Похожие презентации:
Гжель, городец, хохлома
1. Народные промыслы, их истоки и современное развитие.
2. Цветы в предметах быта.
В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайнойколдовской силой. Там они способны указать путь, помогать
преодолевать преграды, защищать от невзгод, оживлять и
раскрывать клады. Их нектар – пища бессмертных богов. В цветах
живут волшебные существа эльфы. Совершенство форм, изящество
линий, игра цвета, - эти свойства цветов дарят нам наслаждение и
радость, говорят о богатстве вечно меняющейся природы. Недаром
издавна цветами украшали дома, без них немыслимы никакие
нарядные уборы и праздники. Они прекрасны, но недолговечны.
Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить
изменчивую красоту постоянно сопровождать человека – это задача
искусства, создающего особый человеческий мир. Так и появляются
изображения цветов в народных росписях предметов быта разных
промыслов.
По фрагментам стилизованной росписи определите стиль народного
промысла.
3. Искусство гжели. Майолика.
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельскойхудожественной керамики. Он объединил вокруг себя три десятка
близлежащих деревень: Турыгино, Гжель, Речицы и др. Издавна здесь
занимались изготовлением глиняной посуды. Край богат залежами
гончарных глин, скудность плодородных земель, близость к Москве как к
рынку сбыта создали условия для развития промысла. Со второй половины
XVIII века купец Гребенщиков организовал первую русскую керамическую
фабрику. На фабрике делали майолику (изделие из красной глины с
многоцветной росписью), усовершенствованную гжельскими мастерами.
Форма дисковидных сосудов-кумганов и квасников была необычна. Под
влиянием городского «ученого» стиля барокко гжель приобрела
сдержанную статичную форму, мягкие очертания, изогнутый носик, ручку в
виде стебля-завитка, на боковых стенках рельефные украшения –
раковины, на плечиках – обильную скульптуру.
Квасник. Последняя треть XVIII в.
Квасник. XVIII в.
Кумган. XVIII в.
Кувшин. 1850.
4. Бело-голубая гжель.
С к. 18 в. спрос на майолику прекратился. Причина - появиление английскогфаянса с белым тонким плотным черепком, который стоил дешево и в
больших количествах ввозился в Россию. Сильным конкурентом гжельско
майолики толстостенной и грубой был также отечественный фаянс и
фарфор. С 19 в. гжельские мастера начали производить полуфаянс из
светлой глины, но был еще массивен и толстоват. Он украшался синей
подглазурной росписью растительно-геометризированного характера.
Гжельцы постепенно перешли от изобразительности. от конкретных
мотивов и образов на орнаментальный декоративный язык. Роспись
располагалась в виде гирлянд, бордюров, поясков в несколько ярусов по
принципу зеркального отражения. К белому фону относились бережно.
Роспись условна, образна, декоративна. Гжель шагала в ногу с
передовыми производствами мира.
5. Современное развитие гжели.
Своим современным возрождением гжельский промысел обязанработам художницы Н. Бессарабовой под руководством А.
Салтыкова, известного ученого в области декоративноприкладного искусства. С 1945 г. Бессорабова выполнила для
гжельских мастеров ряд образцов, которые они сначала
копировали, но затем стали создавать собственные композиции.
Мастера этого времени впервые изобрели светотеневой мазок,
который значительно оживил роспись. В период возрождения
промысла мастерицы достигли больших успехов в овладении
кобальтовой росписью Почувствовав специфику декоративного
принципа узора, они создавали прекрасные композиции.
6. Современная скульптура гжели.
Многие гжельские сосуды украшены скульптурой: фигурками крестьян внародной одежде, городских модников, фантастическими зверями и птицами.
Эти декоративные украшения воспринимаются как самостоятельные
скульптуры. Скульптура, выполненная отдельно от сосудов, отличается
большей широтой образов. Фигурки, выполненные без детальной проработки
формы, украшались немногословной росписью. Гжельская пластика покоряет
непосредственностью, ясностью замысла, искренностью в передаче образов.
7. .
8. Технология гжели.
Выполни ряд упражнений, соблюдая технологию гжели.9. Городецкая роспись.
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ городаГородца, недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных селах этого края
(Курцево, Косково) и др.) крестьяне издавна украшали удивительной
росписью свои дома. На расписных городецких изделиях можно увидеть
птиц, коней, , сценки чаепития, охоты, изображения барышень и
кавалеров за беседой. Всадников, спешащих на ярмарку, дам и
кавалеров, едущих в пролетках. Эти сценки украшены диковинными
цветами. Яркими розанами, купавками. Зелеными веточками.
Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную
композицию или дополнять сюжетное стилизованное изображение.
10. Изделия городецких мастеров.
Городецкие мастера украшали росписью ставни домов, мебель, дверки шкафчиков, ларцы,шкатулки, сани, прялки, посуду, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного
промысла – настоящее произведение искусства.
11. Технология городецкой росписи.
Городецкие мастера пишут красками по чистой, загрунтованнойклейстером доске или грунтует доску цветом. Контуры не
прорисовывают. Сразу уверенно нанося мазки в определенной
последовательности. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок
– цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция
росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка,
делает серединку – тенежку. Завершается работа белой оживкой в
виде штрихов, дуг, лепестков, точек. Которые придают цветам
неповторимый вид. Мастер гармонично подбирает цветовые сочетания
красного, синего, зеленого, желтого, черного и белого цветов и их
оттенков.
12. Хохломская роспись.
На Волге недалеко от города Городца возник еще одинпромысел росписи по дереву. «Золотая хохлома»
называют его в народе. Существует он уже больше 200
лет. Делают мастера ложки, плошки, поставцы, вазы,
солонки, сказочные ковши-утицы. А еще детскую
мебель.
13. Стили хохломской росписи.
Хохломские мастера используют верховую роспись (написаннуюповерх фона) и фоновую (композиция проявленная фоном по
предварительному рисунку). По стилю различают «травку» и
«кудрина». Фон как для того, так и для другого стиля может быть
«золотым», красным и черным. Хохломская роспись всегда
подчинена форме изделия.
Травка. Верховая роспись.
Травка. Фоновая роспись.
Кудрина. Фоновая роспись.
Травка. Верховая роспись.
14. Технология хохломы. Баклуши.
Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липызаготовки; женщины их грунтовали глиной, лудили (натирали серебристым
порошком) и расписывали по блестящей как металл поверхности. Любимые
цвета – красный ,черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой
прорисовки – приписок. Секрет хохломского промысла в том, что полуда,
после того, как ее покрывали олифой и ставили изделие в горячую печь,
принимала золотой оттенок. Мастера никогда не повторяют один и тот же
узор. Травка – главный мотив хохломской росписи. Все травинки кудрявятся
не касаясь стебелька – «криуля». Хохломскую роспись мастера выполняют
масляными красками. Кроме растительных узоров хохломские мастера любят
писать петухов, птиц, рыб, бабочек… Другой прием – под фон. Сначала
мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной
краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми. Потом мелкими
штрихами украшают их, а когда фон просохнет, добавляют поверх его
красные ягоды и ажурные завитки-приписки желтые или зеленые.
15. Технология хохломской росписи.
выполни несколько упражнений в стиле «травка» (верховая роспись) и «кудрина» (фоноваяроспись).
16. Жостовские подносы.
Уже почти 200 лет радует нас прикладное искусство мастеров подмосковного селаЖостово. На сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности
подноса хороши и подмосковные пейзажи, и бытовые сценки, и композиции из
цветов иногда в сочетании с фруктами и птицами. Жостовский мастер никогда не
повторяет один и тот же рисунок. Жостовские подносы, в таком виде как они
расписываются сейчас, появились в XIX веке. Сделаны они из железа, форму имеют
всякую: круглую, овальную, квадратную, прямоугольную, с фигурными краями.
Железо со временем ржавеет, краски на нем тускнеют, растрескиваются и
стираются. Для придания подносам большей прочности и привлекательности их
покрывают лаком в несколько слоев. Появление железных лакированных расписных
подносов отдаленно связано с увлечением китайским искусством и, в частности ,
китайскими лаками. В XVIII русские дворцовые мастера расписывали мебель,
шкатулки. Блестящая поверхность лакированных предметов дробит и преломляет
свет, который рассеивается по ней светлыми бликами, словно зажигая и делая ярче
краски, то таинственно приглушая их в тени. Своеобразная манера письма дает
возможность мастеру фантазировать, но связь с традициями сохраняется.
17. Цветы на подносе.
Цветы и плоды – вот из чего составляют свои букеты жостовские живописцы.Собранные в плотные букеты или в свободные букеты «враскидку».Жостовские
подносы никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры.
Это – условное изображение, оно живет по условиям, которые ему диктует
плоская, одноцветно окрашенная поверхность подноса, а также воля и фантазия
художника – быстрота его руки, легкость его кисти, любовь к яркому цвету. Все
предметы могут распространяться в разные стороны, как им подсказывает их
собственное строение и форма, вес и место, где они помещены. Ветви изгибаются,
переплетаются стеблями и листьями. Они склоняются под тяжестью крупных
головок и обильных бутонов. Наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и
листьев, игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся
неповторимой жизни. Жостовские цветы всегда трехмерны, объемны и
принадлежат плоскости.
18. Технология жостовской росписи.
Прелесть жостовской росписи заключается в том, что роспись каждый разрождается заново. Мастер сочиняет прямо на подносе – «думает кистью».
Такое творчество называется импровизацией. Быстро осуществить
импровизацию мастеру помогает традиция,принятые большинством
мастеров способы расположения цветов – их композиция и техника
живописи, которая делится на шесть этапов замалевок, тенежка, прокладка
бликовка, чертежка, привязка. Жостовскую живопись называют
лиссеровочным письмом, потому что она многослойна. Прозрачными
масляными красками мастер намечает основные пятна композиции, не
забывая о контрастах больших и маленьких, теплых и холодных цветов (это
замалевок). Затем затемняют с одной стороны пятна цвета (это тенежка).
Самые освещенные места выделяют бликовкой. Слой за слоем и на цветах и
листьях появляется объем. Борта подноса украшают.