Похожие презентации:
Философия древнего востока – древнекитайская философия
1. КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА №3 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА –
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Выполнила: ассоц. профессор ФОГП
Акбаева Л.Н.
Алматы, 2015
2. 1. Специфика и основные школы китайской философии 2. Основные понятия китайской философии 3. «Золотой век» китайской философии 4. Конфуцианс
ПЛАН ЛЕКЦИИ №3ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА –
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Специфика и основные школы китайской
философии
2. Основные понятия китайской философии
3. «Золотой век» китайской философии
4. Конфуцианство
5. Даосизм
6. Легизм
7. Моизм
Рекомендуемая литература
3. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА
4. 1. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• Древнекитайская философия уходит своими корнями в мифологическоемировоззрение.
•НЕБО (ТЯНЬ) является главным божеством. Ему был придан священнобожественный и морально-этический смысл. Небо регулирует всеобщий
космический и нравственный порядок: карает недостойных и
вознаграждает добродетельных.
ДЛЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРНО:
1. ВОСПРИЯТИЕ КИТАЯ – КАК ЦЕНТРА СУЩЕСТВУЮЩЕГО.
2. ПОНИМАНИЕ СОБЫТИЙ ИСТОРИИ КАК ЦИКЛИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
3. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И КОСМОСА КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО.
4. КОНСЕРВАТИЗМ СОЗНАНИЯ.
5. КОНФОРМИЗМ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.
6. ВОСПРИЯТИЕ ПОТУСТОРОННИХ СИЛ КАК РЕАЛЬНОСТЬ,
ОДУШЕВЛЕНИЕ УМЕРШИХ.
7. УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, СТАРШИМ, ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ДУХОВ.
5. 1. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФСКИМИ ШКОЛАМИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ЯВЛЯЮТСЯ:1. ДАОСИЗМ;
2. КОНФУЦИАНСТВО;
3. ЛЕГИЗМ;
4. МОИЗМ;
5. НАТУРФИЛОСОФИЯ (Школа ИНЬ и ЯН);
6. НОМИНАЛИЗМ (Школа имён).
КЛАССИЧЕСКИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
Книга перемен «И ЦЗИН» содержит первые представления о мире и
человеке в китайской философии. В ней разработан понятийный аппарат
и принципы философского мышления.
Элементы ИНЬ И ЯН приобретают понятийную форму. Основой
исходных текстов являются 64 гексаграммы или символы,
образованные комбинациями шести линий (черт). Приводятся
комментарии. Даются 64 категории мира в движении к универсальному
единству и понятийное истолкование мира, его принципов и места
человека в нём.
Движение ИНЬ И ЯН – это движение изменений в едином. «Чередование
Инь и Ян называется Путём (Дао), и этот путь проживают все вещи».
6.
7.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ«ИНЬ»И «ЯН» – рассматриваются как силы НЕБА и Земли,
которые приводят в порядок хаос, царящий в мире. Каждая вещь содержит
в себе начала «ИНЬ» И «ЯН», поочередно доминирующие и обеспечивающие
пульсацию перемен. Они противоположны друг другу, но в результате
их гармонии и единения появляется человек.
«ИНЬ» понимается как женское, рациональное начало, а
«ЯН» – как мужское, бессознательное начало мира.
«ДАО» – главная категория китайской философии. Означает правильный путь,
космический и нравственный закон. «ДАО» (букв. «вода») понимается как высший
принцип саморазвивающегося универсума, первоначало всего сущего,
генетическое единство мира: всё от него рождается и всё к нему возвращается.
«ДЭ» - это центральная категория китайской мысли, обозначающая силу
порождения и упорядочения. Благодаря силе «ДЭ» Небо (Небо-и-Земля)
порождает и взращивает все сущее. Правитель – «ван», являясь Сыном Неба,
приобщается к «великому дэ Неба и Земли» (космоса) и распространяет его на
мириады людей, гармонизируя Поднебесную.
«ЧЖИ» – понятие Конфуция, означает знание. Это не
праздное многознание, а знание того, что должно делать и как это сделать
(т.е. «знать свое дело»).
8.
9.
10.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ«ЖЭНЬ» – понятие Конфуция , означает гуманность.
Предполагает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе
солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи.
Смысл «ЖЭНЬ» заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей
в соответствии с «чином» каждого – старших и младших, господ и слуг.
«ЛИ» - понятие Конфуция означает ритуал, следование правилам церемониала .
Принцип «ЛИ» означает следование правилам благопристойности,
вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность.
Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание,
подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность.
«ЦИ» - это универсальный субстрат мира (эфир, воздух ), трактуется как
непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием
противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы).
«У ВЭЙ» - принцип отказа от всякой преднамеренности и целенаправленности
в действии . Позволяет совершенном мудрому приобщится к «ДАО»
как общемировому естественному ритму событий («следование естественности»).
«ЦЗЮНЬ ЦЗЫ» - «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» является воплощением знания,
посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое
начало в человеке.
11. 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
«ВЭНЬ» - стандарт цивилизованности, созданный совершеннымимудрецами-правителями древности.
«СЯО» - сыновняя почтительность, покорность воле родителей,
уважение к старшим.
«У СИН» –понятие натурфилософской школы,
означающее пять первоэлементов бытия.
«И» – справедливость, долг, честность.
12.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ –У СИН
ОГОНЬ
ДЕРЕВО
ВОДА
ЗЕМЛЯ
МЕТАЛЛ
СВОБОДА
13.
14.
15. 3. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
«ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ» КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯПЕРИОД С 6 ПО 3 ВВ. ДО Н.Э.
В ЭТО ВРЕМЯ ПОЯВИЛИСЬ КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ,
МОИЗМ, ЛЕГИЗМ, ШКОЛА НАТУРФИЛОСОФОВ
И ШКОЛА ИМЕН.
В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто
номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается
как зависящее от «ДЭ» каждого человека.
Родоначальники двух основных течений китайской философии –
КОНФУЦИЙ и ЛАО-ЦЗЫ –
вводят в связи с этим категорию «ДАО»
- пути как мерила должного индивидуального поведения.
16.
17. 4. КОНФУЦИАНСТВО
•КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создательодной из первых зрелых философских концепций и родоначальник
КОНФУЦИАНСТВА - этико-политического учения со 2 века до н.э.
до Синьхайской революции 1911-13 г. являвшегося
официальной государственной идеологией Китая.
Основные взгляды КОНФУЦИЯ изложены в книге «ЛУНЬ ЮЙ»
(«Беседы и суждения»). Центральной темой его взглядов были отношения
правителя- «вана» и Неба как источника благодати - магической силы
«дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал
«Поднебесную» (общество).
У Конфуция «ДЭ» перестает быть прерогативой правителя - каждый
человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него
повлиять; при этом «дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает
«достоинство», «добродетель».
Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве
мерила земных дел указывает путь – «дао», следование которому и
обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы,
трактовавшего «дао» как вселенский принцип, Конфуций понимает его
как человеческое «дао» - истинный принцип человеческих деяний.
18. 4. КОНФУЦИАНСТВО
Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает• «ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ» - «БЛАГОРОДНОГО МУЖА», описание которого
находится в центре внимания философа. К числу основных качеств
«цзюнь-цзы» относятся пять добродетелей:
«ЖЭНЬ» - гуманность, «И» - справедливость, «ЧЖИ» - знание «ЛИ» - ритуал,
порядок; «СЯО» - сыновняя почтительность.
«ЖЭНЬ» означает отношения между людьми в обществе в духе
солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Т.е. они
должны исполнять взаимные обязанности в соответствии с «чином каждого»
- старший и младший, господа и слуги.
Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает
«ИСПРАВЛЕНИЕ ИМЕН»: правитель должен быть правителем
(вести себя как правитель), подданный - подданным и т.п.
• «ЧЖИ» у Конфуция – это знание того, что должно делать и как это сделать.
• Выражая интересы наследственной аристократии, Конфуций объявил
власть правителя (государя) священной, дарованной НЕБОМ.
• Разделение людей на высших и низших - «БЛАГОРОДНЫХ МУЖЕЙ» и
«МЕЛКИХ ЛЮДИШЕК» - всеобщим законом справедливости. В основе
социального
устройства
Конфуций
видел
нравственное
самосовершенствование и соблюдение норм этикета («ЛИ»).
19. 3. КОНФУЦИАНСТВО
• Принцип «ЛИ» означает следование правилам благопристойности,вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность.
Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и
самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна
устойчивая социальность. Строго следуя правилам «ЛИ», «благородный
муж»,
по
Конфуцию,
поддерживает
«ВЭНЬ»
стандарт
цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями
древности.
Конфуцианское «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» поведения людей в обществе
гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций:
«Я подражаю старине, а не сочиняю».
Конфуций редактировал древнейшие канонические тексты –
«Шу цзин» и «Ши цзин», а также написал комментарий к «И цзин».
• При империи Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) КОНФУЦИАНСТВО
превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически
стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом
сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
20.
4. КОНФУЦИЙ21. 5. ДАОСИЗМ
ДАОСИЗМ –одна из основных религиозно-философских школ.
Учение о ДАО или «ПУТИ ВЕЩЕЙ».
Как особая система философствования
возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э.
Философии даосизма присущи натурализм, начало
диалектического мышления и элементы религиозной мистики.
Основоположником ДАОСИЗМА принято считать
ЛАО-ЦЗЫ (позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. –
был канонизирован как святой).
Видными представителями Даосизма (4-3 вв. до н.э.) являлись
Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др.
В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится
тема «ДАО-ПУТИ», которым следует идеальный человек,
накапливая тем самым силу-добродетель «ДЭ»,
упорядочивающую Поднебесную (общество).
22.
ЛАО-ЦЗЫ23. 5. ДАОСИЗМ
ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. до н.э.) – основатель учения о «ДАО».Главный труд – «Дао дэ цзин» («Книги о дао-пути и благой си-ле-дэ»).
«ДАО» - «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» предшествует миру оформленных вещей («ю»)
и относится к непроявленному бытию («у»).
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ «ДАО» ИМЕЕТ ДВА ЗНАЧЕНИЯ:
1. ПУТЬ по которому следуют в своём развитии человек и природа,
универсальный мировой закон;
2. СУБСТАНЦИЯ, от которой произошёл весь мир.
Не имеющее никакой внешней определенности, «ДАО» отождествляется с
пустотой, но это рождающая пустота, идея спонтанного изменения («все
сущее изменяется само собой») и взаимоперехода противоположностей
(«превращение в противоположность - движение дао»).
Порождающее действие «ДАО» изображено в «Дао дэ цзин» в виде
следующей последовательности: «дао» рождает одно (частицы – «ци»
как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала
«инь» и «ян»), два рождают три (великую триаду Небо - Человек - Земля),
а три рождают все вещи.
24. 5. ДАОСИЗМ
•«ДАО» И «ДЭ» в концепции Лао-цзы неразрывно связаны: «дао»рождает вещи, «дэ» взращивает-совершенствует их.
• В «Дао дэ цзин» различаются высшее и низшее «дэ». Последнее
связывается с конфуцианской стратегией культуро-творческого усилия и
совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний «ли»; в
противоположность этому «совершенномудрый», содержащий в себе
высшее
«дэ»,
естественностью
и
гармоничностью
подобен
новорожденному.
• Совершенномудрый, как и «дао», «действует недеянием», все создавая,
ничего не присваивает и ни над чем не властвует. Только «добродетельдэ», основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если
отступление от «дао» ведет к смуте и гибели, то при сохранении «дао»
Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов
успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни.
• Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой,
уподобляется вечному «дао» вплоть до отождествления («кто служит дао,
тот тождествен дао»).
25.
26.
6. ЛЕГИЗМ, МОИЗМЛЕГИЗМ (6-3 вв. до н.э.) – учение школы законников фацзя, древнекитайское
этико-политическое учение об управлении человеком,обществом, государством.
Основатели ШАН ЯН и ХАНЬ ФЭЙ.
Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на
равенстве всех перед законом. Исключением являлся лишь сам правитель –
единственный творец законов.
Доказывали, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо
хорошо разбираться в психологии людей, чтобы успешно управлять ими.
Основные методы воздействия – награды и наказания, с превалированием
наказаний.
ЛЕГИЗМ сыграл решающую роль в формировании императорскобюрократической системы управления.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛЕГИЗМА:
1) государственное регулирование экономики; 2) систематическое обновление
государственного аппарата; 3) введение единого принципа присвоения рангов,
должностей, привилегий; 4) цензорский надзор над деятельностью работников
государственного аппарата.
МОИЗМ – философское учение, основанное МО-ЦЗЫ (5-3 вв до н.э.),
оставшийся единственным её выдающимся представителем. Главный труд –
трактат «Мо-цзы» (создавался на протяжении двух веков).
Основное внимание уделяли проблемам логики и гносеологии.
Выступая против школы минцзя, утверждали принципы
«истинности имён», отражающих действительность.
27.
28. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы,
2010. -287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2., Алматы,
2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей.
Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.-400
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д:
Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет, 2008.-400
с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.:
Академический проспект, 2007.-688 с.
29. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ1. Основы философии: Учебник/Кохановский В.П. и др.,-Р
на-Д: Феникс, 2007.-315 с.
2. Абишев К, Философия:Учебник для студ. и аспирант.Алматы: Ин-т философии и политологии МНиВО РК, 2000.250 с.
3. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник.-М.:
Гарадарики, 2002.-368 с.
4. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное
пособие.- М: Высшая школа, 2004.-207 с.
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,
смерти и бессмертии: Древний мир - эпоха Просвещения:
Сб. ст.-М.: Политиздат, 1991.-464 с.
6. Сумерки богов (Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А.Камю,
Ж.-П. Сартр). – М., 1989.