодемократического движения с в 20-30-е
годы XIX века становятся студенческие
кружки:
Н.В.Станкевич
А.И.Герцен и Н.П.Огарев
• 1827 г. – кружок братьев Критских в
МГУ.
• 1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова
- тайное общество не разгромлено =>
готово к вооруженному восстанию.
• 1833г. в Москве кружок Н.В.
Станкевича, куда входили К.С.Аксаков,
В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др.
• 1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П.
Огарева.
26.
Радикальное направление• 1827 – кружок братьев
Критских (Василий, Пётр,
Михаил). Всего участников –
6
человек.
Вели
антиправительственную
агитацию, поговаривали о
цареубийстве. Кружок был
раскрыт и разгромлен в 1827
г.
Василий
и
Михаил
Критские были заключены в
тюрьму
Соловецкого
монастыря, где Василий умер.
Михаил и Петр были позднее
разжалованы в солдаты.
27.
Радикальное направлениеВ 1827 г. властями
раскрыт кружок братьев
Критских в Московском
университете, в 1831 г.кружок Н.П. Сунгурова,
участники которого
вынашивали планы
вооруженного восстания.
Н.П. Сунгуров
28.
Радикальное направление• Кружок Н.В. Станкевича не
имел
ярко
выраженного
политического
и
оппозиционного
характера.
Здесь
изучались
труды
философов:
Канта,
Фихте,
Шеллинга, Гегеля. В кружке
оформились
как
самостоятельные мыслители:
Т. Грановский, М. Бакунин,
братья Аксаковы.
29.
Радикальное направлениеВ 40-х гг. XIX в. одной из
наиболее
известных
революционных
организаций
стало
Кирилло-Мефодиевское
общество на Украине.
Его основателем был
известный историк Н.И.
Костомаров.
Позже
одним из руководителей
стал
выдающийся
украинский поэт Т.Г.
Шевченко.
Общество
выступало за отмену
крепостного права.
Н.И. Костомаров
Т.Г. Шевченко
30. Революционное движение
В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М.БуташевичаПетрашевского - осуждение крепостного права исамодержавия (первые социалистические идеи).
31. Кружок Петрашевцев.
32. Кружок Н. Огарёва и А. Герцена.
Радикальное направлениеКружок Н. Огарёва и А. Герцена.
• Сначала придерживались
либеральных
взглядов.
Следили за революцией
1830 г. во Франции,
восстанием в Польше.
• После
разгрома
польского
восстания
пересмотрели
свои
убеждения
в
пользу
социалистических идей.
33. Теория русского социализма (А.И. Герцен)
Основные идеи:• Россия может миновать
капитализм. Её будущее –
социализм.
• Ликвидация самодержавия,
крепостного права,
демократизация страны.
• Крестьянская община с её
равенством на землю и
самоуправлением – основа
будущего социализма в
России.
34.
В 1853 г. основал Вольную русскую типографию, издававшуюальманах «Полярная звезда», газету «Колокол». Они широко
распространялись в России.
35.
1812, Москва — 1870, Парижрусский публицист, писатель, философ.
36.
37.
«Ужасное зрелище страны, где людиторгуют людьми». В.Белинский
Другим крупным теоретиком революционного направления был
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). На словесном
отделении философского факультета Московского университета
вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го
нумера»
38.
Сотрудничалс
журналами
«Телескоп»,
«Отечественные
записки», «Современник». с 1834 г.
вел
литературно-критический
отдел в журналах «Телескоп» и
«Молва». Статья «Литературные
мечтания», в которой автор резко
критиковал С.С. Уварова. В н. 40-х
гг.
он
стал
приверженцем
революционных социалистических
преобразований в России. Его
взгляды
особенно
отчетливо
проявились в критических статьях,
опубликованных
в
журнале
«Современник»,
издававшийся
Н.А. Некрасовым.
39.
Наиболееотчетливо
идеи
Белинского были изложены в
«Письме к Н.В. Гоголю». В этом
письме
резко
критиковалось
самодержавие и крепостничество.
Уничтожение крепостного права,
отмена
телесных
наказаний.
Письмо
в
сотнях
списков
расходилось по России и стало
основой
для
формирования
мировоззрения значительной части
образованной молодежи.