Похожие презентации:
Предмет и структура философского знания
1.
Курс лекций по дисциплине«ФИЛОСОФИЯ»
ЧАСТЬ 1.
НГУ им. П.Ф. Лесгафта
2022
Оганян Каджик Мартиросович
Доктор философских наук, профессор, почетный работник
высшего профессионального образования Российской
Федерации
2.
• Предмет и структура философского
знания
Основные вопросы
1. Определения философии, ее предмет.
2. Происхождение философии.
3. Функции философии.
4. Структура философского знания.
3. 1. Определения философии, ее предмет
. Мы должны ответить на вопросы:что такое философия?
каков круг ее проблем?
почему человек философствует?
в чем заключается процесс философствования?
• Приступая к изучению философии, мы
рассмотрим ее в трех аспектах:
• во-первых, как особую науку;
• во-вторых, как форму духовной культуры;
• в-третьих, как особое мировоззрение.
3
4.
• Останавливаясь на первом значении, дадим следующееопределение: философия – наука о наиболее общих вопросах
природного, человеческого и социального бытия,
об
отношении человека к миру, обществу и самому себе.
• Принимая данное определение, уместно задать вопрос: а
правомерно ли считать философию наукой? В истории
философии предлагались прямо противоположные ответы на
этот вопрос.
• Например, Гегель и Гуссерль считали философию наукой.
• Шопенгауэр и Ницше, напротив, считали философию
искусством мысли.
Философия /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. М., 2005. С.30.
4
5. Логика первой позиции:
философия – наука, поскольку представляет собой системуобоснованных знаний, состоящую из понятий, категорий и
принципов. Но, принимая данную позицию, нельзя отождествлять
философию с частными науками, поскольку последние изучают
определенный фрагмент бытия, а философия занимается поисками
наиболее общих оснований бытия в целом. Науки занимаются
разработкой конкретных научных проблем, а философия ставит
перед собой фундаментальные, т.е. предельно общие вопросы о
бытии в целом, смысле человеческой жизни, человеческой
деятельности и создаваемых человеком ценностях. Следовательно,
по отношению к частным наукам философия выступает как
метанаука (приставка meta переводится с древнегреческого как за,
после, сверх), так как, во-первых, ее вопросы носят более общий
характер; во-вторых, философия осмысляет достижения частных
наук, их перспективы, выявляет смысл научной деятельности. Т.о.,
научная ориентация философии не дает оснований рассматривать
ее как частную науку.
5
6. Логика второй позиции:
• философия представляет собой искусство мысли и вэтом значении сродни любому другому искусству.
Каждый философ
создает свою собственную
философскую систему, которая, подобно произведениям
искусства, является уникальной и единственной в своем
роде. Философская система впитывает в себя
своеобразие личности философа и воспринимается
также личностно. Кроме того, философия и искусство
имеют общую цель: осмысление места человека в мире,
наиболее важных и трагичных моментов его
существования. Т.о., философию и искусство
объединяет интерес к бытию человека и создаваемым
6
им ценностям.
7. Во втором значении философия
• – форма духовной культуры. Под духовной культуройпонимают духовные ценности, создаваемые человечеством и
передаваемые из поколения в поколение, такие, как религия,
наука, искусство, мораль, философия. Рассматривая
философию в этом значении, приведем определение, данное
Гегелем: философия – теоретическая душа культуры. В этом
определении подчеркивается особая роль философии по
отношению к другим формам духовной культуры. Философия
представляет собой рефлексию, т.е. размышление над
сущностью создаваемых человеком ценностей. Философия
размышляет над сущностью науки, религии, искусства, морали,
определяя их взаимосвязь и значение для человека и общества.
Но одной рефлексией не ограничивается роль философии: она
теоретизирует результаты размышления, создавая теорию из
представлений о духовном творчестве человека.
7
8. В третьем значении философия
• –особое мировоззрение. Мировоззрением называют
систему взглядов на мир, отношение человека к миру. Можно
выделить следующие типы мировоззрения: религиозное,
художественное, научное, обыденное, философское. В чем
особенность философского взгляда на мир по сравнению с
другими типами мировоззрения?
• В отличие от религиозного мировоззрения, в центре которого
находится вера, главным в философском мировоззрении
является разум, рациональное познание. Если вера – это
психическая установка полного принятия каких-либо
утверждений без доказательств, «не умом, а сердцем», то
установка философа – все подвергать рефлексии, работе разума.
8
9. Художественное мировоззрение
• представляет собой восприятие и оценку мира с точкизрения красоты. В отличие от него, философское
мировоззрение – поиск не художественно значимого, а
наиболее значимого, сущностного в бытии; поиск не
красоты, а истины.
Философия, в отличие от науки, ставит перед собой наиболее
общие, фундаментальные вопросы о бытии в целом, о
месте человека в сущем и его отношении к сущему.
Особенностью философских вопросов является то, что
они не требуют однозначных ответов, точнее говоря, такие
ответы невозможны. Философские истины, в отличие от
научных, всегда обращены к слушателю, диалогичны, т.е.
предполагают возможность дискуссии.
9
10. В отличие от обыденного мировоззрения,
философское является более глубоким. Философ никогда неудовлетворяется общепринятым мнением, поскольку
стремится постичь истину, а истина, как считал Сократ, не
лежит на поверхности.
Можно сказать и так: обыденный взгляд на мир – это взгляд
вскользь, подобный наклеиванию ярлыка; взгляд
философа всегда направлен внутрь, к постижению
сущности.
10
11. 1. Предмет философии
Рассмотрим круг философских проблем и выясним, т.о., предметфилософии. По мнению английского философа Б. Рассела,
наиболее важными философскими вопросами являются
следующие: « Разделен ли мир на дух и материю, а если да,
то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух
материи, или он обладает независимыми способностями?
Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?
Действительно ли существуют законы природы, или мы
просто верим в них благодаря лишь присущей нам
склонности к порядку?
Является ли человек тем, чем он кажется астроному, крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно
копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
Или же человек является тем, чем он представляется
Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим
одновременно?
11
12. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
• Существует ли возвышенный и низменныйобраз жизни, или же все образы жизни являются
только тщетой? Если же существует образ
жизни, который является возвышенным, то в
чем он состоит и как мы его можем достичь?
Нужно ли добру быть вечным, чтобы
заслуживать высокой оценки, или же к добру
нужно стремиться, даже если Вселенная
неотвратимо движется к гибели?.. Исследовать
эти вопросы, если не ответить на них, - дело
философии».
Рассел Б. История западной философии.
12
М., 1959. С. 7 – 8.
13. Предмет философии представлен следующими философскими вопросами.
- Что есть сущее, какова его структура?
- Какое место человек занимает в сущем?
- В чем смысл человеческой жизни?
- Что такое сознание и какова его природа?
- Как человек познает мир, где границы познания?
- Что такое общество и какова его природа?
• - Каковы наилучшие способы общественного устройства?
• - В чем смысл творчества человека?
• - Что такое культура, из каких структурных элементов она
состоит?
• - Какова природа добра и зла? и т.д.
13
14. 2. Происхождение философии
Одним из источников философии является житейскаямудрость. Мудрость – некое знание, опыт, позволяющий
человеку успешно преодолевать жизненные трудности,
возникающие перед ним. Философия исторически
возникает тогда, когда человек начинает размышлять не
только над преодолением трудностей, но и над самим
приобретенным опытом, а также над тем, что лежит за его
пределами, т.е. над общечеловеческими проблемами и
ценностями. Философия – это поиск сущности, поиск
истины, которая не лежит на поверхности. Для того чтобы
заниматься этим, нужна особая установка сознания –
любовь к мудрости, т.е. любовь к самому процессу
поиска истины.
14
15. ПЛАТОН
• Начало философии – не что иное как удивление, утверждалПлатон. Философ – человек, способный видеть необычное в том,
что кажется обыденным. Также это человек, стремящийся к
мудрости по причине бескорыстной любви к ней. Таких людей
немного. По утверждению древнегреческого философа Пифагора,
«жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться,
иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни
иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы,
между тем как философы – до единой только истины»*. Именно
эти люди формируют особую часть культуры, называемую
философией, или любовью к мудрости, к истине.
* Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов. М., 1986. С. 309.
15
16.
• Философияпреодолевает
житейскую
мудрость, но не отгораживается от людей,
стоящих на перепутье своей жизни и
нуждающихся в философском осмыслении
своих решений. Философия – теоретическое
знание, но отнюдь не далекое от жизненных
проблем.
• Сущность философии как любви к мудрости
определяет и особенности философского языка.
Язык философии, хотя и является особенным,
все же должен быть вполне прозрачным для нефилософов. «Ясность – вежливость философа»,
- утверждает Х. Ортега-и-Гассет.
16
17. 3. Функции философии
Рассмотрим наиболее важные функции философии.1) Мировоззренческая функция.
• Можно добавить, что, наряду с особым мировоззрением,
занятия философией формируют в человеке философское
мышление,
характеризующееся
следующими
чертами:
рефлексивность, целостность и критичность.
• Рефлексивность – настроенность на выявление смысла
событий и их взаимосвязи.
• Целостность
–
направленность
на
объединение
многообразия различных форм человеческого, социального и
природного бытия; способность к обобщению.
• Критичность – способность к сомнению, к постановке
новых вопросов.
Философия в вопросах и ответах. М., 2008. С. 6. 17
18. 2.Методологическая функция
• Поскольку философия является метанаукой,она вправе разрабатывать методы познания для
частных наук, т.е. быть для них родоначальницей
методологии. Речь идет о таких методах, которые
имеют фундаментальный характер и применимы
ко всем наукам – например, индукция, дедукция,
исторический, сравнительный метод.
18
19. 3. Гуманистическая функция философии
• роднит ее с искусством. Интерес кчеловеку,
человеческим
проблемам,
осмысление места человека в мире – то, что
составляет
гуманизм
философии.
Философия учит человека быть добрее,
терпимее, человечнее, мудрее и, т.о.,
гуманизирует человеческую природу.
19
20. 4. Моральная функция
• следует из гуманистической. Философия учитглубже разбираться в вопросах поведения в обществе,
т.е. в вопросах морали. Философия проясняет смысл
человеческих поступков, помогает лучше понять
мотивы поведения, цели и средства их достижения.
Только на первый взгляд философия оперирует
идеями, далекими от насущных практических задач, в
частности, задачи понимания человеком другого
человека. Например, идея ответственности, имеющая
практическое значение для человека в его
повседневной жизни, требует серьезной философской
работы.
20
21. 4. Структура философского знания
Философия плюралистична и по своей сути, и по структуре. Онане представляет собой некого монолитного знания.
• Философия обладает разветвленной структурой.
• Онтология – философское учение о бытии. Выделение
различных видов бытия – человека, общества, техники и т.д. –
приводит к следующим разделам философского знания.
• Философская антропология – учение о человеке.
• Гносеология – учение о познании, о его уровнях и формах.
• Логика – философская наука о правильном мышлении, его
законах и принципах.
• Социальная философия – учение об обществе, о его
характеристиках и закономерностях развития.
21
22. 4. Структура философского знания
• Аксиология – учение о ценностях - о том, чтонаиболее важно для человека.
• Философия культуры исследует культуру, ее
структурные элементы и функции.
• Этика – философское учение о морали.
• Эстетика – философское учение о прекрасном, о
создании прекрасного человеком.
• Философия религии – учение, исследующее
религию как социальный феномен.
• Философия науки и техники – философская
теория возникновения, развития и закономерностей
22
функционирования науки и техники.
23. 4. Структура философского знания
• Процесс предметной детализации философскогознания происходит постоянно. Сегодня, например,
можно выделить такие разделы философии, как
вайоленсология – философия насилия;
• полемология – философия войны;
• паксология – философия мира;
• конфликтология – философия конфликтов.
Итак,
философия
представляет
собой
синтетическое знание о бытии, человеке, познании
мира, об обществе и создаваемых человеком
ценностях.
23
24. Рекомендуемая литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2021.Гуревич П.С. Философия. М., 2015.
Канке В.А. Философия. М., 2021.
Марков Б.В. Философия. М., 2017.
Миронов В.В. Философия. М., 2017.
Оганян К.М. Философия человека. М.: Юрайт, 2015-2021.
Островский Э.В. Философия. М., 2017.
Философия / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В.
Разина. М., 2018.
Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова.
М., 2018.
Философия в вопросах и ответах. М., 2018.
24
25. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
25
26. Основные этапы и направления исторического развития философии 19 .01. 2022
Основные вопросы1. Философия Древнего Востока.
Философия Древней Индии.
Философия Древнего Китая.
2. Античная философия.
Отличительные особенности античной философии.
Периодизация античной философии.
Философия досократиков: ионийская школа.
Философия досократиков: элейская школа.
Гуманистический период: софисты и Сократ.
Зрелая классика: Платон и Аристотель.
Философия эллинистической эпохи.
26
27.
3. Средневековая философия.
Отличительные особенности средневековой
философии.
Периодизация и проблематика средневековой философии.
• 4. Философия эпохи Возрождения.
• 5. Философия Нового времени.
• 6. Философия французского Просвещения.
• 7. Немецкая классическая философия.
8. Основные направления и особенности философии XIX XX в.
«Философия жизни»: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Философская герменевтика.
Феноменология Э. Гуссерля.
Экзистенциализм.
27
28. 1. Философия Древнего Востока. Философия Древней Индии
• Происхождение древнеиндийской философии тесно связанос ведической религией. Священные книги этой религии
являются древнейшим памятником письменности человечества
(написаны они были в 1500 – 600 гг. до н.э.). Именно эти книги
стали источником, из которого возникла индийская философия.
• Ведическая литература делится поэтапно на Веды,
Брахманы, Араньяки, Упанишады.
• Веды – сборники священных песен и магических
заклинаний. Боги, воспеваемые в этих книгах, - Сурья (бог
солнца), Ушас (богиня зари), Дьяус (бог неба), Притхиви
(богиня земли), Индра (бог тепла и света), Рудра (бог ветра),
Кама (любовь), Кала (время), Вена (в него все погружается и
все вытекает).
28
29. Философия Древней Индии
• Брахманами назывались и жрецы, и особыетексты, составленные жрецами, - комментарии к
Ведам. Брахманы содержали описание многих
обрядов.
• Араньяки – книги для аскетов (лесные книги).
• Упанишады – тексты, возникшие на основе
анализа текстов Брахманов и Араньяков. Термин
«упа-ни-шад» переводится как «сидеть возле», т.е.
находиться у ног учителя. Самые ранние Упанишады
относятся к VIII – VI вв. до н.э.
29
30. Философия Древней Индии
• В ранних Упанишадах излагается учение о четырех стадияхжизни человека: 1) изучение Вед в доме учителя; 2) руководство
Брахманами-комментариями, когда человек станет главой
семьи; 3) знакомство с Араньяками в лесном уединении; 4)
постижение мудрости Упанишад в конце жизни.
• Упанишады – философские тексты, и важнейшие их понятия и
концепции лягут в основу философских школ Древней Индии.
Рассмотрим эти понятия.
• Брахман – высшая абсолютная реальность, которая временами
воплощает себя в явлениях этого мира.
• Атман – индивидуальная душа, «Я», которое является частью
Брахмана.
• Пуруша – высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой
которой является душа индивида.
30
• Тот – невыразимое высшее блаженство: и Брахман, и Атман,
и
31. Тот – невыразимое высшее блаженство: и Брахман, и Атман, и Пуруша
• Мир двойствен: он разделяется на видимый, материальный, иневидимый, духовный. Весь материальный мир является
проявлением абсолюта, т.е. духовного мира (Брахман, Атман,
Пуруша, Тот). Абсолют постигается путем медитации, благодаря
которой достигается освобождение от неподлинности и оков
материального (мокша).
• Одной из наиболее важных философских концепций
Упанишад является концепция переселения душ (реинкарнация). С
ней тесно связано понятие кармы. Карма – последствия какихлибо дел, поступков человека, которые предопределяют его
дальнейшие перерождения. Карма может быть плохой или
хорошей, и от этого зависит, кем человек родится в последующих
жизнях.
31
32. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
• Древнейшая из всех философских школ Древней Индии– санкхья (7 в. до н.э.) – число (санскр.). В этом учении
утверждается реальность двух начал: первоматерии
(пракрити) и духа (пуруша). Первоматерия состоит из
двух формирующих сил: разумности, или активности, и
косности. Контакт духа с материей нарушает ее
равновесие, начинается сложный процесс эволюции,
возникает сознание, самосознание, ум, 5 органов
познания, 5 органов действия, 5 тонких элементов, 5
физических элементов. Дух – отдельное от материи
начало. Если дух осознает свою свободу от материи, то
тем он достигает полного освобождения.
32
33. Джайнизм (6 – 5 вв. до н.э.)
• Согласноучению
джайнизма,
мир
представляет собой протяженную субстанцию,
состоящую из живых и неживых субстанций.
Живые имеют душу, души же бывают
отягощены кармой. Человеку необходимо
освободиться от дурной кармы. Для этого
нужно:
• - воздерживаться от нанесения вреда всему
живому; - не воровать; - избегать лживости;
• - не потворствовать своим слабостям и т.д.
33
34. Чарвака (около 5 в. до н.э.)
– материалистическая школа. Согласно этому
учению, все сущее состоит из четырех элементов:
земли, воды, огня и воздуха. Потусторонний мир не
существует. В мире есть страдание, но есть и
удовольствия, и не следует от них отказываться.
• Йога (2 в. до н.э.). Это учение признает
метафизику санкхья, но добавляет к ее началам еще
одно – бога.
• Значение системы йога определяется теорией
медитации. Медитация – комплекс упражнений
психофизического
тренинга,
включающий
8
элементов:
35. Йога (2 в. до н.э.).
• 1) пятеричное самообуздание – ненасилие, правдивость,неворовство, половое воздержание, неприятие даров;
• 2) 5 предписаний
– чистота, удовлетворенность,
подвижничество, самообучение, упование на бога Ишвару;
• 3) упражнения для тела – асаны;
• 4) контроль за дыханием; 5) контроль за чувствами;
• 6) дисциплина ума, или умение сосредоточиться на любом
объекте; 7) созерцание, или углубление мысли;
• 8) глубокое сосредоточение, транс и экстаз (самадха).
• Если восьмеричный путь пройден, то йог избавляется от всех
страданий, вызванных кармой.
36. Вайшешика (1 в. н.э.) - особенное
• . Последователи этой школы считали, что мирозданиеобразуется из различных субстанций. Всего их
насчитывалось 9: земля, вода, свет, воздух, эфир, время,
пространство, душа, ум. Первые 4 воспринимаемы
чувствами, остальные 5 – нет, и их существование
доказывается умозаключениями.
• Вайшешика строит плюралистическую картину
мира, в которой разнообразие преобладает над
однообразием.
Достоинства и недостатки людей
(карма) могут накапливаться в этих субстанциях, и тогда
мир разрушается верховным правителем, богом.
37. Ньяя (1 в. н.э.) – метод, правило
В этой философии речь идет о правилахрассуждений. Назначение философии – освобождение
человека (мокша). Основное средство освобождения
– правильное познание. Различают 4 рода средств
познания:
восприятие,
вывод,
сравнение,
свидетельство. Восприятие непосредственно и
потому истинно. Вывод – процесс познания через
признак.
Сравнение
позволяет
узнавать
малоизвестную вещь по ее сходству с уже известной
вещью. Свидетельство – познание объектов от
других, заслуживающих уважения лиц.
37
38. Веданта (5 в. до н.э.) – конец Вед. Миманса (2 в. до н.э.) – размышление.
Веданта (5 в. до н.э.) – конец Вед. Данное учениепредставляет собой комментарии к Упанишадам.
Главная идея – тождество Атмана и Брахмана, ведущее
к освобождению индивидуальной души. Усевшись в
уединении, обуздав страсти, размышляя о тождестве
Атмана и Брахмана, человек достигает своего
подлинного
бытия,
становится
всезнающим,
вездесущим и бессмертным.
• Миманса (2 в. до н.э.) – размышление. Данное учение
- комментарии к Ведам. Веды – неприкасаемый
источник знания, а предписываемые ими ритуалы и есть
средство освобождения.
38
39. Философия Древнего Китая
• Возникновениедревнекитайской
философии
относят к середине 1-го тысячелетия до н.э. В VI – III
вв. лидирующее положение занимали 6 школ:
конфуцианство, даосизм,
• моизм, инь – ян, школа имен и легизм.
• В дальнейшем развитии наиболее выдвинулись 2
школы – конфуцианство и даосизм.
• Китайские философы опирались на древнейшие
памятники письменности. Наиболее значимой в
философском плане была «Книга перемен» – И-Цзин.
39
40. Конфуцианство
История этого направления насчитывает более 2 тысячлет. Основоположником его является Кун Фу-цзы (551 –
479 гг. до н.э.). Главное этическое понятие Конфуция –
человечность, гуманность (жэнь). Гуманность – не
врожденное качество, оно приобретается в опыте (ли).
Человеку свойственно ошибаться, поэтому, чтобы
воспитать в себе гуманность, нужно: - любить древность;
- следовать тому, что справедливо.
Человечность, т.о., реализуется в справедливости,
долге (и). Социальные нормы менять можно, но только
на основе справедливости.
41. Даосизм
• Основателем этого направления считают Лао-цзы (VI – Vвв. до н.э.), автора трактата «Канон дао и дэ». Дао и дэ –
основные понятия даосизма. Дао – путь изменения всего.
Это некий источник, из которого все возникло; принцип
всякого бытия, но стоит выше бытия; начало всякого
движения, но само бездеятельно. «Человек следует
законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует
законам дао, а дао следует самому себе». Все
существующее исходит из дао и возвращается к нему.
Если бытию предшествует небытие, то действию –
бездействие. Из дао следует высшая добродетель – дэ, и
состоит она в пассивности, податливости,
естественности, что сильнее упорства и
целеустремленности. Тот, кто не борется с
существующим положением вещей, дружелюбен с
людьми, руководствуется внутренними потребностями,
живет ближе к природе, тот совершает меньше ошибок.
41
42. Античная философия .
Античнаяфилософия
Отличительные особенности античной философии
• Античная философия включает в себя философское наследие
.
Древней Греции и Древнего Рима.
Древнегреческая философия не только является
колыбелью западноевропейской культуры. Само
понимание философии как любви к мудрости
зародилось в античности. Философия как феномен
духовной
культуры
в
классическом
виде
сформировалась именно в этот период.
Нельзя подходить к изучению античной философии с
позиций современной ментальности, ориентированной прежде
всего на научные открытия, на логику практического отношения
к жизни.
42
43. Отличительные особенности античной философии
• Понимание действительности в античную эпохухарактеризуется представлением о космической
упорядоченности. Весь мир – прекрасный космос
(от греч. сosmeo – украшаю), в котором находятся в
гармоничном притяжении земля и небо, боги и
люди.
• Какое место в космосе занимает человек? Человек,
понимающий упорядоченность мироздания,
ощущает себя его частью, но не винтиком в
механизме, а существом, имеющим свой удел в этом
мире, как и все остальные существа, независимо от
их положения.
43
44. КОСМОЦЕНТРИЗМ
• Понимание действительности определило и способфилософствования. Главным философским принципом
античной философии является принцип космоцентризма.
Говоря о главном принципе в философской
проблематике той или иной эпохи, мы отнюдь не
пытаемся свести к единообразию многообразные
философские вопросы, но стремимся определить
границы философского поиска, - иными словами,
ставим исследовательскую задачу.
• Принцип космоцентризма античной философии означает, что в
центре внимания философов находится гармония мироздания,
причины его упорядоченности, первоначала сущего.
45. Периодизация античной философии
• 1) Досократики – VI – V вв. до н.э. К нимотносят ионийскую и элейскую школы,
ранних пифагорейцев, атомизм.
2) Софисты, Сократ – V в. до н.э. Этот
период
древнегреческой
философии
называют гуманистическим, поскольку
именно в творчестве софистов и Сократа
становятся
актуальными
проблемы
человеческого существования.
46. Периодизация античной философии
• 3) Период зрелой классики – V - IV вв. до н.э. Кнему относится творчество Платона и
Аристотеля.
• 4) Эллинистическая философия, включающая
следующие школы:
- кинизм (IV в. до н.э.);
- скептицизм (IV – III вв. до н.э.);
- эпикуреизм (IV – III вв. до н.э.);
- стоицизм (IV в. до н.э. – II в. н.э.).
47. Философия досократиков: ионийская школа
• Главная философская проблема ионийской школы – поискипервоначал сущего. Название школы произошло от области
Иония в Малой Азии, ныне территория Турции. Первых
философов интересует начало всего сущего, каковым считается
либо одна, либо несколько стихий. Рассмотрим взгляды
милетцев Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и
Гераклита Эфесского.
Фалес из Милета основой всякого бытия считал
воду. Анаксимен – воздух. Гераклит – огонь.
Анаксимандр – апейрон, беспредельное и вечное начало.
48. Фалес — первый античный философ
• Его учение восстановлено по свидетельствамдревних авторов. Согласно Фалесу, все
образуется из воды посредством ее
затвердевания и испарения.
• Земля плавает в воде, отчего случаются
землетрясения. Вода приводится в движение
божественной силой. Вселенная одушевлена
и полна божеств. «Все полно богов».
49.
• Мировоззрение Фалеса мифологично, новсе-таки мы рассматриваем его учение как
философское, поскольку поиск первоначала
сущего – философская проблема.
• Гераклит Эфесский, по прозвищу
«темный», - наиболее метафоричный,
загадочный из философов античности. Его
учение восстановлено по немногим
сохранившимся фрагментам
50. АФОРИЗМЫ
• «Природа любит скрываться». Скрываться –вести свою собственную жизнь, иметь убежище,
куда можно уйти от опасности.
• «Тайная гармония сильнее явной». ВЫВОДЫ:
Во-первых, мир гармоничен. Во-вторых, мир
двойствен: с одной стороны, он открыт человеку,
с другой – гораздо большая его часть скрыта от
наших глаз. То, что скрыто, всегда важней того,
что лежит на поверхности.
51. АФОРИЗМЫ
«Наш космос не создал никто из людей и
богов, но он всегда будет: живой огонь,
мерно возгорающийся и мерно угасающий».
• «Все течет» (panta rei). Вещи изменчивы.
• «Вечность – дитя, собирающее фигуры».
Гармония мироздания.
• Мы видим, что в философии ионийцев
нельзя искать «подлинно научного».
52. Анаксимандр
• - первоосновой сущего считал апейрон –беспредельное начало. Чтобы понять мысль
Анаксимандра, выделим и поясним некоторые
ключевые термины:
• eon – все присутствующее, видимая часть бытия;
apeiron – невидимая, потаенная часть бытия, то,
что не имеет очертаний и границ; genesis –
возникновение; ftora – исчезновение.
• To chreon – необходимость, еще одно ключевое
слово у Анаксимандра.
53. ПИФАГОР
По философской проблематике к ионийцампримыкает Пифагор из Самоса (остров в Эгейском
море). Пифагор и его ученики началом всего сущего
считали число. Осмысляя различные явления – ноты,
аккорды, биоритмы, природные повторения, они
обнаружили во всем этом гармонию, выражаемую в
числовых пропорциях. Т.о., упорядоченность мира
обладает числовой природой. Четные числа
считаются женским началом, нечетные – мужским.
Мудрость заключается в знании чисел.
54. Философия досократиков: элейская школа
• Представители элейской школы философиидосократиков – Парменид и его ученик Зенон
из южно-италийского города Элеи. Главной
философской проблемой элеатов была
проблема движения и множества.
• Каким образом Парменид пришел к такому
выводу? Это следовало из его важнейшего
принципа – «Бытие есть, небытия нет» («путь
абсолютной истины»). Рассмотреть логику
этого принципа самостоятельно!
55. Гуманистический период: софисты и Сократ
• Софисты – странствующие философы, обучавшиефилософской мудрости за деньги. По сути софисты
были первыми профессиональными философами,
занимавшимися философией как ремеслом, которое
должно приносить доход. Заслугой софистов стало то,
что они сделали философию доступной для всех слоев
общества. Обвиняли их также и в космополитизме, в
бродяжничестве. Но они чувствовали себя гражданами
своего государства, Эллады, более, чем гражданами
своего города. В числе наиболее известных софистов –
Протагор, Горгий, Продик.
56. СОФИСТЫ
• Протагор утверждал, что человек – меравсех вещей, а истины относительны.
Горгий
также
проповедовал
относительность истин и их применимость
к конкретным ситуациям.
Продик
прославился
своей
синонимикой, т.е. искусством различения
близких по смыслу слов.
57. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) - выдающийся философ античности, учитель Платона
• - основатель традиции антропоцентризма в философии,почву для которой подготовили софисты; личность
почти легендарная; автор философских концепций, не
написавший ни одной книги; человек, обладавший
огромным личным обаянием. Различение античной
философии на «до и после Сократа» свидетельствует о
его роли, которая сопоставима с этапом подлинной
духовной революции в западной культуре*.
• *Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от
истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1997. С. 64.
58. СОКРАТ
• Вотличие
от
натурфилософов,
Сократ
сосредоточился на проблематике человека, поскольку
поиски первоначал сущего представлялись ему
неразрешимой задачей. Сократа интересовала прежде
всего сущность человека, которую он видел в душе.
Человек – это его душа, и поэтому высшая задача
человека – воспитание души, ее взращивание, а
также познание самого себя. Тело служит душе, а
душа руководит тем, кто следует призыву познать
самого себя.
59. «Сократовский интеллектуализм»
• Добродетель есть знание, порок – всегданевежество.
Никто не грешит сознательно; тот, кто
совершает зло, делает это по незнанию.
Следовательно, познание есть условие добрых
поступков и основание морали.
Самым замечательным проявлением человеческой
души Сократ считал самообладание, власть души над
телом. Это господство и есть свобода. В гармонии
души находится источник счастья.
60. УЧЕНИКИ СОКРАТА
• Сократ имел учеников и последователей, которые продолжили егодело после его казни. Среди наиболее выдающихся учеников
Сократа основатели философских школ – Антисфен, Платон,
Аристотель, Евклид. Уже древние выделяли Платона из других
учеников Сократа, приводя следующую легенду:
• «Рассказывают, что однажды Сократ увидел во сне у себя на
коленях маленького лебедя, который вдруг расправил крылья,
полетел и запел сладостным голосом; на следующий день ему
представили Платона как нового ученика, и он сказал, что тот
маленький лебедь был именно он»*.
* Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от
истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1997. С. 77.
61. Зрелая классика: Платон и Аристотель
• Платон (Аристокл) (427 – 347 гг. до н.э.).Теория идей Платона.
А.
• Теория идей Платона основана на предпосылке двоемирия: у
любой вещи физического мира есть своя высшая, последняя
причина, которая имеет не физическую, а метафизическую
природу. Иными словами, существует сверхчувственная,
надфизическая реальность, о которой ничего не было известно в
ранней греческой философии. Эта реальность может быть
уловлена исключительно интеллектом и определяется как мир
идей.
62. Что такое идея у Платона?
• Идея – это не мысль, а то, по поводу чего мысль думает, когдаона абстрагируется от чувственно воспринимаемых вещей.
Это некий образец, модель для единичной вещи.
• Например, множество красивых вещей (красивый цветок,
дерево, женщина, облако, прекрасно сделанный предмет)
можно объединить идеей красоты.
• Идеи не относительны, как утверждал Протагор, а
абсолютны; они не изменчивы, в отличие от чувственных
вещей, а постоянны. Например, чувственные вещи,
первоначально красивые, могут становиться безобразными;
идея же красоты неизменна.
63. В. Космология Платона.
• Каким образом возник космос и все вещи в нем?Космология Платона, т.е. учение о космосе, представлена
в его диалоге «Тимей».
Существует Бог-творец, Демиург, Бог мыслящий и
волящий, который, взяв за образец мир идей, слепил
материю, хору, и породил прекрасный космос. В нем есть
ум, душа и тело; причем ум Демиург вкладывает в душу,
а душу в тело космоса. Для чего Демиургу захотелось
создать этот мир? Из любви к благу, поскольку и сам он
был благ. Зло и все негативное маргинальны, т.е.
предстают как исключения из правила.
64. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).
А. Теория форм Аристотеля против теории идей Платона.Он создал учение, которое сыграло важную роль не только в
истории философии, но и во всей истории науки. Он был
настоящим античным энциклопедистом, поскольку в своих сочинениях философ охватил почти все доступные для того
времени отрасли знания. Он начинает свой философский путь
как ученик Платона. Однако уже очень скоро теория Платона
подвергается критике со стороны ученика. «Платон мне друг, но
истина дороже», - этот известный афоризм демонстрирует
расхождения в теоретических построениях двух классиков
греческой философии.
65. Аристотель критикует теорию идей Платона по нескольким пунктам
• Платоновские идеи - это двойники чувственныхвещей, не отличающиеся от них по своему
содержанию. Тогда в чем смысл их
существования?
• К тому же, отделив мир идей от мира вещей,
Платон оставляет неясным вопрос о том, каким
образом идеи воздействуют на вещи. Обособление
вечных неизменных сущностей от изменчивых
чувственных вещей делает невозможным
объяснение происходящих с вещами процессов
изменения и движения.
66. Философия Аристотеля начинается
• с признания объективного существования мираматериальных вещей. Каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство
материи и идеи (формы). Форма - это и есть
сущность вещи. Она не материальна, но она не ест
нечто внешнее по отношению к материи.
• Любая вещь выступает как оформленная материя.
В качестве примера Аристотель берет медный шар
который представляет собой единство меди
(вещества) и шаровидности (формы).
67. Аристотель вводит две философские категории: возможность и действительность
Аристотель вводит две философские категории:возможность и действительность
• Это позволяет ему рассматривать
движение вещей как взаимопереход
возможного в действительное. Он выделяет
четыре вида движения:
• 1) возникновение и уничтожение;
• 2) качественное изменение, или возникновение и
исчезновение свойств вещи;
• 3) количественное изменение, или увеличение и
уменьшение;
• 4) перемещение в пространстве.
68. Аристотель различает четыре виды причин
• всякая вещь имеет материальную причину материю; формальную причину - форму;производящую или движущую причину - внешнее
воздействие; конечную причину – цель. Учение о
четырех причинах приводит Аристотеля к
пониманию Бога как первоначальной
причины всего сущего. Бог - это
формальная причина, высшая форма или
форма всех форм.
69. Определение метафизики
• Науку, изучающую первоначала бытия, Аристотельназывал «первой философией» в отличие от второй
философии, физики. «Первая философия – наука о
реальности по ту сторону физической».
Термин «метафизика», буквально означающий «то,
что
после
физики»,
введен
перипатетиками,
последователями Аристотеля, либо в связи с изданием
сочинений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до
н.э.
• Со временем этот термин стал означать то, что
понималось Аристотелем под «первой философией».
70. Философия эллинистической эпохи
• Эллинистическая эпоха – эпоха закатагреческого полиса и упадка могущества
Эллады. В 147 г. до н.э.
• Греция потеряла свободу, став римской
провинцией. Эллинская культура,
защищавшая себя от варваров, теперь
начинает распространяться среди других
народов, испытывая на себе их влияние.
71. Эллинистическая философия представлена следующими школами:
• кинизм;• стоицизм;
• эпикуреизм;
• скептицизм.
72. Кинизм (IV – III вв. до н.э.)
• Этот термин можно перевести как «собачьяфилософия» (от греческого kine – собака). Основатель
школы – ученик Сократа Антисфен, но главной
фигурой был Диоген Синопский, старший
современник Александра Македонского.
Программа Диогена Синопского заключена в
одной фразе: «Ищу человека», которую он
повторял с фонарем в руке среди толпы. Это
означает: ищу человека, который живет в
соответствии со своим предназначением.
73. Эпикуреизм (IV – III вв. до н.э.)
• Основатель школы – Эпикур, который выбралдля своих занятий место в саду, в предместье
Афин. По имени этого сада и стала называться
школа, а последователи Эпикура – философами
Сада.
• Этика Эпикура. Главный этический принцип
Эпикура – удовольствие, которое следует
понимать не как разнузданное наслаждение, но
благородное спокойствие души.
74. Эпикур предлагает классификацию удовольствий:
естественные и необходимые – те, что непосредственносвязаны с сохранением жизни индивида, например,
удовлетворение чувства голода, жажды;
естественные, но не необходимые - те, что сверх
естественных потребностей, например, изысканные пища и
напитки;
неестественные и не необходимые – все формы тщеславия,
желания роскоши, славы.
Такие удовольствия опасны для души, так как подвергают ее
ненужным волнениям.
75. Физика Эпикура
• Можно выделить следующие основания физикиЭпикура.
Ничто не рождается из небытия.
Вся реальность образована из двух составляющих:
тел и пустоты.
Реальность бесконечна.
Тела состоят из атомов.
Атомы не движутся во всех направлениях (как в
теории атомистов), а падают вниз.
76. Стоицизм (конец IV в. до н.э. – II в. н.э.)
• Основателем школы был Зенон Китийский. Не будучиафиняном, Зенон для своих занятий не мог арендовать
целое здание, поэтому он проводил свои лекции в
Портике. Портик по-гречески – стоя, поэтому
последователей Зенона стали называть стоиками. В
истории Стои можно выделить два периода:
греческая Стоя – Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп;
римская Стоя – Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк
Аврелий.
77. Скептицизм (IV – III вв. до н.э.). Представители этой школы – Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик
• Главный этический вывод Пиррона – жить можноискусно и вполне счастливо даже в отсутствие истины и
традиционных ценностей. Как же Пиррон пришел к
такому нетипичному для греческой рациональности
убеждению?
Жизнь непознаваема и лишена какого бы то ни
было смысла. Все относительно; неправомерно чтолибо утверждать или оценивать с какой либо позиции.
Следовательно, лучший философский ответ на
поставленные вопросы – молчание, воздержание от
суждений (epoche).
78. Скептицизм (IV – III вв. до н.э.). Представители этой школы – Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик
• Главный этический вывод Пиррона – жить можноискусно и вполне счастливо даже в отсутствие истины и
традиционных ценностей. Как же Пиррон пришел к
такому нетипичному для греческой рациональности
убеждению?
Жизнь непознаваема и лишена какого бы то ни
было смысла. Все относительно; неправомерно чтолибо утверждать или оценивать с какой либо позиции.
Следовательно, лучший философский ответ на
поставленные вопросы – молчание, воздержание от
суждений (epoche).
79. Контрольные вопросы
• 1. Каким образом античный полис способствовал формированию иразвитию философии?
• 2. Назовите характерные особенности античной философии.
• 3. Какими проблемами занимались натурфилософы? Как они
разрешались мыслителями Милетской школы, Гераклитом, Пифагором,
Демокритом?
• 4. Каков вклад Элейской школы в становление античной философии?
• 5. Как понимали софисты и Сократ предназначение философии?
• 6. Раскройте содержание теории идей Платона. Почему ее называют
объ¬ективно-идеалистической?
• 7. Какие причины существования вещей называл Аристотель? Можно
ли считать его материалистом?
• 8. В чем своеобразие культуры и философии эпохи эллинизма?
Проведите сравнительный анализ этики киников, стоиков, эпикурейцев,
скептиков. 9.Раскройте основные идеи неоплатонизма.
80. ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии. Античность. - М., Мн., 2001.
Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. Т.1. - М., 1976.
Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2003.
Богомолов А. С. Античная философия. - М., 2004.
Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.1, 2. - СПб., 1999.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. - М., 1986. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.
Платон. Диалоги. - М., 1986. Фрагменты ранних греческих
философов. - М., 1989.
Целлер Э. Очерки истории греческой философии. - СПб., 1996.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой
философии. - М., 1991.
81. Средневековая философия Отличительные особенности средневековой философии
• Возникновение средневековой философии тесно связано сраспространением христианства. Укреплению христианства
во многом способствовал римский император Константин,
принявший Миланский эдикт (313 г.), согласно которому была
гарантирована свобода христианских молитвенных собраний.
Распространение христианской религии вызвало необходимость
теологии – науки о Боге, Его сущности и отношении к
человеку.
• Средневековая философия возникает как философская
интерпретация теологических догм, «инобытие философии».
• Это определило и основной философский принцип
Средневековья – теоцентризм.
82. Важнейшие идеи средневековой философии, которые явились философской интерпретацией теологических догм:
КреационизмИерархичность бытия
Провиденциализм
Откровение и вера
Теодицея
• Креационизм – учение о сотворении Богом мира из
ничего. Идея креационизма, совершенно не свойственная
античности, в Средневековье призвана была подчеркнуть
абсолютное могущество Бога, творящего мир из ничего.
83. Иерархичность бытия
– идеямногоступенчатости мира, в котором
каждое творение Бога занимает определенную
ступень.
Из представления об иерархичности бытия
следует понимание пропасти, отделяющей
человека как от Бога, так и от природы.
Человек создан по образу и подобию Божию;
с другой стороны, человек сам является творением
Бога, а Творец не тождествен творению.
84. Провиденциализм
– понимание истории как осуществленияБожественного провидения, т.е. плана спасения
человечества. По словам Аврелия Августина,
история человечества представляет собой путь к
Царству Божию.
Откровение
и
вера
–
понимание
взаимоотношений Бога и человека. Откровение –
непосредственное волеизъявление Бога по
отношению к человеку. Вера – восприятие
человеком Божественного волеизъявления.
85. Теодицея
– учение об оправдании Бога в существованиизла.
Почему
в
мире
несправедливость?
существуют
страдания,
Бог попускает всему этому случаться, поскольку
Он наделил людей свободной волей.
Человек же зачастую распоряжается своей волей
во вред себе и другим, в этом и заключается
причина существования зла.
86. Периодизация и проблематика средневековой философии
• Выделяют два периода:патристику (II – VI вв.);
схоластику (VI – XIV вв.).
Патристика (от греч. рater – отец) – период создания
христианской теологии, в которой очень активны были так
называемые отцы церкви, ее основатели. Задачей отцов церкви
было создание теории христианства:
• во-первых, для интерпретации религиозных текстов;
во-вторых, для защиты христианского вероучения от
многочисленных ересей.
87. Квинт Септимий Тертуллиан (160 – 230)
считал,что
философия
и
христианская
теология
несовместимы. Тертуллиан прославился своим изречением
«Верую, потому что абсурдно», которое следует понимать в
том смысле, что вера и разум взаимоисключают друг друга.
Богословы Александрийской школы – Климент (150 – 219),
Ориген (184 – 254) напротив, считали, что философия может
стать хорошей помощницей теологии.
• Наибольшего успеха в этом достиг Аврелий Августин (354 –
430), создатель фундаментальной теологической теории, автор
«Исповеди» и «О граде Божьем».
88. Согласно Августину,
• Бог – подлинное бытие, высшая сущность. Богабсолютно совершенен, вечен, является творцом
всего, в том числе и времени. Основа духовной
жизни человека – не разум и не чувства, а
свободная воля, которая может быть доброй либо
злой.
• Наличие
свободной
воли
объясняет
существование зла в мире. Смысл жизни человека
– в приобщении к Богу.
89. Схоластика
Для данного периода характерно использование такназываемого схоластического метода (от лат.
scholastikos – ученый, школьный), заключавшегося в
переходе от лекции к вопросам, от вопросов к диспуту,
от диспута – к заключительному слову учителя.
Если задачей патристики было создание теории
христианства, то философы эпохи схоластики внесли
особую философскую утонченность в толкование
теологических истин. Теперь никто уже не сомневался
в необходимости союза философии и теологии.
90. В схоластике принято выделять четыре этапа:
1) VI – IX вв. Представители данного этапа –
Боэций (480 – 524), Скот Эриугена (810 – 880).
Северин Боэций, римский сенатор, перевел с
греческого на латинский логические сочинения
Аристотеля, а также написал учебники по арифметике,
геометрии, музыке, астрономии – предметам т.н.
«квадривия».
2) X – XII вв. Представители данного этапа –
Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр, а также
арабские средневековые мыслители - Авиценна (ИбнСина) и Аверроэс (Ибн-Рушд).
91. 3) XIII в., «золотой век» схоластики
• Представители этого этапа – Фома Аквинский, Бонавентура,Иоанн Дунс Скот. Для «золотого века» схоластики была
свойственна тенденция к аристотелизму.
Подобно тому как выдающейся фигурой патристики
является Аврелий Августин, символом схоластики считают
Фому Аквинского (1221 – 1274). Он строит свою
теологическую систему, опираясь на Аристотеля.
Как и многие философы Средневековья, Фома
рассматривает соотношение разума и веры. Вера в
христианские истины выше разума, считает Фома. Умом
нельзя понять, например, триединство Бога или Его чудесное
воскресение.
92. В «Сумме теологии» Фомы Аквината представлены 5 доказательств бытия Бога:
• 1. Доказательство от движения. Каждый предмет движимдругим, кроме перводвигателя, коим и является Бог.
• 2. Доказательство от причины. Все, что существует в мире,
имеет свою причину. Следовательно, должна быть последняя,
абсолютно необходимая причина всего.
• 3. Доказательство от возможности. Мир состоит из вещей,
которые в своем существовании случайны.
• 4. Доказательство от совершенства. В мире существует
градация совершенств.енные, коим и является Бог.
• 5. Доказательство от цели. Если в мире все целесообразно, то
должна быть некая причина этой целесообразности и порядка, и
это именно Бог.
93. 4) XIV в., поздняя схоластика
4)XIV
в.,
поздняя
схоластика
• Представитель этого последнего этапа схоластики – Уильям
Оккам (1280 – 1349), номиналист, знаменитый благодаря своему
«правилу бритвы».
Очень важным в проблематике средневековой схоластики
был спор о природе общих понятий – универсалий. Существуют
ли универсалии в объективной реальности, или же они
существуют только в сознании индивида? В зависимости от
понимания природы универсалий формируются следующие
позиции. Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома
Аквинский) считали, что универсалии реально существуют.
Согласно А. Кентерберийскому, они существуют в божественном
разуме, но не в вещах. Это позиция крайнего реализма.
94. Номиналисты (от лат. nomen – имя) отрицали реальность универсалий и считали, что существуют только единичные вещи
Согласно умеренным реалистам (Ф. Аквинский), вбожественном разуме универсалии существуют как идеи вещей, в
уме человека – в качестве понятий, в вещах – в виде их
сущностей. Крайний номиналист И. Росцеллин (XI в.) утверждал,
что универсалии представляют собой только имена. Умеренный
номиналист У. Оккам (XIV в.) считал универсалии удобными
словесными
формами,
необходимыми
в
логике.
Концептуалисты (от лат. conceptus – понятие) представляли
среднюю позицию между реализмом и номинализмом. Согласно
П. Абеляру (XII в.), общие понятия сами по себе не существуют,
но это и не просто слова. Концепты – доопытные мысленные
образования, необходимые человеку для познания мира.
95. 4. Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения занимает временной период сXV по XVI в. Термин «возрождение» начинает использоваться с
середины XVI в. (Лоренцо Валла, Джорджо Вазари).
Принято считать, что в эту эпоху возрождалась культура
Древней Греции и Древнего Рима.
Философы обратились к наследию античности, поскольку
представления об иерархичности мира, в котором главное место
занимает Бог, потеряли свою актуальность; необходимы были
идеи, выходящие за рамки христианской теологии.
В такое толкование термина «возрождение» необходимо
внести уточнение.
96. На смену философскому принципу теоцентризма приходит принцип антропоцентризма
• Это означает, что в центре внимания философов теперьнаходится человек и человеческие проблемы. Если теоцентризм
видит везде проявление божественного, то антропоцентризм
центром мироздания считает человека. Из этого не делается
вывод о том, что природа является продуктом творения
человека.
• С принципом антропоцентризма тесно связаны гуманизм и
эстетизм эпохи Возрождения. Под гуманизмом понимают
воззрение, признающее ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье и самосовершенствование. Человек
достоин уважения в любой сфере жизни – социальной,
политической, экономической или религиозной.
97. Эстетизм эпохи Возрождения – это творчество и стремление к свободе
• Эстетизм эпохи Возрождения следует понимать какутверждение творческой натуры человека.
Средневековья: если Бог – творец мира, то и человек,
созданный по Его образу и подобию, является творцом.
Творческая природа человека: в искусстве, где человек
– создатель прекрасных шедевров;
• в науке, где человек – автор грандиозных научных
открытий; в политике, где человеку доступно
создание новых политических принципов;
• и даже в религии, поскольку здесь человек
стремится к свободе от церковных авторитетов.
98. Рассмотрим идеи выдающихся мыслителей эпохи Возрождения
• Николай Кузанский (1401 – 1464). Одна из выдающихся работКузанского – «Об ученом незнании», в которой он использует
метод, взятый из математики. В чем же заключалась концепция
ученого незнания, давшая название работе?
• Когда что-либо изучается, неизвестное сравнивается с
известным, неопределенное – с определенным. Такое познание
возможно, когда оно касается конечных вещей. Но в отношении к
вещам бесконечным оно невозможно, поскольку бесконечное,
например, Бог, ни с чем не сравнимо. Следовательно, познание
Бога – ученое незнание.
99. Марсилио Фичино (1433 – 1499)
• С 1462 г. возглавлял «платоновскую академию»,которая была не организованной школой, но, скорее,
союзом ученых и поклонников платоновской
философии.
• Фичино перевел большое количество текстов, в том
числе произведения Платона и неоплатоников.
• Как философ Фичино проявил себя в работах «О
христианской религии» и «Платоническая теология
о бессмертии души».
100. Пико делла Мирандола (1463 – 1494)
• теоретик доктрины человеческого достоинства.Его «Речь о достоинстве человека» была
самой известной декларацией гуманизма эпохи
Возрождения.
• Согласно этой доктрине, все творения Бога
определены быть тем, что они есть.
• Человек – единственный из творений, свойства
которого не предопределены, а заданы таким
образом, что человек сам себя лепит.
101. Мишель Монтень (1533 – 1592)
• автор «Опытов», произведения, в которомвозрождается античный скептицизм. Философская
программа Монтеня – познание человеком самого
себя. Человеку необходимо разобраться в себе для
достижения счастья, поскольку именно мудрость
определяет, как надо жить, чтобы быть счастливым.
Если античные скептики решают проблему
счастья отказом от познания истины, то Монтень
применяет правило: говорить жизни «да» при
любых обстоятельствах. Воля к жизни является
основой мудрости, величие человека в этом.
102. Эразм Роттердамский (1466 – 1536)
• автор трактата «Похвала глупости», в котором он излагает своюконцепцию глупости как некой чудесной метлы, которая срывает
маски и показывает вещи такими, какие они есть.
• Наилучшие из глупцов – те, кто обладает христианским
благочестием.
Томас Мор (1478 – 1535), друг и последователь Эразма,
автор знаменитого трактата «Утопия», в котором он описывает
идеальное государство.
• В этом государстве все равны, нет частной собственности и
денег; жители миролюбивы, следуют здравому смыслу и
здоровому образу жизни и т.д.
103. Николо Макиавелли (1469 – 1527)
• автор работы «Государь», в которой излагаетконцепцию политического реализма. Политик
должен опираться на реальные человеческие
качества и положение дел. Человек более плох,
нежели хорош, и поэтому правитель должен
принимать меры, чтобы держать народ в страхе.
Добродетель государя – это сила и здоровье,
хитрость и энергия, сильная воля и жесткость.
104. Джордано Бруно (1548 – 1600)
• наиболее сложный для понимания из философовВозрождения. Пытался соединить неоплатонизм и
языческую религию египтян. Как и у Плотина, у Бруно
высшее начало всего – Единое. От него произошел
Разум, а от Разума берут начало все формы материи.
Разум – это божественное в вещах.
• Целью Бруно было создание новой религии. Он не мог
найти общего языка ни с католиками, ни с
протестантами, поскольку ставил под сомнение
важнейшие догмы христианства. За свои идеи он
был осужден и приговорен к сожжению на костре.
105. Контрольные вопросы
• 1. Каким образом характер средневекового общества икультуры повлияли на философскую мысль? 2.В чем
состоит отличие средневековой философии от античной?
• 3. Как средневековые мыслители решали проблему
соотношения знания и веры?
• 4. Назовите и охарактеризуйте этапы истории
средневековой философии.
• 5. Каков вклад Августина Блаженного в философскую
культуру? 6.Раскройте смысл полемики схоластов об
универсалиях.
• 7. Почему учение Фомы Аквинского считается высшим
достижением схоластической философии?