ПЛАН ЛЕКЦИИ №6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ
3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ
4. СУФИЗМ
5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ
АЛЬ-КИНДИ
6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ
ИБН-СИНА
7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ
АЛЬ-ФАРАБИ
8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА
9. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ
АЛЬ-ГАЗАЛИ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
387.00K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая арабоязычная философия

1.

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА № 6.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Выполнила: ассоц. проф., к.ф.н. Акбаева А.Н.
Алматы, 2015

2. ПЛАН ЛЕКЦИИ №6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ
ФИЛОСОФИИ.
2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ. МУТАЗИЛИТЫ.
4. СУФИЗМ.
5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ.
6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ.
7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ.
8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА.
9. ФИЛОСОФИЯ: АЛЬ-ГАЗАЛИ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

3. 1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

•Философия средневекового мусульманского Востока называется
арабоязычной философией, так как её создателями наряду с арабами
были персы, евреи, турки, испанцы, то есть все народы, входящие в
состав Арабского халифата (от Туркестана до Испании).
Арабоязычная философия в своём развитии прошла два основных этапа:
1-й этап: 7-9 вв. – период зарождения арабской философии;
2-й этап: 9-15 вв. – период усвоения древнегреческой философии
арабской философией.
К ВАЖНЕЙШИМ ЧЕРТАМ АРАБОЯЗЫЧНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ:
1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.);
2. Свобода ислама от инквизиции и статуса «святости» (как у христианских
теологов) и отсюда независимости философии от богословия (у ибн-Рушдта);
3. Расцвет мусульманского рационализма (9-12 вв.) (аль-Фараби, ибн-Рушдт);
4. Доминирование схоластической философии;
5. Мистическое направление в философии (у аль-Газали и др.).

4. 2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Основными философскими и религиозными направлениями
СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) МУТАКАЛЛИМЫ
1. КАЛАМ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
в) АШАРИТЫ
б) МУТАЗИЛИТЫ
2. СУФИЗМ
3. СООБЩЕСТВО «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ»
4. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ (АРИСТОТЕЛИЗМ)

5. 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ

КАЛАМ (букв. - речь) –
мусульманская религиозно-философская дисциплина,
спекулятивная теология в исламе.
Представители калама – мутакаллимы.
Для калама характерно учение о постоянном
обновлении акциденций – идея т.н. «перманентного творения» мира богом.
Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты
разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на
рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама»
(дакик ал-калам, латиф ал-калам) –
вопросы онтологического и натурфилософского характера.
Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты).
Согласно мутакаллимам тварный мир состоит из субстанций (джавахир)
и акциденций (а,рад), возникающих во времени.

6. 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ

Систематическую разработку КАЛАМ получил в
ШКОЛАХ МУТАЗИЛИТОВ (9-10 вв).
МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем,
которые составили ядро Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам):
1.Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности
и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана);
2. Божественная справедливость
(соотношение божественного предопределения и свободы воли человека);
3. Статус верующего в мусульманской общине;
4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках;
5. Политико-религиозная доктрина.

7. 4. СУФИЗМ

СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) –
мистическое течение в исламе (8 в., Ирак, Сирия).
В суфизме сочетаются идеалистическая метафизика с аскетической практикой.
Суфизм основан на постепенном приближении прозелита (мурида)
посредством мистической любви к познанию бога и к конечному слиянию с ним.
Значительную роль играет старец-наставник (муршид), ведущий прозелита
по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.
Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому
путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти»
мурида.
Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби
создал учение о халл – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на
пути к богу.
Джунайд (ум. в 909) создал учение о ФАНА – мистическом растворении
суфия в боге.
Первый этап мистического пути он назвал – ШАРИАТобщемусульманский религиозный закон; вторым – суфийский путь – ТАРИКАТ
и третьим – ХАКИКАТ – мистическое постижение истины в боге.
Одна из основ ислама ТАУХИД – аскетическая жизнь суфия
в трансцендентном единении с богом.

8. 5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ

В 9 веке начался новый этап арабоязычной философии –
Восточный Ренессанс или Восточный перипатетизм.
Характерные черты философии Восточного перипатетизма:
1. Перевод на арабский язык произведений Аристотеля
– логики, метафизики и физики;
2. Идеи эманации (у аль-Фараби) и провидения (у Ибн-Сины);
3. Тесная связь с конкретными науками – медициной, астрономией,
математикой.
Представители Восточного перипатетизма (Аристотелизма):
АЛЬ-КИНДИ,
ИБН-СИНА (АВИЦЕННА),
АЛЬ-ФАРАБИ,
ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС).

9.

5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ:
ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ
Аль-Кинди (800-870 гг.) – арабский философ, врач, математик, первый
представитель арабского аристотелизма. Автор 200 работ (сохранилось
40 трактатов), в том числе комментариев к сочинениям «Категории» и
«Вторая аналитика» Аристотеля.
Был тесно связан с мутазилитами.
Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях бытия,
он выдвинул учение о 5 ПРАСУБСТАНЦИЯХ, к которым пречислил:
- материю;
- форму;
- движение;
- пространство;
- время.
Выдвинул идею о познаваемости мира человеческим разумом. Причём
абстрактное мышление связано с чувственным опытом.
В классификации наук теоретические дисциплины связывает с
практикой.

10. АЛЬ-КИНДИ

11. 6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ

ИБН-СИНА (980-1037 гг.) - АВИЦЕННА – врач, философ, представитель
восточного аристотелизма.
Главный энциклопедический труд – «КНИГА ИСЦЕЛЕНИЯ». Она
состоит из 4 разделов: логика, физика, математические науки (геометрия,
арифметика, музыка и астрономия) и метафизика.
Как учёный естествоиспытатель ИБН-СИНА признавал
объективное существование природы.
Мир не имеет начала во времени, а «тварность» его означает
онтологическую зависимость множества пребывающих во времени
«бытийно-возможных-самих-по-себе»
вещей от вневременного, единого, безымянного
«бытийно-необходимого-самого-по-себе» первоначала (Бога),
делающего их «бытийно-необходимыми-благодаря-другому».
Исхождение от бога связывается с термином ЭМАНАЦИЯ.

12. ИБН-СИНА

13. 7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ

АЛЬ-ФАРАБИ (870-950 гг.) – философ, учёный-энциклопедист Востока,
крупнейший представитель восточного аристотелизма, комментатор
Аристотеля и Платона.
Отсюда почётное прозвище – «ВТОРОЙ УЧИТЕЛЬ».
Первым на Востоке выдвинул идею «ЭМАНАЦИИ» истекании мира из Божества в силу естественной необходимости,
где Бог является перводвигателем и первоисточником мира,
в последующем развивающийся самостоятельно.
Главные философские труды – «Трактат о взглядах жителей
добродетельного города», «О путях достижения счастья», «Трактат о
классификации наук», «Большая книга о музыке».
Развивает утопическое учение о «добродетельном городе», руководимом
философом, который передаёт рядовым согражданам истины философии
в образах подражающей ей «идеальной религии» (основанной на учении
об эманации).
. Спекулятивной теологии отводит роль служанки философии
Философия опирается на аподиктические (доказательные)рассуждения,
спекулятивная теология – на диалектические (вероятностные)
софистические рассуждения, а религия – на риторические и поэтические
рассуждения.
Акцентирует мысль о социальном предназначении философии как
источника гражданских и интеллектуальных добродетелей.

14. АЛЬ-ФАРАБИ

15. 8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА

ИБН-РУШД (1126-1198 гг.) – латинизированное имя АВЕРРОЭС –
философ, представитель восточного аристотелизма. Большинство его
философских сочинений представляют собой комментарии к трудам
Аристотеля (отсюда почётное прозвище Комментатор).
Трактат «Самоопровержение самоопровержения» направлен против
критики философов Аль-Газали.
Автор теории «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ»,
согласно которой
ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТИНЫ РАЗДЕЛЬНЫ.
Истина – одна, и постигается она философами, которые способны
согласовать с положениями философии любые догмы религии путём
их аллегорического толкования
(трактат «Рассуждения, выносящие решение относительно связи
между философией и религией»)

16. 9. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ

• АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) - мусульманский теолог и философ.
Основные труды – «Избавляющий от заблуждения», «Самоопровержение
философов», «Намерение философов».
Встретил резкую критику со стороны Ибн-Рушда. Подверг критике
восточный аристотелизм (аль-Фараби, Ибн-Сина). В то же время дал его
классическое изложение.
Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ - это
МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ.
Развивал идею о невозможности рационального познания бога,
поскольку Бог есть высшая истина.
Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания,
выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого
испытавшего его индивида.
Аль-Газали не отрицал достоверности знаний, построенных
рациональных основаниях наук о закономерностях окружающего мира.
на

17. АЛЬ-ГАЗАЛИ

18. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1.,
Алматы, 2010. -287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2.,
Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей.
Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ,
2008.-400 с. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник,
МГУ, 2008.-400 с.
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д:
Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет,
2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.:
Академический проспект, 2007.-688 с.
English     Русский Правила