1.73M
Категория: ИсторияИстория

Общественное движение в России в 30 - 50 годы XIX века

1.

Общественное движение в России в 30-50 годы XIX века.XIX XIX века.века.
1. Консервативное движение.
2. Либеральное движение.
Западники и славянофилы.
3. Кружки 20—30-х гг. XIX в.
4. П. Я. Чаадаев.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

2.

Основные понятия:
общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие,
народность»; либерализм; социализм; революционеры; западники;
славянофилы; общинный социализм.
Основные даты:
конец 20-х — начало 30-х гг. XIX в. — кружковый период общественного
движения; конец 30-х — начало 40-х гг. XIX в. — формирование идеологии
западничества и славянофильства; 40-е — начало 50-х гг. XIX в. —
формирование революционного лагеря в общественном движении.
Персоналии:
С. С. Уваров; Н. Г. Устрялов; М. П. Погодин; Т. Н. Грановский; С. М.
Соловьев; К. С. и И. С. Аксаковы; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; В. Г.
Белинский; П. Я. Чаадаев.

3.

Общественные движения XIX века.
тип коллективных действий или
объединений, внимание которых
сосредоточено на конкретных
политических или социальных
проблемах
организованные коллективные
усилия, которые способствуют
или препятствуют, вплоть до
отмены, социальным
изменениям

4.

Главное воздействие
на формирование
общественного мнения
оказывали журналы.
Развивалось в
условиях
политической
реакции
Особенности
общественного
движения
Разрыв с
практикой
жизни.
Образовались
кружки,
представлявшие
собой своеобразную
форму
общественного
движения;
Оформление
либеральных и
социалистичес
ких движений

5.

В этот период в общественном движении началось разделение
на три идейных направления
Основные направления в общественном
движении XIX века.
Консервативное
Либеральное
Революционное
Теория официальной
народности
Западники
Славянофилы
Кружки 20-40 годов.
Русский утопический
социализм.
С. Уваров
Н. Греч
М. Погодин
Ф. Булгарин
Хомяков
Самарин
Братья
Аксаковы
Грановский
Соловьев
Кавелин
Тургенев
Боткин
Герцен
Огарев
Бакунин

6.

Автор Уваров С.С. министр народного просвещения
Теория официальной народности
Самодержавие
Православие
Народность
Власть
императора – от
Бога.
Не исполнять его
указы – нарушать
волю Бога.
Император обязан
заботиться о
своих подданных.
Безоговорочная
вера людей в
Бога принесет
на Русь
спокойствие и
благополучие.
Народ должен
соблюдать
заповеди Бога,
волю царя и они
будут
заботиться о его
процветании.
По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.

7.

1. Какие особенности общественного движения в 30—50-е гг. XIX в. вы
знаете?
Чем вы можете их объяснить?
1. Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму
общественного движения;
2. Развивалось в условиях политической реакции
3. Разрыв с практикой жизни
4. Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали
журналы.
5. Оформление либеральных и социалистических движений
Какие черты, по мнению С. С. Уварова, отличали Россию от Запада?
Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада
Для Российского общества характерен дух коллективизма
Глубокая вера в Бога и царя
Какие идеи объединяли западников и славянофилов?
О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного
права, надежда на мирный характер преобразований.

8.

Какое содержание Уваров вкладывал в свою «триаду» — православие,
самодержавие, народность?
1. Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю
Бога.
2. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и
благополучие
3. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут
заботиться о его процветании.
Что разделяло их позиции?
Западники считали, что Россия должна развиваться в
русле европейской цивилизации.
Славянофилы считали, что Россия имеет свой особый путь
развития, отличный от Запада

9.

Либеральное движение. Западники и славянофилы
Западники
Славянофилы
Россия должна развиваться в
русле европейской цивилизации.
Россия имеет свой особый путь
развития, отличный от Запада
Видели в странах Западной Европы
осуществление идей закона, порядка,
долга, справедливости
Считали капитализм порочным.
Считали
возможной конституционную м
онархию..
Допускали сохранение
самодержавия, но народ имеет право
на выражение своего мнения, которое
доводится до царя совещательным
Земским собором.
Отрицали особую роль крестьянской
общины, считали её навязанной для
удобства сбора налогов и управления.
Подчеркивали дух
коллективизма в России.
Выступали за просвещение
Считали нравственной
народа
религией – православие
О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного

10.

Революционно-социалистическое направление.
Революционные и просветительские кружки 20-40 годов
Кружки братьев
Критских, Сунгурова
и др.
Москва, университет
1826-27
Всего 6 человек,
не выросли в
организацию
Обсуждали внутреннюю
политику, строили наивные
планы реформирования.
Попытка продолжения
декабристской идеологии,
мысли о цареубийстве.
Жестокая расправа с членами
кружка.
Литературное
общество 11 нумера.
Москва, 1830-32.
В.Г. Белинский
Обсуждение проблем России,
чтение литературы
Кружок Станкевича.
1831-39, Москва
Станкевич,
Аксаков,
Грановский,
Бакунин
Изучали философию Шеллинга,
Канта, Гегеля. Осуждали
крепостничество. Насилия не
допускалось, считали важным
просвещение. Кружок распался.
Изучали идеи французских

11.

Петрашевцы. 184549. Москва,
Петербург, Киев,
Ростов
КириллоМефодиевское
общество,1845-47.
Украина
Обсуждали проблемы России,
Выступали против
Буташевич крепостничества и самодержавия.
Петрашевский,
Пропаганда революционных
Салтыков-Щедрин, идей, демократии.
Достоевский,
Кружок раскрыт, приговорены к
Плещеев. и др
расстрелу, в последнюю
минуту расстрел заменили
каторгой.
Демократия, славянская
республика, ликвидация
Шевченко,
Костомаров, Гулак крепостничества – основные
идеи. Общество раскрыто.
Главными особенностями революционной идеологии
40-х-50-х годов стали:
1.утрата надежды на реформирование России «сверху»

12.

Теория Русского или Общинного Социализма
- основателем ее был А.И. Герцен.
Зародышем социализма признавалась крестьянская
поземельная община, а его основами считались:
крестьянское общинное землевладение,
равное право людей на землю,
общинное самоуправление и природный коллективизм
русского крестьянина.
Император
Сословия
Чиновничество
русского
общества
Крест
Крест – общество всеобщего
СОЦИАЛИЗМ
ьянск
ая
общи
ьянскравенства.
Крестьянская
ая
община
общи
Русский народ более, чем
какой-либо другой готов к
социалистическому
переустройству.
Община – ячейка социализма.
В ней все равны и все решается
сообща, по справедливости.
Следует революционным путем
уничтожить все структуры
общества, стоящие над
общиной. И настанет
социализм.

13.

5. Петр Яковлевич Чаадаев.
Особое место в
общественном движении
занимал П. Я. Чаадаев.
Он утверждал, что Россия
занимает особое место в
мировой истории, говорил
о «духовном застое» в
России, о «национальном
самодовольстве», что
препятствует ее развитию.
За свои идеи он был
объявлен сумасшедшим, а
его журнал «Телескоп»
был закрыт.

14.

Вопросы и задания
7. Почему, на ваш взгляд, так популярны именно в 20—30-е гг. XIX в. стали
кружки сторонников революционного изменения существующих порядков в
России?
8. С чем было связано формирование в 40-е гг. XIX в. на базе
революционных кружков революционного движения?
9. В чем вы видите главное звено в теории «общинного социализма»? На
какие традиции и явления русской жизни она опиралась?
10. Какие внешние факторы определили рост революционного движения в
стране в 40—50-е гг. XIX в.? (Поражение революций 1848—1849 гг. в странах
Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в
европейский социализм, разочарование в нем.)
11. Какие вы можете назвать особенности революционной идеологии 40—
50-х гг. XIX в.?
12. Какую роль сыграло революционное движение в реформаторской
деятельности властей?
14. Что явилось, на ваш взгляд, главным итогом развития общественного
движения России в эти годы?
English     Русский Правила