Человек как главная философская проблема.
Человек безмерно сложен и неисчерпаем.
Сознательное и стихийное.
Августин Блаженный
3. Структура человеческих потребностей.
Желание распознать логику окружающего мира.
Смысл проблемы сознания и трудности её решения.
Концепции происхождения человека и сознания.
Эволюционная теория Ч. Р. Дарвина.
Трудовая теория происхождения человека (Ф. Энгельс).
Теория космических прародителей.
257.50K
Категория: ФилософияФилософия

Человек как главная философская проблема

1. Человек как главная философская проблема.

1. Образ человека в различных
философских концепциях.
2. Соотношение сознательного и
стихийного в человеке.
3. Структура человеческих
потребностей.
4. Концепции происхождения человека и
сознания.

2.

• «Человек - животное
политическое». (Аристотель)
• «Человек – уникальное
коммуникативное существо». (М.
Бубер)
• «Человек – создатель второй
природы – мира культуры».

3.

1. «Человек» – высшая ступень живых
организмов на земле, уникальное
создание, наделённое телесностью,
разумом и душой.
* Человек стал размышлять о том, кто
он такой, едва научившись выражать
свои мысли и чувства посредством
символов и знаков.
* Вероятно, эта глубинная и трудно
насыщаемая потребность раскрыть
собственную тайну и составляет
сущность человека.

4.

• В древней философии (Китай, Индия,
Греция) человек мыслится как часть
космоса, малый мир, «микрокосм».
• Человек содержит в себе все
основные элементы и стихии
космоса.
• Состоит из тела, души и духа.
• В учении о переселении душ грань
между живыми существами
(растениями, животными, человеком,
богами) оказывается весьма
призрачной.

5.

• В средневековой философии
возникает понимание человека как
индивидуальности.
• Человека рассматривают как храм,
как вместилище богатейших чувств.
• Человек несёт на себе знак
божественного предназначения.
• Телесная сущность человека
объявляется греховной.

6.

• Эпоха Возрождения воспевает
безграничные творческие
способности человека.

7.

• В философии Нового времени
главным в человеке признаются его
мыслительные способности.
• «Мыслю, следовательно,
существую» - провозглашает лозунг
новой эпохи Р. Декарт.

8.

• Немецкий философ И. Кант считал,
что вопрос «Что такое человек?» является основным вопросом
философии.
• «Человек принадлежит двум
различным мирам – миру природной
необходимости и миру нравственной
свободы, то есть то, что делает из
человека природа и то , что он сам,
как свободно действующее существо
делает, может и должен делать из
себя сам».

9.

• В иррационалистических концепциях
XIX-XX вв. (Ницше, Шопенгауэр,
Фрейд, экзистенциализм)
доминирующими в человеке
признаются внемыслительные
способности – чувства, воля,
инстинкты.

10. Человек безмерно сложен и неисчерпаем.

• В этой множественности
образов и заключается
трудность расшифровки
проблемы человека.

11. Сознательное и стихийное.

• Долгое время философы
подчёркивали, что уникальность
человека в том, что он обладает
особым даром –
• сознанием,
• логикой,
• интеллектом.

12.

• «Человек разумный» – эта истина долгое
время казалась бесспорной и очевидной.
• Интеллектуальные реакции человеческого
мозга воспринимались как нечто
механическое.
• Считалось, что человеческий ум
действует безотказно, на основе
безупречной логики.
• Человек способен справиться с
эмоциями, со стихийными волевыми
порывами.
• Ни одно живое существо, кроме человека,
на это не способно.

13.

• Однако уже Платон заметил, что глубинная
человеческая природа мало согласуется с
установками разума.
• Человек способен на стихийные слепые
поступки.
• Он постоянно демонстрирует своеволие,
разрушая едва возникший порядок.
За пределами человеческой разумности
обнаруживается огромная сфера
человеческой стихийности.

14.

• Муравей, выдавивший сок из тли,
несёт его в муравейник.
• Он повинуется природному
инстинкту.
• Он никогда не скажет: «Мне это
надоело. Просачкую-ка я денёк или
съем втихаря эту капельку, а дома
скажу – не было!»
• Насекомое не знает лжи.
• Но оно не знает и свободы.
• Проблемы свободы нет, выбор
отсутствует.

15.

• В человеческом сообществе
добиться такой слаженности и
чёткости никогда не удастся.
• Человек может быть разумным,
но его иррациональные свойства
гораздо ощутимее.

16. Августин Блаженный

«Разум – одно из наиболее
сомнительных и
неопределённых свойств
человека. Значение его неясно,
происхождение таинственно и
тайна эта постижима только
божественным откровением».

17. 3. Структура человеческих потребностей.

• Современный американский философ
Эрих Фром, изучая специфическую
природу человеческих потребностей
выделяет следующие базовые
потребности:
• потребность в общении: изолированный
от общества человек утрачивает
культурные стандарты.

18.

• потребность в творчестве: в
отличие от пассивного
приспособления, присущего
животным, люди стремятся
преобразовать мир, а это
невозможно без поиска идеального.
• Занимаясь творчеством (творя)
человек входит в царство
свободы.

19.

• потребность в ощущении
глубоких корней, гарантирующих
прочность и безопасность жизни
(материнская и отцовская любовь).

20.

• стремление к уподоблению,
часто ведущее к
идолопоклонству.
• Человек стремиться понять самого
себя. Но это удел избранных.
• Гораздо чаще человек постоянно
меняет свои представления о самом
себе.
• Человек нуждается в системе
ориентаций.

21. Желание распознать логику окружающего мира.

22. Смысл проблемы сознания и трудности её решения.

• Сознание – особое состояние,
доступное только человеку,
способность мгновенно
связывать то, что человек
увидел, услышал и то, что он
почувствовал, подумал,
пережил.

23.

• Проблема сознания – одна из самых
трудных и загадочных.
• Перед взором человека предстаёт
мир, разворачивается картина
бесчисленных предметов, их
свойств, событий, процессов.
• Люди пытаются разгадать тайны
мироздания, объяснить причины
своих переживаний, понять смысл
своего существования.

24.

• Все наши чувства и мысли
проходят через то, что
называется сознанием.
• Проблема сознания в
философии имеет два уровня:
* описание самого феномена
сознания;
* попытки объяснить его
происхождение.

25. Концепции происхождения человека и сознания.

• Религиозная концепция:
Человек был создан богом по своему
образу и подобию, то есть
изначально наделён разумом и
сознанием.
* Как согласовать эту теорию с
фактами науки, данными
палеонтологии, со здравым
смыслом?

26. Эволюционная теория Ч. Р. Дарвина.

• Возникновение человека и сознания –
результат природной эволюции, в основе
которой,
• естественный отбор,
• наследственность,
• изменчивость,
• борьба за существование,
• половой отбор,
• генетические мутации.

27.

• Эта теория опиралась
• на сравнительно-анатомические
данные (сходство облика человека и
обезьяны, наличие атавизмов)
• изменчивость людей под влиянием
различных природных условий;
• факты эмбриологии;
• палеонтологические находки
переходных форм от обезьяны к
человеку (австралопитек,
питекантроп, синантроп,
неандерталец, кроманьонец)

28.

• Самое уязвимое место этой
теории – отождествление
человека с его внешним,
анатомическим обликом.
• Она не может объяснить как
формировались сознание и
разум, без которых человек не
является человеком.

29.

• На определённом этапе развития
эволюция уходит внутрь и
становится столь интенсивной, что
спустя «планетарный миг» проявила
себя во вне одновременно по всей
территории
• каменными орудиями,
• групповой организацией,
• речью,
• использованием огня,
• произведениями искусства.

30. Трудовая теория происхождения человека (Ф. Энгельс).

• Именно труд, начинающийся с
изготовления орудий, создал человека.
• В ходе трудовой деятельности рука
становиться всё более гибкой и
свободной.
• Одновременно развивается мозг.
• Возникает более тесное сплочение людей.
• Формируется потребность в общении.

31.

• Перечисленные факторы объясняют
изменения анатомические.
• Сознание и разум предполагают
наличие мозга, но не сводятся к нему.
• Животные тоже в ряде случаев
осуществляют орудийную
деятельность, но эта способность не
приводит к преодолению границ
животного мира.

32. Теория космических прародителей.

• Жизнь на землю была занесена из далёких
глубин космоса в виде бактерий,
микроорганизмов.
• Или же инопланетный разум вмешался в
развитие земной жизни, придав ей новое
качество.
• Эту теорию трудно обсуждать.
• Как же жизнь и сознание возникли в
космосе?
English     Русский Правила